УСТРОЙСТВО, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ. СанПиН 42-125-5204-90 (утв. Минздравом СССР 05.12.1990 n 5204-90)


Утверждаю
Заместитель Главного
государственного
санитарного врача СССР
А.М.СКЛЯРОВ
5 декабря 1990 г. N 5204-90
Согласовано
Секретарь Совета ВКП СССР
С.И.КРАМАРЕНКО
30 ноября 1990 года
Ввод в действие -
с 1 марта 1991 года
УСТРОЙСТВО, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
РЕЖИМА ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ <*>
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
СанПиН 42-125-5204-90
--------------------------------
<*> В связи с Постановлением Секретариата ВЦСПС N 7-21 от 11.05.1990 "пионерские лагеря" переименованы в "детские оздоровительные лагеря".
СанПиН N 42-125 вводятся на всей территории СССР взамен "Санитарных правил устройства, содержания и организации режима пионерских лагерей" N 3042-84 от 13.06.1984.
Срок действия: с 1 марта 1991 г.
Настоящие Санитарно-гигиенические правила и нормы разработаны на основе "Положения о государственном санитарном надзоре в СССР" (п. 7а), утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 31.05.73 N 361.
Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
Государственный санитарный надзор за соблюдением настоящих Правил и норм государственными органами, а также всеми предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами возлагается на органы санитарно-эпидемиологической службы Минздрава союзных республик.
На объектах Министерства путей сообщения, Министерства гражданской авиации, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и на объектах, расположенных на территории военных городков и учебных центров Министерства обороны СССР, санитарный надзор за оздоровительными лагерями осуществляется медицинскими службами указанных министерств и Комитета.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Санитарные правила по устройству, содержанию и организации режима распространяются на все действующие детские оздоровительные лагеря общего типа.
1.2. Все нормативные и рекомендательные положения по устройству и оборудованию помещений вновь строящихся и требующих реконструкции детских оздоровительных лагерей (кроме санаторных) следует принимать в соответствии с требованиями главы СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения" и пособия к указанному СНиП "Оздоровительные учреждения для детей и подростков" (выпуск 26). При строительстве и реконструкции детских оздоровительных лагерей необходимо руководствоваться "Перечнем полимерных материалов и конструкций, разрешенных к применению в строительстве Министерством здравоохранения СССР" (утвержденным Минздравом СССР, N 3859-85, 17 апреля 1985 г.) и последующими дополнениями и изменениями.
При временном использовании зданий и сооружений под детские оздоровительные лагеря отступления от нормативных положений по площадям участка, составу и площадям помещений рассматриваются и решаются только с местными органами санитарно-эпидемиологической службы.
1.3. Детские оздоровительные лагеря могут быть сезонными, а также с круглогодичным использованием зданий. Детские оздоровительные лагеря с круглогодичным использованием зданий должны проектироваться с учетом их функционирования во внеканикулярное время для отдыха семей с детьми при условии соблюдения соответствующих требований действующих норм и положений.
1.4. Руководству организаций, на балансе которых находятся действующие детские оздоровительные лагеря, необходимо выполнять требования планов-заданий санитарно-эпидемиологической службы, направленных на улучшение материально-технической базы лагеря.
1.5. Детские оздоровительные лагеря подразделяются на два типа:
1 - отдельный лагерь вместимостью не более 330 детей;
2 - групповой лагерь вместимостью не более 690 детей.
1.6. Детские оздоровительные лагеря комплектуются поотрядно или по группам с учетом возраста детей:
6 - 9-летние дети (не более 25 человек);
10 - 14-летние дети (не более 30 человек).
2. Правила приемки детских оздоровительных лагерей
2.1. До выезда детей в детский оздоровительный лагерь специальная комиссия, состоящая из представителей санитарно-эпидемиологической станции, районной лагерной комиссии и органов государственного пожарного и технического надзора, профсоюзной и хозяйственной организаций, начальника и врача оздоровительного лагеря, проверяет готовность лагеря и составляет соответствующий акт (ф. N 316/у - Приложение N 10).
Порядок проведения госсаннадзора должен устанавливаться совместным договором между ведомством (учреждением) - организатором оздоровительного лагеря и санэпидстанцией, на территории которой находится данное ведомство (учреждение), и санэпидстанцией, на территории которой расположен оздоровительный лагерь.
2.2. Запрещается заезд лагеря без разрешения санитарно-эпидемиологической станции. Перед заездом каждой смены дается разрешение на выезд органами санитарно-эпидемиологической службы, на основании документов, указанных в ф. 317/у (Приложение N 11) <*>.
--------------------------------
<*> При наличии выявленных техническим инспектором труда нарушений правил техники безопасности к акту прикладывается копия его предписаний.
Примечание. При размещении спальных помещений в неотапливаемых зданиях выезд детей разрешается при температуре наружного воздуха не ниже 15 град. C в течение 5 дней (по данным многолетних наблюдений).
2.3. Каждая смена оздоровительного лагеря комплектуется одновременно всеми детьми. Дополнительный прием детей без разрешения санитарно-эпидемиологической станции не допускается.
Продолжительность смены должна составлять от 21 до 26 дней.
Для проведения генеральной уборки и санитарной обработки перерыв между сменами должен быть не менее 2 дней.
2.4. Работники детских оздоровительных лагерей обязаны пройти медицинское обследование в соответствии с действующим Приказом Минздрава СССР N 555 от 29 сентября 1989 г. "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" и последующими дополнениями и изменениями.
2.5. Не допускается прием лиц на работу в пищеблок без прохождения курса гигиенического обучения в санитарно-эпидемиологической станции и отметки об этом в санитарной книжке.
3. Участок детского оздоровительного лагеря
3.1. Детский оздоровительный лагерь должен иметь самостоятельный земельный участок, позволяющий создать благоприятные условия для отдыха и оздоровления детей. Земельный участок должен быть сухим, чистым, хорошо проветриваемым и инсолируемым.
3.2. Детские оздоровительные лагеря следует размещать с учетом розы ветров, с наветренной стороны от источников шума, загрязнений атмосферного воздуха и выше по течению водоемов относительно источников загрязнения. Детские оздоровительные лагеря следует размещать на самостоятельных участках наиболее благоприятных территорий, вблизи лесных массивов и водоемов и отделять их от учреждений для взрослых полосой зеленых насаждений шириной не менее 100 м. Расстояние от границ земельного участка оздоровительных лагерей до жилой застройки должно быть не менее 500 м ("Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" СНиП 2.07.01-89). В районах с преобладающими ветрами силой 5 м/сек. участки оздоровительных лагерей защищаются полосой высокорастущих деревьев и кустарников шириной не менее 50 м. Участок лагеря должен иметь удобные подъездные пути.
Размеры санитарно-защитных разрывов между участком детского оздоровительного лагеря и объектами различного назначения должны соответствовать требованиям СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство".
3.3. Под строительство детского оздоровительного лагеря отводится участок его основной застройки (см. п. 3.4), а также участки под здания и сооружения обслуживающего назначения:
- сооружения коммунально-хозяйственного назначения;
- инженерных сооружений;
- жилых зданий обслуживающего персонала;
- автостоянки индивидуального транспорта;
- пляжа.
Условия размещения зданий и сооружений обслуживающего назначения по отношению к границам участка основной застройки лагеря следует принимать согласно СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство" и справочному пособию "Оздоровительные учреждения для детей и подростков" (к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения").
Размеры земельного участка основной застройки лагеря следует принимать из расчета 150 - 200 кв. м на 1 место (согласно СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство").
При размещении детских оздоровительных лагерей в горных районах и курортных зонах, где имеется возможность использования садов и лесопарков, примыкающих к детскому оздоровительному лагерю, площадь участка может быть уменьшена не более чем на 25%.
3.4. На участке основной застройки лагеря размещаются помещения, сооружения и площадки групп проживания, питания, культурно-массового, физкультурно-оздоровительного, административного, технического, хозяйственного назначения, бытового обслуживания, а также приемно-вестибюльная группа помещений.
Участок основной застройки лагеря должен быть разделен на зоны: жилую, культурно-бытовую, физкультурно-оздоровительную, административно-хозяйственного, технического назначения.
3.5. При любых архитектурно-планировочных решениях помещения изолятора необходимо выделять в специальную зону с площадками для игр и прогулок выздоравливающих детей, устройством отдельного входа и специального подъезда для эвакуации больных детей.
Состав и площади помещений проживания приведены в приложении 1 <*>.
--------------------------------
<*> Приложения N 1, 2, 3, 5, 6, 8 не приводятся.
Участок основной застройки лагеря должен иметь ограждение высотой не менее 0,9 м и не менее двух въездов (основной и хозяйственный).
На территории участка сооружений коммунально-хозяйственного назначения могут размещаться: котельная с соответствующим хранилищем топлива, сооружения водоснабжения, прачечная, гараж с локальными очистными сооружениями для гаражной группы, овоще-, фрукто-, картофелехранилище, оранжерейно-тепличное хозяйство, склады продовольственные и материальные, ремонтные мастерские, автостоянка для хозяйственных машин.
Расчет зданий и сооружений коммунально-хозяйственного назначения производится исходя из конкретных условий размещения лагеря по заданию на проектирование на основе действующих показателей (СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство").
Площадь участка, отведенного под сооружения коммунально-хозяйственного назначения, рассчитывается согласно СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство".
При проектировании сооружений коммунально-хозяйственного назначения следует соблюдать санитарно-защитные зоны для фрукто-, овощехранилищ и складов горючего в соответствии с нормами планировки и застройки населенных мест.
Участок следует размещать с подветренной стороны по отношению к участку основной застройки.
Участок сооружений коммунально-хозяйственного назначения должен быть недоступен для детей и иметь ограждения.
Участок размещения жилых зданий обслуживающего персонала должен быть отделен от участка основной застройки.
3.5. Площадь озелененных территорий лагеря должна составлять не менее 60% участка основной застройки. При размещении лагеря в лесном или парковом массиве площадь озелененных территорий может быть сокращена до 50%.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. При проектировании лагерей зеленые насаждения рекомендуется включать равномерно в каждую из функциональных зон, обеспечивая благоприятный микроклимат. Запрещается на территории лагеря высаживать колючие кустарники, зеленые насаждения (деревья и кустарники), дающие мелкие семена и ядовитые плоды, а также вызывающие аллергию у детей.
3.6. На участке основной застройки лагеря предусматриваются плоскостные физкультурно-оздоровительные сооружения, норма площади которых принимается из расчета не менее 20 кв. м на 1 место в учреждении. Они включают в себя сооружения и площадки, которые проектируются как обязательные для всех типов лагерей, так и дополнительные, устройство которых предусматривается в соответствии с расчетом, учетом местных условий, типа лагеря (п. 1.5), особенностей физкультурно-оздоровительной работы.
Плоскостные физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения рекомендуется размещать вблизи зеленых массивов и водоемов. Состав, количество и площади плоскостных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений даны в приложении 2.
3.7. При выборе покрытий для открытых спортивных плоскостных сооружений следует руководствоваться "Санитарными правилами устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту", утвержденными Минздравом СССР 30.12.76 N 1567-76.
3.8. При использовании игровых и физкультурно-оздоровительных площадок необходимо соблюдать следующие правила:
- на спортплощадки дети допускаются только в спортивной одежде и обуви;
- движущиеся игровые и спортивные приспособления, углубления на площадках и т.п. должны быть ограждены;
- в сухую погоду поверхности площадок и травяной покров полей необходимо поливать за 20 мин. до начала занятий;
- дети должны быть обучены правильному и безопасному пользованию оборудованием, спортинвентарем и бережному обращению с ним.
3.9. На участке основной застройки лагеря должны быть оборудованы питьевые фонтанчики из расчета 1 фонтанчик на 100 мест.
На территории лагеря необходимо оборудовать дополнительные канализованные уборные на расстоянии не менее 50 м от жилых зданий и столовой из расчета 1 унитаз на 75 человек.
Для сбора мусора на территории должны быть выделены специальные бетонированные площадки, на которые устанавливаются мусоросборники (бетонированные, металлические, обитые железом) с плотными крышками. При этом размер площадки не должен превышать площадь мусоросборников на 1,5 м со всех сторон.
3.10. Территория, предназначенная для отдыха и купания детей (пляж), должна быть тщательно отнивелирована, очищена от мусора, камней и т.д., а также с учетом местных условий удалена от портов, шлюзов, гидроэлектростанций, мест сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота и других источников загрязнения или располагаться выше указанных источников загрязнения на расстоянии не менее 500 метров.
Территория пляжа должна быть размещена за пределами санитарно-защитных зон промышленных предприятий и с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения окружающей среды и источникам шума.
Выбор территории пляжа, проектирование, эксплуатация и реорганизация производятся в соответствии с требованиями ГОСТ 17.1.5.02-80 "Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов".
При выборе территории пляжа следует исключить возможность неблагоприятных и опасных природных процессов - оползней, селей, лавин, обвалов.
3.11. Запрещается размещать пляжи в границах 1-го пояса зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В местах, отводимых для купания на водоеме, не должно быть выходов грунтовых вод с низкой температурой, резко выраженных и быстрых водоворотов, воронок и больших волн: скорость течения воды не более 0,5 м/сек. Дно водоема должно быть песчаным, свободным от тины, водорослей, коряг, острых камней и т.п.
Глубина водоема в местах купания детей должна составлять от 0,7 до 1,3 м.
3.12. Пляж и берег у места купания должны быть отлогими, без обрывов и ям. Пляж должен иметь хорошо инсолируемые площадки, защищенные от ветра. Не допускается устройство пляжей на глинистых участках.
На берегу необходимо оборудовать навесы от солнца, установить окрашенные топчаны и скамейки.
3.13. Минимальная площадь пляжа на одно место должна быть 4 кв. м, количество мест на пляже следует принимать равным 50% вместимости оздоровительного лагеря. На территории пляжа оборудуются кабины для переодевания, уборные <*>, душевые кабины, питьевые фонтанчики из расчета:
--------------------------------
<*> Канализованные уборные должны располагаться на расстоянии не менее 30 м от водоема.
1 кабина для переодевания - на 50 человек;
1 душевая кабина - на 40 человек;
1 унитаз в уборной - на 75 человек;
1 питьевой фонтанчик - на 100 человек.
Высота струи питьевого фонтанчика должна быть в пределах 15 - 20 см. Качество воды должно удовлетворять санитарным требованиям, предъявляемым к питьевой воде в соответствии с действующим ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая".
Уборная размещается на расстоянии не менее 20 м от границы пляжа. При отсутствии канализации необходимо предусмотреть водонепроницаемый выгреб.
Пляжи должны быть оборудованы игровыми устройствами соответственно возрасту детей, а также соляриями, аэрариями для дозированного приема процедур. Количество мест в аэросоляриях и аэрариях должно составлять не более 50% общего количества мест на пляже (во II и III климатических районах); до 100% общего количества мест (в IV климатическом районе). Площадь аэрариев и соляриев принимается из расчета 2,5 и 3,0 кв. м на 1 место.
На пляжах должен быть предусмотрен пункт медицинской помощи.
3.14. Граница поверхности воды, предназначенной для купания, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами.
Гигиенические требования к составу и свойствам воды водных объектов в пунктах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования принимаются согласно СанПиН N 4630-88 "Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения".
Воду в водоеме необходимо подвергать химико-бактериологическому исследованию ежегодно перед началом купального сезона не менее 2-х раз по химическим и бактериологическим показателям. Вода отбирается на расстоянии 1 км вверх по течению от зоны купания на водотоках и на расстоянии 0,1 - 1,0 км в обе стороны от нее на водоемах, а также в границах зоны купания.
В период купального сезона вода водоема подвергается химико-бактериологическому исследованию не реже 2-х раз в месяц (проба отбирается не менее чем в двух точках).
3.15. При отсутствии возможности организации мест купания в естественных водоемах рекомендуется устройство искусственных бассейнов в соответствии с ВСН-46-86 "Спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения. Нормы проектирования", утвержденные Госгражданстроем 30.05.86 N 182, и справочным пособием "Оздоровительные учреждения для детей и подростков".
3.16. В целях предупреждения инфекционных заболеваний и обеспечения чистоты воды купально-плавательного бассейна должны соблюдаться правила личной гигиены купающихся, персонала, а вода - подвергаться постоянной очистке и обеззараживанию.
Вода в бассейне должна соответствовать требованиям "Методических указаний по профилактической дезинфекции в спортивных плавательных бассейнах", утвержденных Минздравом СССР N 28-2/6 от 30.03.80.
Независимо от принятой системы заполнения чаши бассейна вода должна иметь коли-индекс не более 10, количество сапрофитов в 1 мл - не более 100, аммиака - не выше 0,05 мг/л, окисляемость - не выше 4 мг/л.
При обнаружении бактериального или химического загрязнения выше указанных уровней следует проводить повторный отбор проб с дополнительным определением форм азота и титра энтерококков, который должен быть не более 10.
3.17. Основными методами обеззараживания воды является хлорирование и бромирование.
Бромирование воды предпочтительнее ввиду отсутствия раздражающего эффекта на слизистые оболочки. При применении бромсодержащих дезинфицирующих средств концентрация остаточного брома в воде бассейна должна поддерживаться на уровне 0,7 - 1,2 мг/л. В ночное время допускается повышение остаточного брома до 2 мг/л с обязательным снижением до 1,2 мг/л к моменту пользования водой. Для бромирования воды рекомендуется 5,5-диметил-1,3-дибромгидантоин (ТУ 6-01-827-73).
Для обеззараживания воды методом хлорирования рекомендуется использовать дезинфицирующие средства: газообразный хлор, двутретьосновную соль гипохлорита кальция - ДТСКГ (ГОСТ 13-392-73); нейтральный гипохлорит кальция (ГОСТ 25-263-82); натриевую соль дихлоризоциануровой кислоты (ТУ 6-02-860-74); гипохлорит натрия марки А (ГОСТ 11086-76ТУ); 1,3-дихлор-5,5-диметилгидантоин (ТУ 6-01-672-87 с извещением N 1). В ночное время допускается повышение остаточного хлора до 1,5 мг/л с обязательным снижением уровня до 0,5 мг/л к моменту пользования водой.
4. Здания и сооружения детских оздоровительных лагерей
4.1. Помещения проживания размещаются в отдельных зданиях или отдельных частях здания и должны быть не выше двух этажей с учетом поотрядного расселения детей и удобного размещения отрядов.
Для лагерей, расположенных в курортных районах, могут проектироваться трехэтажные здания по согласованию с органами санэпидслужбы и пожнадзора.
4.2. Окна жилых комнат лагерей в зависимости от места их расположения следует ориентировать по сторонам горизонта:
от 70 град. до 200 град. - во II В и II Г климатических подрайонах северной широты и III, IV климатических районах;
от 70 град. до 290 град. - по II A и II Б климатических подрайонах северной широты и I климатическом районе.
Окна варочных залов пищеблока следует ориентировать в пределах от 290 град. до 70 град. северной широты во всех климатических районах. Допускается ориентировать не более 25% жилых комнат в пределах от 290 град. до 70 град. При необходимости должны предусматриваться регулируемые солнцезащитные устройства.
В IV климатическом районе ориентация окон жилых комнат на "Восток" (от 70 град. до 135 град.) не рекомендуется.
4.3. В отапливаемых помещениях лагерей должны размещаться:
------------------------------------------T----------------------¬
¦ Название помещений ¦ Климатические районы ¦
+-----------------------------------------+----------------------+
¦Жилые комнаты ¦I, II ¦
¦Обеденные залы ¦I, II ¦
¦Медицинский пункт ¦I, II, III ¦
¦Изолятор ¦I, II, III ¦
¦Сушилка для одежды и обуви ¦I, II, III, IV ¦
¦Дом сторожа ¦I, II, III, IV ¦
L-----------------------------------------+-----------------------
4.4. В лагерях, размещаемых в Iв, II, III климатических районах (исключая территории с наблюдаемой дневной температурой 40 град. C и выше и ночной - ниже 10 град. C), допускается проживание школьников в палатках (не более 5 человек). Размещать в палатках разрешается только школьников старшего возраста из расчета не более 20% общей вместимости лагеря. Палатки должны иметь дощатые полы и непродуваемые борта. Тип палаток определяется в зависимости от природно-климатических особенностей района; во 2-м климатическом районе необходимо применение трехслойных палаток, имеющих открывающиеся клапаны - окна. Палатки должны быть оборудованы кроватями, прикроватными тумбочками и шкафами для хранения одежды, галошницами для обуви.
Вокруг палаток должны быть канавки с уклоном (от палатки) для стока дождевых вод.
4.5. Каждый отряд должен иметь набор помещений проживания, приведенный в приложении 1.
4.6. В одном здании или изолированном блоке здания допускается размещать не более 4 отрядов (групп). Помещения проживания каждого отряда (группы) должны иметь самостоятельный выход на участок. При размещении в жилом корпусе 2-х отрядов между ними должна быть обеспечена изоляция. Количество мест в жилых комнатах для детей среднего школьного возраста должно быть не более 5, для детей младшего школьного возраста (6 - 7 лет) - не более 10.
4.7. В приемно-вестибюльную группу помещений входят вестибюльные помещения, помещения приема, медицинский пункт и изолятор. Медицинский пункт допускается блокировать с изолятором. В лагерях вместимостью до 300 мест медицинский пункт (без изолятора) можно блокировать с административными помещениями при условии отдельно стоящего изолятора. При блокировке этих помещений наружные входы в них должны быть разделены. В медицинском пункте должны быть кабинет врача, кабинет зубного врача, процедурная и комната медицинской сестры, туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе. Количество коек в палатах изолятора, включающего боксы, принимается из расчета не менее 2% вместимости оздоровительного лагеря. Состав и размеры помещений медицинского пункта и изолятора определяются в соответствии с пособием к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения" - "Оздоровительные учреждения для детей и подростков" (выпуск 26).
4.8. Каждый отдельный лагерь должен иметь столовую; в групповом лагере допускается общая столовая с централизованной кухней и раздельными для каждого лагеря обеденными залами и умывальными, имеющими отдельный вход.
Обеденные залы лагерей рассчитываются на одновременное обслуживание всех детей в одну смену из расчета 1,0 кв. м на одно место. Количество мест в обеденном зале не должно превышать 120. Для младших школьников 1 - 4 классов рекомендуется выделять залы вместимостью не более чем на 100 детей. В детских оздоровительных лагерях летнего функционирования допускается размещение умывальников на крытых террасах вблизи входов в обеденные залы.
4.9. Помещения культурно-массового назначения в групповых оздоровительных лагерях следует предусматривать с учетом изоляции каждой дружины.
4.10. Состав и площади служебно-бытовых помещений лагерей принимаются в соответствии с пособием "Оздоровительные учреждения для детей и подростков" (выпуск 26) к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения".
5. Санитарно-техническое благоустройство
детских оздоровительных лагерей
5.1. Здания детских оздоровительных лагерей должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с нормами главы СНиП 2.04.01-85 по проектированию внутреннего водопровода и канализации зданий, проектированию горячего водоснабжения, а также в соответствии с пособием "Оздоровительные учреждения для детей и подростков" (выпуск 26) к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения".
5.2. Детские оздоровительные лагеря должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с действующим ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая".
В соответствии со СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий" норма расхода воды на 1 место - 130 л в сутки, в том числе горячей - 40 л.
5.3. Горячим водоснабжением должны быть обеспечены производственные помещения пищеблока, прачечная, постирочная, ванные, душевые, умывальные, ногомойки и кабины личной гигиены девочек, а также помещения медицинского назначения.
5.4. Устройство канализации следует предусматривать в жилых корпусах, оборудованных санитарными узлами, в столовой, кухне, в помещениях культурно-бытового и медицинского назначения, в физкультурно-оздоровительных и служебно-бытовых помещениях, прачечной, душевой, а также в отдельно стоящих уборных и умывальных.
При размещении детских оздоровительных лагерей в районах, не имеющих централизованной канализации, допускается устройство местных систем удаления и очистки сточных вод. Вопросы о выборе и устройстве местных систем канализации решаются по согласованию с местными органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
5.5. Теплоснабжение, отопление и вентиляцию во вновь строящихся лагерях следует проектировать в соответствии с пособием "Оздоровительные учреждения для детей и подростков" (выпуск 26) к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения" и главами СНиП по проектированию котельных установок, тепловых сетей, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
5.6. Отопление следует предусматривать в зданиях и сооружениях в соответствии с пунктом 4.3 настоящих Правил, а также во всех других зданиях и сооружениях в случае их круглогодичного использования.
В зданиях круглогодичного функционирования температура воздуха в жилых комнатах должна быть не ниже 18 град. C, в палатах изолятора - 20 град. C, в вестибюле - 16 град. C.
5.7. Летние обеденные залы (закрытые), производственные помещения столовых и централизованных кухонь следует оборудовать вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. Все кружковые помещения должны быть оборудованы вентиляцией, душевые и уборные во всех типах зданий должны иметь самостоятельную вытяжную вентиляцию.
5.8. Все основные помещения детских оздоровительных лагерей должны иметь естественное освещение.
Коэффициент естественного освещения (КЕО) в помещениях столовой, культурно-массового и физкультурно-оздоровительного назначения должен быть не менее 1%, в жилых комнатах - не ниже 0,5%. Для освещения обеденных залов, помещений для кружков и культурно-массового назначения, в зданиях круглогодичного функционирования рекомендуется использовать люминесцентные лампы в соответствии с главой СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования". Для освещения спальных помещений применяются светильники, как правило, со светозащитной арматурой (ПКР-300 и др.).
6. Отделка помещений и оборудование
детского оздоровительного лагеря
6.1. Поверхности стен, потолков, полов основных помещений лагерей должны быть гладкими, позволяющими проводить их уборку (мытье) и дезинфекцию.
Стены и потолки основных помещений, спальных помещений, помещений для кружков и массовой работы, изоляторов, медпунктов, административных помещений должны быть гладкими, окрашенными красками светлых тонов либо отделаны натуральной древесиной.
Стены производственных и складских помещений пищеблока должны быть облицованы или окрашены на высоту 1,8 м (коридоров - на высоту 1,5 м) влагостойкими материалами, допускающими систематическую очистку и влажную обработку с использованием дезинфицирующих средств.
Покрытие полов спальных комнат, помещений для кружков, медицинского пункта, административных помещений должно выполняться согласно СНиП II-В8-71 "Полы. Нормы проектирования", "Перечню полимерных материалов и конструкций, разрешенных к применению в строительстве Министерством здравоохранения СССР", утвержденному Минздравом СССР N 3859-85 от 17 апреля 1985 г.
6.2. Оборудование и мебель детского оздоровительного лагеря должны соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям и учитывать росто-возрастные особенности детей.
Все помещения оборудуются в соответствии с "Примерным табелем оснащения оборудованием и инвентарем пионерских лагерей, находящихся на балансе профсоюзных организаций работников просвещения, высшей школы и научных учреждений <*>, медицинских работников, работников культуры и работников государственных учреждений", утвержденным Секретариатом ВЦСПС 25 января 1974 г. N 3-16.
--------------------------------
<*> Новое название с 1988 года - работники народного образования и науки.
Запрещается оборудование спальных комнат двухъярусными кроватями.
7. Содержание помещений и участка
детского оздоровительного лагеря
7.1. Ежедневно все помещения детского оздоровительного лагеря убирают влажным способом с применением моющих средств (мыло, кальцинированная сода, разрешенные синтетические моющие порошки: "Жемчуг", "Жемчуг-2", "Жемчуг М", "Агат" и др.) с помощью технического персонала при открытых окнах и фрамугах. Уборка спален проводится 2 раза в день (после ночного и дневного сна) детьми, начиная с 10 лет; в спальнях, где размещены дети в возрасте до 10 лет, уборку производит технический персонал.
В конце каждой смены техническим персоналом проводится генеральная уборка: мытье полов, стен, дверей, окон, осветительной арматуры, отопительных приборов, вентиляционных решеток, обметание паутины и протирка мебели.
Генеральная уборка проводится с применением моющих и дезинфицирующих средств: 0,5 - 1,0% раствора хлорной извести или хлорамина, 0,5% раствора гипохлорита кальция или натрия, 3% раствор ниртана, 0,5% раствор хлордезина и 0,2% раствор сульфохлорантина.
Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) - перед началом смены должны выноситься на воздух для проветривания и просушки. Один раз в год перед началом оздоровительной кампании постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке. При наличии капельной или кишечной инфекции постельные принадлежности двукратно чистят щеткой, смоченной 0,5% раствором хлорамина или 0,5% раствором хлордезина. При возникновении заболевания вирусным гепатитом проводится камерная обработка их; через 1 час после обработки постельных принадлежностей комната должна быть тщательно проветрена.
7.2. В умывальных, душевых, постирочных, комнатах гигиены и уборных полы, стены, дверные ручки следует мыть ежедневно горячей водой с применением моющих средств, а полы по мере загрязнения протирать несколько раз в день (не менее 3-х).
Унитазы необходимо мыть 2 раза в день водой с применением моющих средств при помощи квачей и щеток; для удаления мочекислых солей необходимо использовать препарат "Санитарный", а при его отсутствии - 2% раствор соляной кислоты и др.
7.3. Мусоросборники следует очищать при заполнении 2/3 их объема и обрабатывать в соответствии с "Методическими указаниями по борьбе с мухами", утвержденными Минздравом СССР N 28-6/3 от 27.01.84 (приложение 3).
Внутренние поверхности стен и дверей уборной, а также дверные ручки и полы ежедневно моют с использованием моющих средств и обрабатывают дезинфицирующими средствами, перечисленными в п. 7.1.
7.4. Все помещения столовой необходимо ежедневно тщательно убирать: подметание влажным способом и мытье полов, обметание паутины, удаление пыли, протирание мебели, радиаторов, подоконников. Уборка производственных помещений, мытье оборудования и инвентаря, а также уборка обеденных залов должна проводиться после каждого приема пищи.
Обеденные столы должны иметь гигиеническое покрытие и протираться влажными тряпками после каждого приема пищи. Уборка должна проводиться специально выделенным техническим персоналом.
Еженедельно с применением моющих средств должны производиться мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти и т.п.
Между сменами необходимо проводить генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
7.5. Уборочный инвентарь (тазы, ведра, щетки, тряпки и др.) должен быть промаркирован, закреплен за отдельными помещениями (спальные, кухня, столовая, изолятор, санузел и т.д.) и храниться чистым - отдельно в специально выделенных для этого шкафах или стенных нишах.
Уборочный инвентарь для мытья полов и уборки санитарных узлов должен иметь сигнальную окраску (красную, оранжевую) и храниться отдельно.
Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с применением моющих и дезинфицирующих средств. В качестве дезинфицирующих средств используются 0,5% растворы хлорной извести, гипохлорита кальция или хлорамина.
7.6. Уборка территории детского оздоровительного лагеря должна проводиться ежедневно: утром за 1 - 2 часа до выхода детей на участок и по мере загрязнения территории. Мусор необходимо собирать в мусоросборники; категорически запрещается сжигать на территории бытовой мусор и листья.
Смену песка в песочных ящиках необходимо проводить не реже одного раза в месяц, на ночь песочницы закрывать крышками. Один раз в смену необходимо проверять песок на загрязнение яйцами глистов.
7.7. В детском оздоровительном лагере необходимо оборудовать специальную кладовую (имеющую не менее 3-х комнат) для хранения чистого белья, чистых и обеззараженных постельных принадлежностей (матрасы, подушки, одеяла на стеллажах или в шкафах) в раздельных помещениях. Количество смен постельного белья должно быть не менее 3-х, 2 смены наматрасников.
Банные дни необходимо проводить не реже 1 раза в 7 дней. Смена постельного белья и полотенец для лица и ног должна проводиться по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Грязное белье в спальных помещениях укладывается в специальные мешки (матерчатые или клеенчатые). В этих мешках белье доставляют в специально выделенную комнату, имеющую отдельный вход, для сортировки и сбора грязного белья, откуда оно поступает в централизованную или лагерную прачечную. После использования матерчатые мешки техническим персоналом сдаются в стирку, клеенчатые мешки обрабатываются мыльно-содовым раствором, а при наличии инфекции - одним из дезинфицирующих средств. Помещение для грязного белья после отправки последнего в прачечную необходимо дезинфицировать.
8. Организация питания
8.1. Требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока должны соответствовать санитарным правилам для предприятий общественного питания, а также Типовой инструкции по охране труда при работе в пищеблоках учреждений здравоохранения, утвержденных Минздравом СССР 10.12.86.
Пищеблоки детских оздоровительных лагерей независимо от вместимости должны иметь полный набор разделочных цехов.
Столы, предназначенные для обработки пищевых продуктов, должны быть цельнометаллические из нержавеющей стали или дюралюминия. Допускаются столы, покрытые оцинкованным железом (с закругленными углами), только для обработки сырого мяса и рыбы. Для разделки теста должны быть столы с деревянными гладко выструганными и плотно подогнанными, без щелей, крышками.
Для разделки сырых и готовых продуктов должны выделяться отдельные разделочные столы, ножи и доски из деревьев твердых пород (дуб, бук, ясень, береза) без щелей и зазоров, гладко выструганные.
Доски и ножи должны быть промаркированы: "СМ" - сырое мясо, "ВМ" - вареное мясо, "СР" - сырая рыба, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "СО" - сырые овощи, "гастрономия, "С" - сельдь, "Х" - хлеб.
После мытья и просушивания доски хранят непосредственно на рабочих местах поставленными на ребро либо в подвешенном состоянии.
Вся кухонная посуда должна храниться на специальных полках и стеллажах, мелкий инвентарь - в шкафах.
Технологическое оборудование для обработки сырых и готовых продуктов должно иметь соответствующую маркировку, по окончании работы тщательно промываться с добавлением разрешенных Минздравом СССР моющих средств (приложение 6).
8.2. Транспортировку пищевых продуктов необходимо проводить в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения. Транспортирование особо скоропортящихся продуктов должно производиться в закрытой маркированной таре. В теплое время года транспортирование должно производиться в изотермическом транспорте при наличии льда - не более 3-х часов, без льда - не более 1 часа.
Транспорт, предназначенный для перевозки продуктов, должен иметь санитарный паспорт, выданный органами санэпидслужбы сроком не более чем на полгода. В паспорте отмечается: N автомашины, Ф.И.О. ответственного за санитарное состояние транспорта, оборудование транспорта, наличие санитарной одежды.
Транспортные средства для перевозки пищевых продуктов не должны использоваться для перевозки других товаров и должны содержаться в чистоте.
Мытье транспорта для перевозки пищевых продуктов проводится ежедневно водителем машины, для чего должна быть предусмотрена площадка со стоком воды.
Тара, в которой привозят продукты с базы, должна быть промаркирована и использоваться строго по назначению. Клеенчатые и другие мешки, металлические и деревянные ящики, кадки, бидоны, фляги и пр. после употребления необходимо очищать, промывать водой с 2% раствором кальцинированной соды (20 г препарата на 1 л воды), ошпаривать кипятком, высушивать и хранить в местах, недоступных загрязнению.
Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации и сопровождаться документами, устанавливающими их качество.
Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения, с признаками порчи.
В сопроводительном документе о качестве особо скоропортящихся продуктов должны быть указаны дата и час выработки продукта, а также час и дата его конечного срока хранения. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукта.
8.3. Запрещается хранение скоропортящихся продуктов без холода. В холодильных камерах должны строго соблюдаться правила товарного соседства.
Масло сливочное должно храниться на полках в таре или брусками, завернутыми в пергамент; сыры крупнобрусковые - на чистых деревянных стеллажах без тары (при укладывании кругов один на другой между ними должны быть прокладки из картона или фанеры), мелкобрусковые - на полках в таре или на чистых деревянных настилах. Сметана, творог должны храниться в металлических флягах (бочках) или мелкой расфасовке. Молоко до кипячения должно храниться в холодильной камере в той таре, в которой оно поступило.
Сыпучие продукты необходимо хранить в сухом помещении в чистых ларях с плотно закрывающимися крышками или в мешочной таре, картонных коробках на подтоварниках либо стеллажах на расстоянии не менее 15 см от пола. Расстояние между стеной и продуктами должно быть 20 см.
Овощи и фрукты должны храниться в сухом, хорошо проветриваемом помещении в ларях или на стеллажах, отстоящих от пола на 15 см, при температуре воздуха +2 - +6 град C.
Хлеб должен храниться раздельно: черный и белый на полках или в шкафах; расстояние нижней полки от пола должно быть не менее 35 см. Дверки в шкафах должны иметь отверстия для вентиляции.
При уборке мест хранения хлеба крошки необходимо сметать специальными щетками и тщательно протирать полки белой тканью, смоченной 1% раствором столового уксуса.
Не допускается совместное хранение сырых продуктов или полуфабрикатов с готовыми изделиями; хранение испорченных или подозрительных по качеству продуктов совместно с доброкачественными, а также хранение в помещениях вместе с пищевыми продуктами тары, хозяйственных материалов и непищевых товаров.
Сильно пахнущие продукты (сельди, специи и т.п.) должны храниться отдельно от остальных продуктов. Сроки хранения и реализации скоро- и особоскоропортящихся продуктов даны в приложении 5.
8.4. Рекомендуемые величины калорийности и нормы потребления белков, жиров, углеводов для детей и подростков <*>.
--------------------------------
<*> Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утвержденные коллегией Минздрава СССР 22.03.1982, протокол N 6.
-----------T------T--------------T---------------T-------T-------¬
¦ Возраст ¦Кало- ¦Белки (г/день)¦ Жиры (г/день) ¦Линоле-¦Углево-¦
¦ ¦рий- +-------T------+-------T-------+вая ки-¦ды (г/ ¦
¦ ¦ность ¦ всего ¦в т.ч.¦ всего ¦в т.ч. ¦слота ¦день), ¦
¦ ¦(ккал/¦ ¦живот-¦ ¦расти- ¦(%, ¦всего ¦
¦ ¦день) ¦ ¦ных ¦ ¦тельных¦калор.)¦ ¦
+----------+------+-------+------+-------+-------+-------+-------+
¦6 лет ¦ 1970 ¦ 68 ¦ 44 ¦ 68 ¦ 10 ¦ 3 ¦ 272 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7 - 10 лет¦ 2300 ¦ 79 ¦ 47 ¦ 79 ¦ 16 ¦ 3 ¦ 315 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11 - 13 ¦ 2700 ¦ 93 ¦ 56 ¦ 93 ¦ 19 ¦ 3 ¦ 370 ¦
¦лет (маль-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чики) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11 - 13 ¦ 2450 ¦ 85 ¦ 51 ¦ 85 ¦ 17 ¦ 3 ¦ 340 ¦
¦лет (де- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вочки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14 лет ¦ 2900 ¦ 100 ¦ 60 ¦ 100 ¦ 20 ¦ 3 ¦ 400 ¦
¦(юноши) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦14 лет ¦ 2600 ¦ 90 ¦ 54 ¦ 90 ¦ 18 ¦ 3 ¦ 360 ¦
¦(девушки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------+------+-------+------+-------+-------+-------+--------
Наилучшее соотношение белков, жиров, углеводов - 1:1:4. Не менее 50 - 60% белка должно быть животного происхождения (мясо, рыба, молоко, молочные продукты, яйца); около 20% от общего количества жиров должны составлять растительные масла, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты.
В загородных детских оздоровительных лагерях рекомендуется 5-разовое питание с интервалами не более 4-х часов.
Целесообразно следующее распределение общей калорийности суточного рациона питания:
завтрак - 25%
обед - 35%
полдник - 15%
ужин - 20%
кефир - 5%.
За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям рекомендуется дать стакан молока или кисломолочного продукта.
8.5. Меню-раскладка составляется медицинским работником с учетом примерного семидневного меню для загородных пионерских лагерей <*>, а также примерного суточного набора продуктов, утвержденного ВЦСПС 20 августа 1983 г. N 13-22.
--------------------------------
<*> Организация питания детей в загородных пионерских лагерях. Методические рекомендации, утв. зам. Главного государственного санитарного врача СССР 14 мая 1979 г. N 1979-79.
В исключительных случаях при отсутствии продуктов, указанных в наборе, замену их следует проводить в соответствии с таблицей замены продуктов (приложение 8).
В питание не должны включаться острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, натуральный кофе.
8.6. С целью обеспечения детей в оздоровительных учреждениях витамином "С" следует проводить витаминизацию сладких блюд и напитков аскорбиновой кислотой из расчета 35% средней суточной потребности.
Содержание аскорбиновой кислоты в одной порции витаминизированного блюда должно составлять:
для детей в возрасте 6 - 10 лет - 20 мг
для подростков 11 - 14 лет - 25 мг.
Витаминизацию компотов рекомендуется проводить после их охлаждения до температуры 12 - 15 град. C, перед их реализацией.
Для приготовления витаминизированных киселей раствор аскорбиновой кислоты вводят в охлажденный до температуры 30 - 35 град. C кисель, который тщательно перемешивают и затем охлаждают до температуры реализации <*>.
--------------------------------
<*> Рекомендации по обогащению витамином С сладких блюд и напитков массового спроса, приготовляемых на предприятиях общественного питания. Согласовано зам. Главного госсанврача СССР 01.12.1988 N 125-5/458-19.
8.7. Ежедневно должна оставляться суточная проба готовой продукции (информационное письмо МЗ СССР N 04-6/70-6 от 13.05.81). Отбор и хранение суточных проб проводится под контролем медицинских работников. Пробу следует отбирать в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры отбираются в отдельную посуду) и хранить в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 град. C до +6 град. C.
8.8. Кулинарная обработка пищевых продуктов проводится в соответствии с требованиями, установленными к рецептурам и приготовлению блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания ("Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания", 1981):
- овощи, предназначенные для винегретов и салатов, варятся в неочищенном виде. Заблаговременная варка овощей накануне дня их использования запрещена; чистка вареных овощей проводится в варочном цехе;
- овощи, идущие в питание в натуральном виде (целиком, в салатах), должны хорошо промываться проточной водой, очищаться и повторно тщательно промываться проточной питьевой водой. Предварительное замачивание овощей (до кулинарной обработки) запрещается;
- заправка винегретов и салатов растительным маслом производится только перед их выдачей;
- для сохранения вкусовой и витаминной ценности продуктов пищу готовят на каждый прием и реализуют в течение одного часа с момента приготовления. Овощи, картофель следует нарезать перед варкой, закладывать в кипящую воду и варить в закрытой крышкой посуде. Свежую зелень следует закладывать в готовые блюда во время раздачи;
- картофель после чистки сразу же погружают в холодную подсоленную воду, но не более чем на 2 - 3 часа;
- котлеты, биточки из мясного и рыбного фарша, рыба кусками должны обжариваться на сковороде или противне с обеих сторон в течение 3 - 5 минут, затем доготавливаться в духовом или жарочном шкафу при температуре 250 - 280 град. C в течение 5 - 7 минут;
- вторые блюда из вареного мяса (кур), а также измельченное мясо, добавляемое в первое блюдо, должны подвергаться вторичной термической обработке - кипячению в бульоне и храниться в нем до раздачи;
- для изготовления омлетов рекомендуется употреблять диетическое яйцо. Омлеты готовят слоем 2,5 - 3 см в течение 8 - 10 минут при температуре жарочного шкафа 180 - 200 град. C; яйцо варят 10 минут после закипания воды;
- творожные запеканки должны иметь слой 3 - 4 см и изготовляться в жарочном шкафу при температуре 180 - 200 град. C в течение 20 - 30 минут;
- сосиски, вареные колбасы выдаются в питание после термической обработки (при варке 5 минут с момента закипания);
- фляжное молоко следует кипятить не более 2 - 3 минут. После кипячения молоко охлаждают на специальных стеллажах либо в ванне.
8.9. Категорически запрещается использовать остатки пищи от предыдущего приема, а также пищу, приготовленную накануне.
Запрещается изготовление простокваши и других кисломолочных продуктов, блинчиков с мясом, макарон по-флотски, кондитерских изделий с кремом, кремов, напитков, морсов, кваса, студней, заливных блюд (мясных и рыбных), форшмаков из сельди, изделий во фритюре, паштетов; использование фляжного творога из непастеризованного молока.
Категорически запрещается употребление грибов в пищу, использование фляжного молока без кипячения, фляжного творога, сметаны и зеленого горошка без термической обработки, кровяных и ливерных колбас, яиц и мяса водоплавающей птицы, консервированных продуктов домашнего приготовления.
Сметана и творог, выработанные молокоперерабатывающими предприятиями в мелкой фасовке, не требуют специальной термической обработки.
8.10. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы мед. работником. Оценка качества блюд проводится по органолептическим показателям (пробу снимают непосредственно из емкостей, в которых приготовляется пища). В бракеражном журнале готовых блюд (Приложение 9а) необходимо отмечать закладку основных продуктов, снятия пробы и разрешение на выдачу. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков.
8.11. Мытье столовой посуды производится механическими моечными машинами или ручным способом.
При мытье ручным способом должны быть оборудованы:
а) для столовой посуды - трехгнездные ванны; в 3-м гнезде следует иметь специальные решетки и гибкий шланг с душевой насадкой для ополаскивания вымытой посуды; в месте присоединения ванны к канализации предусматриваются воздушные разрывы не менее 20 мм от верхней приемной воронки;
б) для мытья стаканов, кружек предусматриваются двухгнездные ванны.
Режим мытья столовой посуды при ручном способе должен быть следующим:
а) механическое удаление остатков пищи щеткой или деревянной лопаткой;
б) в первом гнезде ванны мытье посуды щеткой в воде, имеющей температуру 50 град. C, с добавлением разрешенных Минздравом СССР моющих средств;
в) дезинфекция посуды проводится во втором гнезде ванны 0,2% раствором хлорной извести, хлорамина, гипохлорита кальция (натрия);
г) ополаскивание посуды в третьем гнезде ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. C, для чего посуда должна загружаться в металлические сетки;
д) просушивание посуды в сушильных шкафах, на специальных полках или решетках.
Режим мытья стеклянной посуды:
а) механическая очистка;
б) мытье с применением моющих средств и обеззараживание;
в) ополаскивание посуды во втором гнезде ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. C;
г) просушивание посуды на специальных полках или решетках.
Режим мытья столовых приборов:
а) механическая очистка;
б) мытье с применением разрешенных моющих средств;
в) ополаскивание приборов во 2-м гнезде ванны горячей проточной водой (температура не ниже 65 град. C);
г) прокаливание вымытых приборов в парочных или духовых шкафах в течение 2 - 3 минут; шкафных стерилизаторах ШСС-80; чистые столовые приборы хранят в вертикальном положении (ручками вверх) в металлических кассетах, которые ежедневно должны промываться. Запрещается хранение приборов навалом на подносах и тарелках.
8.12. Режим мытья кухонной посуды:
Пищеварочные котлы очищают от остатков пищи и моют в горячей воде (45 - 50 град. C) с добавлением разрешенных моющих средств с помощью щеток с ручкой, затем ополаскивают горячей водой не ниже 65 град. C. Разрешается ополаскивать пищеварочные котлы, кастрюли и т.п. при помощи гибкого шланга с душевой насадкой, просушивание котлов производить на специальных стеллажах.
Для мытья кухонной посуды необходимо устанавливать двухгнездные ванны утвержденных типоразмеров.
8.13. Столы моют горячей водой с мылом, содой, специально выделенной для этого ветошью из промаркированной тары.
Мочалки для мытья посуды и ветошь для протирки столов по окончании уборки кипятят 15 минут или замачивают в 0,5% осветленном растворе хлорной извести или 1% растворе хлорамина на 30 минут, затем сушат и хранят в специально выделенном месте.
Весь уборочный инвентарь должен быть промаркирован. Ветошь, моющие и дезинфицирующие средства должны храниться в промаркированных емкостях в специально отведенном месте.
8.14. За организацию и качество питания в оздоровительном учреждении несут ответственность руководитель учреждения, врач, диетсестра.
Медицинские работники обязаны осуществлять контроль:
- за качеством продуктов, поступающих на пищеблок, с регистрацией в специальном журнале (Приложение 9а);
- за условиями хранения продуктов и соблюдением сроков реализации;
- за качеством приготовляемой пищи;
- за соблюдением натуральных норм продуктов питания (по накопительной бухгалтерской ведомости каждые 10 дней);
- за правильностью отбора и хранения суточной пробы;
- за соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока и дежурными по столовой.
9. Режим дня в детском оздоровительном лагере
9.1. Все виды деятельности детей в лагере, связанные с физической нагрузкой и двигательной активностью, необходимо согласовать с врачом.
9.2. Принятый режим дня в детском оздоровительном лагере должен быть дифференцирован в зависимости от возраста детей с учетом введения нового поясного времени.
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ
-------------------------------------T-------------T-------------¬
¦ Элементы режима дня ¦ Для детей ¦ Для детей ¦
¦ ¦ 6 - 9 лет ¦ 10 - 14 лет ¦
+------------------------------------+-------------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------------------------+-------------+-------------+
¦Подъем и уборка постелей ¦ 8.00 - 8.10 ¦ 8.00 - 8.10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Утренняя гимнастика ¦ 8.10 - 8.30 ¦ 8.10 - 8.30 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Водные процедуры ¦ 8.30 - 8.50 ¦ 8.30 - 8.50 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Утренняя линейка ¦ 8.50 - 9.00 ¦ 8.50 - 9.00 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Завтрак ¦ 9.00 - 9.30 ¦ 9.00 - 9.30 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Работа отрядов, звеньев, кружков, ¦ 9.30 - 11.10¦ 9.30 - 11.10¦
¦участие детей в общественно полезном¦ ¦ ¦
¦труде и др. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Оздоровительные гигиенические проце-¦11.10 - 12.30¦11.10 - 12.30¦
¦дуры (воздушные, солнечные ванны, ¦ ¦ ¦
¦душ, купание), обучение плаванию ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Свободное время ¦12.30 - 13.30¦12.30 - 13.30¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Обед ¦13.30 - 14.30¦13.30 - 14.30¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Послеобеденный дневной отдых ¦14.30 - 16.00¦14.30 - 16.00¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Полдник ¦16.00 - 16.30¦16.00 - 16.30¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Занятия в кружках, спортивных секци-¦16.30 - 18.30¦16.30 - 18.30¦
¦ях, разновозрастных группах и объ- ¦ ¦ ¦
¦единениях, участие в общелагерных ¦ ¦ ¦
¦мероприятиях ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Свободное время, тихие игры, индиви-¦18.30 - 19.00¦18.30 - 19.00¦
¦дуальное чтение ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Ужин ¦19.00 - 20.00¦19.00 - 20.00¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Вечера, костры и другие отрядные ме-¦20.00 - 20.30¦20.00 - 21.30¦
¦роприятия, линейка ¦ ¦21.30 - 21.45¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Вечерний туалет ¦20.30 - 21.00¦21.45 - 22.00¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сон ¦21.00 - 8.00 ¦22.00 - 8.00 ¦
L------------------------------------+-------------+--------------
Примечание. В зависимости от климатических условий в режим дня могут быть внесены изменения с учетом поясного времени. В июне - июле месяце допускается более позднее укладывание детей и более поздний подъем.
9.3. Организация трудовой деятельности в лагере должна осуществляться в соответствии с "Положением об общественно полезном производительном труде учащихся общеобразовательных школ" (Приказ Минпроса СССР от 11.05.85 N 81) и "Рекомендациями о порядке организации общественно полезного труда школьников в пионерских лагерях", утвержденными ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ по согласованию с Минздравом СССР 11.07.85 N 15-37, в которых регламентированы содержание и продолжительность работ во время пребывания детей в лагерях.
Для детей 7 - 9-летнего возраста продолжительность работ не должна превышать 1 часа в день; 10 - 11 лет - 1,5 часа; 12 - 13 лет - 2 часа; для подростков 14 лет - 3 часа в день. К участию в уборке урожая, уходу за посевами, выращиванию домашней птицы и молодняка сельскохозяйственных животных могут привлекаться дети, начиная с 12 лет.
9.4. При дежурстве на кухне и в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, к резке хлеба, мытью чайной, столовой и кухонной посуды, разносу горячей пищи.
9.5. Запрещается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья), с опасностью для жизни (мытье окон) и опасными в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна).
9.6. При организации дежурств по столовой и участку целесообразно предусмотреть чередование работы звеньев с тем, чтобы одни звенья дежурили в столовой в первую половину дня (завтрак, обед), а другие - во вторую (полдник, ужин). Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7 - 10 дней.
10. Физическое воспитание и оздоровительные
мероприятия в детском оздоровительном лагере
10.1. Работа по физическому воспитанию должна проводиться в соответствии с "Организационно-методическими указаниями по физическому воспитанию в пионерских лагерях", утвержденными по согласованию с ВЦСПС, Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР 19 мая 1982 г.
10.2. Мероприятия по физическому воспитанию должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности.
10.3. Физкультурно-оздоровительная работа в лагере согласуется с врачом и предусматривает следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- закаливание: воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание;
- занятия физкультурой в отрядах и звеньях, кружках, командах, секциях, группах подготовки по комплексу ГТО, обучение плаванию;
- общелагерные и отрядные прогулки, экскурсии и походы с играми на местности;
- спортивные соревнования и праздники;
- занятия на тренажерах.
10.4. Распределение на медицинские группы для занятий физкультурой проводятся врачом. Детям основной медицинской группы разрешается участвовать во всех физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях без ограничений.
С детьми подготовительной медицинской группы должны проводиться физкультурно-оздоровительные мероприятия с учетом состояния здоровья и индивидуальной переносимости. Они допускаются к занятиям в одном из спортивных кружков или секций без участия в соревнованиях и без сдачи нормативов ГТО. Разрешается участие в однодневных туристских походах.
10.5. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 - 15 минут на открытом воздухе, в дождливую погоду - в хорошо проветриваемых помещениях. Форма одежды: трусы, майка - у девочек, трусы - у мальчиков; в холодную погоду - тренировочные костюмы.
При соответствующих погодных условиях следует рекомендовать детям заниматься зарядкой босиком.
Разрешается проведение утренней гимнастики не всем составом лагеря, а небольшими группами - отрядом, объединяющим детей одной возрастной группы.
10.6. Спортивные соревнования должны проводиться по видам спорта, составляющим содержание I и II ступеней комплекса ГТО, по легкоатлетическому многоборью "Дружба", по плаванию "Нептун", по футболу "Кожаный мяч", по шахматам и др.
10.7. При проведении туристско-экскурсионной работы в лагере необходимо руководствоваться "Методическими рекомендациями по организации и проведению туристско-краеведческой и экскурсионной работы в летних оздоровительных лагерях пионеров и школьников", утвержденными Центральной детской туристско-экскурсионной станцией Минпроса СССР 5 ноября 1986 г., и "Методическими рекомендациями по организации туристских походов для детей школьного возраста и прогулок для детей от 5-ти лет", утвержденными Центральным Советом по туризму и экскурсиям 22 мая 1985 года.
НОРМАТИВЫ И ДОПУСК К ТУРИСТСКИМ ПОХОДАМ И ЭКСКУРСИЯМ
------------------T-----------T----------T-----------T-----------¬
¦ Вид похода ¦По возрасту¦По кол-му ¦По продол- ¦По продол- ¦
¦ ¦ ¦составу ¦жительности¦жительности¦
¦ ¦ ¦гр. (чел.)¦(дни) ¦(км) ¦
+-----------------+-----------+----------+-----------+-----------+
¦1. Тур. прогулка ¦с 6 лет ¦8 - 30 ¦ 1 ¦3 - 4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. Экскурсии ¦с 7 лет ¦8 - 30 ¦ 1 ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ВС СССР от 05.12.1990 n 1816-1 О ПОЛОЖЕНИИ О КОМИССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ПО ВОПРОСАМ ПРИВИЛЕГИЙ И ЛЬГОТ  »
Документы СССР »
Читайте также