ПРИКАЗ Минздрава СССР от 19.05.1964 n 277 О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ПРОПАГАНДЫ МЕДИЦИНСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О СЛУЖБЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ПОЛОЖЕНИЕМ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ (СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ) ДОМЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОБЛАСТНОМ (КРАЕВОМ) ДОМЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ПОЛОЖЕНИЕМ О ГОРОДСКОМ ДОМЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ПОЛОЖЕНИЕМ О КАБИНЕТЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РАЙОННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ И САНЭПИДОТДЕЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ СЕЛЬСКОГО РАЙОНА, ПОЛОЖЕНИЕМ О ГЛАВНОМ ВРАЧЕ ДОМА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (РЕСПУБЛИКАНСКОГО, ОБЛАСТНОГО, КРАЕВОГО, ГОРОДСКОГО), ПОЛОЖЕНИЕМ О ВРАЧЕ-МЕТОДИСТЕ ДОМА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ИНСТРУКТОРЕ ДОМА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ)


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 19 мая 1964 г. N 277
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ПРОПАГАНДЫ
МЕДИЦИНСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Решения XXII съезда КПСС и Программа Коммунистической партии Советского Союза, наряду с созданием материально-технической базы коммунизма, поставили задачу решительного подъема культуры населения, воспитания нового человека с гармоническим развитием духовных и физических сил.
Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии дальнейшего расширения и коренного улучшения всей идейно-воспитательной и пропагандистской работы в свете Постановления июньского (1963 г.) Пленума ЦК КПСС, который стал важным событием в идейно-политической жизни партии, всего народа.
В формировании материалистического понимания явлений природы, преодолении пережитков, привычек и суеверий, вредных для здоровья, в воспитании физически здорового поколения советских людей, в снижении и ликвидации многих заболеваний значительная роль принадлежит пропаганде медицинских и гигиенических знаний - одному из методов советского здравоохранения.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР" (январь 1960 г.) придается большое значение деятельности органов и учреждений здравоохранения, а также других ведомств и общественных организаций по повышению санитарной культуры населения.
В результате выполнения указанного Постановления партии и правительства состояние пропаганды медицинских и гигиенических знаний за последние годы в целом значительно улучшилось.
В пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди широких слоев населения совместно с органами и учреждениями здравоохранения все более активное участие принимают комитеты Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению, кинематографии, ИК СОКК и КП СССР, Всесоюзное общество "Знание" и их учреждения на местах, Министерства просвещения союзных республик, советы народного хозяйства, сельскохозяйственные производственные управления, профсоюзные и комсомольские организации.
Широко входят в практику мероприятия по повышению санитарной культуры населения, проходимые по комплексным планам, утвержденным ЦК компартий и Советами Министров отдельных союзных республик (Азербайджанская, Киргизская, Молдавская союзные республики и др.), областными, краевыми и городскими исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся (г. Москва, Днепропетровская, Тульская области и др.). Это способствует более широкому использованию в целях санитарного просвещения таких массовых средств пропаганды, как кино, радио, телевидение и печать. Шире стало проводиться курсовое гигиеническое обучение различных групп населения, в частности, в ряде мест улучшилась гигиеническая подготовка учащейся молодежи, рабочих основных отраслей промышленности, тружеников сельского хозяйства, работников учреждений культурно-бытового обслуживания населения.
Повсеместное признание получили и прочно вошли в практику новые формы гигиенического обучения и воспитания населения - народные университеты и школы здоровья, лектории, устные журналы и тематические вечера, фестивали медицинских фильмов, школьные олимпиады, "окна здоровья" и другие формы пропаганды.
Усиление пропаганды медицинских и гигиенических знаний способствует развитию народного движения за высокую санитарную культуру в быту и на производстве, за санитарное благоустройство городов и сел, и - в сочетании с санитарно-оздоровительными и лечебно-профилактическими мероприятиями - дальнейшему снижению общей и инфекционной заболеваемости, травматизма и смертности.
Опыт работы последних лет показал, что там, где органы здравоохранения, советские и общественные организации уделяют должное внимание гигиеническому воспитанию населения, пропаганда медицинских и гигиенических знаний поднята на уровень современных требований, стала органической частью идеологической работы, действенным рычагом снижения заболеваемости и производственного травматизма (Днепропетровская, Мурманская, Свердловская, Донецкая области, Ставропольский край, гор. Ленинград, Баку, Арташатский район Армянской ССР и др.).
Положительный опыт работы ряда республик (РСФСР, Украинская, Латвийская союзные республики и др.) свидетельствуют, что результативность санитарного просвещения зависит от умелой его организации, от привлечения к этому делу широкой общественности.
Вместе с тем, как показывает анализ деятельности органов и учреждений здравоохранения по выполнению Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 58 от 14 января 1960 года, в организации пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения, особенно среди учащейся и рабочей молодежи, еще имеют место серьезные недостатки.
Пропаганда медицинских и гигиенических знаний еще не получила достаточно широкого размаха, не стала подлинно массовой, не обеспечена надлежащей материальной базой.
Явно недостаточно разрабатываются и внедряются новые формы и методы гигиенической пропаганды. Не в полной мере используются для санитарного просвещения кинотеатры, Дома культуры, клубы, библиотеки, читальни.
Крайне мало издается в стране научно-популярных книг и брошюр об охране здоровья, особенно на языках национальных республик, а также наглядных пособий.
Гигиеническое воспитание нередко ведется недифференцировано, без должного учета местных условий. Медицинские работники, проводя санитарно-просветительную работу, недостаточно сосредоточивают внимание на усилении пропаганды, направленной на борьбу за здоровый труд и быт людей, за гигиенический образ жизни.
Огромная роль в гигиеническом воспитании подрастающего поколения, которому предстоит жить при коммунизме, принадлежит дошкольным детским учреждениям и особенно школе.
Государственными школьными программами предусмотрено преподавание учителями, в порядке обязательной учебной работы, определенного круга сведений по охране здоровья. В обязанности учителей входит также повседневная забота об охране здоровья учащихся и о воспитании у них навыков гигиенического поведения. Медицинские работники должны оказывать всемерную помощь органам народного образования, школам и учителям в полноценном осуществлении ими этих функций. Однако до настоящего времени органы и учреждения здравоохранения в большинстве случаев не уделяют серьезного внимания этому важнейшему участку борьбы за всеобщую и высокую гигиеническую грамотность населения, за крутой подъем санитарной культуры в стране.
Совершенно недостаточно используется пропаганда медицинских и гигиенических знаний в качестве мощного фактора улучшения санитарного состояния городов и сел, предприятий, совхозов, колхозов, развития физкультуры и спорта, профилактики заболеваний, дальнейшего укрепления здоровья и продления жизни советского человека.
Отмеченные недостатки в значительной мере объясняются тем, что руководители органов и учреждений здравоохранения недооценивают значение повышения уровня санитарной культуры населения в борьбе за высокие качественные показатели здравоохранения и не уделяют должного внимания организации работы домов санитарного просвещения (Армянская, Туркменская, Таджикская ССР и др.).
До настоящего времени отсутствовала четкая система медицинской службы санитарного просвещения. Штатные нормативы и структура этих учреждений с 1949 года не пересматривались, не разрабатывались типовые проекты учреждений указанного типа. Министерства здравоохранения союзных и автономных республик, областные, краевые и городские отделы здравоохранения оформляли утверждение штатов домов санитарного просвещения без учета обеспечения возможности выполнения весьма разнообразных и сложных функций, возложенных на них. Руководители органов здравоохранения укомплектовали многие дома санитарного просвещения неквалифицированными кадрами медицинского персонала, а в ряде случаев штатные должности в этих учреждениях годами заняты совместителями.
Так, например, в Кустанайском, Целиноградском областных домах санитарного просвещения Казахской ССР на протяжении ряда лет должности главных врачей и врачей-методистов замещены средними медицинскими работниками, которые не могут выполнять методическую работу. В Чапаевском районном ДСП (Куйбышевская область) должность главного врача в штатах не предусмотрена, должность врача-методиста занята двумя врачами по совместительству, в Белгородском областном ДСП (РСФСР) из 4 должностей медицинского персонала две заняты сотрудниками облздравотдела.
Министерствами здравоохранения союзных республик и областными отделами здравоохранения не принимаются должные меры к размещению республиканских и областных (краевых) домов санитарного просвещения в помещениях, обеспечивающих нормальные условия для их деятельности, в результате чего в этих учреждениях отсутствует возможность развертывания массовой, курсовой и методической работы (Армянская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Луганская, Николаевская, Хмельницкая, Сумская, Брянская, Алма-Атинская, Целиноградская и др. области). Большинство домов санитарного просвещения не имеют специального оборудования и технических средств пропаганды. Отсутствие санитарно-агитационных автомобилей при областных (краевых) домах санитарного просвещения крайне затрудняет развертывание массовой санитарной пропаганды в сельских местностях.
Медицинские высшие и средние учебные заведения не дают студентам-медикам должных знаний и навыков по методике санитарного просвещения.
Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, разрабатывая различные вопросы организации, содержания и методики санитарного просвещения, мало привлекает медицинские вузы и отраслевые научно-исследовательские институты к осуществлению совместных научных исследований в области санитарного просвещения по ведущим проблемам здравоохранения и медицины.
Академия медицинских наук СССР не проявила должной настойчивости и требовательности в отношении выполнения принятых Президиумом 21 октября 1960 года решений, касающихся участия научно-исследовательских институтов в научно-методической работе по санитарному просвещению.
В целях дальнейшего улучшения постановки пропаганды медицинских знаний и гигиенического воспитания населения приказываю:
I. Министрам здравоохранения союзных республик:
1. В трехмесячный срок рассмотреть состояние пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения в республике, привлечь к этой работе заинтересованные ведомства и организации. Внести в ЦК компартий и Советы Министров союзных республик предложения о рассмотрении комплексных планов мероприятий на 1965 - 1970 гг. по резкому подъему санитарной культуры населения.
2. Потребовать от руководителей учреждений здравоохранения предусматривать не менее 4 часов ежемесячно на массовую пропаганду медицинских и гигиенических знаний среди населения, соответственно специальности каждого врача и среднего медицинского работника, в счет их рабочего времени.
3. При оценке деятельности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений учитывать также показатели их работы по пропаганде медицинских и гигиенических знаний в соответствии с актуальными задачами здравоохранения.
4. Систематически проводить повышение квалификации медицинских работников по методике санитарного просвещения, усилить работу по аттестации врачей-специалистов по санитарному просвещению в соответствии с утвержденным Министерством здравоохранения СССР Положением.
5. Совместно с Министерством просвещения республики разработать и осуществить мероприятия в 1965 - 1970 годах, направленные на повышение гигиенической подготовки учителей, улучшение постановки преподавания в школах сведений по охране здоровья, включенных в программы, на значительное усиление внеклассной и внешкольной санитарно-просветительной работы среди учащихся и родителей, а также на обеспечение школ методическими и учебно-наглядными пособиями для гигиенического воспитания и обучения. Осуществлять действенный контроль за неуклонным улучшением гигиенического воспитания и обучения в школах республики.
6. При разработке пятилетнего плана развития здравоохранения на 1966 - 1970 гг. предусмотреть мероприятия по расширению сети учреждений санитарного просвещения и укреплению их материально-технической базы.
7. Предусмотреть строительство зданий под учреждения санитарного просвещения в соответствии с типовыми проектами зданий указанного типа.
8. Принять меры к оснащению домов санитарного просвещения кинопередвижками, магнитофонами и другим специальным оборудованием и транспортом.
9. Обеспечить увеличение с 1965 г. ассигнований домам санитарного просвещения и другим учреждениям здравоохранения на организацию выставок, приобретение литературы, плакатов и др.
10. Укомплектовать дома и кабинеты санитарного просвещения квалифицированными кадрами, имеющими опыт организаторской работы.
11. Потребовать от ректоров медицинских вузов и директоров медицинских училищ преподавания в полном объеме вопросов санитарного просвещения, предусмотренных программами клинических и гигиенических дисциплин.
12. Изучать, обобщать и популяризировать передовой опыт работы по пропаганде медицинских и гигиенических знаний, шире внедрять в практику новые эффективные формы санитарного просвещения (народные университеты, факультеты и школы здоровья, курсовое гигиеническое обучение отдельных групп населения и пр.), совершенствовать средства наглядной пропаганды.
II. Отделу медицинских учебных заведений и кадров Министерства здравоохранения СССР (тов. Шишовой А.М.) включить вопросы санитарного просвещения в учебные планы и программы курсов специализации и повышения квалификации врачей и средних медицинских работников всех профилей.
III. Главному санитарно-эпидемиологическому управлению Министерства здравоохранения СССР (тов. Лярскому П.П.):
1. В целях лучшего обеспечения потребностей страны в санитарно-просветительной литературе подготовить в двухмесячный срок предложения издательству "Медицина" Государственного комитета Совета Министров СССР по печати о резком увеличении с 1965 г. издания научно-популярной и массовой литературы по актуальным вопросам здравоохранения.
2. Совместно с Гипроздравом (тов. Сапрыкин Б.М.) в трехмесячный срок разработать задание на проектирование типовых проектов зданий домов санитарного просвещения.
3. Совместно с отделом медицинской статистики Министерства здравоохранения СССР в 1964 - 65 гг. пересмотреть и согласовать с ЦСУ новые формы учетно-отчетности по санитарному просвещению (взамен форм N 50 и N 38).
IV. Центральному научно-исследовательскому институту санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР (тов. Кармановой Е.Г.):
1. Разработать в 1965 - 1966 гг. основные

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР, ВЦСПС от 12.05.1964 n 570 О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАСШИРЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛ В РАБОТЕ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА НАЗНАЧЕНИЕМ И ВЫПЛАТОЙ ПЕНСИЙ  »
Документы СССР »
Читайте также