ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 05.04.1989 n 289 О КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ


СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 1989 г. N 289
О КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
И УПРАВЛЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ
В целях улучшения продовольственного обеспечения населения страны на основе повышения эффективности агропромышленного производства, ускорения перехода на прогрессивные экономические отношения и дальнейшего совершенствования управления, а также создания благоприятных условий для продуктивной работы колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий, организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов и крестьянских хозяйств Совет Министров СССР постановляет:
1. Осуществить перестройку механизма хозяйствования и управления в агропромышленном комплексе исходя из того, что в основе коренных изменений должны быть следующие важнейшие принципы:
развитие в качестве основного звена агропромышленного производства наряду с колхозами, совхозами и перерабатывающими предприятиями организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов, крестьянских хозяйств, рассматривая их, а также личные подсобные хозяйства граждан как экономически равноправные формы хозяйствования;
решительный переход к аренде как эффективной форме хозрасчетных отношений, наиболее полно отвечающей требованиям гармоничного сочетания интересов граждан, предприятий и общества в целом и позволяющей создать необходимые условия для преодоления отчуждения крестьянина от земли и других средств производства;
комплексное производственное и социальное развитие колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий и организаций за счет хозрасчетного дохода как главного источника получения средств на эти цели в условиях самоуправления и самофинансирования;
применение таких форм и систем оплаты труда, которые обеспечивали бы строгую зависимость ее от конечных результатов хозяйственной деятельности и способствовали устранению любых проявлений уравнительности;
глубокие изменения экономических отношений основного звена агропромышленного комплекса с государственными и хозяйственными органами управления путем предоставления ему широких прав в планировании развития производства, ценообразовании, реализации продукции и распределении хозрасчетного дохода;
переход на принципиально новые прямые связи колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий с заготовительными организациями, в основу которых положены взаимная экономическая заинтересованность и ответственность в выполнении государственных заказов и договорных обязательств;
радикальная перестройка на всех уровнях системы управления агропромышленным комплексом, переход на демократические начала образования управленческих структур, подчинение их деятельности интересам основного звена - колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий, организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов, крестьянских хозяйств, а также развитие личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества, решительное освобождение органов государственного руководства и хозяйственного управления от выполнения несвойственных им функций.
Совершенствование планирования и хозрасчетных отношений
в агропромышленном комплексе
2. Совет Министров СССР отмечает, что на современном этапе социально - экономического развития страны ускоренное решение продовольственной проблемы возможно при условии создания необходимых экономических и организационных предпосылок для эффективной работы колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий, организаций арендаторов, кооперативов арендных коллективов, крестьянских хозяйств, каждого труженика, высокой их ответственности за конечные результаты работы.
Исходя из того, что колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям и организациям предоставляется вся полнота самостоятельности в планировании и осуществлении производственной и финансовой деятельности, установить, что за год до начала пятилетки им сообщаются контрольные цифры по закупкам важнейших видов сельскохозяйственной продукции, которые отражают общественные потребности в ней и не носят директивного характера, а также доводятся нормативы платежей в бюджет. Одновременно с этим хозяйствам сообщаются закупочные цены и условия продажи продукции.
Структура производства, объемы продажи продукции, другие производственные и экономические показатели (кроме показателей взаимоотношений с бюджетом) формируются колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными предприятиями самостоятельно с учетом предложений арендных и подрядных коллективов, спроса на их продукцию перерабатывающих предприятий, заготовительных организаций и других потребителей, необходимости дальнейшего наращивания ее производства и увеличения хозрасчетного дохода.
3. Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия на добровольных началах заключают с организациями и предприятиями, осуществляющими заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, договоры на ее продажу, как правило, на пятилетний срок по взаимной договоренности сторон.
Хозяйства на добровольной основе принимают на себя исполнение государственного заказа на поставку продукции в общесоюзный и республиканские фонды.
После выполнения обязательств по договору контрактации, в том числе в счет государственного заказа на поставку в общесоюзный и республиканские фонды, оставшуюся часть продукции производитель реализует по своему выбору - тем же заготовительным или торговым организациям, перерабатывающим предприятиям, потребкооперации, на колхозном рынке, в общественном питании для улучшения местного снабжения.
4. Установить следующий порядок формирования и доведения государственных заказов по агропромышленному комплексу:
в пятилетних планах экономического и социального развития СССР до Советов Министров союзных республик доводится государственный заказ на поставку в общесоюзный фонд зерна, картофеля, плодоовощной продукции, мяса, молока, яиц и продуктов их переработки, а также сахара, масла растительного, чая натурального, товарной пищевой рыбной продукции, хлопка - волокна, льноволокна, волокна других лубяных культур, шерсти, пушно - мехового сырья.
Впредь до образования устойчивых прямых хозяйственных связей между поставщиками и потребителями сельскохозяйственной продукции и сырья предоставить право Госплану СССР совместно с Советами Министров союзных республик определять номенклатуру продукции, которая должна быть включена в состав государственного заказа, формируемого союзными республиками, с учетом народнохозяйственной значимости продукции;
в планах экономического и социального развития союзных республик утверждается государственный заказ на поставку продукции в общесоюзный и республиканские фонды. При этом республиканский фонд предназначается для обеспечения республиканских потребителей и межобластного перераспределения. Государственный заказ доводится до Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов краевых и областных Советов народных депутатов.
Колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, исполнительным комитетам районных Советов народных депутатов государственный заказ в директивном порядке не доводится. Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия поставляют продукцию на его исполнение в соответствии с договором, заключаемым с заготовительной организацией.
Советы Министров союзных республик (не имеющих областного деления), Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых и областных Советов народных депутатов через подведомственные заготовительные организации, на которые возложены закупки сельскохозяйственной продукции и сырья, организуют работу по заключению договоров на ее поставку колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями, организациями арендаторов, кооперативами арендных коллективов, крестьянскими хозяйствами, личными подсобными хозяйствами граждан исходя из доведенных до этих заготовительных организаций государственных заказов на поставку продукции в общесоюзный и республиканские фонды.
5. Заготовительные организации осуществляют меры по стимулированию поставок хозяйствами продукции по договорам: системой цен, обеспечением гарантированного сбыта продукции, ее приемкой при необходимости непосредственно в местах производства и централизованным вывозом, использованием выделенных им на эти цели материально - технических ресурсов, и прежде всего для обеспечения поставок в общесоюзный и республиканские фонды в соответствии с государственным заказом. Заготовительные организации могут также использовать встречную продажу комбикормов и другой продукции, оказывать содействие в техническом оснащении, обслуживании перерабатывающих цехов и подсобных производств, оказывать другие услуги.
Предоставить право заготовительным организациям стимулировать продажу продукции по договорам на исполнение государственного заказа путем выдачи хозяйствам - поставщикам аванса из расчета до 40 процентов стоимости зерна, а также до 25 процентов стоимости другой продукции, предусмотренной долгосрочными договорами.
Рекомендовать Агропромбанку СССР предоставлять на эти цели заготовительным организациям кредит.
6. Госплану СССР, Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам с участием Госснаба СССР при разработке проектов государственных планов экономического и социального развития предусматривать выделение Советам Министров союзных республик централизованно распределяемых материальных ресурсов, государственных централизованных капитальных вложений на развитие важнейших объектов агропромышленного комплекса.
В связи с тем, что в новых условиях работы сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса основным источником инвестиционных ресурсов становятся их хозрасчетные доходы и бюджетные средства союзных республик, осуществлять за счет средств союзного бюджета строительство важнейших новых предприятий и объектов научно - исследовательских учреждений, крупных водохранилищ, гидроузлов и других гидромелиоративных сооружений общесоюзного и межреспубликанского значения по перечню, утверждаемому в установленном порядке в государственных планах экономического и социального развития СССР. В финансировании строительства указанных объектов могут принимать участие средствами соответствующих бюджетов союзные и автономные республики, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов.
В целях повышения отдачи от вкладываемых в мелиорацию средств и ответственности колхозов и совхозов за эффективное использование орошаемых и осушенных земель признать целесообразным начиная с 1990 года осуществлять за счет средств:
бюджетов союзных республик - строительство мелиоративных объектов и выполнение работ республиканского и межобластного значения. В их финансировании могут принимать долевое участие собственными средствами колхозы, совхозы и другие предприятия соответствующих регионов;
колхозов, совхозов, других предприятий, бюджетов автономных республик и местных бюджетов - проведение в соответствии с заключенными договорами работ по улучшению мелиорированных земель, культуртехнических работ, ввод в действие новых орошаемых и осушенных участков.
Министерству финансов СССР при разработке проекта Государственного бюджета СССР на 1990 год учесть изменения во взаимоотношениях союзного бюджета с бюджетами союзных республик, вытекающие из применения нового порядка финансирования агропромышленного комплекса.
7. Совет Министров СССР считает, что существующие системы оплаты труда в сельскохозяйственном производстве вступили в противоречие с новыми формами экономических отношений на селе и не обеспечивают достижения колхозами и совхозами высоких конечных результатов в хозяйственной деятельности.
В целях усиления хозрасчетных принципов работы признать целесообразным, чтобы совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия формировали единый фонд оплаты труда как остаток хозрасчетного дохода за вычетом из него средств, направляемых на развитие производства, науки и техники, а также на социальные нужды.
Учитывая, что в условиях нормально функционирующей экономики рост заработной платы должен сопровождаться опережающим увеличением объемов производства продукции и производительности труда, последовательно вести линию на то, чтобы рациональное соотношение между долей средств хозрасчетного дохода, направляемой совхозами и другими государственными сельскохозяйственными предприятиями на воспроизводство, и долей средств на оплату труда обеспечивалось соответствующей системой налогообложения. Установить, что до введения системы налогообложения это соотношение устанавливается на основе стабильных нормативов, определяемых на 1989 - 1990 годы.
Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определяют формы и системы оплаты труда исходя из принципов хозрасчетной деятельности внутрихозяйственных производственных структур, тесно увязывают их с конечными результатами работы.
Для усиления заинтересованности руководящих работников и специалистов совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в конечных результатах работы признать целесообразным, чтобы оплата их труда производилась за счет соответствующей части единого фонда оплаты труда, который утверждается советом трудового коллектива предприятия. В связи с этим упразднить начиная с 1990 года действующую систему оплаты труда и премирования руководящих работников и специалистов совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий. Рекомендовать колхозам руководствоваться аналогичным порядком при оплате труда руководителей и специалистов.
Колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия также самостоятельно определяют системы и формы ежемесячного авансирования средств для оплаты труда работников, в том числе руководителей и специалистов.
8. Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам краевых и областных Советов народных депутатов, Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам осуществить меры по оздоровлению финансового положения предприятий и организаций агропромышленного комплекса, укреплению экономики низкорентабельных и убыточных колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий и улучшению платежной дисциплины, с тем чтобы добиться в ближайшие один - два года безубыточной их работы. В случаях когда принимаемые меры не обеспечивают рентабельной работы колхозов, совхозов и других предприятий, они могут быть в установленном порядке реорганизованы или ликвидированы с передачей земельных участков другим колхозам и совхозам, промышленным предприятиям, организациям арендаторов, кооперативам арендных коллективов, крестьянским хозяйствам.
Перечень убыточных предприятий и организаций агропромышленного комплекса и сроки реализации мер по обеспечению выхода их на рентабельную работу утверждаются Советами Министров союзных республик.
Банкам СССР, осуществляющим финансирование и кредитование сельскохозяйственных предприятий и организаций, по истечении установленных сроков реализации мер по ликвидации их убыточности, если они не дали результата, прекращать финансирование и кредитование этих предприятий и организаций.
9. Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам, Министерству финансов СССР, Госбанку СССР, Агропромбанку СССР, Советам Министров союзных республик организовать рассмотрение финансового положения колхозов, совхозов, перерабатывающих и других предприятий агропромышленного комплекса, имеющих значительную задолженность по ссудам банка, не обеспеченную средствами для их возврата. Подготовить в 3-месячный срок и представить в Совет Министров СССР соответствующие предложения.
При проведении этой работы исходить из того, что хозяйствам должны быть созданы соответствующие условия для нормального функционирования при переходе на принципы хозяйственного расчета и самофинансирования, широкого применения арендных отношений.
10. Совет Министров СССР считает совершенно недопустимыми факты грубого нарушения руководителями хозяйств, областных, краевых и республиканских органов управления дисциплины поставок зерна и другой продукции государству, что создает большие трудности в обеспечении народного хозяйства и населения продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем, дезорганизует межреспубликанские поставки. Наряду с этим широкое распространение получила недопустимая практика обращения многих руководителей в союзные органы с просьбами об оказании республикам, краям и областям помощи в выделении зерна, зернофуража, мяса, молока и других видов продукции.
Учитывая изложенное, установить порядок, при котором обязательным требованием при заключении договора на поставку сельскохозяйственной продукции в общесоюзный и республиканские фонды являются обязательства сторон о взаимной экономической ответственности за нарушение условий договора.
Признать целесообразным, что выделение союзной республике по ее просьбе дополнительно к запланированному объему зерна и другой сельскохозяйственной продукции должно осуществляться только на условиях компенсации, обусловленных соответствующим решением Совета Министров СССР.
Рекомендовать Советам Министров союзных республик установить аналогичный порядок взаимоотношений с автономными республиками, краями и областями.
11. Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов принять меры к увеличению производства сельскохозяйственной продукции и пополнению ресурсов продовольствия за счет всемерного развития личных подсобных хозяйств граждан. Способствовать тесной интеграции личных подсобных хозяйств граждан с колхозами и совхозами, перерабатывающими предприятиями, торгово - посредническими кооперативами.
Рекомендовать исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, колхозам и совхозам рассматривать и принимать решения по вопросам, связанным с увеличением размеров земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, с учетом природно - климатических условий, специфики регионов и возможностей наращивания ими товарного производства сельскохозяйственной продукции. Оказывать помощь в обустройстве территории, приобретении скота, кормов, семян, посадочного материала. Содействовать гражданам в приобретении сельскохозяйственной техники и транспортных средств, строительных материалов, реализации произведенной продукции.
12. Рекомендовать Центросоюзу, республиканским, краевым и областным потребительским союзам принять действенные меры к развитию сельских потребительских обществ, созданию торгово - посреднических кооперативов, заготовительных и перерабатывающих предприятий, с тем чтобы в ближайшие два - три года полностью охватить все сельские регионы такой сетью и обеспечить на этой основе максимальное вовлечение в продовольственные ресурсы сельскохозяйственной продукции и сырья, производимых крестьянскими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами граждан.
О создании взаимоувязанной системы цен
в агропромышленном комплексе
13. В целях повышения эффективности работы агропромышленного комплекса в новых условиях хозяйствования внести изменения в ценовую политику, направленные на создание взаимоувязанной системы цен, позволяющей ориентировать все звенья агропромышленного производства на достижение высоких конечных результатов, усиливать экономическую интеграцию сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, создавать условия для их эффективной работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, обеспечивать эквивалентность обмена между аграрным и другими секторами народного хозяйства.
Государственному комитету СССР по ценам и Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам подготовить и по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР внести в Совет Министров СССР до 1 мая 1989 г. предложения о новых государственных закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию, с тем чтобы ввести их с 1990 года.
14. При разработке новых государственных закупочных цен предусмотреть в них обеспечение высокой экономической заинтересованности в увеличении закупок продукции в регионах специализированного товарного производства с благоприятными природно - климатическими условиями. Резко сократить число ценовых зон за счет их укрупнения. Включить в цены действующие дифференцированные надбавки, а также надбавки за продажу государству продукции сверх среднего уровня, достигнутого в одиннадцатой пятилетке.
В новых закупочных ценах не учитывать издержки, связанные с низким уровнем ведения хозяйства. Снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции рассматривать как важнейший фактор получения дополнительных финансовых ресурсов для укрепления материально - технической базы производства и развития социальной сферы села.
15. Установить, что единые по стране закупочные цены применяются на продовольственные зерновые культуры (твердую пшеницу, просо, гречиху, горох продовольственный, овес для круподелия, рис и кукурузу), масличные культуры (кроме подсолнечника), продукцию хлопководства, льноводства и других лубяных культур, табак, шерсть, кожевенное, овчинное, пушно - меховое и каракулево - смушковое сырье, а также на отдельные виды продукции растениеводства, используемые в качестве сырья для выработки продуктов детского и диетического питания.
Дифференцированные по укрупненным ценовым зонам государственные закупочные цены устанавливаются на молоко, скот, сахарную свеклу, мягкую пшеницу, рожь, фуражное зерно различных культур (кроме кукурузы), подсолнечник и некоторые другие виды сельскохозяйственной продукции.
Картофель, столовый виноград, плодоовощная продукция, а также продукты их переработки, включая консервы, реализуются по ценам, определяемым поставщиками и потребителями по договоренности сторон, в том числе и при поставках в общесоюзный и республиканские фонды. Предоставить право Советам Министров союзных республик (не имеющих областного деления), Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых и областных Советов народных депутатов устанавливать на эти виды продукции в случае необходимости предельные розничные цены. При закупках этой продукции по договорным ценам, превышающим предельные розничные цены за вычетом торговой скидки, разница в ценах возмещается торгово - заготовительным организациям за счет соответствующих бюджетов по месту реализации продукции.
16. Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам, Государственному комитету СССР по ценам, Госплану СССР, Министерству финансов СССР определить общий уровень вновь вводимых государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. При этом:
исходить из фактически сложившихся в 1988 году выплат за единицу продукции с учетом выплат предприятиям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с 1 января 1989 г., в расчете на объем закупок, предусмотренный пятилетним планом на 1990 год, без изменения взаимоотношений с бюджетом;
осуществить компенсацию сельскому хозяйству его дополнительных затрат в связи с введением новых норм отчислений на социальное страхование, рентных платежей, платы за воду и другими изменениями взаимоотношений агропромышленного комплекса с бюджетом. Предусматривать выделение части этих средств ежегодно целевым назначением Советам Министров союзных республик для финансирования производственного и социального развития хозяйств, находящихся в особо сложных природно - климатических условиях, а также ускорения выхода экономически отстающих хозяйств на рентабельную работу. Перечень таких хозяйств утверждается Советами Министров союзных республик.
Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам, Министерству финансов СССР, Госплану СССР и Государственному комитету СССР по ценам после введения новых оптовых цен и тарифов в промышленности и на транспорте уточнить сумму средств, направляемых на указанные цели.
17. Ввести одновременно с новыми закупочными ценами рентные платежи для колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, которые находятся в относительно лучших природно - климатических условиях. Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам, Министерству финансов СССР, Государственному комитету СССР по ценам с участием Советов Министров союзных республик определить размер и утвердить порядок установления рентных платежей в бюджет.
Советам Министров союзных республик (не имеющих областного деления), Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых и областных Советов народных депутатов определить рентные платежи дифференцированно для каждого хозяйства в фиксированном размере на пятилетний срок в расчете на гектар сельскохозяйственных угодий с учетом оценки качества земли.
18. В связи с изменениями в планировании производства и организации заготовок в агропромышленном комплексе, дальнейшим совершенствованием экономических отношений, углублением интеграционных связей сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, образованием новых агропромышленных формирований и систем последовательно проводить линию на установление взаимоотношений государственных заготовительных организаций с колхозами и совхозами исходя из цен на конечную продукцию. Перерабатывающие предприятия, выпускающие конечную продукцию из давальческого сырья, работают в таких экономических условиях, при которых их издержки производства и платежи в бюджет возмещаются колхозами, совхозами и другими поставщиками этого сырья.
Колхозы, совхозы и другие предприятия самостоятельно реализуют по оптовым ценам (с учетом установленных ставок дотаций или налога с оборота) продукты переработки сельскохозяйственного сырья (сахар, масло растительное, льноволокно, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, а также другую продукцию), производимые на давальческих началах перерабатывающими предприятиями, а также в собственных цехах.
19. Государственному комитету СССР по ценам, Министерству финансов СССР и Советам Министров союзных республик разработать и ввести одновременно с новыми закупочными ценами оптовые цены (ставки дотаций или налога с оборота) на продукцию перерабатывающих отраслей промышленности, обеспечивающие возмещение экономически обоснованных расходов на оплату сельскохозяйственного сырья, его приемку, хранение и переработку, а также получение нормативной прибыли. В связи с этим отменить выплату государственных дотаций на стадии заготовок сельскохозяйственного сырья и ввести вместо них возмещение разницы между оптовыми и централизованно устанавливаемыми розничными ценами за вычетом скидок при реализации готовой продукции перерабатывающими предприятиями за счет бюджетов республик, краев, областей и городов по месту потребления этой продукции. Упразднить применяемую систему скидок и надбавок к оптовым ценам на реализуемую мясную и молочную продукцию.
20. Государственному комитету СССР по статистике, Государственному комитету СССР по ценам ежегодно представлять в Совет Министров СССР данные об индексах и паритете цен на продукцию сельского хозяйства и оптовых цен на промышленную продукцию, поставляемую сельскому хозяйству, тарифов (расценок) на услуги, оказываемые сельскохозяйственным предприятиям и организациям, и при необходимости вносить предложения по поддержанию сбалансированности этих цен.
О совершенствовании управления агропромышленным
комплексом
21. В целях повышения эффективности агропромышленного производства на основе развития хозрасчетных отношений в сельском хозяйстве и совершенствования его экономических связей с другими отраслями в условиях расширения самостоятельности и усиления ответственности исполнительных комитетов Советов народных депутатов и агропромышленных формирований за удовлетворение потребностей населения в продуктах питания признать необходимым осуществить перестройку на всех уровнях системы управления агропромышленным комплексом.
Советам Министров союзных и автономных республик, исполнительным комитетам краевых и областных Советов народных депутатов при осуществлении перестройки управления обеспечить:
по основному производственному звену
управление основным производственным звеном на принципах, вытекающих из необходимости развития многообразных форм хозяйствования и гибкого сочетания различных форм собственности. Исходя из этого органы управления основным производственным звеном формируются его работниками на строго добровольной основе с учетом широкой демократизации производственных отношений и самоуправления;
на уровне района
последовательное преобразование районных агропромышленных объединений из органов государственного управления в хозрасчетные формирования, широкое распространение новых организационных форм агропромышленной интеграции и кооперирования - агропромышленных объединений, агрокомбинатов, агрофирм, производственных объединений, ассоциаций и других формирований, создаваемых на добровольной основе. Агропромышленное формирование осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым его высшим органом управления - собранием (конференцией) уполномоченных представителей предприятий и организаций, входящих в состав этого формирования. Собрание (конференция) для оперативного выполнения функций, делегированных агропромышленному формированию предприятиями и организациями, избирает совет и образует аппарат, являющийся рабочим органом совета;
на уровне автономной республики, края, области
образование вместо существующих госагропромов автономных республик, краевых и областных агропромышленных комитетов выборных органов хозяйственного самоуправления - советов (союзов, ассоциаций) агропромышленных формирований автономной республики, края, области. Их деятельность должна быть направлена на выполнение функций, которые делегируются им хозрасчетными объединениями, колхозами, совхозами, перерабатывающими предприятиями, организациями арендаторов, кооперативами арендных коллективов и крестьянскими хозяйствами. Они представляют интересы агропромышленного комплекса в соответствующих Советах Министров автономных республик и исполнительных комитетах Советов народных депутатов, оказывают всемерное содействие государственным заготовительным организациям в заключении договоров с колхозами, совхозами, другими предприятиями и организациями, агрофирмами, крестьянскими хозяйствами.
Установить, что для осуществления функций контроля и надзора за соблюдением законодательства по вопросам землепользования и землеустройства, ветеринарии, карантина и качества продукции, а также для выполнения других задач при Советах Министров автономных республик и исполнительных комитетах краевых, областных Советов народных депутатов могут создаваться соответствующие государственные службы. Расходы на их содержание производятся за счет средств соответствующих бюджетов.
22. В связи с переводом территорий на принципы самоуправления и самофинансирования Советам Министров союзных республик принять меры к дальнейшему совершенствованию организационной структуры республиканских агропромышленных комплексов.
Советы Министров союзных республик самостоятельно определяют организационную структуру государственного руководства и хозяйственного управления агропромышленным комплексом на республиканском уровне, наделяя ее такими функциями, которые обеспечивали бы быстрый рост выпуска продовольственных товаров и решение вопросов комплексного развития агропромышленного производства.
Передать в республиканское подчинение предприятия и организации, находившиеся в подчинении Госагропрома СССР, за исключением предприятий и организаций, имеющих общесоюзное значение или передаваемых другим министерствам и ведомствам СССР, по перечням, утверждаемым в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
23. Возложить на Государственную комиссию Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам координацию деятельности министерств и ведомств, входящих в агропромышленный комплекс страны, а также Центросоюза с сохранением функций и прав, предусмотренных его уставом.
Государственная комиссия Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам совместно с другими органами государственного управления:
обеспечивает на основе экономического анализа разработку общей стратегии экономического и научно - технического развития агропромышленного комплекса как единого целого, общегосударственных программ с учетом наиболее полного использования возможностей каждого региона страны;
участвует в формировании общесоюзных фондов и государственных резервов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, включая хлебные ресурсы, централизованном их распределении. Государственная комиссия осуществляет оперативное управление и контроль за поставками продукции в общесоюзный фонд;
осуществляет меры по совершенствованию хозяйственного механизма, регулированию экономических отношений как в самом агропромышленном комплексе, так и с другими народнохозяйственными комплексами;
обеспечивает реализацию мер по развитию приоритетных направлений научно - технического прогресса в сельском хозяйстве и пищевых отраслях промышленности;
проводит единую политику в области землепользования и землеустройства, осуществляет управление ветеринарной и карантинной службами страны, межрегиональное распределение водных ресурсов и контроль за их рациональным использованием;
разрабатывает и проводит в жизнь социальную политику на селе;
последовательно осуществляет линию на активное включение агропромышленного комплекса страны в международное разделение труда, повышение эффективности его внешнеэкономических связей.
24. Учитывая чрезвычайную важность организации на качественно новом уровне научного обслуживания предприятий агропромышленного комплекса, поручить Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам совместно с Государственным комитетом СССР по науке и технике, Академией наук СССР, ВАСХНИЛом разработать в 2-месячный срок предложения по дальнейшему совершенствованию научного обеспечения и ускорению научно - технического прогресса в агропромышленном комплексе страны в свете новой аграрной политики КПСС и внести их в Совет Министров СССР.
25. Предоставить право Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам:
рассматривать проекты текущих и перспективных государственных планов экономического и социального развития агропромышленного комплекса, представляемые Госпланом СССР, с учетом предложений министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик;
осуществлять систематический контроль за развитием отраслей агропромышленного комплекса, а также за деятельностью других отраслей по поставкам агропромышленному комплексу средств производства и других ресурсов;
заслушивать отчеты министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик по вопросам развития отраслей агропромышленного комплекса;
совместно с другими постоянными органами Совета Министров СССР решать вопросы, затрагивающие интересы отраслей агропромышленного комплекса;
принимать в пределах своей компетенции решения, издаваемые в виде распоряжений Совета Министров СССР.
26. Возложить на Госснаб СССР организацию материально - технического обеспечения хозяйств, предприятий и организаций агропромышленного комплекса. При этом исходить из того, что Госснаб СССР и его органы на местах совместно с хозяйственными органами управления агропромышленным комплексом обеспечивают изучение и выявление потребностей в материальных ресурсах, необходимых для производства продукции, и прежде всего в соответствии с государственными заказами, налаживание долговременных устойчивых и эффективных хозяйственных связей потребителей и поставщиков продукции.
27. Министерству юстиции СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР подготовить в 6-месячный срок и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 06.10.1990 n 413 О РЕЧНОМ РЕГИСТРЕ РСФСР  »
Документы СССР »
Читайте также