ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЦИК от 19.11.1926 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СУДОУСТРОЙСТВЕ Р.С.Ф.С.Р.


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 1926 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СУДОУСТРОЙСТВЕ Р.С.Ф.С.Р.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемое Положение о Судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.
2. С введением в действие названного Положения о Судоустройстве отменяются:
а) Положение о Судоустройстве Р.С.Ф.С.Р. от 11 ноября 1922 г. (Собр. Узак., 1922, N 69, ст. 902; 1923, N 48, ст. 481; 1924, N 78, ст. 782; 1926, N 52, ст. 398); б) Положение о судоустройстве Уральской области (Собр. Узак., 1924, N 20, ст. 194); в) Положение об Уральском областном суде (Собр. Узак., 1924, N 18, ст. 181); г) Положение о судоустройстве Северо-Кавказского края (Собр. Узак., 1925, N 77, ст. 595); д) Положение о судоустройстве Сибирского края (Собр. Узак., 1925, N 82, ст. 619); е) Положение о судебных переводчиках (Собр. Узак., 1924, N 56, ст. 553) и ж) Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 4 октября 1926 года об организации государственного нотариата.
Председатель
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
М.КАЛИНИН
Секретарь
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
А.КИСЕЛЕВ


ПОЛОЖЕНИЕ О СУДОУСТРОЙСТВЕ Р.С.Ф.С.Р.
Раздел первый
Глава I. Основные положения
1. Задачами суда являются:
а) ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного;
б) защита интересов и прав трудящихся и их объединений;
в) укрепление общественно-трудовой дисциплины и солидарности трудящихся и их правовое воспитание;
г) осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан.
2. В этих целях и на точном основании Постановления Центрального Исполнительного Комитета Союза С.С.Р. "Основы судоустройства Союза С.С.Р. и союзных республик" - на территории Р.С.Ф.С.Р. действует следующая единая система судебных учреждений:
а) народный суд;
б) губернский суд (или соответствующий ему);
в) Верховный Суд Р.С.Ф.С.Р. (в автономных республиках главный суд).
В краевых и областных административно-территориальных объединениях взамен губернских судов организуются и действуют краевые и окружные суды.
3. В автономных областях организуются и действуют на правах губернских судов областные суды.
4. Для рассмотрения дел перечисленных ниже категорий, в виду их особой сложности или необходимости для их разрешения специальных знаний и навыков, а также дел о преступлениях, представляющих особую опасность для военной мощи Союза С.С.Р., на-ряду с единой системой судебных учреждений действуют следующие специальные суды:
а) по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 8 Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре, - военные трибуналы;
б) по делам земельным - земельные комиссии;
в) по делам о спорах об имущественных правах между государственными органами - состоящая при Экономическом Совещании Р.С.Ф.С.Р. Высшая Арбитражная Комиссия и местные арбитражные комиссии;
г) для рассмотрения дел, связанных с нарушением Кодекса законов о труде, в главных городах автономных республик, в центрах краевых и областных административно-территориальных объединений, областных, губернских и окружных городах и промышленных центрах постановлениями пленумов соответствующих судов могут быть учреждаемы особые сессии народного суда по трудовым делам.
Организация и деятельность специальных судов, указанных в п. п. "а", "б" и "в" настоящей статьи, определяются особыми узаконениями, а особых сессий народного суда по трудовым делам - главой пятой настоящего Положения.
5. Органом, осуществляющим общее руководство судебными учреждениями и иными органами юстиции, ведающим их организацией, а также ревизией и инструктированием всех судебных учреждений, является Народный Комиссариат Юстиции Р.С.Ф.С.Р., действующий на основании особого о нем Положения.
На Народный Комиссариат Юстиции Р.С.Ф.С.Р. возлагается проведение общей линии судебной политики на территории Р.С.Ф.С.Р. и, в пределах предоставленных ему Положением о Народном Комиссариате Юстиции Р.С.Ф.С.Р. прав, истолкование общефедеративного законодательства.
Прокурор Р.С.Ф.С.Р. вправе приостановить и опротестовать любой приговор или решение, вынесенные судебными учреждениями Р.С.Ф.С.Р., за исключением приговоров и решений специальных судов, порядок приостановки и опротестования которых определяется особыми узаконениями.
Прокурор Р.С.Ф.С.Р. и Председатель Верховного Суда Р.С.Ф.С.Р. осуществляют надзор за особой коллегией высшего контроля по земельным спорам и земельными комиссиями в порядке, устанавливаемом в соответствии с Земельным Кодексом и Положением об особой коллегии высшего контроля по земельным спорам.
Надзор за арбитражными комиссиями осуществляется Народным Комиссариатом Юстиции, прокурором и Верховным Судом Р.С.Ф.С.Р.
6. Народный суд, действующий, за исключением случаев, указанных в Уголовно-Процессуальном и Гражданском Процессуальном Кодексах, в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, является органом, рассматривающим в пределах своего района все уголовные и гражданские дела, кроме дел, отнесенных законом к ведению иных судебных учреждений.
7. Губернский суд, осуществляющий в пределах данной губернии судебную деятельность в качестве суда второй инстанции по делам подведомственных ему народных судов и в качестве суда первой инстанции по отнесенным законом к его ведению наиболее сложным и важным делам, является органом судебного управления и надзора в отношении судебных учреждений этой губернии.
8. Верховный Суд Р.С.Ф.С.Р., осуществляющий, путем непосредственного руководства судебной практики, единую судебную политику на территории Р.С.Ф.С.Р., является органом высшего судебного надзора в отношении судебных учреждений Р.С.Ф.С.Р., кассационной инстанцией в отношении главных судов автономных республик, краевых, областных, губернских и окружных судов и судом первой инстанции по отнесенным законом к его ведению уголовным и гражданским делам особой государственной важности.
9. Для надзора за законностью действий органов власти Р.С.Ф.С.Р., государственных и общественных учреждений и частных лиц, для охраны в судебных процессах интересов государства и трудящихся, наблюдения за деятельностью органов, ведущих борьбу с преступностью, наблюдения за приведением в исполнение приговоров, за правильностью содержания под стражей и состоянием мест заключения, действует государственная прокуратура.
Примечание. В области надзора за законностью действий органов власти и государственных учреждений Союза С.С.Р. прокуратура направляет свои постановления прокуратуре Верховного Суда Союза С.С.Р., кроме случаев привлечения должностных лиц, указанных органов и учреждений к уголовной ответственности.
10. Для предварительного расследования преступлений действуют под непосредственным наблюдением прокурора следователи.
11. В целях оказания юридической помощи населению, в частности, путем выполнения задач судебной защиты по уголовным и гражданским делам, действуют под непосредственным надзором и руководством областных, губернских и окружных судов коллегии защитников.
12. Для проведения в жизнь судебных решений, приказов, определений, а равно приговоров в части имущественных взысканий действуют судебные исполнители.
13. Для нотариального удостоверения сделок и выполнения нотариальных действий учреждаются государственные нотариальные конторы, действующие под непосредственным руководством и наблюдением областных, губернских и окружных судов.
14. Все приговоры, решения, определения и судебные приказы судебных учреждений Союза С.С.Р., союзных и автономных республик, а равно постановления и требования прокуратуры и подтвержденные прокуратурой постановления следственных органов подлежат исполнению всеми органами юстиции Р.С.Ф.С.Р. в пределах их компетенции.
Раздел второй. О НАРОДНОМ СУДЕ
Глава II. О порядке избрания и отзыва
народных судей и об участках народного суда
15. Народным судьей может быть всякий гражданин, пользующийся на основании Конституции Р.С.Ф.С.Р. избирательными правами, если он имеет двухгодовой стаж ответственной политической работы в государственных учреждениях или в рабоче-крестьянских, общественных, профессиональных или в партийных рабочих организациях или трехгодовой стаж практической работы в органах советской юстиции на должностях не ниже следователя.
Лица, осужденные за корыстные или порочащие преступления или исключенные из общественных организаций за порочащие проступки или поведение, не могут быть избираемы на должность народного судьи впредь до их реабилитации.
16. Народные судьи избираются сроком на один год губернскими исполнительными комитетами, а в особо предусмотренных законом случаях - городскими советами, по представлению губернского суда или Народного Комиссариата Юстиции, по числу участков или районов народного суда данной губернии. По истечении указанного срока те же лица могут быть вновь переизбираемы. Отзыв народного судьи до срока может быть произведен исключительно постановлением губернского исполнительного комитета или городского совета, по принадлежности, как по их собственной инициативе, так и по предложению Народного Комиссариата Юстиции, с обязательным в первом случае одновременным сообщением подробных мотивов отзыва Народному Комиссариату Юстиции. Смещение с должности народного судьи в связи с его судебной деятельностью может иметь место исключительно по суду или в дисциплинарном порядке, предусмотренном настоящим Положением.
17. Количество участков народного суда в губернии и границы этих участков устанавливаются губернским исполнительным комитетом по представлению губернского суда с сообщением об этом в Народный Комиссариат Юстиции, которому, в случае несогласия, предоставляется право требовать пересмотра установленной сети участков народного суда и установления минимального количества участков по данной губернии.
Глава III. О народных заседателях и порядке призыва
их к исполнению судебных обязанностей
18. Народными заседателями могут быть все граждане, пользующиеся на основании Конституции Р.С.Ф.С.Р. избирательными правами.
Не имеют права быть народными заседателями лица, исключенные из общественных и профессиональных организаций за позорящие проступки и поведение, в течение трех лет со дня исключения, а осужденные за преступления - до полного погашения судимости.
19. Народный заседатель принимает участие в судебных заседаниях, за исключениями, указанными в Уголовно-Процессуальном и Гражданском Процессуальном Кодексах, не более чем в продолжение шести дней в году, выполняя эти обязанности беспрерывно в течение указанного срока.
По особому постановлению суда в исключительных случаях, когда при рассмотрении сложного дела требуется его отложение, народный заседатель может быть вызван на вторичное рассмотрение этого дела и после истечения шестидневного срока.
20. Списки народных заседателей для каждого участка народного суда составляются ежегодно к 1 декабря из расчета по двести человек на участок народного суда в год. За месяц до указанного срока в уездном (районном) центре особая комиссия разверстывает соответствующее количество заседателей по числу участков народного суда, по промышленным предприятиям, волостям, селениям и воинским частям, расположенным на территории уезда (района).
21. Комиссия по разверстке образуется в составе председателя - члена местного уездного (районного) исполнительного комитета и двух членов: местного помощника губернского прокурора и одного из народных судей уезда. Разверстка производится примерно из расчета: 50% заседателей из рабочей среды, 35% из селений и волостей и 15% из воинских частей. Разверсточные ведомости посылаются соответствующим участковым народным судьям, а также фабрично-заводским комитетам, воинским частям и волостным исполнительным комитетам и сельским советам, по принадлежности.
22. По получении разверсточной ведомости фабрично-заводские комитеты и иные, указанные в предыдущей статье учреждения производят выборы кандидатов на общих собраниях соответствующих групп трудящихся и списки избранных препровождают подлежащему народному судье.
23. По получении списков народный судья препровождает их в копии для утверждения председателю уездной (районной) комиссии и, не ожидая окончательного утверждения, призывает народных заседателей к исполнению судебных обязанностей в порядке алфавитной очереди таковых.
24. По получении списков от всех народных судей уезда (района) уездная (районная) комиссия составляет общий список, при чем может не включить в него лиц, не удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к народным заседателям, и составляет из числа включенных в список особый список народных заседателей для участия в судебных заседаниях выездных сессий губернского суда.
25. Лица, исключенные уездной (районной) комиссией из списков народных заседателей, имеют право обжаловать это исключение в президиум уездного (районного) исполнительного комитета, решение которого по данному вопросу окончательно.
26. По прибытии очередных народных заседателей в суд народный судья обязан разъяснить им их права и обязанности и отобрать от каждого подписку об этом разъяснении, а равно торжественное обещание судить по совести.
27. Со времени подписания торжественного обещания и до истечения срока исполнения возложенных обязанностей народные заседатели в отношении судебных прав и обязанностей и в отношении судебной и дисциплинарной ответственности за преступления и проступки, совершенные в связи с исполнением обязанностей народного заседателя, приравниваются к народным судьям.
28. За все время исполнения обязанностей и время, необходимое для проезда в место нахождения суда и обратно, за народными заседателями сохраняется их средний заработок по месту работы. Лица, получающие средства существования от сельского хозяйства или домашнего ремесла, получают суточные в размере, устанавливаемом подлежащим исполнительным комитетом, но не менее одной двадцать четвертой государственного минимума заработной платы, установленного для данной местности.
29. В случае болезни или наличия других законных причин неявки народного заседателя в очередь таковая механически переносится в конец списка, о чем заседатель извещается народным судьей.
Глава IV. О средствах на содержание народного суда,
о камерах народного суда, о канцелярии народного суда
и об отчетности народного суда
30. Содержание народных судов, включая вознаграждение, уплачиваемое народным судьям и служебному персоналу народного суда, относится

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЦИК от 19.11.1926 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА ЗАКОНОВ О БРАКЕ, СЕМЬЕ И ОПЕКЕ (вместе с КОДЕКСОМ)  »
Документы СССР »
Читайте также