ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ НА ОТКРЫТЫЕ ГОРНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ЭКСКАВАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 02.08.1961 n 313)


Утверждены
Постановлением
Государственного комитета Совета
Министров СССР по вопросам труда
и заработной платы
от 2 августа 1961 г. N 313
Согласовано
с Центральными Комитетами
профессиональных союзов рабочих
угольной, металлургической, нефтяной
и химической промышленности,
строительства и промышленности
строительных материалов
ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ
НА ОТКРЫТЫЕ ГОРНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ЭКСКАВАЦИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
Единые нормы выработки на открытые горные работы разработаны Центральным бюро промышленных нормативов по труду с участием предприятий горнодобывающей промышленности, научно-исследовательских и проектных институтов рудной и угольной промышленности и являются обязательными для применения на открытых горных работах предприятий цветной и черной металлургии, угольной, сланцевой и химической промышленности и промышленности строительных материалов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Единые нормы выработки разработаны на экскавацию горной массы одноковшовыми и многоковшовыми экскаваторами и транспортирование породы и полезных ископаемых железнодорожными составами, автосамосвалами и конвейерным транспортом.
При разработке норм использованы сборник "Типовых норм выработки на открытые горные работы для рудников цветной металлургии", изданный ЦБПНТ в 1959 г., фотохронометражные наблюдения нормативно-исследовательских станций и отделов труда предприятий цветной и черной металлургии, угольной, сланцевой и химической промышленности и промышленности строительных материалов и типовые схемы расстановки горного оборудования.
Классификация горных пород составлена на основе материалов предприятий, литературных и справочных данных и экспериментально-исследовательских материалов, обобщенных под руководством профессора Н.Г. Домбровского.
Нормы выработки составлены на 7-часовую смену. В нормах не учтены и нормируются особо работы по ремонту, монтажу и демонтажу оборудования и передвижке экскаватора на новое место работы. Время на отдых определено в процентном отношении от оперативного времени. Время на личные надобности принято 10 мин. на смену. Время регламентированных перерывов, связанных с технологией ведения процесса принято по данным фотохронометражных наблюдений и технической скорости транспортных средств.
2. Нормы выработки рассчитаны на выполнение работ электрическими и дизельными экскаваторами, имеющими рабочий орган прямую лопату и драглайн, цепными и роторными экскаваторами, электровозами, паровозами и тепловозами с вагонами грузоподъемностью 50, 60, 80, 95 и 100 т, автосамосвалами ГАЗ-93, ЗИЛ-585, МАЗ-205, ЯАЗ-210Е (КРАЗ-222), МАЗ-525 и МАЗ-530 и конвейерным транспортом, при следующих организационно-технических условиях:
а) погрузка горной массы одноковшовыми экскаваторами в транспортные сосуды осуществляется в зависимости от емкости ковша:
Емкость ковша, куб. м Емкость транспортного сосуда, т
0,5 2,25 и 3,5
0,75 2,25; 3,5 и 5
1,0 3,5; 5 и 10
3,0 и 4,0 10, 25, 40, 50, 60, 80, 95 и 100
6,0 25, 40, 60, 80, 95 и 100
8,0 60, 80, 95 и 100;
б) высота уступа принята 10 - 15 м или не менее трехкратной высоты ковша;
в) влажность горной массы естественная без учета грунтовых, атмосферных и проточных вод;
г) объемный вес горной массы принят средний для каждого класса крепости;
д) вес груженого состава принят в зависимости от сцепного веса локомотива и величины руководящего подъема.
В тех случаях, когда условия выполнения работ в силу горно-геологических особенностей отличаются от принятых при расчете, к нормам выработки необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты, приведенные в сборнике. При одновременном применении двух и более коэффициентов их числовые значения перемножаются. Поправочные коэффициенты на производство работ в зимних условиях приняты в соответствии с утвержденными в 1960 г. Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы для Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы.
3. Если фактический объемный вес и вес полезного груза состава на 10 - 15% больше принятых в расчете усредненных величин, а также при изменении расстояний транспортирования горной массы, нормы выработки пересчитываются по прилагаемой в сборнике Методике (пример пересчета при изменении объемного веса см. Приложение; порядок пересчета при изменении веса полезного груза состава см. тяговые расчеты).
4. При введении мероприятий, улучшающих условия труда и производства, нормы выработки также пересчитываются в сторону их повышения.
5. В том случае, если одновременно производится экскавация пород разных классов крепости, нормы выработки устанавливаются в соответствии с процентным содержанием этих пород в массиве по данным замеров геолого-маркшейдерской службы.
6. На тех предприятиях по добыче строительных материалов, где учет выполненных объемов производится по выходу готовой (товарной) продукции, а не по общему объему горной массы, добытой из забоя, к нормам выработки применяются следующие поправочные коэффициенты на выход полезного ископаемого из горной массы по технологическому акту в соответствии с закарстованностью карьеров:
при закарстованности до 10% 0,95
" " от 10,1 - 20% 0,85
" " от 20,1 - 30% 0,75
" " более 30% 0,65.
7. Нормы рассчитаны на определенный состав звена или бригады, увеличение которого не допускается. Недостатки в организации труда и производства не могут служить основанием для изменения норм выработки. Если действующие на предприятии нормы выработки выше единых норм, предприятия обязаны применять действующие нормы.
8. Сдельные расценки устанавливаются на основе единых норм и утвержденных по соответствующим отраслям тарифных ставок и тарифно-квалификационных справочников.
9. С введением настоящих единых норм все ранее утвержденные и изданные нормы на экскавацию и транспортирование горной массы на открытых горных работах считать утратившими силу.
МЕТОДИКА РАСЧЕТА НОРМ ВЫРАБОТКИ
Факторы, влияющие на величину норм выработки
Крепость экскавируемых пород;
емкость ковша экскаватора;
емкость транспортных сосудов;
степень заполнения геометрической емкости ковша экскаватора и транспортных сосудов горной массой;
организация обслуживания экскаватора транспортом;
продолжительность цикла экскавации;
угол поворота стрелы экскаватора;
глубина черпания;
степень использования экскаватора в течение смены на полезной работе (коэффициент эксплуатации).
Технические и расчетные данные,
принятые для расчета норм выработки
Таблица 1
КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРНЫХ ПОРОД
(ПО ТРУДНОСТИ ЭКСКАВАЦИИ)
-----T----------------T-------------T-------------T-------T------¬
¦Ка- ¦Петрографическая¦Вес горной ¦ Удельное ¦Продол-¦Способ¦
¦те- ¦ характеристика ¦массы естест-¦сопротивление¦житель-¦разра-¦
¦го- ¦ пород ¦венной влаж- ¦ черпанию, ¦ность ¦ботки ¦
¦рия ¦ ¦ности в цели-¦ кг/кв. см ¦цикла ¦ ¦
¦по- ¦ ¦ке, кг/куб. м¦ ¦экска- ¦ ¦
¦род ¦ +------T------+------T------+вации ¦ ¦
¦по ¦ ¦объем-¦рас- ¦факти-¦рас- ¦(экска-¦ ¦
¦кре-¦ ¦ный ¦четный¦ческое¦четное¦ватор ¦ ¦
¦пос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦СЭ-3), ¦ ¦
¦ти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сек. ¦ ¦
+----+----------------+------+------+------+------+-------+------+
¦I ¦Торф и расти- ¦1000 -¦1600 ¦0,16 -¦0,6 ¦23,1 - ¦Без ¦
¦ ¦тельный грунт с ¦1200 ¦ ¦0,25 ¦ ¦24,9 ¦пред- ¦
¦ ¦корнями диамет- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вари- ¦
¦ ¦ром до 30 мм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тель- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного ¦
¦ ¦Плотный расти- ¦1400 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рыхле-¦
¦ ¦тельный грунт с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния ¦
¦ ¦корнями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Песок ¦1500 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Супесок ¦1600 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Песок и расти- ¦1650 ¦ ¦0,3 - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельный грунт, ¦ ¦ ¦1,0 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦смешанный со ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦щебнем или галь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Пески глаукони- ¦1500 -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товые, кварцево-¦2100 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полевошпатовые и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦др. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Лессовидный суг-¦1600 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦линок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Окисные марган- ¦1500 -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цево-песчанистые¦1700 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Гравий, галька и¦1750 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦щебень размером ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦до 40 мм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Алевролиты ¦1500 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦II ¦Бентонитовая ¦1200 -¦1800 ¦1,2 ¦1,5 ¦25,0 - ¦Без ¦
¦ ¦глина ¦1300 ¦ ¦ ¦ ¦27,8 ¦пред- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вари- ¦
¦ ¦Торф и расти- ¦1400 -¦ ¦1,25 ¦ ¦ ¦тель- ¦
¦ ¦тельный грунт с ¦1500 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного ¦
¦ ¦корнями диамет- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рыхле-¦
¦ ¦ром свыше 30 мм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Слабые (мягкие) ¦1150 -¦ ¦1,5 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бурые и каменные¦1450 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦угли ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Нонтрониты и ¦1600 -¦ ¦1,5 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нонтронитизиро- ¦1800 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ванные породы и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Мел мягкий ¦1500 -¦ ¦1,7 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2200 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Тяжелый плотный ¦1750 ¦ ¦1,6 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦суглинок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Плотная ашарито-¦1700 ¦ ¦1,6 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вая руда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Трепел ¦1650 ¦ ¦1,5 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Мягкие бурые же-¦1750 ¦ ¦1,6 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лезняки и мягкие¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦змеевики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Жирная глина и ¦1800 ¦ ¦1,6 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦слабые карбонат-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ные марганцевые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Дресва извержен-¦1800 -¦ ¦1,9 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных пород, скар-¦2200 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нов и мартитовых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руд ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Лесс с гравием и¦1800 ¦ ¦1,7 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦галькой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Супесок и сугли-¦1900 ¦ ¦1,8 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нок с примесью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦щебня и гальки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Продукты разру- ¦1900 ¦ ¦1,8 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦шения ультраос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новных пород, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦том числе слабый¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сиалит ¦ ¦ ¦

РАСПОРЯЖЕНИЕ Совмина РСФСР от 28.07.1961 n 3679-р <ОБ ОБРАЗОВАНИИ ТОБОЛЬСКОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА>  »
Документы СССР »
Читайте также