ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ (одобрены ВС СССР 19.10.1990)


Одобрены
IV сессией Верховного Совета СССР
19 октября 1990 года
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СТАБИЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Курс на перестройку, выстраданный и одобренный советским народом, раскрепостил мощные силы обновления общества. Его осуществление вырвало страну из оцепенения и застоя. Достигнуты коренные сдвиги в международном сотрудничестве, начато разоружение. Благодаря политическим реформам внутри страны быстро идет широкий процесс демократизации и гласности, расширены политические права граждан, укреплен суверенитет народов. Все это создает условия для подъема всего нашего общества, и прежде всего его экономики.
Вместе с тем тяжелое наследие административно - командной системы, непоследовательность и половинчатость осуществляемых мер по экономической реформе вплоть до ошибок в руководстве хозяйством, неуважение к законам вызвали глубокий экономический кризис в стране.
Положение в народном хозяйстве продолжает ухудшаться. Снижаются объемы производства, рвутся хозяйственные связи. Усиливается сепаратизм. Опустошен потребительский рынок. Дефицит бюджета и платежеспособность государства достигли критических величин. Нарастают антисоциальные явления и преступность. Все более трудной становится жизнь людей, падает их интерес к труду, рушится вера в будущее. Экономика находится в крайне опасной зоне - старая административная система управления разрушена, а новые стимулы работы в условиях рынка еще не созданы. Нужны энергичные меры, основанные на общественном согласии, для стабилизации положения и ускоренного продвижения по пути к рыночному хозяйству.
1. ВЫБОР СДЕЛАН
Альтернативы переходу к рынку нет. Весь мировой опыт доказал жизненность и эффективность рыночной экономики. Переход к ней в нашем обществе всецело диктуется интересами человека, и цель его - создать социально ориентированную экономику, повернуть все производство к запросам потребителя, преодолеть дефицит и позор очередей, на деле обеспечить экономическую свободу граждан, установить условия для поощрения трудолюбия, творчества и инициативы, высокой производительности.
Переход к рынку не противоречит социалистическому выбору нашего народа. Только рынок в соединении с гуманистической направленностью всего общества в состоянии обеспечить удовлетворение потребностей людей, справедливое распределение благ, социальные права и гарантии граждан, укрепление свободы и демократии.
Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают сбалансированность экономики при наилучшей координации деятельности всех производителей, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок требует гибкости производства, его восприимчивости к достижениям научно - технического прогресса.
Переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, позволит органично соединить нашу экономику с мировым хозяйством, открыть доступ нашим гражданам ко всем достижениям мировой цивилизации.
Трудный, но необходимый для судеб страны перелом, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену государственной опеке, иждивенчеству и уравниловке, апатии и бесхозяйственности, порожденным административно - командной системой, должны прийти свобода хозяйственной деятельности и ответственность трудовых коллективов и каждого гражданина за свое благосостояние, напряженный и хорошо организованный труд, вознаграждение в соответствии с его результатами.
Через общесоюзный рынок будет сформировано единое экономическое пространство, интегрирующее все республики и регионы страны. И переход к рынку позволит создать экономическую основу для добровольного объединения суверенных республик в рамках обновленного федеративного и сильного Союза.
Для эффективной работоспособности рыночной экономики необходимы следующие основные условия, которые предстоит создать в течение переходного периода:
- максимальная свобода хозяйственной деятельности. Основа экономики - свободные товаропроизводители, приумножающие свою собственность и тем самым национальное богатство. Признание важной социальной роли и всемерное поощрение наиболее активных, квалифицированных и талантливых людей - рабочих, крестьян, инженеров, предпринимателей и организаторов производства;
- полная ответственность хозяйственных организаций, предпринимателей, всех работников за результаты экономической деятельности, опирающаяся на равноправие всех видов собственности. Смысл реформирования отношений собственности в том и состоит, чтобы ясно определить, кто несет имущественную ответственность за результаты хозяйствования, найти в ходе развития экономики для каждой из форм собственности сферу наиболее эффективного применения;
- конкуренция производителей как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с запросами потребителей, снижения издержек и стабилизации цен. Развитие здоровой конкуренции требует демонополизации экономики при формировании соответствующей структуры производства;
- свободное ценообразование. Рыночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если большая часть цен устанавливается на рынке свободно, балансируя спрос и предложение. Государственный контроль за ценами допустим только в ограниченной сфере;
- отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением отдельных специальных областей);
- распространение рыночных отношений на те сферы, где они показывают более высокую эффективность в сравнении с административными формами регулирования. Вместе с тем в экономике сохраняется значительный нерыночный сектор, включающий те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (оборона, здравоохранение, образование, наука, культура);
- открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей. Любые хозяйственные организации вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранные фирмы на равных условиях со всеми производителями действуют на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и общепринятыми международными нормами;
- обеспечение со стороны государственной власти на всех уровнях социальных гарантий гражданам, понимаемых, с одной стороны, как предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы своим трудом и накоплениями обеспечить себе достойную жизнь, а с другой стороны, как государственная поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.
Однако рынок, обеспечивая высокую экономическую эффективность производства, нуждается в государственном и общественном регулировании прежде всего с точки зрения упреждения таких негативных явлений, как инфляция, безработица, чрезмерная имущественная дифференциация, нестабильность производства, неравномерность развития отдельных регионов. Государство, осуществляя макроэкономическую политику, содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, в первую очередь на направлениях, соответствующих общественным интересам. Деятельность государственных органов по регулированию экономики при этом строится на строгом разграничении полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти.
Выбор перехода к рынку, имеющий историческое значение для судеб страны, сделан. Весь вопрос теперь в том, как идти к нему, как выбрать наиболее надежные и правильные пути. Острота кризиса заставляет действовать без промедлений. Нужна решительность и решимость, но не безрассудная и авантюристическая, а основанная на реализме и вере в наш народ.
Эти Основные направления подготавливались на основе программ, разработанных рабочей группой М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина и правительством, с учетом предложений, высказанных на сессиях Верховного Совета СССР и республик. Вместе с тем учитывалась изменившаяся экономическая ситуация в стране.
Дело в том, что в народном хозяйстве страны без предварительных мер по финансовому оздоровлению экономики начался процесс повышения закупочных (пока - на зерно и мясо) и оптовых цен (при заключении договоров на 1991 год), а также цен на отдельные группы товаров в ряде республик и регионов. Тем самым получила толчок инфляция, которая перекидывается на розничные цены. В этих условиях необходимо сдержать инфляцию, в первую очередь по розничным ценам. За это время в кратчайшие сроки провести меры по оздоровлению денежно - финансовой системы и уже на этой базе дальше проводить переход к рыночным ценам.
Настоящие Основные направления призваны стать базой скоординированных действий всех республик и союзных органов по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике. При этом каждая суверенная республика имеет возможность разработать и реализовать комплекс конкретных мер по переходу к рынку с учетом специфики социально - экономической ситуации, национальных и исторических особенностей.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СОЮЗЕ
СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК
Экономические взаимоотношения между суверенными республиками строятся, исходя из признания государственного суверенитета и равенства республик и, вместе с тем, - целостности Союза как федерации при понимании того, что основа экономики - предприятие и задача государства состоит в создании наиболее благоприятных условий для его деятельности.
Республики осуществляют законодательное регулирование владения, пользования и распоряжения всем национальным богатством, находящимся на их территории, которое образует материальную основу их государственного суверенитета.
Для решения общих для суверенных республик задач формируется совместная собственность всех республик (союзная собственность), управление которой осуществляют союзные органы. Они обеспечивают единообразную регламентацию экономического режима на основе антимонопольного законодательства, согласованных мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией, охрану интересов потребителей, регулирование и выравнивание стартовых условий перехода республик к рыночным отношениям.
Республики несут основную ответственность за развитие своих территорий и осуществляют экономическую политику, самостоятельно формируют структуру управления народным хозяйством, систему республиканских и местных налогов, сборов и обязательных платежей, решают вопросы регулирования цен, доходов, социальной защиты населения.
В экономике СССР значительно возрастает роль суверенных республик, всех национальных образований.
Во взаимных интересах и на основе добровольности суверенные республики входят в Союз и образуют единое экономическое пространство, общесоюзный рынок, проводя согласованную политику поддержки свободной предпринимательской деятельности, взаимовыгодных хозяйственных связей, защиты рынка.
Республики - члены Союза совместно вырабатывают основы общей экономической политики, которые получают закрепление в законодательстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Для совместного управления теми сферами деятельности, которые требуют проведения согласованной политики, они создают союзные органы управления.
Для создания единого общесоюзного рынка республики делегируют органам управления Союза следующие полномочия:
реализация согласованной кредитно - денежной и валютной политики, направленной на укрепление покупательной способности рубля как единственного законного средства платежа на территории Союза. Недопущение ограничений на движение денежных ресурсов внутри Союза;
регулирование в общесоюзном масштабе цен на ключевые виды сырья, продукции, товаров и услуг, круг которых согласовывается всеми суверенными республиками;
разработка и реализация единого таможенного законодательства, обеспечивающего защиту общесоюзного рынка. Недопущение использования квот ограничений или таможенных барьеров на пути движения согласованного перечня товаров внутри Союза;
разработка стратегии внешнеэкономической политики. Формирование и использование общесоюзного валютного фонда, выполнение обязательств Союза ССР перед международным сообществом;
принятие Основ законодательства, обеспечивающего функционирование общесоюзного рынка;
организация единой патентной, метрологической и метеорологической служб, установление общесоюзных и внедрение международных стандартов, организация общесоюзной статистики и единой системы бухгалтерского учета.
Кроме того, в общих интересах социально - экономического развития республик органы управления Союза осуществляют:
разработку перспективных прогнозов экономического и социального развития страны, формирование и реализацию крупных народнохозяйственных программ общесоюзной значимости;
разработку и осуществление мер общесоюзного значения по охране здоровья и обеспечению экологической безопасности населения;
создание экономических условий для поддержания обороноспособности, обеспечения государственной безопасности Союза и борьбы с организованной преступностью.
На общесоюзном уровне формируется управление теми сферами деятельности и целевыми программами, которые по своему характеру требуют единого в масштабах Союза руководства, а именно:
важнейшими фундаментальными исследованиями и научно - техническими разработками;
оборонными программами;
единой топливно - энергетической системой;
магистральным железнодорожным, морским, авиационным и трубопроводным транспортом;
атомной энергетикой;
космическими системами и исследованиями;
общесоюзной системой связи, информации и информатики;
государственной общесоюзной системой по предупреждению и действию в чрезвычайных обстоятельствах, включая экологические бедствия;
социальными программами общесоюзной значимости.
При этом делегированные союзным органам управления полномочия не могут быть изменены без согласия суверенных республик. В свою очередь суверенные республики несут экономическую ответственность за нарушение принятых обязательств.
Бюджет Союза формируется за счет союзных (федеральных) налогов; ставки налогов и объекты обложения устанавливаются по соглашению республик. Доходы союзного бюджета формируются также из других поступлений от выполнения Союзом своих полномочных функций. Это позволит Союзу планировать свои расходы, исходя из ожидаемых доходов, и нести ответственность за свою финансовую политику.
В бюджете Союза наряду с расходами по направлениям, отнесенным к общесоюзной компетенции, формируется фонд регионального развития и поддержки, а также предусматриваются средства на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга СССР и резервный фонд.
Суверенные республики по взаимной договоренности могут финансировать выполнение и иных экономических, научно - технических, социальных и экологических программ на двусторонней или многосторонней основе.

ПРИКАЗ Минсвязи СССР от 18.10.1990 n 498 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗЬЮ  »
Документы СССР »
Читайте также