ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда СССР от 19.10.1971 n 9 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ОТ НАКАЗАНИЯ И ЗАМЕНЫ НЕОТБЫТОЙ ЧАСТИ НАКАЗАНИЯ БОЛЕЕ МЯГКИМ


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 1971 г. N 9
О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО
ОСВОБОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ОТ НАКАЗАНИЯ И ЗАМЕНЫ
НЕОТБЫТОЙ ЧАСТИ НАКАЗАНИЯ БОЛЕЕ МЯГКИМ
Рассмотрев материалы обобщения судебной практики, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды в основном правильно применяют условно-досрочное освобождение от наказания и замену неотбытой части наказания более мягким наказанием.
Вместе с тем в практике применения судами условно-досрочного освобождения от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким наказанием имеются недостатки и нарушения закона, снижающие воспитательное воздействие этих мер.
Вопреки требованию закона, допускающему применение условно-досрочного освобождения от наказания и замену неотбытой части наказания более мягким наказанием только к тем осужденным, которые примерным поведением и честным отношением к труду доказали свое исправление, некоторые суды применяют эти меры к лицам, не доказавшим своего исправления.
В отдельных случаях суды принимают решения об условно-досрочном освобождении от наказания и о замене наказания более мягким без надлежащей проверки содержащихся в представлении данных о личности осужденного исходя лишь из сведений об отбытии осужденным установленной законом части наказания и отсутствии у него взысканий за нарушение режима или уклонение от работы.
Наряду с фактами неправильного применения условно-досрочного освобождения в судебной практике встречаются случаи необоснованного отказа в условно-досрочном освобождении по основаниям, не предусмотренным законом.
Суды не предъявляют должной требовательности к органам, ведающим исполнением наказания, в отношении качества вносимых представлений об условно-досрочном освобождении или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием; многие представления не содержат необходимых данных для принятия по ним правильного решения.
Нередко суды допускают различного рода упрощения процесса при рассмотрении дел об условно-досрочном освобождении. В определениях об условно-досрочном освобождении или об отказе в нем не всегда содержатся мотивы, на основе которых суд пришел к тому или иному решению.
Судами по-разному решается вопрос о возможности применения условно-досрочного освобождения к лицам, освобожденным от отбывания лишения свободы с направлением на стройки народного хозяйства, а также условно осужденным к лишению свободы с обязательным привлечением к труду в тех случаях, когда эти лица направляются судом для отбывания наказания в места лишения свободы.
В целях устранения отмеченных недостатков и правильного разрешения вопросов, возникающих в судебной практике по условно-досрочному освобождению от наказания и замене неотбытого срока наказания более мягким наказанием, Пленум Верховного Суда СССР постановляет дать судам следующие руководящие разъяснения:
1. Обратить внимание судов, что точное и неуклонное исполнение требований закона об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким наказанием имеет исключительно важное значение в деле перевоспитания осужденных, сокращения случаев совершения повторных преступлений и усиления борьбы с преступностью.
2. В соответствии с требованиями закона суды, разрешая вопрос о возможности применения условно-досрочного освобождения от наказания или замены неотбытой части наказания более мягким наказанием, обязаны обеспечить строго индивидуальный подход к каждому осужденному. Условно-досрочное освобождение от наказания, равно как и замена неотбытой части наказания более мягким наказанием, может быть применено только к тем осужденным, которые, отбыв предусмотренную законом часть наказания, примерным поведением и честным отношением к труду, а лица, совершившие преступление в возрасте до восемнадцати лет, кроме того и честным отношением к обучению, доказали свое исправление.
3. Суды должны тщательно исследовать обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о применении условно-досрочного освобождения от наказания к осужденному, как то: не исключается ли применение условно-досрочного освобождения и замены наказания более мягким в силу ст. 44.1 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик; подлежит ли осужденный освобождению по отбытии одной трети, половины или двух третей срока назначенного наказания; какая часть срока наказания им фактически отбыта.
Вывод суда об исправлении осужденного должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период нахождения в исправительно-трудовом учреждении, а не за время, непосредственно предшествующее рассмотрению представления. В частности, необходимо учитывать сведения о соблюдении осужденным режима в исправительно-трудовом учреждении, его отношении к труду и обучению, участии в общественной жизни и т.п.
4. Судам надлежит устанавливать, принимались ли администрацией мест лишения свободы меры к выяснению возможностей трудоустройства и передачи осужденных, в отношении которых сделано представление об условно-досрочном освобождении, под наблюдение коллективов предприятий, учреждений или отдельных лиц, шире практиковать при наличии согласия указанных коллективов и лиц возложение на них обязанности по наблюдению за условно-досрочно освобожденными и проведению с ними воспитательной работы.
5. Суды не должны принимать к своему производству представления об условно-досрочном освобождении, не отвечающие требованиям, предъявляемым к ним ст. 99 Исправительно-трудового кодекса РСФСР и соответствующими статьями исправительно-трудовых кодексов других союзных республик, в частности не содержащие данных, характеризующих поведение осужденного, его отношение к труду и обучению за все время отбывания наказания и свидетельствующих о том, что он доказал свое исправление, а также сведений об отбытии установленной законом части срока наказания.
Если в представленных материалах не содержится достаточных данных для рассмотрения дела и в ходе судебного заседания восполнить их невозможно либо нет выписки из решения наблюдательной комиссии или комиссии по делам несовершеннолетних, судья в ходе подготовки дела к слушанию единолично возвращает эти материалы для соответствующего оформления, а если это обнаружилось в судебном заседании, то суд выносит соответствующее определение с указанием оснований, по которым материал возвращен.
6. В практике судов не должны иметь место случаи как неправильного условно-досрочного освобождения, так и необоснованного отказа в освобождении от наказания осужденных, доказавших свое исправление. В частности, суды не вправе отказывать в условно-досрочном освобождении по мотивам, не указанным в законе, таким, например, как прошлая судимость, если осужденный не является особо опасным рецидивистом, мягкость назначенного наказания, кратковременность пребывания осужденного в данном исправительно-трудовом учреждении.
7. Разъяснить судам, что вопрос о возможности применения или неприменения условно-досрочного освобождения от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким должен решаться в соответствии с законом, действующим в данный момент, а не с законом, действовавшим во время совершения преступления.
В связи с этим не подлежит условно-досрочному освобождению осужденный, отбывающий наказание за преступление, указанное в ст. 44.1 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, независимо от того, когда и по какому закону он был осужден.
8. При решении вопроса о возможности применения условно-досрочного освобождения от наказания или замены наказания более мягким к осужденному в составе группы за хищение государственного или общественного имущества, совершенное до введения в действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1961 г. "Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями", суды должны устанавливать, являлся ли осужденный соучастником хищения в особо крупном размере. Если будет установлено, что осужденный участвовал лишь в отдельных эпизодах хищения и не являлся соучастником хищения в особо крупном размере, то он, хотя общий размер похищенного другими осужденными по делу был особо крупным, может быть по отбытии установленной законом части срока наказания условно-досрочно освобожден или наказание ему заменено более мягким.
9. Судам необходимо особо внимательно относиться к рассмотрению дел об условно-досрочном освобождении от наказания и замене наказания более мягким в отношении осужденных, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет.
При этом следует иметь в виду, что к осужденным, отбывающим наказание за преступление, совершенное в возрасте до восемнадцати лет, условно-досрочное освобождение от наказания или замена наказания более мягким могут быть применены при наличии оснований, предусмотренных ст. 45 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, независимо от характера совершенного ими преступления.
При замене этим осужденным наказания более мягким применение высылки или ссылки не допускается.
Если осужденный, отбывающий наказание за преступление, совершенное в возрасте до 18 лет, во время отбывания наказания после достижения 18 лет совершит новое преступление, не исключающее условно-досрочное освобождение, вопрос о его условно-досрочном освобождении решается в порядке, предусмотренном ст. 44 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Это правило не применяется в тех случаях, когда за первое преступление, совершенное в возрасте до 18 лет, осужденный может быть условно-досрочно освобожден по отбытии не менее двух третей назначенного наказания, а за вновь совершенное преступление после достижения 18 лет - по отбытии не менее половины наказания. В указанных случаях осужденный может быть условно-досрочно освобожден в порядке, предусмотренном ст. 45 тех же Основ, лишь по отбытии не менее двух третей наказания, назначенного по совокупности приговоров.
10. Рассматривая представление об условно-досрочном освобождении от наказания, суд не вправе заменять неотбытый срок лишения свободы условным осуждением, сокращать неотбытый срок наказания или применять к осужденному условное освобождение от наказания с направлением на стройки народного хозяйства, а может лишь условно-досрочно освободить осужденного либо заменить ему неотбытую часть наказания другим, более мягким наказанием или отказать в этом.
11. При условно-досрочном освобождении суды не должны устанавливать какой-либо испытательный срок, поскольку по смыслу ст. ст. 44 и 45 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик таким сроком является неотбытая часть наказания. В связи с этим в определении об условно-досрочном освобождении необходимо указывать неотбытую часть наказания, от отбытия которой осужденный освобождается.
12. При условно-досрочном освобождении от основного наказания осужденных, к которым были применены дополнительные наказания, перечисленные в ч. 6 ст. 44 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, суды во всех случаях по представлению органа, ведающего исполнением наказания, или по своей инициативе обязаны обсуждать вопрос о возможности освобождения осужденного и от дополнительного наказания. Решение суда по этому вопросу должно быть отражено в резолютивной части определения.
Если при условно-досрочном освобождении от основного наказания вопрос об освобождении осужденного от дополнительного наказания был решен судом отрицательно, то повторное рассмотрение этого вопроса может состояться лишь по истечении сроков, установленных ст. 363 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик.
В тех случаях, когда вопрос об условно-досрочном освобождении от дополнительного наказания осужденного, полностью отбывшего основное наказание, возник во время отбывания им дополнительного наказания, суд может освободить его от этого наказания по отбытии им установленной законом части дополнительного наказания и при наличии других указанных в законе условий.
13. В тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено актом амнистии или помилования либо определением (постановлением) суда, суд при применении условно-досрочного освобождения от наказания и замене наказания более мягким должен исчислять фактическую часть отбытого наказания исходя из наказания, установленного актом амнистии или помилования либо определением (постановлением) суда.
14. Решая вопрос о возможности применения условно-досрочного освобождения от наказания или замены неотбытой части наказания более мягким наказанием в отношении лица, которое было условно освобождено от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы с направлением на стройки народного хозяйства, но затем по определению суда направлено в места лишения свободы, следует иметь в виду, что сам по себе факт возвращения со стройки в места лишения свободы по закону не может служить основанием для отказа в применении к осужденному условно-досрочного освобождения. В таких случаях суд должен исходить не только из факта возвращения осужденного в колонию, но и учитывать в совокупности все данные о его личности, время нахождения в колонии после возвращения со стройки, его поведение, отношение к труду и т.п.
Так же должен решаться вопрос и в отношении лиц, осужденных с применением ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1970 г. "Об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду", но в последующем направленных по определению суда в места лишения свободы.
При решении вопроса о применении к таким лицам условно-досрочного освобождения суды должны соблюдать требования, предусмотренные ст. ст. 44 и 45 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, т.е. устанавливать, отбыл ли осужденный предусмотренную законом часть срока наказания, назначенного приговором, и доказал ли он исправление примерным поведением и честным отношением к труду.
При исчислении части срока наказания, по отбытии которой допускается условно-досрочное освобождение, суды должны иметь в виду, что в срок отбытого наказания не засчитывается время работы таких лиц на стройке или ином предприятии, которое определением суда не зачтено в срок отбывания наказания, а в отношении условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду также и время уклонения их от работы.
15. Согласно п. 2 ст. 44.1 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания не применяются к осужденному, к которому было применено условно-досрочное освобождение от лишения свободы либо неотбытая часть наказания заменена более мягким наказанием, если осужденный до истечения не отбытого им срока наказания совершил новое умышленное преступление, за которое он осужден к лишению свободы. Указанное ограничение относится как к лицам, которые освобождены судом в порядке, предусмотренном ст. ст. 44 и 45 тех же Основ, так и к тем, кому условно-досрочное освобождение от наказания либо замена неотбытой части наказания более мягким были произведены актом амнистии или помилования, если этими актами не предусмотрено иное.
При этом неотбытой частью наказания надлежит считать:
а) в случаях условно-досрочного освобождения - неотбытую часть срока наказания, назначенного приговором суда;
б) при замене неотбытой части наказания более мягким наказанием - неотбытую часть более мягкого наказания, определенного судом в порядке, предусмотренном ст. ст. 44 и 45 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, либо на основании актов амнистии или помилования.
16. По основаниям, указанным в п. 2 ст. 44.1 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, условно-досрочное освобождение от наказания не применяется и к тем лицам, к которым ранее в несовершеннолетнем возрасте в соответствии со ст. 45 тех же Основ были применены условно-досрочное освобождение от наказания либо замена неотбытой части лишения свободы более мягким наказанием, если такое лицо после достижения совершеннолетия, но до истечения оставшейся части наказания вновь совершило умышленное преступление, за которое осуждено к лишению свободы.
17. По смыслу ст. 48 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик пересмотр в порядке судебного надзора определения о применении условно-досрочного освобождения осужденного от наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким в сторону ухудшения положения осужденного не допускается, если истек годичный срок с момента вступления этого определения в законную силу.
18. При рассмотрении протестов на определения об условно-досрочном освобождении по мотивам их необоснованности, принесенных в отношении лиц, освобожденных к моменту опротестования определения из мест лишения свободы, судам надлежит наряду с проверкой материалов, послуживших основанием к освобождению осужденного, учитывать также и данные о его поведении после освобождения из мест лишения свободы.
19. При назначении наказания за совершение нового преступления лицу, которому в соответствии со ст. ст. 44 и 45 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик неотбытая часть наказания была заменена более мягким, к наказанию за вновь совершенное преступление присоединяется полностью или частично по правилам, установленным ст. 36 указанных Основ, неотбытая часть более мягкого наказания.
20. Признать недопустимым любое упрощение уголовного процесса при разбирательстве дел об условно-досрочном освобождении, например использование заранее изготовленных бланков с текстом определений и т.п., а также рассмотрение большого числа дел в одном судебном заседании.
Определение суда о применении условно-досрочного освобождения или об отказе в этом должно быть мотивировано и содержать подробное обоснование выводов, к которым пришел суд в результате рассмотрения представления.
21. Рекомендовать судам в целях усиления воспитательного воздействия на других осужденных рассмотрение представлений об условно-досрочном освобождении, как правило, производить с выездом в исправительно-трудовые учреждения.
22. Судам следует установить более тесные связи с наблюдательными комиссиями при исполнительных комитетах местных Советов депутатов трудящихся, приглашать в необходимых случаях представителей наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних для участия в судебном заседании и заслушивать их мнение при рассмотрении представлений об условно-досрочном освобождении.
Обратить внимание судов на недопустимость рассмотрения материалов об условно-досрочном освобождении от наказания и замене наказания более мягким только по представлениям администрации исправительно-трудовых учреждений без участия наблюдательной комиссии или комиссии по делам несовершеннолетних.

<ПИСЬМО> Госстроя СССР от 12.10.1971 n 64-Д <ОБ УТРАТЕ СИЛЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПИСЕМ КАНЦЕЛЯРИИ, ЮРИДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА, ЮРИДИЧЕСКОГО БЮРО КАНЦЕЛЯРИИ ГОССТРОЯ СССР>  »
Документы СССР »
Читайте также