ИНСТРУКЦИЯ О НОРМИРОВАНИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОДРЯДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (утв. Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Стройбанком СССР 14.02.1966)


Утверждена
Госпланом СССР,
Министерством финансов СССР,
Госбанком СССР и Стройбанком СССР
по согласованию с Госстроем СССР
14 февраля 1966 года
ИНСТРУКЦИЯ
О НОРМИРОВАНИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПОДРЯДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Основными положениями о нормировании оборотных средств государственных предприятий и организаций, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 30 января 1962 г. N 85.
Инструкция является обязательной при разработке нормативов оборотных средств в первичных государственных подрядных строительно-монтажных и монтажных организациях, находящихся на самостоятельном балансе, в домостроительных комбинатах, находящихся на балансе по подрядной деятельности, и в строительно-монтажных трестах (управлениях строительства), в дальнейшем изложении именуемых строительными организациями.
Организации, осуществляющие строительство хозяйственным способом, могут разрабатывать нормативы оборотных средств применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией по тем элементам оборотных средств, на которые этим организациям устанавливаются нормативы с учетом особенностей их производственной и хозяйственно-финансовой деятельности.
Инструкция разработана отделом экономики строительства Госстроя СССР совместно с Научно-исследовательским финансовым институтом Министерства финансов СССР и Всесоюзным научно-исследовательским институтом по строительству магистральных трубопроводов Министерства газовой промышленности СССР.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Главная задача нормирования оборотных средств государственных подрядных строительных организаций состоит в разработке непосредственно в каждой первичной строительной организации экономически обоснованных нормативов собственных оборотных средств, обеспечивающих при минимальном размере этих средств необходимые условия для бесперебойного процесса строительства и своевременного ввода в действие объектов и производственных мощностей, а также осуществления расчетов в установленные сроки. При разработке нормативов оборотных средств следует исходить в первую очередь из необходимости выполнения заданий народнохозяйственного плана и обеспечения наиболее эффективного использования материальных и финансовых ресурсов.
Оборотные средства предоставляются строительным организациям для образования запасов материальных ценностей, покрытия затрат по незавершенному производству, на расходы будущих периодов и для осуществления расчетов в установленные сроки.
Оборотные средства подрядных строительных организаций образуются за счет прибыли и других собственных и приравненных к ним средств данной строительной организации, а также предприятий и организаций данного министерства, ведомства, исполкома Совета депутатов трудящихся и в недостающей части за счет ассигнований из государственного бюджета.
Подрядные строительные организации пользуются заемными оборотными средствами, предоставляемыми им в виде прямого банковского кредита, на цели, в порядке и на условиях, предусмотренные Правилами финансирования строительства, решениями Правительства СССР, уставами и инструкциями Стройбанка СССР и Госбанка СССР.
Оборотные средства строительных организаций образуются также за счет авансов, получаемых в установленном порядке от колхозов, кооперативных и общественных организаций.
2. Размер оборотных средств устанавливается путем их нормирования.
Нормирование оборотных средств заключается в разработке и установлении непосредственно в каждой организации норм оборотных средств по отдельным видам (группам) материалов, деталей, конструкций и других материальных ценностей, затрат и расчетов, выраженных в относительных величинах (днях, процентах и т.п.), и норматива собственных оборотных средств в денежном выражении.
3. При нормировании оборотных средств в каждой строительной организации должны быть разработаны организационно-технические мероприятия, обеспечивающие ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет:
совершенствования организации строительства и внедрения передовой технологии в строительное производство;
применения новых прогрессивных и более дешевых материалов, конструкций и деталей, обеспечивающих улучшение качества строительства и снижение себестоимости работ;
сокращения продолжительности строительства;
снижения норм расхода материальных ценностей и трудовых затрат;
улучшения организации материально-технического снабжения;
совершенствования форм расчетов с заказчиками, поставщиками и ускорения документооборота.
4. На основе утвержденных норм оборотных средств определяются нормативы собственных оборотных средств в денежном выражении по отдельным элементам оборотных средств (применительно к статьям бухгалтерского баланса) и в целом по организации.
В подрядных строительных организациях нормативы собственных оборотных средств разрабатываются по следующим элементам оборотных средств:
основные материалы;
конструкции и детали;
прочие материалы;
запасные части;
топливо;
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
незавершенное производство по строительно-монтажным работам;
незавершенное производство по вспомогательным (подсобным) и непромышленным производствам и хозяйствам, не выделенным на самостоятельный баланс;
расходы будущих периодов;
расчеты с заказчиками по предъявленным счетам за выполненные работы;
расчеты с квартиросъемщиками в домах, принадлежащих строительным организациям;
денежные средства.
Перечень статей, по которым разрабатываются нормативы собственных оборотных средств в зависимости от специфики строительства, может быть расширен или сокращен.
Нормативы собственных оборотных средств в денежном выражении устанавливаются организациям ежегодно на конец планируемого периода, а также на конец каждого квартала в пределах норматива, исчисленного по плану на год.
5. Нормативы собственных оборотных средств строительных организаций должны учитывать потребность организации в средствах не только для ее основной деятельности, но и для капитального ремонта основных средств, выполняемого хозяйственным способом, для подсобных и вспомогательных производств, для промышленных предприятий по выпуску строительных деталей и конструкций, находящихся на подрядном балансе домостроительных комбинатов и т.п., для жилищно-коммунального, автотранспортного и других непромышленных хозяйств, состоящих и не состоящих на хозяйственном расчете, но находящихся на балансе по основной деятельности строительной организации.
Нормирование оборотных средств для подсобных промышленных и вспомогательных производств и других хозяйств (жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная контора, завод по выпуску строительных деталей и конструкций: железобетонных, деревянных и других изделий, и т.п.), состоящих на самостоятельном балансе, осуществляется по инструкциям о нормировании оборотных средств соответствующих отраслей народного хозяйства.
6. Однодневным расходом для исчисления нормативов собственных оборотных средств по отдельным элементам производственных запасов считается годовая сумма затрат на производство строительно-монтажных работ по плановой себестоимости по соответствующей статье сметы производства на год, деленная на 360.
7. Норматив собственных оборотных средств каждой строительной организации определяется:
а) годовым объемом строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами;
б) количеством расходуемых материальных ценностей в физическом выражении;
в) затратами на производство строительно-монтажных работ, ценой единицы применяемых в строительстве материальных ценностей, транспортными и другими расходами по доставке и хранению материальных ценностей;
г) нормами оборотных средств по отдельным видам (группам) материальных ценностей и затрат, выраженными в днях, процентах или других относительных величинах.
8. Для разработки норм оборотных средств в каждой организации создается под председательством руководителя организации комиссия из руководителей отделов (планового, финансового, производственного, бухгалтерии, главного механика, снабжения и других).
Указанная комиссия в соответствии с показателями утвержденного плана подготавливает исходные данные для нормирования оборотных средств по всем элементам и на основе этих данных, с учетом мероприятий, предусмотренных п. 3 настоящей Инструкции, разрабатывает нормы оборотных средств в относительных величинах (днях, процентах и т.д.) по видам материальных ценностей и затрат.
Комиссия должна также рассмотреть состав фактических запасов основных материалов, деталей, конструкций, вспомогательных материалов, топлива, малоценных предметов и других материальных ценностей с тем, чтобы были выявлены все излишние и ненужные для производства запасы и неликвиды и приняты меры к их реализации в установленном порядке.
Разработка норм оборотных средств производится методом прямого расчета по каждому элементу оборотных средств.
9. Нормы оборотных средств для строительных управлений, имеющих одинаковые профиль работы (отделочные, строительство жилья и т.п.), условия снабжения и расчетов за выполненные работы, могут разрабатываться вышестоящей организацией как типовые для указанных подведомственных организаций.
10. Разработанные в организациях на основе настоящей Инструкции нормы оборотных средств представляются на рассмотрение и утверждение вышестоящей организации (трест, территориальное управление, министерство, ведомство) и действуют в течение ряда лет для расчета годовых нормативов собственных оборотных средств. В случаях существенного изменения технологии и организации строительного производства, структуры и характера работ и объектов, планов материально-технического снабжения, расчетов за выполненные работы и других плановых показателей нормы оборотных средств уточняются при составлении годового стройфинплана.
Уточненные первичной строительной организацией нормы оборотных средств утверждаются в том же порядке, как и впервые разработанные.
11. Нормативы собственных оборотных средств определяются ежегодно финансовыми (бухгалтерскими) работниками организации одновременно с составлением стройфинплана исходя из норм оборотных средств, утвержденных в указанном выше порядке, стоимости однодневного расхода, определяемого в соответствии с п. 6 настоящей Инструкции, и других показателей, по отношению к которым исчислены нормы.
В тех случаях, когда нормы запасов основных материалов, конструкций, деталей, вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материальных ценностей по плану материально-технического снабжения на планируемый год окажутся ниже запасов, принятых при нормировании оборотных средств, нормы и нормативы оборотных средств на соответствующий год должны определяться исходя из дифференцированных норм запасов материальных ценностей, предусматриваемых по плану материально-технического снабжения.
12. Рассчитанный в порядке, указанном в п. 11 настоящей Инструкции, норматив собственных оборотных средств по организации ежегодно представляется на рассмотрение вышестоящей организации как неотъемлемая часть стройфинплана.
Вышестоящие организации рассматривают и устанавливают строительной организации норматив собственных оборотных средств в целом.
13. Тресты, территориальные управления, министерства и ведомства, исполкомы Советов депутатов трудящихся при утверждении норм оборотных средств и установлении нормативов собственных оборотных средств по каждой организации тщательно проверяют представляемые организациями расчеты по нормированию оборотных средств и экономические обоснования проектируемого прироста (сокращения) нормативов на планируемый год.
14. В пределах общего норматива, установленного вышестоящей организацией, руководитель строительной организации определяет нормативы собственных оборотных средств по элементам и сообщает их вышестоящей организации, финансирующему банку и финансовому органу.
Нормативы собственных оборотных средств по элементам доводятся до отдельных подразделений (стройучастков, подсобных производств и др.) и применяются для контроля за состоянием оборотных средств и их использованием.
15. Для организаций, осуществляющих строительство хозяйственным способом, нормативы оборотных средств могут исчисляться применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией по тем элементам оборотных средств, на которые устанавливаются нормативы этим организациям с учетом особенностей их производственной и хозяйственной деятельности (условия материально-технического снабжения, транспортировки материалов, условия расчетов и др.).
II. НОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ,
ВЫДЕЛЯЕМЫХ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ ОСНОВНЫХ
МАТЕРИАЛОВ, КОНСТРУКЦИЙ И ДЕТАЛЕЙ
16. К основным материалам, конструкциям и деталям в строительстве относятся те материалы, конструкции и детали, которые создают вещественную основу возводимых объектов и выполняемых работ - сборные железобетонные, бетонные, металлические и деревянные конструкции и детали, металлы и металлические изделия, лесоматериалы, цемент, известь и другие вяжущие материалы, кровельные материалы, стекло, кирпич, песок, щебень, графит и др.
17. Для исчисления норматива собственных оборотных средств на основные материалы, конструкции и детали в каждой организации разрабатываются нормы собственных оборотных средств в днях по отдельным видам (группам) этих материалов, конструкций и деталей. На размер нормы оборотных средств в днях на основные материалы, конструкции и детали в строительных организациях влияют:
а) отдаленность поставщиков;
б) скорость и регулярность доставки, зависящие от видов транспорта и способов перевозки;
в) частота и равномерность поставок, комплектность поставок, размер партии;
г) время, необходимое для приемки, разгрузки, складирования, комплектации и лабораторного анализа материалов, конструкций и деталей, и периодичность запуска в производство материалов, конструкций и деталей;
д) форма расчетов и скорость документооборота.
18. Общий норматив собственных оборотных средств на основные материалы, конструкции и детали определяется как произведение стоимости их однодневного расхода на норму оборотных средств в днях.
Для этого необходимо определить среднюю норму оборотных средств в днях по основным материалам, конструкциям и деталям в данной организации и стоимость однодневного расхода основных материалов, конструкций и деталей на строительно-монтажные работы и другие нужды.
Стоимость однодневного расхода определяется путем деления суммы расходов основных материалов, конструкций и деталей, предусмотренной в годовой смете затрат на производство строительно-монтажных работ по плановой себестоимости, на 360, а при отсутствии стройфинплана - по отчетным данным за предшествующий планируемому году с учетом изменения объема выполняемых работ в планируемом году.
В тех случаях, когда смета затрат на производство строительно-монтажных работ не предусматривает расхода основных материалов, конструкций и деталей, потребляемых в подсобных и вспомогательных производствах и в непромышленных хозяйствах, не выделенных на самостоятельный баланс (автотранспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и для капитального ремонта зданий и сооружений, выполняемого хозяйственным способом), к расходу материалов по смете затрат на производство строительно-монтажных работ по плановой себестоимости следует прибавить стоимость планового расхода основных материалов, конструкций и деталей на перечисленные цели или определить норматив оборотных средств по этим хозяйствам отдельно.
Средняя норма оборотных средств по основным материалам, конструкциям и деталям должна быть исчислена как средневзвешенная величина от частных норм оборотных средств по отдельным видам (группам) основных материалов, конструкций и деталей.
Частные нормы запасов должны охватывать примерно 70 - 80% стоимости всех материалов, конструкций и деталей, применяемых в данной строительной организации.
После определения норм запасов по отдельным видам материалов рассчитывается средняя (средневзвешенная) норма оборотных средств по основным материалам, конструкциям и деталям в целом по организации исходя из удельного веса расхода отдельных видов материалов в планируемом году. Рассчитанная в таком порядке средневзвешенная норма затем распространяется на все основные материалы, конструкции и детали.
19. В отдельных специализированных и монтажных организациях, имеющих большую номенклатуру основных материалов, конструкций и деталей, в случаях, когда 80% этих материалов составляют не менее 30 групп с большими колебаниями цен в этих группах, разрешается среднюю норму оборотных средств определять:
а) по основным позициям номенклатуры поставляемых основных материалов - в порядке, установленном п. 18 настоящей Инструкции;
б) по остальным позициям - исходя из среднегодовых остатков этих материалов за год, предшествующий планируемому. При этом из фактических остатков исключаются: неиспользуемые в течение длительного времени в строительстве и ненужные строительной организации материалы, материалы, прокредитованные банком в сумме фактической задолженности по ссудам, а также материалы, снабжение которыми в установленном порядке возложено на заказчиков в тех случаях, когда эти материалы оплачены заказчиками.
Определенный указанным путем средний остаток основных материалов делится на среднюю однодневную сумму расхода их за тот же период, исчисленную по отчетным данным.
Этот показатель принимается в качестве нормы оборотных средств в днях по основным материалам.
Исчисленная таким образом норма оборотных средств рассматривается как включающая все элементы нормы, перечисленные в п. 21 настоящей Инструкции.
20. Нормирование оборотных средств начинается с рассмотрения номенклатуры, а также расхода в планируемом году отдельных видов основных материалов, конструкций и деталей и определения групп материалов, по которым должны рассчитываться частные нормы запасов.
Номенклатура и расход в планируемом году отдельных видов основных материалов, конструкций и деталей определяются по технологическим картам, по данным плана материально-технического снабжения организации, расчетам к смете затрат на производство строительно-монтажных работ, на выпуск продукции вспомогательными (подсобными) и непромышленными производствами и хозяйствами, не выделенными на самостоятельный баланс, и другой документации.
На основании этих данных составляется таблица, приведенная в Приложении 1. По данным этой таблицы отбираются группы материалов или отдельные материалы, по которым устанавливаются частные нормы оборотных средств и исчисляется однодневный расход материалов в целом по строительной организации. При этом не учитывается расход бетонов и растворов, на которые не определяются складские запасы.
Однодневный расход материалов может быть определен также на основании сметы затрат на производство строительно-монтажных работ.
Расход основных материалов, конструкций и деталей в планируемом году определяется по их плановой стоимости (т.е. по фактурной стоимости с добавлением всех расходов по заготовке материалов, конструкций и деталей).
21. Норма оборотных средств на основные материалы, конструкции и детали устанавливается с учетом времени:
а) пребывание оплаченных строительной организацией основных материалов, конструкций и деталей в пути (транспортный запас);
б) необходимого для приемки, разгрузки, сортировки, складирования, лабораторного анализа (в необходимых случаях), комплектации материалов, а также времени, обусловленного периодичностью запуска комплекта конструкций и деталей в монтаж (подготовительный запас);
в) пребывания материальных ценностей в виде текущего складского запаса;
г) пребывания материальных ценностей в виде гарантийного (страхового) запаса.
Расчет производится по каждому из указанных слагаемых нормы оборотных средств.
22. Время нахождения основных материалов, конструкций и деталей в пути (транспортный запас) включает период от даты установленного срока оплаты счета - платежного требования покупателем до даты прибытия материалов к покупателю.
Размер этого запаса в днях определяется следующим образом: на основании плана материально-технического снабжения устанавливаются поставщики основных материалов, конструкций и деталей. Затем в соответствии с фактическими данными за истекшее время или на основе консультаций с транспортными организациями определяется продолжительность пробега груза от каждого поставщика до потребителя. Из этого времени при акцептной форме расчетов следует вычесть:
а) время, необходимое поставщику для оформления расчетных документов и представления их в банк на инкассо;
б) время, установленное для обработки документов в банке поставщика;
в) время почтового пробега счета - платежного требования от банка поставщика до банка покупателя;
г) время, установленное для акцепта счета - платежного требования, если акцепт осуществляется в предварительном порядке, и один день для обработки документов в банке покупателя.
Так, например, груз отправлен 3 числа, прибыл 19 числа, т.е. находился в пути 16 дней. Для составления счета - платежного требования поставщику потребовалось 3 дня, не считая день отгрузки. Поэтому документы будут сданы в банк 7 числа и в этот же день обработаны банком. Почтовый пробег документов от банка поставщика до банка покупателя составил 4 дня, т.е. они поступят в банк покупателя 11 числа. Один день требуется для обработки документов в банке покупателя, т.е. 12 число. На акцепт счета - платежного требования дается 3 дня, не считая день поступления документов в банк, т.е. срок акцепта истек 15 числа. При этих условиях норма оборотных средств на транспортный запас составит: 16 - (3 + 1 + 4 + 1 + 3) = 4 дня.
23. В тех случаях, когда одинаковые материалы поставляют разные поставщики, время нахождения этих материалов в пути определяется как средневзвешенная величина. Например, цемент поставляют четыре поставщика в следующих количествах и со следующими сроками пребывания в пути.
----------T--------------T---------------------------------------¬
¦Поставщик¦Количество в т¦ Срок пребывания цемента в пути за ¦
¦ ¦ ¦вычетом времени документооборота в днях¦
+---------+--------------+---------------------------------------+
¦ I ¦ 600 ¦ 8 ¦
¦ II ¦ 400 ¦ 4 ¦
¦ III ¦ 800 ¦ 1 ¦
¦ IV ¦ 1200 ¦ 2 ¦
+---------+--------------+---------------------------------------+
¦Итого ¦ 3000 ¦ ¦
L---------+--------------+----------------------------------------
Средневзвешенное время нахождения цемента в пути:
(600 x 8) + (400 x 4) + (800 x 1) + (1200 x 2) 9600
---------------------------------------------- = ---- =
3000 3000
= 3,2 дня.
В тех случаях, когда остатки материалов в пути занимают незначительный удельный вес в общих остатках материалов в денежном выражении, но включают большое количество видов материалов, поступающих несистематически и от большого круга поставщиков, норма оборотных средств на материалы в пути может быть исчислена исходя из отчетных данных за год, предшествующий планируемому. Для этого из фактических остатков материалов в пути исключаются стоимость грузов, задержавшихся в пути свыше установленных норм продвижения, а также суммы, неправильно или ошибочно отнесенные за счет "Материалов в пути", и определяется средний фактический остаток материалов в пути.
После корректировки этого остатка с учетом изменения условий поставки отдельных видов материалов он делится на фактический однодневный расход всех основных материалов, в том же году поступающих по иногородним поставкам, и полученное частное от деления принимается в качестве нормы оборотных средств в днях на материалы в пути. Пример расчета приведен в Приложении 2.
24. Норма оборотных средств в части основных материалов, конструкций и деталей в пути принимается в расчет потребности в оборотных средствах лишь по тем видам основных материалов, конструкций и деталей, оплата которых производится систематически до поступления их на склады строительной организации.
25. Время, необходимое для приемки, разгрузки, сортировки, комплектации, развозки, складирования и лабораторного анализа (в необходимых случаях) прибывающих основных материалов, конструкций и деталей (подготовительный запас), определяется на основе установленных норм времени или опытных данных на эти виды работ с учетом наиболее рациональной их организации или путем хронометража.
Необходимо стремиться к тому, чтобы эти операции производились как можно быстрее и там, где это целесообразно, круглосуточно.
Инертные материалы и многие строительные материалы местного производства должны завозиться непосредственно на приобъектный склад, и время на их развозку не следует предусматривать. Некоторые материалы, как, например, металл, завозятся предварительно на промежуточные склады для комплектации требуемого ассортимента, а также для распределения их между строительными организациями. Форма расчета нормы оборотных средств в части подготовительного запаса приведена в Приложении 3.
В тех случаях, когда проектом организации работ или сетевым графиком предусмотрена комплектация конструкций и деталей на строительных площадках, при определении норм подготовительного запаса учитывается время, необходимое на их комплектацию.
По конструкциям и деталям время, необходимое на их комплектацию, устанавливается по данным проектно-технической документации, сетевых и других графиков. На основании этой документации также определяется периодичность запуска в монтаж отдельных видов конструкций и деталей.
В том случае, когда время, необходимое на комплектацию конструкций и деталей, меньше или равно времени монтажа этих конструкций, нормы и норматив оборотных средств на создание комплектовочного запаса принимаются в размере полусуммы периода комплектации и монтажа конструкций и деталей.
Так, например, по условиям, предусмотренным проектом
организации работ, до начала монтажа должен быть укомплектован в
течение 16 дней один этаж строительства жилого дома или здания.
Продолжительность монтажа в этом примере принята 18 дней. В этих
16 + 18
условиях норма оборотных средств составит 17 дней (-------).
2
При условии, когда период комплектации конструкций и деталей
превышает период их монтажа, норма оборотных средств на период
комплектации определяется по формуле:
Пк + (Пк - Пм)
Нк = --------------, (1)
2
где: Нк - норма оборотных средств на период комплектации;
Пк - период комплектации конструкций и деталей;
Пм - период монтажа конструкций и деталей.
Так, например, по условиям, предусмотренным проектом
организации работ, до начала монтажа должен быть укомплектован в
течение 30 дней конструкциями и деталями один этап монтажа, один
этаж здания и т.д.
Продолжительность монтажа комплекта в этом примере принята 20
дней, а норма оборотных средств в днях составит:
30 + (30 - 20)
а) на период комплектации Нк = -------------- = 20 дней;
2
б) на период монтажа 20 : 2 = 10 дней.
Общая норма составит 30 дней (20 + 10).
В тех случаях, когда монтаж конструкций и деталей производится по часовому графику непосредственно с транспортных средств ("с колес"), нормы складских запасов этих конструкций и деталей не устанавливаются и нормативы оборотных средств по ним на складские запасы конструкций и деталей не исчисляются.
26. Текущий складской запас - это запас, необходимый для обеспечения строительства в период между двумя поставками. Размер складского запаса зависит от среднедневной потребности и частоты поставок, т.е. от продолжительности интервала между двумя поставками. Чем чаще пребывают материалы на строительную площадку или на склады строительных организаций, тем меньше должен быть их текущий складской запас (при неизменном объеме строительно-монтажных работ).
Норма текущего складского запаса основных материалов в днях определяется исходя из средней продолжительности интервалов между смежными поставками. Средняя продолжительность интервала определяется исходя из величины интервалов между отдельными поставками, взвешенных на размер поставок в денежном выражении. Длительность интервала поставки устанавливается на основе договоров с поставщиками, нарядов, графиков поставок. В тех случаях, когда не могут быть установлены договорные сроки, расчет производится исходя из отчетных данных за год, предшествующий планируемому.
В расчетах величины интервалов поставок не учитываются разовые нетипичные поставки основных материалов, поставки сезонного характера, которые кредитуются банком, а также материалы, снабжение которыми в установленном порядке возложено на заказчиков, в тех случаях, когда эти материалы оплачены заказчиками.
Средневзвешенный интервал поставок, принимаемый за норму текущего запаса в днях, может быть определен по формуле:
SUM (ИФ x К)
Ивзв = ------------, (2)
SUM К
где: Ивзв - средневзвешенный интервал поставки;
ИФ - интервалы при отдельных поставках в днях;
К - размеры поступающих партий в тыс. руб., от которых исчисляются смежные интервалы поставок, за исключением разовых и внедоговорных поставок.
Пример расчета нормы оборотных средств в части текущего запаса приведен в Приложении 4.
Необходимо иметь в виду, что у организации запасы одних видов основных материалов могут быть максимальными в день получения очередной партии, в то же время запасы других видов основных материалов снизятся до минимальных размеров перед прибытием очередной партии. Это сокращает потребность организации в собственных оборотных средствах на основные материалы в целом. В связи с этим норму оборотных средств под текущий складской запас основных материалов в днях следует принимать в размере 50% от продолжительности интервала между двумя смежными поставками.
В тех организациях, где потребляется крайне ограниченное число видов основных материалов, конструкций и деталей и поступают они от одного или двух поставщиков или с небольшими интервалами (1 - 5 дней), текущий складской запас их может приниматься в размере до 100% от продолжительности интервала между смежными поставками.
В тех случаях, когда установленные в соответствии с технологическим режимом интервалы запуска определенных основных материалов, конструкций и деталей в строительство превышают интервалы их поставок, норма оборотных средств в части текущих запасов в днях может устанавливаться по этим видам материалов, конструкций и деталей в размере 50% продолжительности интервала запуска в производство строительно-монтажных работ.
Средний интервал между запуском основных материалов, конструкций и деталей для определения нормы текущего запаса в днях рассчитывается в порядке, аналогичном расчету интервалов между поставками.
На конструкции и детали, по которым определен комплектовочный запас, норматив оборотных средств на образование текущего запаса не устанавливается.
27. Гарантийный (страховой) запас основных материалов, конструкций и деталей необходим для того, чтобы устранить последствия возможных перебоев в снабжении, в работе транспорта и нарушении сроков поставки.
Гарантийный (страховой) запас не должен учитывать резерв на случай стихийных бедствий, крупных аварий, перерасхода материалов из-за брака в производстве, повышенных отходов, порчи материалов из-за неудовлетворительного их хранения, а также резерва на перевыполнение плана строительно-монтажных работ.
Размер нормы оборотных средств гарантийного (страхового) запаса в днях рекомендуется устанавливать в пределах до 50% нормы оборотных средств на текущий запас соответствующих видов основных материалов, конструкций и деталей, по которым устанавливается гарантийный запас.
Норма оборотных средств в части гарантийного (страхового) запаса отдельных видов материалов, конструкций и деталей может быть увеличена сверх 50% нормы на текущий запас, если:
строительная организация расположена вдали от поставщиков определенных видов материалов, конструкций и деталей и от удобных транспортных путей;
определенные виды периодически потребляемых материалов, конструкций и деталей являются нестандартными, уникальными, изготовляемыми только для данной строительной организации и лишь одним предприятием-поставщиком;
определенные материалы, конструкции и детали должны соответствовать повышенным требованиям к качеству;
определенные материалы потребляются строительной организацией непрерывно и в больших количествах, а интервалы между поставками составляют от 1 до 5 дней.
В этих случаях, а также по отдельным видам основных материалов, которые занимают значительный удельный вес в общем расходе основных материалов, норма оборотных средств на гарантийный (страховой) запас может быть определена исходя из среднего отклонения фактических интервалов между поставками от среднего интервала, принятого в расчет нормы оборотных средств на текущий запас.
При этом в расчет страхового запаса принимаются отклонения, которые превышают средний интервал между поставками, и не принимаются значительные нетипичные отклонения. Норма оборотных средств на гарантийный запас определяется путем деления суммы превышений над средним интервалом между поставками (в днях) на количество превышений. Пример расчета приведен в Приложении 5.
По конструкциям и деталям, по которым создается комплектовочный запас, гарантийный (страховой) запас принимается в размере 25% нормы оборотных средств на период комплектации.
Исходя из данных, приведенных в п. 25, гарантийный запас составит 5 дней (20 : 4).
По основным материалам, конструкциям и деталям, поступающим непосредственно со складов местных территориальных сбытовых (снабженческих) организаций, а также местных подсобных производств и промышленных предприятий, гарантийный (страховой) запас не предусматривается.
28. Норма оборотных средств по каждому виду или группе основных материалов, конструкций и деталей равна сумме дней запаса, установленных для основных материалов конструкций и деталей, находящихся в пути, для приемки, складирования и анализа, для текущих складского и гарантийного запасов или только тех видов запасов, которые устанавливаются для данного вида основных материалов, конструкций и деталей (например, текущий и подготовительный и т.д.).
Пример подсчета норм оборотных средств для отдельных видов основных материалов, конструкций и деталей приведен в Приложении 6.
29. На основе норм оборотных средств на отдельные виды материалов, конструкций и деталей исчисляется средневзвешенная норма оборотных средств в целом на основные материалы, конструкции и детали.
Форма расчета средней нормы оборотных средств по этому элементу приведена в Приложении 7.
30. Норматив собственных оборотных средств на основные материалы, конструкции и детали определяется как произведение стоимости их однодневного расхода на среднюю норму оборотных средств в днях.
31. Сумма рассчитанных нормативов основных материалов, конструкций и деталей составляет сводный норматив собственных оборотных средств по этим элементам.
32. В том случае, когда генеральный подрядчик в соответствии с договором на выполнение субподрядных работ обеспечивает субподрядчика отдельными видами материалов, генеральный подрядчик предусматривает в своих расчетах соответствующие оборотные средства на запасы этих материальных ценностей.
Субподрядчики в своих расчетах уменьшают потребность в оборотных средствах на стоимость запасов материальных ценностей, поставка которых в соответствии с договором обеспечивается генеральным подрядчиком.
III. НОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ,
ВЫДЕЛЯЕМЫХ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ
(ПРОЧИХ) МАТЕРИАЛОВ, ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ И ТОПЛИВА
33. К вспомогательным (прочим) материалам в строительстве относятся такие материалы, которые не входят в состав строительно-монтажных работ, но участвуют в процессе строительства, и материалы, потребляемые для хозяйственных нужд и технических целей, а также для содействия трудовым процессам (смазочные, обтирочные, ремонтные, хозяйственные, тара и т.п.).
34. Вспомогательные материалы объединяются в одну группу. Расчет норматива собственных оборотных средств на вспомогательные материалы производится исходя из средних фактических остатков и расхода вспомогательных материалов на строительно-монтажных работах за год, предшествующий планируемому, с добавлением расхода вспомогательных материалов на нужды прочих хозяйств (ЖКХ, капитальный ремонт, автотранспорт и т.д.).
При определении среднего фактического остатка вспомогательных (прочих) материалов исключается стоимость излишних и ненужных материалов, которые длительное время не вовлекаются в строительство, и сезонные запасы.
Затем на основании отчетных или оперативных данных определяется средний однодневный расход вспомогательных (прочих) материалов за тот же период и средний фактический запас в днях путем деления среднего фактического остатка этих материалов на их средний однодневный расход.
Полученный фактический запас в днях и принимается в качестве нормы оборотных средств по вспомогательным (прочим) материалам на планируемый период.
При расчете норматива оборотных средств в денежном выражении норма умножается на однодневный расход материалов в планируемом году.
Чтобы определить нормы оборотных средств на вспомогательные материалы в процентах к объему строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами, определенные в указанном выше порядке, средние остатки вспомогательных материалов делятся на объем строительно-монтажных работ, выполненный в том же году собственными силами, и умножаются на 100.
Скорректированная на возможные изменения условий потребления и снабжения, которые могут произойти у строительной организации в планируемом году по сравнению с отчетным, норма в процентах может быть принята для расчета норматива собственных оборотных средств на планируемый год по вспомогательным материалам. Пример расчета приведен в Приложении 8.
Норматив собственных оборотных средств на вспомогательные материалы определяется путем умножения объема строительно-монтажных работ, выполняемых строительной организацией собственными силами по плановой себестоимости в планируемом году, на скорректированную норму в процентах.
35. Учитывая неуклонно возрастающий удельный вес строительных и транспортных машин, оборудования и механизмов, участвующих в процессе строительного производства, норматив оборотных средств на запасные части устанавливается отдельно от норматива на вспомогательные материалы.
К запасным частям относятся сменные части строительных машин, оборудования и транспортных средств (в дальнейшем изложении именуемыми оборудованием), предназначенные для замены износившихся сменных частей и для производства ремонтов. Остаток запасных частей должен обеспечить бесперебойное проведение всех видов ремонтов оборудования (текущего, среднего и капитального), осуществляемых строительной организацией, а также своевременную замену износившихся сменных частей.
В тех случаях, когда капитальный ремонт оборудования производится на стороне (на ремонтно-механических заводах и специализированных мастерских вышестоящих организаций), потребность в оборотных средствах на запасные части определяется лишь для текущего и среднего ремонтов.
Если строительная организация по условиям сдачи в капитальный ремонт уникального оборудования и строительных машин предоставляет сменные части для их капитального ремонта, то в этом случае строительная организация предусматривает в своих расчетах оборотные средства, необходимые для образования нормативного запаса указанных сменных частей.
Нормирование оборотных средств на запасные части производится с учетом условий, предусматриваемых положениями о планово-предупредительном и капитальном ремонтах оборудования, утвержденными в установленном порядке соответствующими министерствами и ведомствами.
36. Для нормирования оборотных средств на запасные части применяемое в строительных организациях оборудование подразделяется на две группы:
I - оборудование, по которому разработаны типовые нормы оборотных средств на запасные части;
II - прочее оборудование, для которого нормы оборотных средств исчисляются из соотношения фактических остатков запасных частей и стоимости действующего оборудования.
37. Потребность в оборотных средствах на запасные части для группы оборудования, указанной в п. 36-I, определяется на основе действующих или специально разрабатываемых типовых норм оборотных средств на запасы деталей (или узлов) путем умножения этих норм оборотных средств в денежном выражении на количество соответствующего оборудования с применением коэффициентов понижения. Форма расчета приведена в Приложении 9.
Коэффициент понижения потребности в запасных частях по однородным деталям вводится в связи с тем, что при наличии большого числа взаимозаменяемых и одноименных деталей и однотипных механизмов потребность в текущем остатке запасных частей уменьшается.
Типовые нормы оборотных средств на запасные части должны периодически уточняться, имея при этом в виду улучшение ухода за оборудованием, изменение сметности и условий работы оборудования, организацию его ремонта, а также изменение цен на запасные части и т.п.
38. Потребность в оборотных средствах на запасные части, относящиеся к прочему оборудованию, по которому не разработаны типовые нормы, устанавливается методом укрупненного расчета исходя из соотношения фактических остатков указанных запасных частей и стоимости действующего оборудования этой группы.
Для этого необходимо:
а) определить среднегодовые остатки запасных частей за вычетом излишних, ненужных и относящихся к бездействующим машинам, механизмам и оборудованию за год, предшествующий планируемому;
б) определить среднегодовую стоимость действующих машин, механизмов, оборудования и транспортных средств исходя из данных о среднегодовой стоимости этих машин и оборудования за тот же период;
в) определить величину запасных частей в расчете на 1000 руб. стоимости действующих машин, механизмов и т.п. путем деления среднегодовых фактических остатков запасных частей (за вычетом исключенной части) на среднюю стоимость машин, механизмов, оборудования и транспортных средств.
Определенная таким образом норма оборотных средств может быть положена в основу расчета норматива собственных оборотных средств на запасные части на планируемый год. Для этого среднегодовая стоимость действующих машин, механизмов, оборудования и транспортных средств в планируемом году умножается на нормы оборотных средств по запасным частям с учетом удлинения сроков межремонтных периодов. Примерный расчет приведен в Приложении 10.
39. Потребность в оборотных средствах на запасные части в целом по строительной организации определяется как сумма оборотных средств, рассчитанных указанными методами (см. п. 36) для каждой группы запасных частей.
Норма оборотных средств на запасные части в целом по строительной организации выражается в процентах к стоимости всего оборудования путем деления общей потребности в оборотных средствах на запасные части на полную среднегодовую стоимость оборудования (без вычета износа).
Так, например, если общая потребность в оборотных средствах на запасные части по строительной организации составляет 49 тыс. руб., а среднегодовая стоимость всего оборудования (без вычета износа) - 1795 тыс. руб., то норма оборотных средств на запасные части составит (49 : 1795 x 100) = 2,73%.
В тех организациях, где механизмы составляют незначительный удельный вес в стоимости основных средств, нормативы оборотных средств на запасные части устанавливаются в составе статьи "Вспомогательные материалы".
40. Норматив оборотных средств на топливо устанавливается на все виды топлива (кроме газа), используемого как для производственных (технологических) целей, так и для хозяйственных нужд строительной организации.
Норма и норматив оборотных средств по этому элементу определяются в порядке, установленном для расчета нормы и норматива оборотных средств на основные материалы.
При этом однодневный расход топлива определяется с учетом расхода топлива по вспомогательным и подсобным производствам, жилищно-коммунальным предприятиям, находящимся на балансе строительной организации, а также стоимости топлива, отпускаемого рабочим и служащим со склада строительной организации.
IV. НОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ
ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАПАСОВ
МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
41. К малоценным и быстроизнашивающимся предметам в строительстве относятся:
а) инструменты и приспособления общего назначения, а также малоценный инвентарь, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
б) инструменты и приспособления общего назначения и малоценный инвентарь стоимостью ниже лимита, установленного соответствующими министерствами и ведомствами в пределах до 50 руб. за единицу независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин, взрослого рабочего и продуктивного скота, включая мелкий скот, и взрослой птицы, которые относятся к основным средствам, независимо от их стоимости;
в) специальные инструменты и специальные приспособления, оснастка для монтажа, для подсобных и вспомогательных производств, находящихся на балансе подрядной организации, независимо от их стоимости;
г) специальная одежда, специальная обувь и постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы.
42. Норматив оборотных средств на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы должен обеспечивать запас этих предметов на складе строительной организации и в эксплуатации.
Потребность в оборотных средствах на образование запасов этих предметов в эксплуатации зависит от их стоимости, срока службы и порядка списания на себестоимость строительно-монтажных работ.
В связи с тем, что стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов, переданных в эксплуатацию, постепенно списывается на себестоимость строительно-монтажных работ, потребность в оборотных средствах на эту часть предметов устанавливается только на остаточную стоимость (балансовую за вычетом износа).
Если в строительной организации стоимость указанных предметов погашается путем отчисления 50% ее при передаче малоценных и быстроизнашивающихся предметов в эксплуатацию, а остальные 50% (за вычетом стоимости их по цене возможного использования) при выбытии их за непригодностью, то потребность в оборотных средствах на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы определяется в размере 50% их стоимости.
Если в строительной организации применяется иной способ погашения стоимости этих предметов, в расчет потребности оборотных средств на эти предметы вносится соответствующее уточнение. Поскольку малоценные и быстроизнашивающиеся предметы стоимостью до двух рублей за единицу списываются в расход по мере отпуска их в производство или в эксплуатацию, в расчете норматива оборотных средств на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации эта группа предметов не учитывается.
Расчет норматива оборотных средств на все малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации производится исходя из их полной (первоначальной) стоимости с последующим вычетом износа.
43. Нормирование оборотных средств по отдельным видам (группам) малоценных и быстроизнашивающихся предметов производится раздельно:
а) по малоценному и быстроизнашивающемуся производственному инструменту и приспособлениям;
б) по специальному инструменту и специальным приспособлениям, включая оснастку;
в) по специальной одежде и специальной обуви;
г) по малоценному и быстроизнашивающемуся хозяйственному инвентарю.
44. Норматив оборотных средств на запасы производственного инструмента и приспособлений, а также специального инструмента и специальных приспособлений в эксплуатации может быть определен методом прямого подсчета или умножением стоимости типовой нормы набора инструмента и приспособлений на одного рабочего, или на одно рабочее место, утвержденной в установленном порядке, на количество рабочих, пользующихся этим инструментом или приспособлением.
45. В строительных организациях, где расход малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений незначителен и метод прямого подсчета затруднителен, норма оборотных средств на запасы производственного инструмента и приспособлений в эксплуатации, а также на запасы специального инструмента и приспособлений может быть определена на основе фактических отчетных данных организации за год, предшествующий планируемому. Для этого фактические среднемесячные остатки этих предметов в эксплуатации за год, предшествующий планируемому, за исключением излишних и ненужных предметов, а также за вычетом 50% износа, следует разделить на среднемесячное количество рабочих в течение того же отчетного периода. Полученное в результате этого деления частное принимается в качестве нормы оборотных средств в денежном выражении на одного рабочего по этим группам малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Норматив оборотных средств в денежном выражении определяется умножением рассчитанной в указанном выше порядке нормы на среднегодовую численность рабочих в планируемом периоде.
Например, если средние фактические запасы производственного инструмента и приспособлений в эксплуатации в течение года, предшествующего планируемому, за вычетом излишних и ненужных предметов и 50% износа, составляют 54 тыс. руб., а среднесписочное количество рабочих в том же году - 1200 чел., то фактическая обеспеченность этими предметами, принимаемая за норму оборотных средств, составит 45 руб. на одного рабочего.
При среднесписочном количестве рабочих в организации в планируемом году 1500 чел. норматив оборотных средств на запасы в эксплуатации составит 67,5 тыс. руб. (45 руб. x 1500).
46. К специальной одежде относятся одежда, обувь, всякого рода защитные приспособления, выдаваемые рабочим для использования во время работы.
Потребность в специальной одежде и специальной обуви, находящейся в эксплуатации, устанавливается исходя из предусмотренных соответствующими положениями или коллективными договорами норм обеспечения на одного работающего по отдельным профессиям, данных о численности отдельных категорий работающих и стоимости специальной одежды и обуви с учетом установленных сроков носки.
Потребность в оборотных средствах на специальную одежду и специальную обувь в эксплуатации определяется за вычетом процента износа из общей их стоимости.
Норма оборотных средств на запасы этих предметов в эксплуатации определяется делением потребности в оборотных средствах (за вычетом износа) на численность производственного персонала, которому полагается специальная одежда и специальная обувь.
Пример расчета нормы оборотных средств по спецодежде приведен в Приложении 11.
47. К малоценному и быстроизнашивающемуся хозяйственному инвентарю относится производственный, конторский инвентарь, инвентарь в общежитиях, клубах и других культурно-просветительных учреждениях и непромышленных хозяйствах, включая инвентарь противопожарного назначения.
Потребность в малоценном и быстроизнашивающемся хозяйственном инвентаре в эксплуатации определяется методом прямого расчета:
а) по производственному - исходя из стоимости инвентаря, необходимого на одного рабочего, и среднесписочного количества рабочих в планируемом периоде;
б) по конторскому - исходя из стоимости набора инвентаря на одного человека и плановой численности соответствующего персонала;
в) по бытовому - исходя из плановой численности проживающих в общежитиях и стоимости набора инвентаря на одного человека (жилищный инвентарь), количества клубов, красных уголков и т.п.
Как и по другим видам малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря, потребность в хозяйственном инвентаре в эксплуатации определяется за вычетом 50% его износа.
По всем видам инвентаря, кроме норм оборудования общежитий коечного типа, утвержденных норм обеспеченности инвентарем на одного человека нет. Поэтому потребность определяется на основании анализа фактических остатков каждой группы этих предметов в году, предшествующем планируемому. Для этого по каждой группе инвентаря (кроме жилищного) определяется среднегодовой фактический остаток его в эксплуатации, за исключением излишних и ненужных предметов, а также за вычетом стоимости износа. Полученная таким образом стоимость остатков малоценного инвентаря делится на общую численность соответствующей группы работающих (рабочих или конторского персонала) и выводится показатель обеспеченности малоценным инвентарем в расчете на одного работающего, принимаемый в качестве нормы оборотных средств на запасы этого вида инвентаря в эксплуатации.
Для определения норматива оборотных средств на планируемый год полученная в указанном выше порядке норма оборотных средств умножается на численность работающих в планируемом периоде.
По жилищному инвентарю (постельные принадлежности, мебель и др.) имеются утвержденные Госстроем СССР и ВЦСПС нормы набора оборудования общежитий для рабочих-строителей.
Норматив оборотных средств на запасы жилищного инвентаря в эксплуатации определяется умножением стоимости набора жилищного инвентаря, за вычетом износа, на количество койкомест в общежитиях строительной организации.
48. Потребность в оборотных средствах на запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов на складе определяется по каждой из групп, перечисленных в п. 43 настоящей Инструкции, умножением величины однодневного оборота, по передаче в эксплуатацию этих предметов, на норму оборотных средств для запасов на складе.
Норма оборотных средств в днях на запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов на складе определяется в соответствии с условиями снабжения в том же порядке, какой установлен для нормы оборотных средств для запасов основных материалов. Например, если в соответствии с условиями снабжения запас хозяйственного инвентаря на складе должен составить 45 дней, а годовой расход (оборот по выдаче в эксплуатацию) равен 18,4 тыс. руб., то потребность в оборотных средствах для складского запаса по этой статье (норматив оборотных средств) составит:
18,4 тыс. руб.
-------------- x 45 = 2,3 тыс. руб.
360
По тем видам и группам малоценных и быстроизнашивающихся предметов, по которым затруднителен прямой расчет норматива оборотных средств на запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов на складе, расчет норматива может быть произведен упрощенным методом исходя из средних фактических остатков этих предметов в течение года, предшествующего планируемому, за исключением излишних и ненужных организации ценностей, и сложившегося соотношения между запасами, находящимися на складе и в эксплуатации.
Например, при средних фактических запасах малоценных и быстроизнашивающихся предметов на складе в течение года, предшествующего планируемому, в сумме 8 тыс. руб. и запасах в эксплуатации - 32 тыс. руб. соотношение их будет равно:
8 x 100
------- = 25%.
32
Это соотношение и принимается за норму оборотных средств на запасы малоценных предметов на складе в процентах к запасам этих предметов в эксплуатации.
Пример сводного расчета нормы и норматива оборотных средств на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы приведен в Приложении 12.
V. НОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ,
ВЫДЕЛЯЕМЫХ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
ПО СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ РАБОТАМ И ДЛЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА ПОДСОБНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ,
НАХОДЯЩИХСЯ НА БАЛАНСЕ ПОДРЯДНОЙ
СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
49. На балансе подрядных строительных организаций отражается незавершенное производство по строительно-монтажным работам на объектах, работы по которым в соответствии с действующей системой расчетов не могут быть оплачены заказчиками до полной или частичной их готовности.
50. Нормирование незавершенного производства по строительно-монтажным работам должно осуществляться раздельно по объектам, в отношении которых Правилами финансирования строительства применяются различные формы расчетов за выполненные работы, а именно:
а) по объектам, расчеты по которым производятся после окончания всех работ или по крупным этапам работ без промежуточных платежей;
б) по объектам, промежуточные расчеты по которым производятся:
в пределах 90% сметной стоимости строительных работ - по объекту в целом, а окончательный расчет - после завершения строительства объекта (здания, сооружения);
в пределах 95% сметной стоимости работ - по объекту в целом, а окончательный расчет - после завершения строительства объекта;
в) по всем другим объектам, расчеты по которым производятся по законченным укрупненным конструктивным элементам или их частям, а также по единичным расценкам за законченные части конструктивных элементов и видов работ.
51. Норматив оборотных средств на незавершенное производство по строительно-монтажным работам на объектах, расчеты за которые осуществляются после окончания всех работ (без промежуточных платежей), для домостроительных комбинатов и трестов жилищного строительства, для строительно-монтажных организаций, осуществляющих типовое строительство и работающих методом поточного производства, должен обеспечить покрытие этих затрат на всех объектах, одновременно находящихся в незавершенном строительстве в период нормативной или плановой продолжительности строительства каждого из этих объектов, от начала строительства до его полного окончания, приемки-сдачи готовых объектов и предъявления счетов - платежных требований в банк для оплаты.
Количество домов или других объектов, находящихся одновременно в составе незавершенного производства, зависит от продолжительности строительства и шага потока.
Шаг потока определяется путем деления количества дней в году на количество домов или других объектов, которые должны быть введены в эксплуатацию в планируемом году.
Например, при годовом плане ввода в действие 24 домов шаг потока будет равен 15 дням (360 : 24).
Количество домов, находящихся одновременно в незавершенном строительстве, определяется путем деления нормативной или плановой продолжительности строительства одного объекта на величину шага потока (периодичность запуска объектов в строительство в днях).
Например, при продолжительности строительства каждого дома данной группы однотипных объектов 90 дней и запуске в строительство объектов через каждые 15 дней в процессе незавершенного строительства должно находиться 6 объектов (90 : 15).
Норматив оборотных средств на незавершенное производство строительно-монтажных работ для этих строительных организаций определяется по формуле:
НП = З x ДП x Кнз x Опс, (3)
где: З - средний размер однодневных затрат по сметной стоимости исходя из годового плана ввода в действие готовых объектов (общая стоимость соответствующих домов, вводимых в действие, деленная на 360). Если домостроительный комбинат выполняет работы только по надземной части, то в расчет принимается сметная стоимость надземной части;
ДП - средняя продолжительность строительства объекта в днях, включая время, необходимое для оформления актов и счетов и сдачи их в банк для оплаты;
Кнз - коэффициент нарастания затрат или коэффициент готовности объекта;
Опс - отношение плановой себестоимости строительно-монтажных работ к сметной стоимости.
Коэффициент нарастания затрат выражает отношение незавершенного производства, приходящегося в среднем на один из объектов, к сметной стоимости объекта.
Коэффициент нарастания затрат определяется по формуле:
У1 СД + У2 (СД - 1) + У3 (СД - 2)... + Уn
Кнз = -----------------------------------------, (4)
СД x 100
где: У - удельный вес затрат соответствующего месяца или другого периода, через который запускается в строительство каждый следующий дом, в общей стоимости дома или комплекса, например: У1 - удельный вес затрат первого месяца или периода, У2 - удельный вес затрат второго месяца или периода, У3 - удельный вес затрат третьего месяца или периода, Уn - удельный вес затрат последнего месяца или периода;
СД - количество домов, находящихся одновременно в незавершенном строительстве, по которым всегда произведены затраты первого месяца (периода) строительства;
(СД - 1) - количество домов, по которым произведены затраты первого и второго месяцев (периодов), и т.д.
При равномерном распределении затрат по месяцам (периодам) строительства коэффициент нарастания затрат определяется по упрощенной формуле:
У (СД + 1)
Кнз = ----------. (5)
2 x 100
В том случае, когда домостроительный комбинат или строительное управление осуществляет строительство домов двух или более серий, расчет норматива производится отдельно на каждую серию строящихся домов.
Общая сумма норматива определяется либо как средневзвешенная величина - по удельному весу однородных групп объектов, вводимых в эксплуатацию в планируемом году, либо путем суммирования нормативов, рассчитанных для каждой группы объектов. Пример расчета норматива для однородной группы объектов приведен в Приложении 13.
52. Для строительных организаций, осуществляющих строительство разнотипных (несерийных) объектов и рассчитывающихся с заказчиками за готовые объекты или крупные этапы работ без промежуточных платежей, норматив оборотных средств на незавершенное производство по строительно-монтажным работам определяется в сумме планового остатка незавершенного производства по этим объектам по плановой себестоимости на конец того квартала, в котором он наименьший.
Плановый остаток незавершенного производства строительно-монтажных работ по плановой себестоимости на конец квартала по объектам, по которым расчеты производятся без промежуточных платежей, устанавливается исходя из плана строительно-монтажных работ по этим объектам, плана ввода объектов в эксплуатацию и установленного для каждой строительной организации отношения плановой себестоимости строительно-монтажных работ к их сметной стоимости.
Пример расчета норматива приведен в Приложении 14.
При расчетах за законченные этапы работ плановый остаток незавершенного производства строительно-монтажных работ по плановой себестоимости определяется исходя из сметной стоимости каждого этапа работ, исчисленной в установленном порядке, сроков окончания работ, определенных календарным планом производства работ, и установленного отношения плановой себестоимости строительно-монтажных работ к их сметной стоимости.
Превышение планового остатка незавершенного производства строительно-монтажных работ по объектам, расчеты по которым производятся без промежуточных платежей в остальные периоды года (на конец кварталов или месяцев), над остатком незавершенного производства, принятым в качестве норматива собственных оборотных средств, кредитуется банком.
53. Норматив незавершенного производства по строительно-монтажным работам по объектам, по которым промежуточные платежи производятся в пределах 90 и 95% сметной стоимости работ, а по нулевому циклу - 50% сметной стоимости работ нулевого цикла, определяется исходя из среднедневного объема работ по этим объектам, средней продолжительности их производ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 12.02.1966 n 153 О ПЕРЕДАЧЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО НА РЕШЕНИЕ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ РСФСР, СОВЕТОВ МИНИСТРОВ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК, КРАЙИСПОЛКОМОВ, ОБЛИСПОЛКОМОВ, МОСКОВСКОГО И ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОРИСПОЛКОМОВ ВОПРОСОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО И КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА  »
Документы СССР »
Читайте также