Постановление снк ссср, цк вкп(б) от 25.01.1939 n 137 о работе потребительской кооперации


СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 1939 г. N 137
О РАБОТЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б), обсудив результаты проведенной Экономсоветом проверки работы Центросоюза, а также Днепропетровского, Краснодарского, Белорусского, Ростовского, Челябинского, Куйбышевского, Курского, Архангельского, Ленинградского, Воронежского, Саратовского и Чкаловского потребсоюзов, - признают работу Центросоюза неудовлетворительной.
Благодаря сильному росту продукции сельского хозяйства, как зернового хозяйства и животноводства, так и технических культур, спрос крестьянства на товары широкого потребления нарастает не по дням, а по часам. Огромный рост продукции социалистической промышленности для рынка позволил увеличить товарооборот в деревне с 1935 года по 1938 год более, чем в два раза. Между тем Центросоюз медленно перестраивает свою работу в соответствии с возрастающими потребностями колхозной деревни.
Центросоюз и местные органы потребкооперации игнорируют деревню, не знают ее потребности в товарах и неохотно завозят туда товары. При наличии на складах достаточных запасов товаров, в ряде проверенных сельских лавок обнаружены преступные факты отсутствия в продаже соли, сахара, мыла, папирос, махорки и других товаров повседневного спроса. Имея на складах огромные запасы оконного стекла, Центросоюз лишил потребителей возможности использования его, не снабдив торговую сеть алмазами для нарезки стекла.
Центросоюз вовсе забросил дело торговли лесом, тесом, гвоздями, краской, черепицей, кирпичом, щепой, дранкой и другими материалами для строительства и ремонта колхозных домов, а также торговлю предметами домашнего обихода, что в условиях роста зажиточности колхозников является важнейшей задачей советской торговли в деревне.
Вместо борьбы за широкий ассортимент и высокое качество товаров для деревни, Центросоюз сам нередко производил засылку товаров на склады потребсоюзов в принудительном ассортименте, не соответствующем спросу населения.
Центросоюз затормозил строительство сети сельских лавок и складов, в особенности в основных сельскохозяйственных районах и в отдаленных окраинах Союза. При росте товарооборота в деревне за последние три года в два с лишним раза, торговая сеть потребкооперации увеличилась к 1938 году всего лишь на 2,7%. Не производя нужного ремонта имеющихся лавок и складов, систематически не используя отпускаемых для этой цели средств, Центросоюз привел в запущенное состояние значительную часть существующих магазинов и складов. Из предусмотренных планом в 1937 г. на текущий ремонт торговой сети и складов 145 млн. руб. Центросоюз недоиспользовал 62,6 млн. руб. В 1938 году из ассигнованных по плану капитальных работ 90 млн. руб. Центросоюз использовал лишь 53,5 млн. руб., или 59,4%.
За 1937 год и первое полугодие 1938 года на складах и в торговой сети потребкооперации товарные остатки возросли на 1 миллиард руб. Часть этих товаров является неходовыми в районах, где они находятся, а некоторая часть попорчена, как это показала организованная Экономсоветом проверка потребительской кооперации Белоруссии, Краснодарского края и Днепропетровской области, где 25% всех товарных остатков оказались неходовыми для данных районов, а 7% из них были попорчены из-за преступного хранения.
Проверкой установлена значительная засоренность аппарата Центросоюза и местных органов потребкооперации людьми, не заслуживающими политического и делового доверия, а в ряде случаев, при попустительстве Центросоюза, на работе в органах потребкооперации находятся люди, неоднократно разоблаченные в растратах и хищениях кооперативной собственности. Это привело к многочисленным фактам хищений и растрат, которые составили в 1937 г. по системе потребкооперации в целом 325 млн., руб., а также к фактам обмана потребителей, путем нарушения установленных цен, обмера и обвеса.
Центросоюз и его местные органы проявляли бездеятельность в борьбе с этими позорящими кооперацию явлениями, а в ряде случаев зачисляли в категорию растратчиков честных работников за мелкие просчеты.
В результате всего этого, многие сельпо, районные, областные и краевые потребсоюзы работают до сих пор с убытками, проедают кооперативные средства, вследствие чего, не пользуясь нормальным банковским кредитом, они не в состоянии даже выкупать засылаемые им для деревни товары. 1937 год закончили с убытком 4825 сельпо, или 20,6% общего их количества, и 600 райпотребсоюзов, или 24,5%. По Ленинградской области дали убыток и 42% всех сельпо, по Карельской АССР - 54%, по Саратовской области - 43%, по Воронежской - 44%, по Архангельской - 44%. В БССР в момент проверки находилось на просрочке по платежам банку 36 райпотребсоюзов, или 40% всего их количества, и 147 сельпо, или 23%.
Совнарком Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) отмечают, что Центросоюз плохо выполнил Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г. "О работе потребительской кооперации в деревне", а в некоторых частях грубо извратил это Постановление.
Центросоюз и его местные органы оторвались от массы пайщиков, объединяемых кооперацией, сплошь и рядом нарушали кооперативную демократию, выборность и отчетность органов кооперации перед пайщиками.
Несмотря на разоблачение большого количества вредительских элементов, запутывавших дело потребкооперации и нанесших огромный вред советской торговле в деревне, Президиум Центросоюза не вел действительной борьбы с последствиями вредительства в потребкооперации. До сих пор на ряде участков кооперативной работы продолжается антигосударственная практика, проводившаяся ранее разоблаченными вредителями. Центросоюз игнорировал стоящие перед ним задачи выдвижения честных, проверенных на работе в кооперации партийных и непартийных большевиков на руководящие должности в системе кооперации и вместо развертывания дела подготовки кадров ликвидировал за последние 3 года большую часть высших и средних кооперативных учебных заведений.
Наркомторг СССР и его местные органы самоустранились от руководства и контроля за делом торговли в деревне, не проверяли работу органов потребкооперации, в результате чего ряд фактов грубого извращения советской торговли продолжительное время оставался невскрытым.
Местные советские и партийные организации не проверяли работу потребкооперации и не руководили ею, несмотря на то, что они несут прямую ответственность за состояние потребкооперации.
СНК РСФСР за 1937 год и 1938 год ни разу не обсуждал вопроса о работе потребкооперации, а СНК БССР, хотя несколько раз и обсуждал этот вопрос и принимал решения, однако не обеспечил проверки выполнения своих решений, в результате чего работа потребкооперации Белоруссии мало улучшилась.
Совнарком Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) отмечают, что облисполкомы и обкомы ВКП(б) Куйбышевской, Челябинской, Ростовской, Воронежской и особенно Архангельской, Чкаловской и Курской областей, где проверялась работа потребкооперации, проявили недопустимую беспечность и бездеятельность в отношении руководства торговлей в деревне, в то время, когда работа потребкооперации этих областей находится в запущенном состоянии, громадное количество кооперативных организаций является убыточным.
Совнарком Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) считают такое положение работы потребкооперации совершенно нетерпимым, тем более, что потребкооперации передана вся сельская торговая сеть и на Центросоюз легла вся ответственность за развертывание торговли в деревне. Поэтому СНК СССР и ЦК ВКП(б) в первую очередь занялись укреплением руководства Центросоюза, выдвинув новых руководителей.
Для улучшения сельской торговли, Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный комитет ВКП(б) постановляют:
I. О СЕТИ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ
1. Обязать Центросоюз:
а) открыть в 1939 году такое количество районных универмагов и сельмагов, чтобы в каждом районе имелся районный универсальный магазин и в каждом сельпо имелся один или несколько сельмагов, торгующих товарами расширенного ассортимента в соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 года "О работе потребительской кооперации в деревне";
б) открыть в 1939 году 14000 сельских лавок, ларьков и палаток;
в) значительно расширить сеть чайных с заезжими дворами для обслуживания колхозников в районных центрах, в пунктах расположения МТС и в заготовительных пунктах;
г) передать сельпо все специализированные магазины, находящиеся в непосредственном ведении райпотребсоюзов, кроме раймагов;
д) произвести в I квартале 1939 года разукрупнение сельпо, обслуживающих несколько сел, в особенности отдаленных друг от друга, с большим оборотом (2 - 3 и более млн. руб. в год), согласовав план разукрупнения сельпо с областными (краевыми) исполкомами;
е) организовать в I квартале 1939 года райпотребсоюзы в районах, не имеющих районного союза потребительской кооперации, и реорганизовать большинство существующих райпо в районные союзы потребительских обществ по списку, утверждаемому Центросоюзом по согласованию с областными (краевыми) исполкомами;
ж) ликвидировать Совхозсекцию Центросоюза, передав в ведение райпотребсоюзов совхозрабкоопы с тем, чтобы товарные фонды для них выделялись областными (краевыми) потребсоюзами.
2. В целях удовлетворения возросших потребностей колхозников в строительстве, ремонте жилищ и в предметах домашней обстановки обязать Центросоюз развернуть в основных сельскохозяйственных, в первую очередь степных зерновых районах, сеть лесных складов по торговле лесом, тесом, гвоздями, стеклом, красками, черепицей, кирпичем, щепой, дранкой и другими материалами для строительства и ремонта построек колхозников.
3. Обязать Центросоюз, совнаркомы союзных и автономных республик, краевые, областные и районные исполкомы проверить фактический ход строительства и ремонта лавок и складов потребкооперации и принять необходимые подготовительные меры к развертыванию строительства лавок и складов по плану 1939 года, в особенности в основных сельскохозяйственных и отдаленных районах.
Строительство новых складов и магазинов райсоюзов и сельпо должно производиться по упрощенным типовым проектам согласно указаниям Центросоюза и, главным образом, из местных стройматериалов.
4. Установить в системе потребкооперации специальный фонд ремонта и строительства складских помещений, магазинов и лавок, образуемый из установленных отчислений на текущий и капитальный ремонт и собственных средств, выделяемых для этой цели в установленном порядке. Этот фонд вносить в банк на особый счет без права расходования на другие нужды, с перечислением не использованной в данном году части этого фонда на те же цели на следующий год.
II. ОБ УЛУЧШЕНИИ ТОРГОВОЙ РАБОТЫ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ
5. На основе опыта ликвидации остатков неходовых товаров в Краснодарском крае, Днепропетровской области и Белоруссии, проведенной по решению Экономсовета, Центросоюзу до марта 1939 года провести проверку товарных остатков по всем обл(край)потребсоюзам и обеспечить реализацию залежавшихся товаров на месте или путем вывоза в другие районы, где на эти товары имеется спрос. Привести товарные остатки по ассортименту в соответствие с требованиями товарооборота, ликвидировав излишние запасы по одним товарам и недостаток по другим.
Разрешить сельпо и райпотребсоюзам продавать другим торгующим организациям товары, не пользующиеся спросом в деревне, отменив Постановление Президиума Центросоюза от 29 июля 1936 года и Приказ Наркомторга от 1 февраля 1936 г. за N 281 по этому вопросу.
6. Обязать Центросоюз в двухмесячный срок внести на утверждение Экономсовета дифференцированные нормы товарных остатков и сроки оборачиваемости товаров в системе потребкооперации, в зависимости от транспортных условий и отдаленности сельпо и райпотребсоюзов от торговых оптовых баз.
7. Предложить Государственному банку усилить контроль за использованием потребительской кооперацией отпускаемых ей государственных кредитов, в частности, путем:
а) сокращения кредитования кооперативных организаций, имеющих большое затоваривание, растраты, хищения и убытки, сокращения кредитования органов потребкооперации по тем товарам, по которым на основании отчетных данных или проверок, произведенных Госбанком, будет установлено накопление неходовых и неликвидных остатков, хотя общее количество товарных остатков в данной организации не превышает установленных норм. Указанное сокращение кредитования должно производиться с разрешения областной (краевой) конторы Госбанка и с уведомлением областного (краевого) потребсоюза;
б) предоставления льготных условий кредитования безубыточным кооперативным организациям, улучшающим свою работу, но еще не накопившим собственных оборотных средств в объеме установленного норматива.
8. Отменить ныне существующую систему калькулирования розничной цены самим сельпо.
Установить, что на товары, по которым нет государственных розничных цен, райпотребсоюз устанавливает для всех сельпо своего района розничную цену, исходя из отпускных цен на эти товары, размеров торговых накидок и норм транспортных расходов. Для покрытия расходов сельпо райпотребсоюз устанавливает дифференцированный размер скидки с розничной цены по каждому товару для каждого сельпо.
Обязать Центросоюз в месячный срок разработать и внести на утверждение Экономсовета инструкцию о порядке и сроках проведения настоящей системы установления розничных цен для сельпо.
9. Продажу товаров в сети сельпо производить по прейскуранту цен, установленному райпотребсоюзом. Прейскурант должен быть отпечатан типографским способом крупным шрифтом и вывешен на видном месте в каждой лавке, ларьке и палатке.
В прейскурант записывать твердую государственную цену по тем товарам, на которые она установлена, а по другим товарам установленные райпотребсоюзом розничные цены на основании калькуляции в соответствии со ст. 8 настоящего Постановления.
10. Обязать Центросоюз произвести проверку весов, гирь, мер длины и мерных кружек в магазинах, лавках, ларьках и буфетах системы потребкооперации, немедленно изъять все негодные измерительные приборы и снабдить торговую сеть исправными измерительными приборами.
Предложить Наркомторгу СССР произвести через Государственную торговую инспекцию проверку выполнения системой кооперации этого задания и доложить Экономсовету в апреле 1939 г.
Предложить Прокурору Союза ССР усилить борьбу с обвешиванием и обмериванием потребителей и привлекать виновников к уголовной ответственности.
11. Предложить Наркомюсту Союза ССР и Прокуратуре Союза ССР, с привлечением Центросоюза, в двухдекадный срок разработать инструкцию по борьбе с растратчиками и расхитителями кооперативных средств, привлечению к материальной ответственности всех действительно виновных в этих преступлениях, а также членов их семей

Документы СССР »
Читайте также