ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 31.05.1961 n 734 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РСФСР


СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 1961 г. N 734
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ ГЛАВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РСФСР
Совет Министров РСФСР постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о профессионально-технических училищах Главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР.
Председатель
Совета Министров РСФСР
Д.ПОЛЯНСКИЙ
Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
В.КАРГАПОЛОВ


Утверждено
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 31 мая 1961 г. N 734
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ
ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РСФСР
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
Городские и сельские профессионально-технические училища являются государственными учебными заведениями и создаются в соответствии с Законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР для профессионально-технического обучения молодежи, идущей на производство после окончания восьмилетней школы.
Основной задачей городских и сельских профессионально-технических училищ является планомерная и организованная подготовка для всех отраслей народного хозяйства культурных и технически образованных квалифицированных рабочих и тружеников сельского хозяйства, коммунистическое воспитание учащихся, их идейная закалка, формирование у учащейся молодежи коммунистического отношения к труду.
Профессионально-технические училища специализируются по отраслям производства и проводят учебно-воспитательную работу на основе активного и систематического участия молодежи в производительном труде и тесной связи с предприятиями, стройками, совхозами и колхозами.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИЛИЩ И ИХ СВЯЗЬ С ПРОИЗВОДСТВОМ
1. Городские и сельские профессионально-технические училища организуются, реорганизуются и ликвидируются Главным управлением профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР.
2. Городские и сельские профессионально-технические училища должны располагать:
а) учебно-производственными мастерскими, полигонами, учебными гаражами, оснащенными современным учебно-производственным оборудованием, инструментами и приспособлениями, необходимыми для овладения основными профессиональными знаниями и навыками;
б) учебными классами, кабинетами и лабораториями (с препараторскими), оснащенными соответствующим учебным оборудованием и наглядными пособиями, необходимыми для проведения занятий по техническим и общеобразовательным предметам, предусмотренным учебными планами;
в) библиотекой с читальным залом;
г) помещениями с соответствующим оборудованием и инвентарем для проведения культурно-воспитательной работы и занятий физической культурой и спортом;
д) столовой или буфетом, медицинским пунктом, а в необходимых случаях и общежитием для учащихся и другими бытовыми помещениями.
Кроме того, сельские профессионально-технические училища должны иметь учебные хозяйства с необходимыми земельными участками, учебно-производственными и жилищно-бытовыми постройками, поголовьем продуктивного скота и сельскохозяйственной техникой для обучения учащихся профессиональным навыкам по выполнению различных сельскохозяйственных работ, а также работ по механизации в животноводстве и вождению тракторных агрегатов.
Размеры земельных участков учебных хозяйств определяются в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР.
3. Сроки обучения в городских профессионально-технических училищах устанавливаются от одного года до трех лет, а в сельских - от одного года до двух лет, в зависимости от сложности изучаемых профессий, в соответствии с перечнем профессий, по которым подготавливаются квалифицированные кадры в профессионально-технических училищах, утверждаемым в установленном порядке.
В соответствии с указанным перечнем республиканские (АССР), краевые, областные, Московское и Ленинградское городские управления профессионально-технического образования совместно с совнархозами, исполкомами Советов депутатов трудящихся, министерствами и ведомствами определяют контингенты учащихся каждого профессионально-технического училища по профессиям исходя из потребности предприятий и организаций области, края, республики в квалифицированных кадрах в соответствии с народнохозяйственным планом и из заданий на подготовку кадров для других областей, краев и республик.
4. Каждое профессионально-техническое училище прикрепляется к одному или нескольким близлежащим предприятиям, колхозам, совхозам, машинно-ремонтным станциям (МРС), к строительным, транспортным и другим организациям и проводит свою учебно-производственную работу на их производственной базе.
Прикрепление профессионально-технических училищ к базовым предприятиям и организациям производится Главным управлением профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР на основе предложений республиканских (АССР), краевых, областных, Московского и Ленинградского городских управлений профессионально-технического образования, согласованных с совнархозами, исполкомами Советов депутатов трудящихся, министерствами и ведомствами.
5. Профессионально-технические училища в процессе производственного обучения учащихся выполняют в учебно-производственных мастерских преимущественно производственные заказы и задания базовых предприятий, совхозов и колхозов, строительных, транспортных и других организаций, отвечающие требованиям учебных программ, всемерно содействуют выполнению производственных планов базовых предприятий, строительств, совхозов, колхозов и других организаций. Выполнение производственных заданий и заказов как в учебно-производственных мастерских, так и на производстве подчиняется задаче подготовки квалифицированных рабочих определенных профессий, причем предусматривается получение доходов в целях частичной самоокупаемости училища.
Училища, руководствуясь учебными планами, направляют учащихся на производственную практику на предприятия, в колхозы, совхозы, на строительства и в другие организации, как правило, по месту нахождения учебного заведения, во взаимно согласованные сроки, после предварительной теоретической и практической подготовки учащихся в учебно-производственных мастерских, на полигонах, в учебных хозяйствах, на участках и т.д. Во время работы в учебно-производственных мастерских и учебных хозяйствах учащиеся обеспечиваются спецодеждой за счет учебного заведения.
Училища обеспечивают качественное и своевременное выполнение учащимися поручаемых им производственных работ, бережное отношение к производственному оборудованию, сельскохозяйственной технике, инструменту, приспособлениям, экономное расходование материалов, горючего и электроэнергии, а также соблюдение учащимися правил внутреннего распорядка и техники безопасности.
Учебно-педагогические работники профессионально-технических училищ оказывают предприятиям учебно-методическую помощь в подготовке и повышении квалификации рабочих на производстве.
6. Предприятия, совхозы, колхозы, строительные, транспортные и другие организации, к которым прикреплены профессионально-технические училища, создают условия, необходимые для успешного проведения учебного процесса и освоения учащимися новой техники, передовой технологии и высокопроизводительных способов труда.
Указанные предприятия и организации в необходимых случаях: выделяют безвозмездно училищам современное производственное оборудование из оборудования, числящегося в их основных средствах, для учебно-производственных мастерских, полигонов, лабораторий и учебных кабинетов дополнительно к оборудованию, получаемому училищами по планам снабжения; выделяют учебные участки на производстве, предоставляют училищам производственные заказы для выполнения их в процессе производственного обучения учащихся в учебно-производственных мастерских и на учебных участках, предоставляют для выполнения этих заказов материалы, инструменты и техническую документацию, а также оказывают техническую помощь в выполнении заказов.
Обеспечение сельскохозяйственной техникой, оборудованием и инвентарем вновь организуемых сельских профессионально-технических училищ, а также замена устаревшей техники и оборудования новыми в действующих училищах производится Главным управлением профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР за счет бюджетных ассигнований, а также за счет дополнительного безвозмездного получения сельскохозяйственной техники от соответствующих сельскохозяйственных органов.
Для прохождения производственной практики предприятия, колхозы, совхозы, МРС, строительные, транспортные и другие организации предоставляют училищам необходимое количество рабочих мест и обеспечивают учащихся оплачиваемой работой, отвечающей требованиям учебных программ, создают безопасные условия для работы учащихся на производстве; выдают учащимся на период производственной практики за счет предприятий и организаций спецодежду, спецобувь, индивидуальные средства защиты и спецпитание по нормам, установленным для рабочих соответствующих профессий, и обеспечивают в необходимых случаях за свой счет или своими транспортными средствами доставку учащихся к месту производственной практики и обратно либо обеспечивают учащимся необходимые жилищно-бытовые условия по месту прохождения производственной практики. За работу учащихся городских и сельских профессионально-технических училищ, выполняемую ими в процессе производственного обучения (производственной практики), предприятия и стройки, совхозы, колхозы, организации начисляют заработную плату по действующим нормам и расценкам за фактически изготовленную годную продукцию или за выполненный объем работы, а при повременной оплате труда - из расчета тарифной ставки повременщика по данному виду работ с учетом фактически отработанного времени.
Начисленные предприятием, совхозом, колхозом, стройкой, организацией суммы перечисляются на текущий счет училища или выплачиваются в установленном порядке учащимся из фонда заработной платы работников списочного состава в сроки выплаты заработной платы. Возмещение расходов по оплате проезда мастеров производственного обучения к месту практики и обратно, а также выплата им суточных производятся за счет учебного заведения.
Профессионально-технические училища используют свою учебно-производственную базу для организации в установленном порядке на договорных началах с предприятиями, совхозами, колхозами, строительными, транспортными и другими организациями широкой сети производственно-технических курсов для обучения и повышения квалификации рабочих, колхозников и служащих, а также курсов для граждан, желающих за свой счет овладеть различными специальностями, необходимыми для трудовой деятельности и в быту.
7. Профессионально-технические училища направляют молодежь, окончившую курс обучения, для работы по специальности на производство в соответствии с народнохозяйственными планами.
Предприятия, колхозы, совхозы, строительные, транспортные и другие организации обязаны использовать окончивших профессионально-технические училища в соответствии с присвоенной им профессией и квалификацией, а также создавать молодым рабочим необходимые жилищно-бытовые условия и в дальнейшем способствовать повышению их производственной квалификации.
8. Предприятия, строительные, транспортные, сельскохозяйственные и другие организации проводят необходимый ремонт помещений прикрепленных к ним училищ. При этом ремонт помещений, находящихся на балансе указанных предприятий и организаций, проводится за их счет.
III. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
9. Обучение учащихся в профессионально-технических училищах проводится по единым для каждой профессии учебным планам и программам.
В учебно-воспитательный процесс в училищах включаются производственное и теоретическое обучение и внеклассная работа с учащимися.
10. Производственное обучение является основой профессиональной подготовки учащихся. Оно осуществляется в процессе выполнения учащимися учебно-производственных и практических работ в учебно-производственных мастерских, на полигонах, в учебных хозяйствах, в лабораториях, а также в период практики непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах, в строительных, транспортных и других организациях под руководством мастеров производственного обучения училищ.
В процессе производственного обучения у учащихся должны вырабатываться прочные профессиональные знания и навыки, обеспечивающие выполнение качественных и количественных показателей в работе, умение трудиться высокопроизводительно, используя современную технику и передовые методы труда, должны воспитываться сознательная производственная дисциплина, высокая культура труда, стремление к новаторству и другие качества передового советского рабочего и труженика сельского хозяйства.
11. Теоретическое обучение в профессионально-технических училищах осуществляется в тесной связи с практикой и включает изучение специальных технологических, общетехнических и общеобразовательных предметов, необходимых для глубокого, всестороннего и сознательного овладения изучаемой профессией, а также для политехнического и идейно-политического развития учащейся молодежи.
Преподавание теоретических дисциплин проводится в кабинетах, лабораториях и классах, оснащенных необходимыми наглядными пособиями и оборудованием.
В процессе теоретического обучения учащиеся должны приобрести глубокое знание научных основ техники, технологии, агро- и зоотехники, механизации и автоматизации, организации и экономики данной отрасли производства, научиться применять полученные знания на практике, самостоятельно решать производственные задачи, приобрести навыки самостоятельной работы над технической литературой, справочниками и каталогами, а также повысить свое политическое образование. В училищах должна быть широко развернута работа кружков технического творчества учащихся.
12. В профессионально-технических училищах систематически проводится воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование у них коммунистического мировоззрения, воспитание их активными борцами за высокую производительность труда, сознательными строителями коммунистического общества, беззаветно любящими свою Родину, умеющими жить и работать по-коммунистически.
Коммунистическое воспитание учащихся осуществляется в процессе их производственного и теоретического обучения, активного участия в социалистическом соревновании, в работе комсомольских, профсоюзных и других организаций путем проведения разнообразной по формам и содержанию внеклассной работы, организуемой на основе творческой инициативы и широкой самодеятельности ученических

<ПИСЬМО> Минздрава РСФСР от 20.05.1961 n 08с/Б-2-855 <ОБ ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ ЛИЦ, ПОСТУПАЮЩИХ НА РАБОТУ И РАБОТАЮЩИХ В ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, НА СООРУЖЕНИЯХ ПО ВОДОСНАБЖЕНИЮ, В ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ДР., УТВЕРЖДЕННОЙ ГЛАВНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ САНИТАРНЫМ ИНСПЕКТОРОМ СССР 06.02.1961 n 352-61>  »
Документы СССР »
Читайте также