ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 28.05.1969 n 389 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ОБ УСИЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 1969 г. N 389
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА И ОБ УСИЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СТИМУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что капитальное строительство имеет важное значение в развитии народного хозяйства СССР и в решении главной экономической задачи, поставленной XXIII съездом КПСС.
В соответствии с планами развития народного хозяйства в нашей стране осуществляется огромная программа капитальных работ. На расширение и совершенствование основных фондов в народном хозяйстве ежегодно расходуется около 20 процентов национального дохода. В 1968 году капитальные вложения составили 61,5 млрд. рублей, что в 5,6 раза превышает их объем в 1950 году.
За период с 1950 по 1968 год построено 12,5 тысячи крупных промышленных предприятий, много транспортных магистралей, мелиоративных и сельскохозяйственных объектов, в их числе Западно-Сибирский и Череповецкий металлургические заводы, крупнейшие в мире Братская и Красноярская гидроэлектростанции, нефтепровод "Дружба", газопроводы Бухара - Урал и Средняя Азия - Центр, крупные ирригационные системы в Средней Азии и на юге страны.
На построенных и реконструированных за эти годы предприятиях производится более чем три четверти всего объема чугуна, стали, проката, тракторов и около 90 процентов минеральных удобрений; практически заново организовано производство химических волокон, электронных приборов, средств автоматизации. Основные фонды в народном хозяйстве возросли за этот период в 4,6 раза, а в промышленности - в 6,4 раза. Жилищный фонд в городах и рабочих поселках увеличился в 2,8 раза.
Создана мощная строительная индустрия, основу которой составляют крупные строительно-монтажные организации, оснащенные высокопроизводительными машинами и механизмами и располагающие квалифицированными кадрами строителей и монтажников.
На современном этапе создания материально-технической базы коммунизма при таком огромном размахе капитального строительства особое значение приобретают всемерное повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков их окупаемости, обеспечение наибольшего прироста продукции на каждый затраченный рубль капитальных вложений. Для этого необходимо привести ныне действующие формы и методы планирования капитального строительства и организации строительного производства в полное соответствие с потребностями непрерывно развивающейся экономики страны и устранить имеющиеся в этом деле существенные недостатки.
При планировании и осуществлении строительства все еще не обеспечивается должная увязка объемов капитальных вложений с финансовыми и материально-техническими ресурсами и мощностями строительно-монтажных организаций, допускается распыление средств, в результате чего одновременно строится гораздо больше объектов, чем позволяют имеющиеся ресурсы.
Министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик допускают включение в планы капитального строительства таких объектов, народнохозяйственная целесообразность которых не обоснована необходимыми технико-экономическими расчетами. Нередко решения о строительстве новых объектов принимаются исходя лишь из ведомственных и местнических соображений.
Некоторые местные партийные и советские органы вместо строгого контроля за выполнением установленных народнохозяйственным планом заданий по вводу в действие мощностей допускают отвлечение сил и ресурсов строительно-монтажных организаций на строительство второстепенных объектов, зачастую не предусмотренных планом и не обеспеченных материально-техническими ресурсами и денежными средствами.
Снизилась ответственность министерств и ведомств за качество проектов и смет и за их исполнение. Проектная документация разрабатывается с большим опозданием против установленных сроков, имеют место частые переделки проектов в ходе строительства, что приводит к бросовым затратам, удлинению сроков и удорожанию строительства. Проектные организации во многих случаях неправильно определяют сметную стоимость проектируемых объектов, в результате чего утверждаемые сметы не отражают действительной стоимости строительства и нередко пересматриваются, что ведет к дезорганизации планирования капитального строительства.
Роль сметы как основного документа, определяющего стоимость строительства и твердую цену для расчетов между подрядчиком и заказчиком за выполненные работы, принижена.
Крупные недостатки имеются в организации строительного производства. Все еще низка производительность труда в строительстве. На многих стройках машины и механизмы используются неудовлетворительно, применяется большое количество ручного труда и допускаются значительные потери рабочего времени. С большими перебоями обеспечиваются стройки материалами, а в то же время имеющиеся материалы расходуются крайне неэкономно.
Многие строительно-монтажные организации систематически не выполняют плановых заданий по строительству объектов и вводу в действие производственных мощностей. Построенные объекты часто сдаются в эксплуатацию с большими недоделками, а качество выполняемых работ во многих случаях остается низким.
В ряде районов развитие баз строительно-монтажных организаций и предприятий промышленности строительных материалов отстает от потребностей строительства. Вместе с тем средства, выделяемые на эти цели, из года в год не осваиваются и задания по вводу в действие мощностей не выполняются.
Хозяйственный расчет в строительно-монтажных организациях и их договорные отношения с заказчиками носят в значительной мере формальный характер.
Придавая важное значение дальнейшему совершенствованию планирования капитального строительства и усилению экономического стимулирования строительного производства, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:
I. По улучшению планирования капитального строительства
и строительного производства
1. Установить, что основной формой государственного планирования капитального строительства является пятилетний план, разрабатываемый и утверждаемый в установленном порядке по каждому министерству и ведомству СССР и союзной республике с разбивкой по годам.
В пятилетних планах капитального строительства, утверждаемых министерствами и ведомствами СССР и союзными республиками, начиная с плана на 1971 - 1975 годы, должны устанавливаться для каждой стройки задания по вводу в действие мощностей и основных фондов, а также объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ на весь срок строительства, с распределением по годам в соответствии с нормами продолжительности строительства, в том числе и по стройкам, сроки завершения которых выходят за пределы пятилетки.
На основе пятилетних планов капитальных вложений и заданий по вводу в действие мощностей и основных фондов Госпланом СССР с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик разрабатываются и утверждаются пятилетние планы подрядных строительно-монтажных работ с разбивкой по годам, а также по министерствам и ведомствам СССР и союзным республикам, которые должны доводиться ими до каждой стройки и строительно-монтажной организации и являться для них рабочими планами.
Задания пятилетнего плана по капитальному строительству конкретизируются и уточняются в годовых планах с учетом хода развития экономики и изменений в ресурсах.
Госплану СССР сообщать министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик уточненные объемы капитальных вложений на планируемый год не позднее мая года, предшествующего планируемому.
Вопросы о строительстве новых объектов, не предусмотренных пятилетним планом, могут рассматриваться только в порядке исключения одновременно с годовыми планами в связи с возникшей необходимостью создания того или иного нового производства, открытием новых месторождений природных ресурсов или увеличением ресурсов сырья для переработки, коренными изменениями в технологии производства, новыми крупными достижениями в науке и технике, имеющими общегосударственное значение. При этом вместе с предложениями о строительстве новых объектов должны представляться технико-экономические обоснования и предложения об источниках финансирования и материально-технического обеспечения строительства этих объектов и о подготовке мощностей строительно-монтажных организаций.
Установить, что, начиная с 1970 года, задания по вводу в действие производственных мощностей и объектов должны предусматриваться в планах развития народного хозяйства как министерствам и ведомствам-заказчикам, так и министерствам и ведомствам, осуществляющим строительно-монтажные работы.
В целях повышения ответственности планирующих органов, министерств и ведомств - заказчиков и подрядчиков за стабильность планов установить, что изменения утвержденных годовых планов капитальных вложений и подрядных строительно-монтажных работ по стройкам и объектам могут производиться, начиная с 1970 года, министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик до 15 февраля текущего года и только в связи с итогами выполнения плана предшествующего года.
Распределение по кварталам годового объема подрядных строительно-монтажных работ, установленного стройкам и объектам, осуществляется строительно-монтажными организациями по согласованию с заказчиками с учетом установленных сроков ввода в действие мощностей и объектов.
2. В целях наиболее полной увязки плана капитального строительства с другими разделами народнохозяйственного плана и надлежащего обеспечения строящихся объектов оборудованием, строительными материалами, механизмами, рабочей силой и финансовыми средствами обязать Госплан СССР, Госснаб СССР, министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик, начиная с 1971 года:
а) определять при разработке проектов народнохозяйственных планов общий объем капитальных вложений с учетом всех источников финансирования (включая средства колхозов), сбалансированный с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и мощностями строительно-монтажных организаций;
б) разрабатывать балансы производственных мощностей, балансы оборудования в натуральном и стоимостном выражении, балансы материалов для нужд капитального строительства, составлять расчеты мощностей государственных и межколхозных строительно-монтажных организаций по союзным республикам, краям, областям и районам сосредоточенного строительства и использовать их при разработке и уточнении планов капитального строительства.
3. Признать необходимым перейти с 1971 года по вновь начинаемым стройкам производственного назначения на новый порядок планирования капитального строительства, при котором титульные списки строек, разработанные на основе проектов и смет, с распределением заданий по вводу в действие мощностей, основных фондов, капитальных вложений и строительно-монтажных работ по годам в соответствии с нормами продолжительности строительства, должны являться неизменными плановыми документами на весь период строительства. На основе этих титульных списков заключаются договоры подряда, выделяются фонды на материально-технические ресурсы, осуществляется непрерывное финансирование и предоставляются кредиты банка.
Стройки, начатые до 1971 года и имеющие особое значение для народного хозяйства, переводятся на указанный порядок планирования по предложениям Госплана СССР, представляемым в Совет Министров СССР вместе с проектами планов развития народного хозяйства СССР на соответствующие годы.
Госплану СССР, Госснабу СССР, Министерству финансов СССР, Стройбанку СССР и Госбанку СССР разработать и утвердить в I квартале 1970 г. положение о порядке планирования, финансирования и материально-технического обеспечения указанных строек.
Проекты титульных списков строек разрабатываются и представляются организациями-заказчиками в вышестоящие организации по согласованию с генеральными подрядчиками.
4. В целях более эффективного использования капитальных вложений и ускорения ввода в действие производственных мощностей поручить Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик предусматривать в проектах народнохозяйственных планов показатель по объему незавершенного строительства по министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик.
Обязать министров и руководителей ведомств СССР и Советы Министров союзных республик разработать и осуществить необходимые мероприятия по значительному сокращению объемов незавершенного строительства за счет концентрации капитальных вложений и материальных ресурсов прежде всего на завершении ранее начатых строек, имеющих большой процент технической готовности и важное значение для народного хозяйства, а также за счет сокращения сроков продолжительности строительства, с тем чтобы в ближайшие 3 - 4 года довести объем незавершенного строительства до размеров, установленных нормативами.
Госстрою СССР совместно с министерствами и ведомствами СССР закончить разработку нормативов заделов в строительстве по отраслям промышленности и народного хозяйства, а также по видам строительства и утвердить их в 1969 году по согласованию с Госпланом СССР.
5. Установить, что смета на строительство должна являться основным и неизменным документом на весь период строительства, на основе которого осуществляются планирование капитальных вложений, финансирование строительства и расчеты между подрядчиком и заказчиком за выполненные работы.
Смета должна служить основой для дальнейшего укрепления хозяйственного расчета в строительстве и оценки деятельности подрядных строительно-монтажных организаций и заказчиков.
Сметы на строительство должны до утверждения предварительно согласовываться с подрядными организациями и приниматься ими до начала строительства. После приемки подрядными организациями этих смет утвержденная стоимость строительства объектов является окончательной. Экономия, достигнутая против сметы по строительно-монтажным работам (включая резерв на непредвиденные работы и затраты), выполняемым подрядными организациями, после завершения строительства в соответствии с проектом и принятия готового объекта заказчиком остается у этих организаций.
6. В целях укрепления плановой дисциплины и хозрасчетных отношений между подрядными строительно-монтажными организациями и заказчиками, а также повышения взаимной материальной ответственности за своевременное и полное выполнение принятых обязательств считать необходимым повысить значение генерального договора подряда как основного документа, регулирующего взаимоотношения между заказчиком и подрядной организацией.
Генеральный договор подряда заключается на весь период строительства. Объемы работ и сроки ввода в эксплуатацию строящихся объектов, комплексов и предприятий в целом в генеральных

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 28.05.1969 n 391 ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ  »
Документы СССР »
Читайте также