ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 05.04.1989 n 289 О КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ


СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 1989 г. N 289
О КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
И УПРАВЛЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ
В целях улучшения продовольственного обеспечения населения страны на основе повышения эффективности агропромышленного производства, ускорения перехода на прогрессивные экономические отношения и дальнейшего совершенствования управления, а также создания благоприятных условий для продуктивной работы колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий, организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов и крестьянских хозяйств Совет Министров СССР постановляет:
1. Осуществить перестройку механизма хозяйствования и управления в агропромышленном комплексе исходя из того, что в основе коренных изменений должны быть следующие важнейшие принципы:
развитие в качестве основного звена агропромышленного производства наряду с колхозами, совхозами и перерабатывающими предприятиями организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов, крестьянских хозяйств, рассматривая их, а также личные подсобные хозяйства граждан как экономически равноправные формы хозяйствования;
решительный переход к аренде как эффективной форме хозрасчетных отношений, наиболее полно отвечающей требованиям гармоничного сочетания интересов граждан, предприятий и общества в целом и позволяющей создать необходимые условия для преодоления отчуждения крестьянина от земли и других средств производства;
комплексное производственное и социальное развитие колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий и организаций за счет хозрасчетного дохода как главного источника получения средств на эти цели в условиях самоуправления и самофинансирования;
применение таких форм и систем оплаты труда, которые обеспечивали бы строгую зависимость ее от конечных результатов хозяйственной деятельности и способствовали устранению любых проявлений уравнительности;
глубокие изменения экономических отношений основного звена агропромышленного комплекса с государственными и хозяйственными органами управления путем предоставления ему широких прав в планировании развития производства, ценообразовании, реализации продукции и распределении хозрасчетного дохода;
переход на принципиально новые прямые связи колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий с заготовительными организациями, в основу которых положены взаимная экономическая заинтересованность и ответственность в выполнении государственных заказов и договорных обязательств;
радикальная перестройка на всех уровнях системы управления агропромышленным комплексом, переход на демократические начала образования управленческих структур, подчинение их деятельности интересам основного звена - колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий, организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов, крестьянских хозяйств, а также развитие личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества, решительное освобождение органов государственного руководства и хозяйственного управления от выполнения несвойственных им функций.
Совершенствование планирования и хозрасчетных отношений
в агропромышленном комплексе
2. Совет Министров СССР отмечает, что на современном этапе социально - экономического развития страны ускоренное решение продовольственной проблемы возможно при условии создания необходимых экономических и организационных предпосылок для эффективной работы колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий, организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов, крестьянских хозяйств, каждого труженика, высокой их ответственности за конечные результаты работы.
Исходя из того, что колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям и организациям предоставляется вся полнота самостоятельности в планировании и осуществлении производственной и финансовой деятельности, установить, что за год до начала пятилетки им сообщаются контрольные цифры по закупкам важнейших видов сельскохозяйственной продукции, которые отражают общественные потребности в ней и не носят директивного характера, а также доводятся нормативы платежей в бюджет. Одновременно с этим хозяйствам сообщаются закупочные цены и условия продажи продукции.
Структура производства, объемы продажи продукции, другие производственные и экономические показатели (кроме показателей взаимоотношений с бюджетом) формируются колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными предприятиями самостоятельно с учетом предложений арендных и подрядных коллективов, спроса на их продукцию перерабатывающих предприятий, заготовительных организаций и других потребителей, необходимости дальнейшего наращивания ее производства и увеличения хозрасчетного дохода.
3. Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия на добровольных началах заключают с организациями и предприятиями, осуществляющими заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, договоры на ее продажу, как правило, на пятилетний срок по взаимной договоренности сторон.
Хозяйства на добровольной основе принимают на себя исполнение государственного заказа на поставку продукции в общесоюзный и республиканские фонды.
После выполнения обязательств по договору контрактации, в том числе в счет государственного заказа на поставку в общесоюзный и республиканские фонды, оставшуюся часть продукции производитель реализует по своему выбору - тем же заготовительным или торговым организациям, перерабатывающим предприятиям, потребкооперации, на колхозном рынке, в общественном питании для улучшения местного снабжения.
4. Установить следующий порядок формирования и доведения государственных заказов по агропромышленному комплексу:
в пятилетних планах экономического и социального развития СССР до Советов Министров союзных республик доводится государственный заказ на поставку в общесоюзный фонд зерна, картофеля, плодоовощной продукции, мяса, молока, яиц и продуктов их переработки, а также сахара, масла растительного, чая натурального, товарной пищевой рыбной продукции, хлопка - волокна, льноволокна, волокна других лубяных культур, шерсти, пушно - мехового сырья.
Впредь до образования устойчивых прямых хозяйственных связей между поставщиками и потребителями сельскохозяйственной продукции и сырья предоставить право Госплану СССР совместно с Советами Министров союзных республик определять номенклатуру продукции, которая должна быть включена в состав государственного заказа, формируемого союзными республиками, с учетом народнохозяйственной значимости продукции;
в планах экономического и социального развития союзных республик утверждается государственный заказ на поставку продукции в общесоюзный и республиканские фонды. При этом республиканский фонд предназначается для обеспечения республиканских потребителей и межобластного перераспределения. Государственный заказ доводится до Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов краевых и областных Советов народных депутатов.
Колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, исполнительным комитетам районных Советов народных депутатов государственный заказ в директивном порядке не доводится. Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия поставляют продукцию на его исполнение в соответствии с договором, заключаемым с заготовительной организацией.
Советы Министров союзных республик (не имеющих областного деления), Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых и областных Советов народных депутатов через подведомственные заготовительные организации, на которые возложены закупки сельскохозяйственной продукции и сырья, организуют работу по заключению договоров на ее поставку колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, организациями арендаторов, кооперативами арендных коллективов, крестьянскими хозяйствами, личными подсобными хозяйствами граждан исходя из доведенных до этих заготовительных организаций государственных заказов на поставку продукции в общесоюзный и республиканские фонды.
5. Заготовительные организации осуществляют меры по стимулированию поставок хозяйствами продукции по договорам: системой цен, обеспечением гарантированного сбыта продукции, ее приемкой при необходимости непосредственно в местах производства и централизованным вывозом, использованием выделенных им на эти цели материально - технических ресурсов, и прежде всего для обеспечения поставок в общесоюзный и республиканские фонды в соответствии с государственным заказом. Заготовительные организации могут также использовать встречную продажу комбикормов и другой продукции, оказывать содействие в техническом оснащении, обслуживании перерабатывающих цехов и подсобных производств, оказывать другие услуги.
Предоставить право заготовительным организациям стимулировать продажу продукции по договорам на исполнение государственного заказа путем выдачи хозяйствам - поставщикам аванса из расчета до 40 процентов стоимости зерна, а также до 25 процентов стоимости другой продукции, предусмотренной долгосрочными договорами.
Рекомендовать Агропромбанку СССР предоставлять на эти цели заготовительным организациям кредит.
6. Госплану СССР, Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам с участием Госснаба СССР при разработке проектов государственных планов экономического и социального развития предусматривать выделение Советам Министров союзных республик централизованно распределяемых материальных ресурсов, государственных централизованных капитальных вложений на развитие важнейших объектов агропромышленного комплекса.
В связи с тем, что в новых условиях работы сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса основным источником инвестиционных ресурсов становятся их хозрасчетные доходы и бюджетные средства союзных республик, осуществлять за счет средств союзного бюджета строительство важнейших новых предприятий и объектов научно - исследовательских учреждений, крупных водохранилищ, гидроузлов и других гидромелиоративных сооружений общесоюзного и межреспубликанского значения по перечню, утверждаемому в установленном порядке в государственных планах экономического и социального развития СССР. В финансировании строительства указанных объектов могут принимать участие средствами соответствующих бюджетов союзные и автономные республики, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов.
В целях повышения отдачи от вкладываемых в мелиорацию средств и ответственности колхозов и совхозов за эффективное использование орошаемых и осушенных земель признать целесообразным начиная с 1990 года осуществлять за счет средств:
бюджетов союзных республик - строительство мелиоративных объектов и выполнение работ республиканского и межобластного значения. В их финансировании могут принимать долевое участие собственными средствами колхозы, совхозы и другие предприятия соответствующих регионов;
колхозов, совхозов, других предприятий, бюджетов автономных республик и местных бюджетов - проведение в соответствии с заключенными договорами работ по улучшению мелиорированных земель, культуртехнических работ, ввод в действие новых орошаемых и осушенных участков.
Министерству финансов СССР при разработке проекта Государственного бюджета СССР на 1990 год учесть изменения во взаимоотношениях союзного бюджета с бюджетами союзных республик, вытекающие из применения нового порядка финансирования агропромышленного комплекса.
7. Совет Министров СССР считает, что существующие системы оплаты труда в сельскохозяйственном производстве вступили в противоречие с новыми формами экономических отношений на селе и не обеспечивают достижения колхозами и совхозами высоких конечных результатов в хозяйственной деятельности.
В целях усиления хозрасчетных принципов работы признать целесообразным, чтобы совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия формировали единый фонд оплаты труда как остаток хозрасчетного дохода за вычетом из него средств, направляемых на развитие производства, науки и техники, а также на социальные нужды.
Учитывая, что в условиях нормально функционирующей экономики рост заработной платы должен сопровождаться опережающим увеличением объемов производства продукции и производительности труда, последовательно вести линию на то, чтобы рациональное соотношение между долей средств хозрасчетного дохода, направляемой совхозами и другими государственными сельскохозяйственными предприятиями на воспроизводство, и долей средств на оплату труда обеспечивалось соответствующей системой налогообложения. Установить, что до введения системы налогообложения это соотношение устанавливается на основе стабильных нормативов, определяемых на 1989 - 1990 годы.
Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определяют формы и системы оплаты труда исходя из принципов хозрасчетной деятельности внутрихозяйственных производственных структур, тесно увязывают их с конечными результатами работы.
Для усиления заинтересованности руководящих работников и специалистов совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в конечных результатах работы признать целесообразным, чтобы оплата их труда производилась за счет соответствующей части единого фонда оплаты труда, который утверждается советом трудового коллектива предприятия. В связи с этим упразднить начиная с 1990 года действующую систему оплаты труда и премирования руководящих работников и специалистов совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий. Рекомендовать колхозам руководствоваться аналогичным порядком при оплате труда руководителей и специалистов.
Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия также самостоятельно определяют системы и формы ежемесячного авансирования средств для оплаты труда работников, в том числе руководителей и специалистов.
8. Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам краевых и областных Советов народных депутатов, Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам осуществить меры по оздоровлению финансового положения предприятий и организаций агропромышленного комплекса, укреплению экономики низкорентабельных и убыточных колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий и улучшению платежной дисциплины, с тем чтобы добиться в ближайшие один - два года безубыточной их работы. В случаях когда принимаемые меры не обеспечивают рентабельной работы колхозов, совхозов и других предприятий, они могут быть в установленном порядке реорганизованы или ликвидированы с передачей земельных участков другим колхозам и совхозам, промышленным предприятиям, организациям арендаторов, кооперативам арендных коллективов, крестьянским хозяйствам.
Перечень убыточных

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 06.10.1990 n 413 О РЕЧНОМ РЕГИСТРЕ РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также