ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ СТРОЕНИЙ В ГОРОДАХ, РАБОЧИХ, ДАЧНЫХ И КУРОРТНЫХ ПОСЕЛКАХ РСФСР (утв. НККХ РСФСР 25.12.1945)


Утверждена
Народным комиссариатом
коммунального хозяйства РСФСР
25 декабря 1945 года
Согласована
с Народным комиссариатом
юстиции РСФСР
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ СТРОЕНИЙ В ГОРОДАХ,
РАБОЧИХ, ДАЧНЫХ И КУРОРТНЫХ ПОСЕЛКАХ РСФСР
I. Организация работ по регистрации строений
§ 1. В целях уточнения права владения строениями и учета строений по фондам в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР бюро инвентаризации жилищно-коммунальных органов исполнительных комитетов местных Советов ведут по установленным формам реестры (Приложения N 1, 2, 3 и 4) и производят регистрацию строений, а именно:
а) строений на праве государственной собственности, находящихся в ведении местных Советов;
б) строений на праве государственной собственности, находящихся в ведении государственных учреждений и предприятий;
в) строений кооперативных и других общественных организаций;
г) строений отдельных граждан на праве личной собственности или праве застройки.
§ 2. Регистрация строений за владельцами по праву собственности или праву застройки в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР распространяется на весь домовый фонд этих населенных мест вне зависимости от того, в чьем ведении находятся строения: местных Советов, государственных учреждений и предприятий, кооперативных и других общественных организаций и частных лиц, за изъятиями, указанными в § 3 настоящей Инструкции.
§ 3. Регистрация строений в порядке настоящей Инструкции не производится:
а) на территориях, изъятых из ведения местных Советов постановлениями правительства;
б) на территориях, отведенных промышленным предприятиям (на промплощадках).
§ 4. Строения, расположенные на землях, отведенных промышленным предприятиям под строительство жилых зданий, социально-бытовых учреждений и предприятий вне промплощадок, регистрируются согласно настоящей Инструкции на общих основаниях.
§ 5. Объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения.
§ 6. Регистрации подлежат те строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации.
Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке настоящей Инструкции отдельно не регистрируется.
§ 7. Для составления реестров и регистрации строений за владельцами бюро инвентаризации обязаны:
а) установить владельцев строений, на которые право собственности или право застройки оформлено в установленном законом порядке;
б) выявить владельцев строений, не имеющих документов, удостоверяющих их право собственности на строение, - для последующего определения правовой принадлежности данного строения;
в) выявить строения бесхозяйные (Г.К. ст. 68), выморочные (Г.К. ст. 433) и конфискованные (Г.К. ст. 70) для передачи их в установленном законом порядке в государственный фонд;
г) выявить строения, оставленные без надзора личными собственниками и застройщиками, выехавшими из места постоянного жительства по условиям военного времени и другим причинам, для установления за строениями необходимого надзора в целях обеспечения их сохранности до возвращения законных владельцев;
д) выявить самовольно возведенные строения для принятия в отношении последних мер, установленных Постановлением СНК РСФСР от 22 мая 1940 г. N 390 (С.П., 1940, N 11, ст. 48), и к регистрации их в соответствии с решением местных Советов по данному строению.
§ 8. В этих целях бюро инвентаризации в своей работе по регистрации предварительно обязаны:
а) истребовать и ознакомиться с документами, представляемыми учреждениями, предприятиями, организациями и частными лицами, как основанием их права собственности на строения или права застройки;
б) выявить возникновение и порядок перехода к указанным учреждениям, предприятиям, организациям и лицам права собственности на строения или права застройки, полноту и оформленность документов, подтверждающих переход прав, число фактических владельцев и долевое их участие во владении;
в) дать по документам письменное заключение, в котором должны быть указаны: 1) адрес домовладения; 2) площадь земельного участка; 3) количество основных строений; 4) последовательность перехода прав по домовладению со ссылкой на документы; 5) детальный перечень представленных документов, устанавливающих современных владельцев; 6) наименование владельцев с указанием: для частных лиц - фамилии, имени и отчества, для учреждений, предприятий и организаций - полного их наименования; 7) вид права (право государственной, кооперативно-общественной и личной собственности или право застройки); 8) долевое участие совладельцев, категория фонда (см. § 1).
§ 9. При регистрации строений на праве государственной собственности по фонду местных Советов и ведомственному фонду государственных учреждений и предприятий исходить из следующего разграничения.
К ведомственному фонду относятся: а) строения, переданные государственным учреждениям и предприятиям в порядке национализации по признакам, установленным ст. 1 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30 ноября 1925 г. "О порядке распределения национализированных и муниципализированных строений и о порядке пользования таковыми" (С.У., 1925, N 86, ст. 638); б) строения, переданные учреждениям и предприятиям по специальным постановлениям правительственных органов в порядке перераспределения основных государственных фондов между ведомствами; в) строения, вновь выстроенные или восстановленные либо полученные государственными учреждениями и предприятиями на основании актов бессрочного пользования земельными участками; строения, приобретенные государственными учреждениями и предприятиями за счет своих средств по договорам купли-продажи, засвидетельствованным в нотариальном порядке; г) строения, переданные государственным учреждениям и предприятиям в связи с ликвидацией жилищно-арендной и жилищно-строительной кооперации в порядке, установленном ст. ст. 2, 3 и 5 Постановления ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. "О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах" (С.З. СССР, 1937, N 69, ст. 314) и Постановлением СНК СССР от 25 ноября 1937 г. "О порядке ликвидации жилищных кооперативов и их союзов, передачи ими домов, дач, предприятий и имущества и расчета с пайщиками" (С.З. СССР, 1937, N 74, ст. 360).
К фонду местных Советов относятся:
а) строения, перешедшие в ведение местных Советов по признакам и основаниям, указанным в Постановлении ВЦИК от 14 мая 1923 г. "О муниципализированных строениях" (С.У., 1923, N 44, ст. 465) и в Постановлении СНК РСФСР от 12 апреля 1924 г. "Об установлении предельного срока для составления местными исполкомами списков муниципализированных строений" (С.У., 1924, N 7, ст. 40), а также строения, муниципализированные постановлениями правительства;
б) строения, переданные собственниками (юридическими и физическими лицами) исполкомам местных Советов;
в) строения, выстроенные исполкомами местных Советов для удовлетворения жилищных нужд населения;
г) все остальные строения, находящиеся в черте города или поселка, не отнесенные к ведомственному фонду и не значащиеся по праву собственности или праву застройки за юридическими и физическими лицами.
§ 10. На основании этих материалов (§ 8 и 9) бюро инвентаризации производят при участии представителей городских и поселковых жилищных управлений проверку документов, подтверждающих право собственности на строения, а при их отсутствии - документов, косвенно подтверждающих указанное право, и составляют письменные заключения:
а) о наличии данных, устанавливающих за учреждениями, организациями и отдельными гражданами право собственности на строение или право застройки;
б) о фактах бездокументного владения строениями;
в) о бесхозяйных строениях, подлежащих переходу в установленном порядке в распоряжение местных Советов;
г) о строениях, оставленных владельцами по условиям военного времени;
д) о фактах самовольной застройки.
§ 11. Заключения инвентаризационных бюро о праве владения строениями со всеми документами представляются на рассмотрение и утверждение соответствующего исполкома городского, районного и поселкового Советов депутатов трудящихся.
Регистрация строений за владельцами производится лишь на основании соответствующих решений этих исполкомов местных Советов.
§ 12. Строения, владельцы которых отсутствуют по условиям военного времени и не могут представить для регистрации строения правоустанавливающие документы лично или через доверенных лиц (эвакуированные, погибшие или без вести пропавшие и др.), не могут считаться бесхозяйными строениями и включаться в фонд местных Советов.
На эти строения в соответствии с Приказом Наркомхоза РСФСР N 602 от 21 ноября 1942 г. "Об учете и охране безнадзорных строений" инвентаризационным бюро составляется особая опись, и отделы коммунального хозяйства берут их под охрану.
В случае представления правоустанавливающих документов членами семей отсутствующих владельцев или наследниками умерших, погибших и без вести пропавших строения регистрируются в соответствии с представленными документами о праве собственности на эти строения или праве застройки независимо от того, кем занято строение.
§ 13. В случае выявления строений, возведенных застройщиками самовольно, инвентаризационные бюро сообщают о том горкомхозам и горжилуправлениям для принятия мер (сноса или переноса) в соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 22 мая 1940 г. за N 390 (С.П., 1940, N 11, ст. 48).
Самовольно возведенное строение может быть зарегистрировано за владельцем только при условии, если строение не подлежит переносу по основаниям, указанным в ст. 9 Постановления СНК РСФСР от 22 мая 1940 г., и соответствующим коммунальным отделом будет заключен с таким застройщиком договор о праве застройки по правилам ст. ст. 71 - 84 Гражданского Кодекса РСФСР.
II. Документы, устанавливающие право
собственности на строения и право застройки
§ 14. Основными документами, устанавливающими право собственности на строения или право застройки, являются:
а) акты о предоставлении земельных участков в бессрочное пользование для капитального строительства и последующей эксплуатации, предусмотренные Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 1 августа 1932 г. "О предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования" (С.У., 1932, N 66, ст. 295);
б) правительственные и ведомственные акты (постановления и распоряжения) о передаче зданий и сооружений, предусмотренные Постановлением СНК СССР от 15 февраля 1936 г. "О порядке передачи государственных предприятий, зданий и сооружений" (С.З., 1936, N 11, ст. 93);
в) реестры муниципализированных строений и списки национализированных строений, составленные в порядке работ по распределению национализированных и муниципализированных строений на основе Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30 ноября 1925 г. (С.У., 1925, N 86, ст. 638) с изменением по Постановлению от 10 февраля 1933 г. (С.У., 1933, N 14, ст. 45);
г) акты о демуниципализации строений;
д) решения предусмотренных законом органов о передаче бесхозяйных, выморочных и конфискованных домов в фонд местных Советов;
е) нотариально удостоверенные договоры о праве застройки;
ж) нотариально удостоверенные договоры купли-продажи, мены и дарения строений;
з) нотариальные свидетельства или вступившие в законную силу решения суда (ст. ст. 12 и 428 Г.К.), устанавливающие право наследования;
и) вступившие в законную силу решения суда, подтверждающие право собственности на строения или право застройки и о передаче бесхозяйственно содержимых домов в фонд местных Советов;
к) выписки из реестров нотариальных контор о совершении сделок купли-продажи, мены и дарения, а также о выдаче свидетельств на право наследования и других нотариальных действиях, устанавливающих переход права собственности на строения и права застройки;
л) зарегистрированные в отделах коммунального хозяйства копии актов о продаже частновладельческих строений с публичных торгов.
Примечание. Внесение стоимости строений или стоимости затрат на их восстановление в балансы учреждений, предприятий и организаций, в фактическом владении и пользовании которых находятся эти строения, основанием для их регистрации за фактическими владельцами служить не может.
III. Порядок оформления права собственности
на строения фактических владельцев при отсутствии
правоустанавливающих документов
§ 15. При отсутствии подлинных документов или надлежаще заверенных копий, устанавливающих право собственности на строения или право застройки, документами, косвенно подтверждающими это право, могут служить:
а) обязательства по банковским ссудам на строительство жилых домов, поскольку эти ссуды выдаются при наличии договора на строительство и акта отвода земельного участка;
б) инвентаризационные документы - в том случае, если в тексте этих документов имеется точная ссылка на наличие у фактического владельца строения надлежаще оформленного документа на право владения строением;
в) платежные документы об оплате земельной ренты и налога со строений, а также страховые полисы.
§ 16. Вопрос о возможности регистрации за заявителем строения на праве собственности или праве застройки на основании указанных в § 15 настоящей Инструкции документов разрешается в каждом отдельном случае горкомхозами и райкомхозами, а в городах республиканского (РСФСР) подчинения - инвентаризационными бюро горисполкомов, при обязательном заключении жилищных управлений, и вносится на окончательное решение исполкома соответствующего Совета депутатов трудящихся.
На основании решений соответствующих исполкомов местных Советов отделы коммунального хозяйства или жилищные управления исполкомов Советов городов республиканского подчинения выдают владельцам строений возобновительные документы с точным указанием, взамен какого утерянного документа производится это возобновление.
§ 17. При отсутствии документов, указанных в § 14 и 15 настоящей Инструкции, а также в случаях возникновения сомнений в представленных документах вопрос о признании принадлежности строения на праве собственности при праве застройки решается в исковом порядке в органах госарбитража или в народных судах путем предъявления иска к учреждению, предприятию, организации или лицу, оспаривающему это право, с привлечением коммунального органа в качестве третьего лица.
В тех случаях, когда право собственности на строение оспаривается отделом коммунального

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР от 18.11.1945 n 2927 О ПЕРЕЧНЕ ОТДАЛЕННЫХ МЕСТНОСТЕЙ, ПРИРАВНЕННЫХ К РАЙОНАМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕ УКАЗА ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 1 АВГУСТА 1945 Г. О ЛЬГОТАХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА  »
Документы СССР »
Читайте также