ПРИКАЗ Минздрава СССР от 19.05.1964 n 277 О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ПРОПАГАНДЫ МЕДИЦИНСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ О СЛУЖБЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ПОЛОЖЕНИЕМ О РЕСПУБЛИКАНСКОМ (СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ) ДОМЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОБЛАСТНОМ (КРАЕВОМ) ДОМЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ПОЛОЖЕНИЕМ О ГОРОДСКОМ ДОМЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ПОЛОЖЕНИЕМ О КАБИНЕТЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РАЙОННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ И САНЭПИДОТДЕЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ СЕЛЬСКОГО РАЙОНА, ПОЛОЖЕНИЕМ О ГЛАВНОМ ВРАЧЕ ДОМА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (РЕСПУБЛИКАНСКОГО, ОБЛАСТНОГО, КРАЕВОГО, ГОРОДСКОГО), ПОЛОЖЕНИЕМ О ВРАЧЕ-МЕТОДИСТЕ ДОМА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ИНСТРУКТОРЕ ДОМА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ)


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 19 мая 1964 г. N 277
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ПРОПАГАНДЫ
МЕДИЦИНСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Решения XXII съезда КПСС и Программа Коммунистической партии Советского Союза, наряду с созданием материально-технической базы коммунизма, поставили задачу решительного подъема культуры населения, воспитания нового человека с гармоническим развитием духовных и физических сил.
Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии дальнейшего расширения и коренного улучшения всей идейно-воспитательной и пропагандистской работы в свете Постановления июньского (1963 г.) Пленума ЦК КПСС, который стал важным событием в идейно-политической жизни партии, всего народа.
В формировании материалистического понимания явлений природы, преодолении пережитков, привычек и суеверий, вредных для здоровья, в воспитании физически здорового поколения советских людей, в снижении и ликвидации многих заболеваний значительная роль принадлежит пропаганде медицинских и гигиенических знаний - одному из методов советского здравоохранения.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР" (январь 1960 г.) придается большое значение деятельности органов и учреждений здравоохранения, а также других ведомств и общественных организаций по повышению санитарной культуры населения.
В результате выполнения указанного Постановления партии и правительства состояние пропаганды медицинских и гигиенических знаний за последние годы в целом значительно улучшилось.
В пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди широких слоев населения совместно с органами и учреждениями здравоохранения все более активное участие принимают комитеты Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению, кинематографии, ИК СОКК и КП СССР, Всесоюзное общество "Знание" и их учреждения на местах, Министерства просвещения союзных республик, советы народного хозяйства, сельскохозяйственные производственные управления, профсоюзные и комсомольские организации.
Широко входят в практику мероприятия по повышению санитарной культуры населения, проходимые по комплексным планам, утвержденным ЦК компартий и Советами Министров отдельных союзных республик (Азербайджанская, Киргизская, Молдавская союзные республики и др.), областными, краевыми и городскими исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся (г. Москва, Днепропетровская, Тульская области и др.). Это способствует более широкому использованию в целях санитарного просвещения таких массовых средств пропаганды, как кино, радио, телевидение и печать. Шире стало проводиться курсовое гигиеническое обучение различных групп населения, в частности, в ряде мест улучшилась гигиеническая подготовка учащейся молодежи, рабочих основных отраслей промышленности, тружеников сельского хозяйства, работников учреждений культурно-бытового обслуживания населения.
Повсеместное признание получили и прочно вошли в практику новые формы гигиенического обучения и воспитания населения - народные университеты и школы здоровья, лектории, устные журналы и тематические вечера, фестивали медицинских фильмов, школьные олимпиады, "окна здоровья" и другие формы пропаганды.
Усиление пропаганды медицинских и гигиенических знаний способствует развитию народного движения за высокую санитарную культуру в быту и на производстве, за санитарное благоустройство городов и сел, и - в сочетании с санитарно-оздоровительными и лечебно-профилактическими мероприятиями - дальнейшему снижению общей и инфекционной заболеваемости, травматизма и смертности.
Опыт работы последних лет показал, что там, где органы здравоохранения, советские и общественные организации уделяют должное внимание гигиеническому воспитанию населения, пропаганда медицинских и гигиенических знаний поднята на уровень современных требований, стала органической частью идеологической работы, действенным рычагом снижения заболеваемости и производственного травматизма (Днепропетровская, Мурманская, Свердловская, Донецкая области, Ставропольский край, гор. Ленинград, Баку, Арташатский район Армянской ССР и др.).
Положительный опыт работы ряда республик (РСФСР, Украинская, Латвийская союзные республики и др.) свидетельствуют, что результативность санитарного просвещения зависит от умелой его организации, от привлечения к этому делу широкой общественности.
Вместе с тем, как показывает анализ деятельности органов и учреждений здравоохранения по выполнению Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 58 от 14 января 1960 года, в организации пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения, особенно среди учащейся и рабочей молодежи, еще имеют место серьезные недостатки.
Пропаганда медицинских и гигиенических знаний еще не получила достаточно широкого размаха, не стала подлинно массовой, не обеспечена надлежащей материальной базой.
Явно недостаточно разрабатываются и внедряются новые формы и методы гигиенической пропаганды. Не в полной мере используются для санитарного просвещения кинотеатры, Дома культуры, клубы, библиотеки, читальни.
Крайне мало издается в стране научно-популярных книг и брошюр об охране здоровья, особенно на языках национальных республик, а также наглядных пособий.
Гигиеническое воспитание нередко ведется недифференцировано, без должного учета местных условий. Медицинские работники, проводя санитарно-просветительную работу, недостаточно сосредоточивают внимание на усилении пропаганды, направленной на борьбу за здоровый труд и быт людей, за гигиенический образ жизни.
Огромная роль в гигиеническом воспитании подрастающего поколения, которому предстоит жить при коммунизме, принадлежит дошкольным детским учреждениям и особенно школе.
Государственными школьными программами предусмотрено преподавание учителями, в порядке обязательной учебной работы, определенного круга сведений по охране здоровья. В обязанности учителей входит также повседневная забота об охране здоровья учащихся и о воспитании у них навыков гигиенического поведения. Медицинские работники должны оказывать всемерную помощь органам народного образования, школам и учителям в полноценном осуществлении ими этих функций. Однако до настоящего времени органы и учреждения здравоохранения в большинстве случаев не уделяют серьезного внимания этому важнейшему участку борьбы за всеобщую и высокую гигиеническую грамотность населения, за крутой подъем санитарной культуры в стране.
Совершенно недостаточно используется пропаганда медицинских и гигиенических знаний в качестве мощного фактора улучшения санитарного состояния городов и сел, предприятий, совхозов, колхозов, развития физкультуры и спорта, профилактики заболеваний, дальнейшего укрепления здоровья и продления жизни советского человека.
Отмеченные недостатки в значительной мере объясняются тем, что руководители органов и учреждений здравоохранения недооценивают значение повышения уровня санитарной культуры населения в борьбе за высокие качественные показатели здравоохранения и не уделяют должного внимания организации работы домов санитарного просвещения (Армянская, Туркменская, Таджикская ССР и др.).
До настоящего времени отсутствовала четкая система медицинской службы санитарного просвещения. Штатные нормативы и структура этих учреждений с 1949 года не пересматривались, не разрабатывались типовые проекты учреждений указанного типа. Министерства здравоохранения союзных и автономных республик, областные, краевые и городские отделы здравоохранения оформляли утверждение штатов домов санитарного просвещения без учета обеспечения возможности выполнения весьма разнообразных и сложных функций, возложенных на них. Руководители органов здравоохранения укомплектовали многие дома санитарного просвещения неквалифицированными кадрами медицинского персонала, а в ряде случаев штатные должности в этих учреждениях годами заняты совместителями.
Так, например, в Кустанайском, Целиноградском областных домах санитарного просвещения Казахской ССР на протяжении ряда лет должности главных врачей и врачей-методистов замещены средними медицинскими работниками, которые не могут выполнять методическую работу. В Чапаевском районном ДСП (Куйбышевская область) должность главного врача в штатах не предусмотрена, должность врача-методиста занята двумя врачами по совместительству, в Белгородском областном ДСП (РСФСР) из 4 должностей медицинского персонала две заняты сотрудниками облздравотдела.
Министерствами здравоохранения союзных республик и областными отделами здравоохранения не принимаются должные меры к размещению республиканских и областных (краевых) домов санитарного просвещения в помещениях, обеспечивающих нормальные условия для их деятельности, в результате чего в этих учреждениях отсутствует возможность развертывания массовой, курсовой и методической работы (Армянская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Туркменская ССР, Луганская, Николаевская, Хмельницкая, Сумская, Брянская, Алма-Атинская, Целиноградская и др. области). Большинство домов санитарного просвещения не имеют специального оборудования и технических средств пропаганды. Отсутствие санитарно-агитационных автомобилей при областных (краевых) домах санитарного просвещения крайне затрудняет развертывание массовой санитарной пропаганды в сельских местностях.
Медицинские высшие и средние учебные заведения не дают студентам-медикам должных знаний и навыков по методике санитарного просвещения.
Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, разрабатывая различные вопросы организации, содержания и методики санитарного просвещения, мало привлекает медицинские вузы и отраслевые научно-исследовательские институты к осуществлению совместных научных исследований в области санитарного просвещения по ведущим проблемам здравоохранения и медицины.
Академия медицинских наук СССР не проявила должной настойчивости и требовательности в отношении выполнения принятых Президиумом 21 октября 1960 года решений, касающихся участия научно-исследовательских институтов в научно-методической работе по санитарному просвещению.
В целях дальнейшего улучшения постановки пропаганды медицинских знаний и гигиенического воспитания населения приказываю:
I. Министрам здравоохранения союзных республик:
1. В трехмесячный срок рассмотреть состояние пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения в республике, привлечь к этой работе заинтересованные ведомства и организации. Внести в ЦК компартий и Советы Министров союзных республик предложения о рассмотрении комплексных планов мероприятий на 1965 - 1970 гг. по резкому подъему санитарной культуры населения.
2. Потребовать от руководителей учреждений здравоохранения предусматривать не менее 4 часов ежемесячно на массовую пропаганду медицинских и гигиенических знаний среди населения, соответственно специальности каждого врача и среднего медицинского работника, в счет их рабочего времени.
3. При оценке деятельности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений учитывать также показатели их работы по пропаганде медицинских и гигиенических знаний в соответствии с актуальными задачами здравоохранения.
4. Систематически проводить повышение квалификации медицинских работников по методике санитарного просвещения, усилить работу по аттестации врачей-специалистов по санитарному просвещению в соответствии с утвержденным Министерством здравоохранения СССР Положением.
5. Совместно с Министерством просвещения республики разработать и осуществить мероприятия в 1965 - 1970 годах, направленные на повышение гигиенической подготовки учителей, улучшение постановки преподавания в школах сведений по охране здоровья, включенных в программы, на значительное усиление внеклассной и внешкольной санитарно-просветительной работы среди учащихся и родителей, а также на обеспечение школ методическими и учебно-наглядными пособиями для гигиенического воспитания и обучения. Осуществлять действенный контроль за неуклонным улучшением гигиенического воспитания и обучения в школах республики.
6. При разработке пятилетнего плана развития здравоохранения на 1966 - 1970 гг. предусмотреть мероприятия по расширению сети учреждений санитарного просвещения и укреплению их материально-технической базы.
7. Предусмотреть строительство зданий под учреждения санитарного просвещения в соответствии с типовыми проектами зданий указанного типа.
8. Принять меры к оснащению домов санитарного просвещения кинопередвижками, магнитофонами и другим специальным оборудованием и транспортом.
9. Обеспечить увеличение с 1965 г. ассигнований домам санитарного просвещения и другим учреждениям здравоохранения на организацию выставок, приобретение литературы, плакатов и др.
10. Укомплектовать дома и кабинеты санитарного просвещения квалифицированными кадрами, имеющими опыт организаторской работы.
11. Потребовать от ректоров медицинских вузов и директоров медицинских училищ преподавания в полном объеме вопросов санитарного просвещения, предусмотренных программами клинических и гигиенических дисциплин.
12. Изучать, обобщать и популяризировать передовой опыт работы по пропаганде медицинских и гигиенических знаний, шире внедрять в практику новые эффективные формы санитарного просвещения (народные университеты, факультеты и школы здоровья, курсовое гигиеническое обучение отдельных групп населения и пр.), совершенствовать средства наглядной пропаганды.
II. Отделу медицинских учебных заведений и кадров Министерства здравоохранения СССР (тов. Шишовой А.М.) включить вопросы санитарного просвещения в учебные планы и программы курсов специализации и повышения квалификации врачей и средних медицинских работников всех профилей.
III. Главному санитарно-эпидемиологическому управлению Министерства здравоохранения СССР (тов. Лярскому П.П.):
1. В целях лучшего обеспечения потребностей страны в санитарно-просветительной литературе подготовить в двухмесячный срок предложения издательству "Медицина" Государственного комитета Совета Министров СССР по печати о резком увеличении с 1965 г. издания научно-популярной и массовой литературы по актуальным вопросам здравоохранения.
2. Совместно с Гипроздравом (тов. Сапрыкин Б.М.) в трехмесячный срок разработать задание на проектирование типовых проектов зданий домов санитарного просвещения.
3. Совместно с отделом медицинской статистики Министерства здравоохранения СССР в 1964 - 65 гг. пересмотреть и согласовать с ЦСУ новые формы учетно-отчетности по санитарному просвещению (взамен форм N 50 и N 38).
IV. Центральному научно-исследовательскому институту санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР (тов. Кармановой Е.Г.):
1. Разработать в 1965 - 1966 гг. основные качественные показатели работы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений по санитарному просвещению.
2. В течение 1965 - 67 гг. разработать и представить на утверждение Министерству здравоохранения СССР штатные нормативы медицинского персонала домов санитарного просвещения.
3. Обратить особое внимание:
- на дальнейшую разработку эффективных методов и средств санитарного просвещения по актуальным вопросам здравоохранения, в первую очередь, по профилактике инфекционных, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний;
- на разработку методических и наглядных материалов по гигиеническому обучению школьников и молодежи;
- на усиление работы по более широкому и более эффективному использованию для целей санитарного просвещения радио, печати, кино, телевидения;
- на дальнейшее расширение мероприятий по подготовке кадров по санитарному просвещению на краткосрочных курсах, семинарах, декадниках;
- на изучение, обобщение и распространение передового опыта пропаганды медицинских и гигиенических знаний.
V. В целях упорядочения организации работы в области пропаганды медицинских и гигиенических знаний утверждаю:
1. Положение о службе санитарного просвещения (Приложение N 1).
2. Положение о республиканском доме санитарного просвещения (Приложение N 2).
3. Положение об областном (краевом) доме санитарного просвещения (Приложение N 3).
4. Положение о городском доме санитарного просвещения (Приложение N 4).
5. Положение о кабинете санитарного просвещения районной санитарно-эпидемиологической станции и санэпидотдела центральной районной больницы (Приложение N 5).
6. Положение о главном враче дома санитарного просвещения (Приложение N 6).
7. Положение о враче-методисте дома санитарного просвещения (Приложение N 7).
8. Положение об инструкторе дома санитарного просвещения (Приложение N 8).
9. Временные штатные нормативы медицинского персонала домов санитарного просвещения (Приложение N 9).
10. Изменения штатных нормативов медицинского персонала санитарно-эпидемиологических станций, утвержденных Приказом Министра здравоохранения СССР от 15 сентября 1951 г. N 819 (Приложение N 10).
11. Дополнения к штатным нормативам центральных районных больниц сельских районов, утвержденным Приказом Министра здравоохранения СССР от 31 июля 1963 г. N 395 (Приложение N 11).
VI. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим краевыми, областными и городскими (городов республиканского подчинения) отделами здравоохранения оформить в установленном порядке утверждение штатов домов санитарного просвещения и изменения в штатах республиканских, областных, краевых, городских, районных санэпидстанций и центральных районных больниц сельских районов согласно штатным нормативам, утвержденным настоящим Приказом, в пределах плана и бюджета республики, края, области.
Разрешить сохранять существующие дома санитарного просвещения с численностью должностей по действующему штатному расписанию:
а) в сельских районах с центром в городе;
б) в городах с численностью населения свыше 60 тысяч человек;
в) в городах с численностью населения до 60 тысяч человек, если дом санитарного просвещения обслуживает также население одного и более сельских районов.
При сохранении домов санитарного просвещения в вышеуказанных случаях нормативы, предусмотренные Приложениями N 10 (п. п. 2, 3) и N 11 к настоящему Приказу, не применяются.
VII. Министрам здравоохранения союзных республик:
при разработке типовых штатов и штатных нормативов административно-управленческого и хозяйственно-обслуживающего персонала домов санитарного просвещения рассмотреть вопрос о введении в их штаты должностей литературного редактора, художника, фотографа, библиотекаря.
VIII. Считать утратившими силу:
а) Приказ Министра здравоохранения СССР от 18 января 1955 г. N 20-м "О мероприятиях по улучшению пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди населения";
б) Приказ Министра здравоохранения СССР от 11 июня 1949 г. N 425 "О штатных нормативах медицинского персонала домов санитарного просвещения";
в) Положение о республиканском доме санитарного просвещения союзной республики, утвержденное Министерством здравоохранения СССР 22 октября 1957 г.;
г) Положение об областном (краевом) доме санитарного просвещения, утвержденное Министерством здравоохранения СССР 25 февраля 1958 г.;
д) Положение о городском доме санитарного просвещения, утвержденное Министерством здравоохранения СССР 22 апреля 1958 г.;
е) Положение о районном доме санитарного просвещения, утвержденное Министерством здравоохранения СССР 25 февраля 1958 г.
IX. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на начальника Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР тов. Лярского П.П.
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Ю.ДАНИЛОВ



Приложение N 1
к Приказу по Министерству
здравоохранения СССР
от 19 мая 1964 г. N 277
ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Основной задачей службы санитарного просвещения является гигиеническое обучение и воспитание населения страны, обеспечивающее повышение уровня его санитарной культуры.
2. Пропаганда медицинских и гигиенических знаний осуществляется учреждениями санитарного просвещения системы здравоохранения СССР с привлечением органов и учреждений радиовещания и телевидения, кинематографии, просвещения, культуры, торговли, коммунального хозяйства, сельского хозяйства, советов народного хозяйства, ВЛКСМ, профессиональных союзов, общества "Знание", обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и других организаций.
3. Учреждениями санитарного просвещения являются республиканские (союзных и автономных республик), краевые, областные и городские дома санитарного просвещения. В районных санитарно-эпидемиологических станциях и санитарно-эпидемиологических отделах центральных районных больниц сельского района работают кабинеты санитарного просвещения.
4. Организация и проведение санитарного просвещения в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях и учебных заведениях возлагается на руководителей соответствующих учреждений и учебных заведений под методическим руководством учреждений санитарного просвещения.
5. Министерство здравоохранения СССР:
а) определяет с участием соответствующих организаций основное направление санитарно-просветительной работы;
б) осуществляет через Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения методическое руководство работой в области пропаганды медицинских и гигиенических знаний, проводимой медицинскими учреждениями;
в) осуществляет контроль за деятельностью в области санитарного просвещения органов и учреждений здравоохранения;
г) определяет тематику производства заказных санитарно-просветительных кинофильмов;
д) разрабатывает мероприятия по обеспечению планомерной пропаганды медицинских и гигиенических знаний по радио и телевидению;
е) разрабатывает совместно с Исполкомом СОКК и КП СССР вопросы гигиенического обучения общественного актива здравоохранения;
ж) организует усовершенствование медицинских работников учреждений здравоохранения в области организации и методики санитарной пропаганды;
з) осуществляет другие мероприятия по санитарному просвещению, имеющие общесоюзное и межреспубликанское значение.
6. Руководство санитарным просвещением по всем остальным вопросам, поскольку они не отнесены к компетенции Министерства здравоохранения СССР (пункт 5 настоящего Положения), осуществляют министерства здравоохранения союзных и автономных республик и местные органы здравоохранения.
7. Общее методическое руководство санитарным просвещением в СССР осуществляет Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР. К работе по методическому руководству институт привлекает по мере необходимости медицинские научно-исследовательские учреждения и вузы, а также практические учреждения здравоохранения.
8. Координация деятельности в области санитарного просвещения с другими ведомствами и организациями осуществляется Всесоюзным советом санитарного просвещения при Министерстве здравоохранения СССР, действующим на основании специального положения, а в союзных и автономных республиках, краях, областях и городах советами санитарного просвещения, организуемыми при министерствах здравоохранения союзных и автономных республик, областных (краевых) и городских отделах здравоохранения.
9. Учреждения санитарного просвещения действуют на основании положений о них, утверждаемых Министерством здравоохранения СССР, а также указаний Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения союзных и автономных республик и местных органов здравоохранения.
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления
П.ЛЯРСКИЙ



Приложение N 2
к Приказу по Министерству
здравоохранения СССР
от 19 мая 1964 г. N 277
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОМ (СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ) ДОМЕ
САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
I. Республиканский дом санитарного просвещения (ДСП) является руководящим организационно-методическим и координационным центром пропаганды медицинских и гигиенических знаний в республике. Координация пропаганды медицинских и гигиенических знаний осуществляется республиканским домом санитарного просвещения с различными ведомствами, учреждениями и организациями в соответствии с Положением о службе санитарного просвещения.
II. Республиканский дом санитарного просвещения руководит пропагандой медицинских и гигиенических знаний на основе анализа состояния здоровья населения, направляя эту работу на дальнейшее повышение уровня санитарной культуры населения, предупреждение болезней, повышение трудоспособности и достижение долголетия советских людей.
III. Республиканский дом санитарного просвещения является самостоятельным учреждением, работает под руководством Министерства здравоохранения республики и возглавляется главным врачом.
IV. Республиканский дом санитарного просвещения в своей повседневной работе руководствуется решениями партии и правительства по идеологическим вопросам, вопросам здравоохранения и медицины, указаниями вышестоящих органов здравоохранения, а также методическими материалами Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР.
V. Основной задачей республиканского дома санитарного просвещения является обеспечение надлежащего направления и содержания санитарного просвещения соответственно задачам здравоохранения республики с учетом ее национальных, бытовых и других особенностей в целях охраны здоровья населения.
VI. Республиканский дом санитарного просвещения:
1. Подготавливает совместно с управлениями и отделами Министерства здравоохранения комплексные планы санитарно-просветительной работы в республике, согласовывает их с заинтересованными ведомствами и организациями, представляет их через Министерство здравоохранения союзной республики на утверждение в вышестоящие партийные и советские органы и контролирует осуществление этих планов.
2. Методически руководит работой нижестоящих домов санитарного просвещения, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений в области санитарного просвещения, систематически информирует Министра здравоохранения и коллегию Министерства о состоянии пропаганды медицинских и гигиенических знаний в республике.
3. Оказывает содействие в обеспечении медицинских и других учреждений, проводящих санитарно-просветительную работу, массовыми и методическими материалами по санитарному просвещению как за счет бюджета дома санитарного просвещения, так и за счет средств соответствующих учреждений.
4. Контролирует правильность учета всей санитарно-просветительной работы в республике, на основе и в пределах существующих форм учета и отчетности.
5. Осуществляет:
- методическую подготовку лиц, проводящих санитарно-просветительную работу (врачей, средних медицинских работников, педагогов, воспитателей детских учреждений и школ и пр.);
- методическую помощь медицинским вузам и училищам в подготовке студентов по вопросам санитарного просвещения, органам народного образования в гигиеническом обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возраста, а также другим учреждениям и организациям, участвующим в гигиеническом воспитании различных групп населения.
6. Совместно с санитарно-эпидемиологической станцией проводит по договорам с соответствующими хозяйственными организациями курсовую гигиеническую подготовку рабочих и мастеров промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства, работников пищевых предприятий, общественного питания, продовольственной торговой сети, коммунально-бытовых учреждений, жилищного хозяйства и других контингентов.
7. Участвует в научных конференциях и съездах, совещаниях актива здравоохранения.
8. Организует в пределах средств, ассигнуемых по смете, а также специальных средств издание массовой и методической литературы и наглядных пособий.
9. Организует при участии соответствующих организаций пропаганду медицинских и гигиенических знаний через радио, печать, кино, телевидение; проводит лекционную работу, конференции, диспуты, доклады, вечера вопросов и ответов; театрализованные представления; организует выставки, народные университеты здоровья и школы здоровья и пр.
10. Принимает участие во всех организуемых в республике массовых мероприятиях и кампаниях санитарно-оздоровительного характера и народном движении за высокую санитарную культуру.
11. Разрабатывает, проверяет и внедряет в практику новые методы и формы санитарного просвещения, обобщает и пропагандирует лучшие образцы работы.
VII. Республиканский дом санитарного просвещения принимает активное участие в работе совета санитарного просвещения при Министерстве здравоохранения союзной республики.
VIII. Штаты республиканского дома санитарного просвещения устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами и типовыми штатами.
При республиканском доме санитарного просвещения могут быть организованы в установленном порядке (на хозяйственном расчете) мастерские наглядных пособий и коллективы театрализованных форм санитарно-просветительной работы.
IX. Дом санитарного просвещения содержится за счет республиканского бюджета по смете, утверждаемой Министерством здравоохранения союзной республики, и может иметь специальные средства, которые используются согласно существующему о них положению.
X. Республиканский дом санитарного просвещения имеет печать и угловой штамп.
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления
П.ЛЯРСКИЙ



Приложение N 3
к Приказу по Министерству
здравоохранения СССР
от 19 мая 1964 г. N 277
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЛАСТНОМ (КРАЕВОМ) ДОМЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ <*>
------------------------------------
<*> Настоящее Положение распространяется на дома санитарного просвещения автономных республик и областей.
I. Областной (краевой) дом санитарного просвещения (ДСП) является руководящим организационно-методическим и координационным центром пропаганды медицинских и гигиенических знаний в области (крае). Координация пропаганды медицинских и гигиенических знаний осуществляется областным (краевым) домом санитарного просвещения с различными ведомствами, учреждениями и организациями в соответствии с Положением о службе санитарного просвещения.
II. Областной (краевой) дом санитарного просвещения является самостоятельным учреждением, работает под руководством обл(край)здравотдела. Областной (краевой) дом санитарного просвещения возглавляется главным врачом.
III. Дом санитарного просвещения в своей повседневной работе руководствуется решениями партии и правительства по идеологическим вопросам, вопросам здравоохранения и медицины, указаниями вышестоящих органов здравоохранения, а также организационно-методическими указаниями республиканского дома санитарного просвещения союзной республики.
IV. Основными задачами дома санитарного просвещения являются:
1) Обеспечение надлежащего направления и содержания санитарного просвещения соответственно задачам здравоохранения с учетом национальных, бытовых и других особенностей населения.
2) Организация в области (крае) через учреждения здравоохранения и учреждения других ведомств всей санитарно-просветительной работы, направленной на дальнейшее повышение санитарно-культурного уровня широких кругов населения, снижение заболеваемости, воспитание здорового, физически крепкого поколения советских людей, преодоление пережитков прошлого.
V. В соответствии с основными задачами областной дом санитарного просвещения:
1) Подготавливает совместно с работниками обл(край)здравотдела, руководителями областных медицинских учреждений и другими заинтересованными ведомствами и учреждениями комплексные планы санитарно-просветительной работы в области (крае), предоставляет эти планы на утверждение в соответствующие органы и периодически докладывает о ходе их выполнения обл(край)здравотделу.
2) Дает основные установки к составлению планов работы городским домам санитарного просвещения и кабинетам санитарного просвещения районных санитарно-эпидемиологических станций и санэпидотделов центральных районных больниц, областным лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям.
3) Оказывает необходимую организационно-методическую помощь и обследует состояние санитарно-просветительной работы на местах и, в случае необходимости, материалы обследования ставит на обсуждение областных (краевых), городских, районных отделов здравоохранения.
4) Способствует обеспечению медицинских и других учреждений, проводящих санитарно-просветительную работу, массовыми и методическими материалами по санитарному просвещению как за счет бюджета дома санитарного просвещения, так и за счет средств соответствующих учреждений.
5) Контролирует правильность учета всей санитарно-просветительной работы в области (крае) на основе и в пределах существующих форм учета и отчетности.
6) Осуществляет методическое руководство всей санитарно-просветительной работой, проводимой областными, городскими, районными отделами здравоохранения, путем:
а) организации курсов, семинаров, докладов по вопросам общей и частной методики санитарного просвещения для лиц, проводящих санитарно-просветительную работу;
б) направления соответствующих методических материалов и наглядных пособий;
в) выборочной проверки качества проводимых на местах санитарно-просветительных мероприятий (лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов, курсовой работы, статей в прессу, материалов для трансляций по радио и т.д.).
7) Совместно с областной санитарно-эпидемиологической станцией проводит по договорам с соответствующими хозяйственными организациями курсовую гигиеническую подготовку отдельных групп населения (рабочих и мастеров промышленных предприятий, работников сельского хозяйства, пищевых предприятий, общественного питания, продовольственной торговой сети, коммунально-бытовых учреждений, жилищного хозяйства и других контингентов).
8) Совместно с органами просвещения осуществляет методическое руководство подготовкой учителей и воспитателей детских учреждений по вопросам гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
9) Оказывает практическую помощь медицинским учебным заведениям в деле преподавания организации и методики санитарного просвещения и проведения практических занятий со студентами.
Областной (краевой) дом санитарного просвещения является базой для подготовки учащихся медицинских учебных заведений по методике санитарного просвещения.
10) Участвует в научных конференциях, съездах, совещаниях медицинских работников.
11) Организует и непосредственно осуществляет за счет своего бюджета, в пределах ассигнуемых по смете средств, а также средств, привлекаемых от других организаций, издание массовой и методической литературы, плакатов и наглядных пособий.
12) Организует при участии соответствующих учреждений пропаганду медицинских и гигиенических знаний через радио, местную печать, кино, телевидение; проводит лекционную работу, конференции, диспуты, доклады, вечера вопросов и ответов, театрализованные формы санитарного просвещения, организует выставки, народные университеты и школы здоровья и т.п.
13) Непосредственно проводит санитарно-просветительную работу (организует лекции, демонстрирует кинофильмы, выставки и т.д.) на промышленных предприятиях, новостройках, в отдельных совхозах и колхозах, в рабочих клубах, дворцах и домах культуры, парках культуры и отдыха, кинотеатрах, агитпунктах и др.
14) Принимает участие во всех организуемых в области (крае) массовых мероприятиях санитарно-оздоровительного характера, в массовом народном движении за высокую санитарную культуру.
15) Проверяет и внедряет в практику новые методы и формы санитарного просвещения, обобщает и пропагандирует лучшие образцы работы.
16) Активно участвует в работе совета санитарного просвещения при областном (краевом) отделе здравоохранения.
VI. Штаты областного (краевого) дома санитарного просвещения устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами и типовыми штатами.
При областном (краевом) доме санитарного просвещения могут быть организованы в установленном порядке (на хозяйственном расчете) мастерские наглядных пособий.
VII. Дом санитарного просвещения содержится за счет областного (краевого) бюджета по смете, утверждаемой обл(край)здравотделом, и может иметь специальные средства, которые используются согласно существующему о них положению.
VIII. Областной (краевой) дом санитарного просвещения имеет печать и угловой штамп.
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления
П.ЛЯРСКИЙ



Приложение N 4
к Приказу по Министерству
здравоохранения СССР
от 19 мая 1964 г. N 277
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОРОДСКОМ ДОМЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Городской дом санитарного просвещения (ДСП) является оперативным руководящим и организационно-методическим центром санитарно-просветительной работы в районе своей деятельности и учреждением, непосредственно осуществляющим массовые формы этой работы. Координация пропаганды медицинских и гигиенических знаний осуществляется городским домом санитарного просвещения с различными ведомствами, учреждениями и организациями в соответствии с Положением о службе санитарного просвещения.
2. Городской дом санитарного просвещения является самостоятельным учреждением и находится в ведении городского отдела здравоохранения. Возглавляет дом санитарного просвещения главный врач.
3. В своей повседневной работе городской дом санитарного просвещения руководствуется директивными указаниями партийных и советских органов, организационно-методическими указаниями вышестоящих органов здравоохранения, республиканского и областного домов санитарного просвещения.
4. Основными задачами городского дома санитарного просвещения являются:
а) обеспечение надлежащего направления и содержания санитарного просвещения, отвечающих общим и местным задачам здравоохранения;
б) организация пропаганды медицинских и гигиенических знаний через учреждения здравоохранения, а также непосредственно силами городского дома санитарного просвещения - массовых форм санитарной пропаганды, направленной на дальнейшее повышение санитарно-культурного уровня широких кругов населения, снижение заболеваемости, воспитание здорового, физически крепкого поколения советских людей.
5. В соответствии с перечисленными основными задачами городской дом санитарного просвещения:
а) осуществляет общее руководство планированием санитарно-просветительной работы в городе, привлекая городские лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения, медицинские научно-исследовательские институты и учебные заведения, органы и учреждения других заинтересованных ведомств и организаций;
б) подготавливает комплексные планы санитарно-просветительной работы в городе и вносит их через горздравотдел на утверждение исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся;
в) контролирует правильность учета всей санитарно-просветительной работы в городе и составляет отчеты о ней (на основе и в пределах существующих форм учета и отчетности);
г) обследует состояние санитарно-просветительной работы в городе, дает предложения об ее улучшении, выступает с докладами и сообщениями по этим вопросам на совещаниях в горздравотделе;
д) осуществляет методическое руководство всей санитарно-просветительной работой, проводимой городскими учреждениями здравоохранения, для чего:
- организует семинары, доклады, совещания по вопросам методики санитарного просвещения (для медицинских работников, а также для учителей, работников культурно-просветительных учреждений и др.) - по согласованию с соответствующим ведомством и учреждением;
- проверяет качество лекционной и другой санитарно-просветительной работы (организует рецензентскую работу, апробирует лекции, беседы и т.д.);
- участвует в научных медицинских конференциях и в совещаниях актива здравоохранения;
- проверяет и внедряет в практику новые методы и формы санитарного просвещения, обобщает и пропагандирует лучшие образцы санитарно-просветительной работы, организует обмен опытом этой работы;
е) оказывает практическую методическую помощь расположенным в городе медицинским учебным заведениям в деле преподавания курса санитарного просвещения и проведения на базе городского дома санитарного просвещения практических занятий со студентами;
ж) организует и непосредственно осуществляет за счет своего бюджета и привлеченных средств издание массовой, методической литературы и наглядных пособий по санитарному просвещению;
з) организует и проводит массовую санитарно-просветительную работу в городе через радио, кино, телевидение, местную печать, средствами наглядной и печатной агитации, путем лекционной работы в лектории дома санитарного просвещения и других лекториях и т.п.;
и) непосредственно проводит массовую санитарно-просветительную работу: в рабочих клубах, домах и дворцах культуры, домах и дворцах пионеров, парках культуры и отдыха, кинотеатрах, библиотеках, жилищно-эксплуатационных конторах, домоуправлениях, агитпунктах, на крупных и имеющих особое народнохозяйственное значение промышленных предприятиях и новостройках и др. Организует народные университеты и школы здоровья и т.п.;
к) принимает участие во всех организуемых в городе массовых мероприятиях и кампаниях санитарно-оздоровительного характера, в народном движении за высокую санитарную культуру; руководит при этом санитарной агитацией и пропагандой; участвует в организации самодеятельности населения в области здравоохранения;
л) совместно с городской санитарно-эпидемиологической станцией проводит по договорам с соответствующими хозяйственными организациями санитарную подготовку (по утвержденным программам) работников пищевых предприятий, общественного питания, продовольственной торговой сети, коммунально-бытовых предприятий, жилищного хозяйства, рабочих и мастеров промышленных предприятий и других контингентов - в зависимости от местных условий;
м) оказывает методическую помощь городскому комитету общества Красного Креста (Красного Полумесяца) в проведении массовой агитационно-пропагандистской работы в связи с актуальными задачами здравоохранения;
н) снабжает в пределах своей сметы и получаемых фондов городские учреждения здравоохранения и другие учреждения, проводящие санитарно-просветительную работу, санитарно-просветительными материалами и оказывает этим учреждениям помощь в приобретении таких материалов за счет собственных средств.
6. Принимает участие в работе совета санитарного просвещения при городском отделе здравоохранения.
7. Штаты городского дома санитарного просвещения устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами и типовыми штатами.
8. Дом санитарного просвещения содержится за счет городского бюджета по смете, утверждаемой горздравотделом, и может иметь специальные средства, которые используются согласно существующему о них положению.
9. Городской дом санитарного просвещения имеет печать и угловой штамп.
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления
П.ЛЯРСКИЙ



Приложение N 5
к Приказу по Министерству
здравоохранения СССР
от 19 мая 1964 г. N 277
ПОЛОЖЕНИЕ
О КАБИНЕТЕ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РАЙОННОЙ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ И САНЭПИДОТДЕЛА
ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ СЕЛЬСКОГО РАЙОНА <*>
------------------------------------
<*> Положение об указанном кабинете распространяется также на кабинеты, организованные в составе городских санитарно-эпидемиологических станций (городов с населением свыше 60 до 100 тысяч).
1. Кабинет санитарного просвещения является оперативным и организационно-методическим центром санитарно-просветительной работы в районе.
2. Кабинет санитарного просвещения находится в ведении санитарно-эпидемиологической станции или центральной районной больницы, имеющей в своем составе санитарно-эпидемиологический отдел.
3. В своей повседневной деятельности работники кабинета руководствуются указаниями партийных и советских органов, органов здравоохранения, республиканского, областного (краевого) домов санитарного просвещения.
4. Основными задачами кабинета санитарного просвещения являются:
а) организация в районе через систему учреждений здравоохранения, а также путем привлечения других организаций (районный отдел народного образования, районный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца, общество "Знание", промышленное и сельскохозяйственное производственные управления и др.) массовой, курсовой, кружковой, методической и др. санитарно-просветительной работы среди населения;
б) обеспечение совместно со специалистами районных учреждений здравоохранения надлежащей санитарной пропаганды, соответственно актуальным задачам здравоохранения с учетом краевой патологии, местных и национальных особенностей;
в) обеспечение качества и массовости пропаганды медицинских и гигиенических знаний.
5. В соответствии с перечисленными выше задачами кабинет:
а) осуществляет общее руководство планированием санитарного просвещения в районе, привлекая к этой работе районных специалистов медицинских учреждений, представителей общественных, хозяйственных организаций, культурно-просветительных учреждений и учреждений народного образования;
б) разрабатывает совместно с районными специалистами и вышеуказанными учреждениями и организациями комплексные планы санитарно-просветительной работы в районе и представляет их главному врачу для внесения в установленном порядке на утверждение исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся;
в) оказывает необходимую методическую помощь в проведении санитарно-просветительной работы всеми учреждениями и организациями района (перечисленными в п. "а");
г) осуществляет методическое руководство всей санитарно-просветительной работой, проводимой в районе медицинскими учреждениями, путем организации докладов, семинаров, совещаний, конференций по вопросам методики санитарного просвещения для медицинских работников, проверки качества санитарно-просветительной работы, организации обмена опытом этой работы, внедрения в практику новых, наиболее эффективных форм и методов работы и др.;
д) организует массовую санитарно-просветительную работу в районе путем организации лекций, распространения среди населения литературы, организации радиопередач, демонстрации санитарно-просветительных кинофильмов, использования местной прессы, а также средств наглядной агитации;
е) организует в районе массовые мероприятия санитарно-оздоровительного характера: "дни, недели, месячники чистоты и здоровья", участвует в организации массового народного движения за чистоту и благоустройство;
ж) проводит с привлечением медицинских учреждений курсовую подготовку (по утвержденным программам) санитарного актива, а также работников коммунально-бытовых, пищевых предприятий, общественного питания, торговли (по договорам с соответствующими хозяйственными организациями); персонала пищеблоков лечебно-профилактических и детских учреждений, массовых колхозных и совхозных кадров, механизаторов сельского хозяйства и др.;
з) участвует в массовой агитационно-пропагандистской работе районного комитета общества Красного Креста и Красного Полумесяца;
и) контролирует правильность учета всей санитарно-просветительной работы в районе и составляет отчеты о ней (на основе и в пределах существующих форм учета и отчетности).
6. Кабинет осуществляет постоянную деловую связь по вопросам планирования, организации и направления санитарно-просветительной работы с общественными организациями и учреждениями района.
Работу кабинета возглавляет врач - заведующий кабинетом санитарного просвещения, назначаемый главным врачом районной санитарно-эпидемиологической станции или главным врачом центральной районной больницы.
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления
П.ЛЯРСКИЙ



Приложение N 6
к Приказу по Министерству
здравоохранения СССР
от 19 мая 1964 г. N 277
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГЛАВНОМ ВРАЧЕ ДОМА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
(РЕСПУБЛИКАНСКОГО, ОБЛАСТНОГО, КРАЕВОГО, ГОРОДСКОГО)
1. Главный врач осуществляет руководство деятельностью дома санитарного просвещения на основе единоначалия, отвечает за организационно-методическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность вверенного ему учреждения, а также за постановку пропаганды медицинских и гигиенических знаний в районе деятельности этого учреждения.
2. Главный врач республиканского (областного, краевого, городского) дома санитарного просвещения назначается из числа квалифицированных врачей, имеющих опыт организаторской работы, Министерством здравоохранения союзной (автономной) республики, областным (краевым), городским отделом здравоохранения.
3. Главный врач республиканского, областного (краевого), городского дома санитарного просвещения находится в непосредственном подчинении Министерства здравоохранения союзной (автономной) республики, областного (краевого), городского отдела здравоохранения.
4. Главный врач организует работу республиканского (областного, краевого, городского) дома санитарного просвещения в соответствии с положением о его работе, приказами и инструкциями органов здравоохранения.
5. В соответствии с основными задачами дома санитарного просвещения главный врач:
- осуществляет руководство планированием организационно-методической и массовой работы дома санитарного просвещения, а также планированием пропаганды медицинских и гигиенических знаний, проводимой всеми медицинскими учреждениями республики (области, края, города), на основе изучения состояния здоровья населения и качественных показателей работы медицинских учреждений;
- обеспечивает качество пропаганды медицинских и гигиенических знаний, используя различные методы и формы массовой работы;
- организует методическую подготовку медицинских работников различных специальностей, а также по согласованию с соответствующими ведомствами - педагогов, работников культурно-просветительных учреждений и пр.;
- осуществляет общее руководство курсовой и кружковой работой дома санитарного просвещения;
- организует пропаганду медицинских и гигиенических знаний по радио, телевидению, кино, в печати, путем организации выставок и т.д.;
- обеспечивает издание санитарно-просветительных материалов дома санитарного просвещения;
- организует контроль и проверку выполнения планов работы, а также указаний вышестоящих органов по вопросам пропаганды медицинских и гигиенических знаний, проводимой лечебно-профилактическими и санитарно-профилактическими учреждениями, научно-исследовательскими институтами и учебными заведениями системы здравоохранения;
- обеспечивает контроль и проверку выполнения комплексных планов пропаганды медицинских и гигиенических знаний;
- организует контроль за правильностью учета и отчетности по санитарному просвещению в районе деятельности дома санитарного просвещения;
- организует изучение, обобщение и популяризацию передового опыта работы в области санитарной пропаганды;
- привлекает к санитарно-просветительной работе общественный актив здравоохранения, различные ведомства и организации.
6. Главный врач возглавляет методический совет дома санитарного просвещения, участвует в работе Совета санитарного просвещения при соответствующем органе здравоохранения.
7. Главный врач принимает активное участие в научно-исследовательской работе в области санитарного просвещения.
8. Главный врач имеет право:
- приема и увольнения работников;
- поощрения и наложения взысканий на персонал;
- издавать в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;
- представлять дом санитарного просвещения в государственных органах, судебных и арбитражных инстанциях, общественных и других организациях;
- распоряжаться кредитами, заключать договоры, выдавать обязательства и осуществлять другие действия от имени дома санитарного просвещения в пределах, установленных действующими законоположениями.
9. Главный врач республиканского (областного, краевого, городского) дома санитарного просвещения обязан периодически отчитываться о своей работе перед вышестоящими органами здравоохранения.
Начальник Главного
санитарно-эпидемиологического
управления
П.ЛЯРСКИЙ



Приложение N 7
к Приказу по Министерству
здравоохранения СССР
от 19 мая 1964 г. N 277
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВРАЧЕ-МЕТОДИСТЕ ДОМА САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
I. Общая часть
1. Врач-методист отвечает за качество, содержание и методику санитарно-просветительной работы, проводимой как самим домом санитарного просвещения, так и всеми учреждениями здравоохранения в районе его деятельности.
2. Методист дома санитарного просвещения выполняет следующие функции:
а) проводит курсы, семинары и доклады по вопросам организации, содержания и методики санитарного просвещения для различных групп медицинских работников, а также по согласованию с соответствующими ведомствами - педагогов, работников печати, культурно-просветительных учреждений и других контингентов, участвующих в организации и проведении санитарно-просветительной работы;
б) участвует в качестве преподавателя или консультанта в проведении практических занятий по санитарному просвещению для учащихся медицинских институтов и школ;
в) разрабатывает методические и типовые популярные материалы: методические письма и записки по разным вопросам, инструкции по использованию популярных материалов, программы; тематику и методику проведения различных массовых мероприятий: тематических вечеров, цикловых лекций, устных журналов и пр., типовых санитарно-просветительных бюллетеней, газет, статей, радиолекций, передвижных и стационарных выставок и т.п.;
г) систематически контролирует качество проводимой на объектах санитарно-просветительной работы (рецензирует лекции и беседы, участвует в заседаниях лекторских групп, организует и проводит смотры-конкурсы санитарных бюллетеней и т.п.);
д) изучает и обобщает опыт санитарно-просветительной работы и эффективность отдельных методов и средств, популяризирует передовой опыт и способствует внедрению его в практику, изыскивает новые доходчивые формы и методы работы;
е) принимает участие в изучении уровня санитарной культуры населения.
3. На методиста дома санитарного просвещения возлагается:
а) руководство работой методического кабинета;
б) руководство и контроль за деятельностью инструкторов дома санитарного просвещения в части:
1) их работы на обслуживаемых ими объектах (в больницах, школах, клубах и пр.);
2) ведения картотеки передвижного фонда наглядных пособий дома санитарного просвещения;
3) распределения литературы и наглядных пособий учреждениям.
4. Врач-методист систематически проводит с инструкторами занятия по повышению их квалификации в вопросах методики санитарного просвещения.
5. Методист дома санитарного просвещения осуществляет организационную связь и работает в тесном контакте с культотделом совета профессиональных союзов, отделами культуры и народного образования исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, комитетами общества Красного Креста и Красного Полумесяца, отделениями общества "Знание", научно-исследовательскими институтами и другими организациями и учреждениями.
6. Должность методиста замещается врачом, обладающим знаниями по общей и частной методике санитарного просвещения, с последующей специализацией и усовершенствованием.
II. Обязанности врача-методиста
по разделу работы в лечебно-профилактических
и санитарно-эпидемиологических учреждениях
1. На основе изучения состояния заболеваемости, общей смертности и эпидемиологического состояния (области, края, города, района) врач-методист определяет направленность санитарного просвещения в районе деятельности медицинского учреждения.
2. Составляет совместно с участием главных специалистов соответствующих отделов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической станцией (а в республике, крае и области - совместно с республиканской, краевой и областной больницей) рекомендации примерной тематики и средств санитарно-просветительных мероприятий в медицинских учреждениях и вне их.
3. Оказывает методическую помощь руководителям медицинских учреждений:
а) в организации семинаров, курсов и конференций для врачей и средних медицинских работников по методике санитарного просвещения;
б) в организации и планировании работы лекторских групп, снабжения их необходимыми материалами для лекционной пропаганды (тезисы, конспекты, программы, литература, методические пособия);
в) в руководстве работой инструкторов санитарного просвещения, фельдшеров лечебных учреждений, оказывая методическую помощь в организации и проведении методических совещаний с организаторами санитарно-просветительной работы на участках и консультируя их по методике пропаганды медицинских и гигиенических знаний, работе с активом на участке, по методике подготовки актива здравоохранения и т.п.
4. Периодически проверяет качество санитарно-просветительных мероприятий, проводимых медицинскими работниками, и разрабатывает предложения по их улучшению.
5. Организует и проводит конференции по обмену опытом санитарно-просветительной работы по отдельным наиболее актуальным вопросам методики санитарно-просветительной работы в медицинских учреждениях.
6. Выезжает на места для проверки состояния санитарной пропаганды, проведения методического инструктажа врачей лечебных учреждений и специальных совещаний с врачами и средними медицинскими работниками по вопросам организации и методики санитарного просвещения.
7. Редактирует и апробирует подготовленные специалистами тезисы и конспекты лекций по отдельным темам.
8. Комплектует лекторские папки для лечебно-профилактических учреждений по различным отраслям медицинских знаний и специальностям, снабжая их библиографическими указателями.
9. Систематически проводит методические консультации для врачей и средних медицинских работников по вопросам санитарно-просветительной работы.
10. Участвует в организуемых медицинскими и научно-исследовательскими институтами научных конференциях и методических совещаниях для врачей, с освещением на них актуальных вопросов пропаганды профилактических мероприятий по заболеваниям, занимающим важное место в структуре заболеваемости или являющимся краевой патологией.
III. Обязанности врача-методиста
по разделу работы по охране здоровья женщин и детей
1. На основе изучения и анализа статистических данных отдела здравоохранения о работе детских лечебно-профилактических учреждений и учреждений родовспоможения, о детской и материнской заболеваемости и смертности, врач-методист составляет совместно с главным акушером и главным педиатром план мероприятий по организации санитарно-просветительной работы в родовспомогательных и детских лечебно-профилактических учреждениях, в яслях, детских садах, школах; определяет содержание основных вопросов пропаганды среди родителей; составляет с учетом местных условий примерную тематику лекций и бесед для родителей и детей школьного возраста.
2. Совместно с соответствующими отделами органов здравоохранения и главными акушерами и педиатрами изучает состояние санитарно-просветительной работы по охране здоровья женщин и детей и дает указания по методике этой работы.
3. Изучает опыт работы школ материнства и курсов заочного обучения матерей и беременных и дает необходимые методические указания детским лечебно-профилактическим и родовспомогательным учреждениям по улучшению системы обучения.
4. Организует семинары по методике санитарного просвещения для руководителей родовспомогательных и детских лечебно-профилактических учреждений, участковых врачей, работников яслей-садов, патронажных сестер и других медицинских работников детских лечебно-профилактических учреждений и школ, оказывает им методическую помощь. Внедряет в практику новые, наиболее приемлемые формы работы в женских и детских лечебно-профилактических учреждениях.
5. Оказывает методическую помощь органам народного образования:
а) в организации гигиенического обучения и воспитания детей, в организации новых форм внеклассной и внешкольной работы;
б) в проведении методической работы с педагогами;
в) в организации родительских университетов и лекториев для школьников в домах (дворцах) пионеров и школах.
6. Редактирует и апробирует подготовленные специалистами-врачами тексты лекций и бесед для родителей и детей, а также тексты специальных диктантов для школьников на гигиенические темы.
7. Всю работу по охране здоровья женщин и детей проводит в контакте с соответствующими отделами органов здравоохранения, главным педиатром, главным акушером, отделом народного образования, комитетом комсомола, обществом Красного Креста и Красного Полумесяца и др.
IV. Обязанности врача-методиста
по разделу работы на промышленных предприятиях
1. На основе анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности и травматизма, учета санитарной культуры рабочих промышленных предприятий и специфических условий производства врач-методист разрабатывает указания к составлению планов санитарно-просветительной работы медико-санитарных частей, обслуживающих промышленные предприятия.
2. Оказывает методическую помощь советам народного хозяйства в проведении курсовой подготовки рабочих и инженерно-технического персонала по вопросам гигиены труда в системе производственно-технического обучения, а также в организации широкой санитарной пропаганды мер профилактики профессиональных заболеваний и отравлений.
3. Составляет методические указания медико-санитарным частям промышленных предприятий, промышленным санитарным врачам санитарно-эпидемиологических станций и промышленных предприятий о методике и направленности санитарной пропаганды на промышленных предприятиях.
4. Проводит курсовые мероприятия для врачей и средних медицинских работников медико-санитарных частей и здравпунктов по методике санитарно-просветительной работы на промышленных предприятиях.
5. Проверяет состояние, качество и эффективность санитарного просвещения на промышленных предприятиях и оказывает методическую помощь лекторским группам медико-санитарных частей.
6. Помогает в подборе необходимой методической и популярной санитарно-просветительной литературы и наглядных пособий по различным вопросам охраны здоровья и профилактики профессиональных заболеваний.
7. Организует и проводит занятия по повышению квалификации инструкторов санитарного просвещения медико-санитарных частей промышленных предприятий.
8. Осуществляет методическое руководство санитарно-просветительной работой, проводимой врачами медико-санитарных частей по гигиеническому обучению рабочих, ИТР и служащих, а также среди членов их семей; руководит массовой санитарно-просветительной работой: а) в клубах и общежитиях; б) в стационарах медико-санитарных частей и на здравпунктах; в) в профессионально-технических училищах; г) непосредственно на предприятиях при обучении само- и взаимопомощи, а также при санитарном инструктаже вновь поступающих рабочих; д) через многотиражную газету и радиоузлы предприятий; е) в народных университетах и школах здоровья.
9. Осуществляет методическое руководство и оказывает помощь медико-санитарным частям и первичным организациям общества Красного Креста и Красного Полумесяца в подготовке общественного санитарного актива, а также в подготовке санитарных дружин, санитарных постов и по работе с донорами.
10. Проводит изучение и обобщение опыта санитарно-просветительной работы на предприятиях, организует конференции по обмену опытом, внедрению лучших образцов работы, способствует освещению его в местной печати и внедрению лучших образцов работы в практику.
11. Всю работу на промышленных предприятиях врач-методист

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР, ВЦСПС от 12.05.1964 n 570 О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАСШИРЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛ В РАБОТЕ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА НАЗНАЧЕНИЕМ И ВЫПЛАТОЙ ПЕНСИЙ  »
Документы СССР »
Читайте также