ТАМОЖЕННЫЙ УСТАВ СОЮЗА ССР (утв. ЦИК СССР 12.12.1924)


Утвержден
ЦИК Союза ССР
12 декабря 1924 года
ТАМОЖЕННЫЙ УСТАВ СОЮЗА ССР
Раздел I. УЧРЕЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Управление таможенным делом на всей территории Союза ССР принадлежит Народному Комиссариату Внешней Торговли, осуществляющему свои задачи в центре и на местах через входящие в состав Народного Комиссариата Внешней Торговли Главное Таможенное Управление и иные учреждения и через состоящий при Народном Комиссариате Внешней Торговли Таможенно-Тарифный Комитет, действующий на основании особого о нем положения.
2. Непосредственное наблюдение за деятельностью таможенных учреждений в союзных республиках возлагается сверх того на уполномоченных Народного Комиссариата Внешней Торговли при советах народных комиссаров этих республик.
К компетенции уполномоченных Народного Комиссариата Внешней Торговли при советах народных комиссаров союзных республик в этой области относится:
а) наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределах союзной республики законов и распоряжений центральных общесоюзных органов по таможенной части;
б) ревизия всех таможенных учреждений данной республики;
в) рассмотрение и соответствующее направление всех дел о конфликтах между таможенными учреждениями и местными органами союзной республики, а равно и жалоб на постановления местных таможенных учреждений, поступивших к уполномоченным;
г) разработка конкретных мероприятий по борьбе с контрабандой в масштабе союзной республики;
д) представительство, согласно общему о них положению, в центральных учреждениях соответствующей союзной республики по вопросам таможенного управления.
3. Порядок деятельности Народного Комиссариата Внешней Торговли, Главного Таможенного Управления, Таможенно-Тарифного Комитета и иных, имеющих непосредственное отношение к таможенному делу органов, в частности случаи, когда на Народный Комиссариат Внешней Торговли возлагается обязанность предварительного проведения издаваемых им актов через Таможенно-Тарифный Комитет или согласования их с подлежащими ведомствами, - определяется статьями настоящего Устава и отдельными узаконениями Союза ССР.
4. В отношении порядка совершения таможенных действий по границам в Средней Азии, Сибири, Дальне-Восточной Области, по сухопутной и морской границе с Персией и по сухопутной границе с Турцией, Народному Комиссариату Внешней Торговли, в изъятие из правил настоящего Устава, предоставляется право издавать, по соглашению с Советом Народных Комиссаров РСФСР и Советом Народных Комиссаров РСФСР по принадлежности, специальные правила:
а) по приему, досмотру, выпуску и отпуску товаров, а также по пропуску пассажирского багажа через границу и
б) по применению или неприменению взысканий, действующих на пропуск товаров через границу.
Глава 2. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Отдел 1. Главное Таможенное Управление
5. На Главное Таможенное Управление возлагается: выработка всех общего характера мероприятий, инструкций и разъяснений к ним, а равно организация и руководство борьбой с контрабандой через посредство таможенных учреждений по всей территории Союза ССР.
Примечание. 1. Права и пределы полномочий органов Объединенного Государственного Политического Управления по вопросу борьбы с контрабандой подлежат определению особо.
Примечание 2. Борьба с контрабандой в прибрежной полосе регулируется особыми правилами, издаваемыми Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Иностранных Дел, Объединенным Государственным Политическим Управлением и Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР.
6. Во главе Главного Таможенного Управления стоит начальник управления.
Главное Таможенное Управление содействует Народному Комиссариату Внешней Торговли в осуществлении его задач по таможенному управлению и имеет право непосредственно издавать циркулярные распоряжения по таможенным учреждениям, за исключением случаев, когда распоряжения должны быть издаваемы от имени Народного Комиссара Внешней Торговли, а именно: а) по всем вопросам принципиального характера и вопросам, требующим согласования с другими ведомствами; б) по всем вопросам, связанным с отпуском сверхсметных кредитов; в) по делам, соприкасающимся с кругом ведения других управлений или отдельных частей Народного Комиссариата Внешней Торговли при отсутствии соглашения между последними и Главным Таможенным Управлением; г) по назначениям, увольнениям или перемещениям ответственных должностных лиц; д) по всем вопросам, разрешение которых властью Народного Комиссара Внешней Торговли будет специально оговорено в законе.
7. При уполномоченных Народного Комиссариата Внешней Торговли при советах народных комиссаров союзных республик по представлению этих уполномоченных и по соглашению с советом народных комиссаров союзной республики, распоряжением Народного Комиссариата Внешней Торговли могут быть учреждаемы отделения Главного Таможенного Управления.
Отделения Главного Таможенного Управления действуют под прямым и непосредственным руководством Главного Таможенного Управления.
Отдел 2. Таможенно-Тарифный Комитет
8. На Таможенно-Тарифный Комитет возлагается:
а) разработка законодательных предположений об установлении новых и изменении существующих ставок таможенных пошлин и всякого рода таможенных сборов, а равно об установлении и изменении росписи товаров, запрещенных к привозу и вывозу;
б) установление правил по применению действующих таможенных тарифов;
в) рассмотрение вопросов, имеющих отношение к таможенному и таможенно-тарифному делу, вносимых Народным Комиссариатом Внешней Торговли и его органами, а равно и иными ведомствами;
г) дача заключений по всем законодательным предположениям, проектам торговых договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенному и таможенно-тарифному делу, а равно по жалобам на постановления Главного Таможенного Управления по вопросам применения таможенных тарифов.
9. Постановления Таможенно-Тарифного Комитета по вопросам, указанным в ст. 8, лит. "а", вносятся Народным Комиссариатом Внешней Торговли на утверждение в Совет Народных Комиссаров Союза ССР без дополнительного согласования их в междуведомственном порядке; постановления же Комитета по остальным вопросам приводятся в исполнение непосредственно распоряжениями Народного Комиссариата Внешней Торговли, при отсутствии возражений на них со стороны последнего.
10. Протесты на постановления Таможенно-Тарифного Комитета со стороны ведомств, участвующих в Таможенно-Тарифном Комитете, приносятся в 7-дневный срок и рассматриваются в Таможенно-Тарифном Комитете при участии опротестовавших ведомств. Принятые при вторичном рассмотрении дела решения могут быть опротестованы в общем порядке в Совет Народных Комиссаров Союза ССР.
Примечание. Протесты представительств союзных республик должны быть заявлены в течение недели и представлены с мотивировкой в течение двух недель.
11. Таможенно-Тарифный Комитет состоит из председателя и двух его заместителей, назначаемых Советом Народных Комиссаров Союза ССР по представлению Народного Комиссариата Внешней Торговли, согласованному с Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР, одного представителя Государственной Общеплановой Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза ССР, по два представителя от Народного Комиссариата Внешней Торговли (не считая председателя и его заместителей), Народного Комиссариата Финансов Союза ССР и Высшего Совета Народного Хозяйства Союза ССР, одного представителя от Народного Комиссариата Иностранных Дел Союза ССР, одного представителя от Народного Комиссариата Путей Сообщения Союза ССР, одного представителя от Народного Комиссариата по Внутренней Торговле Союза ССР и одного представителя от сельского хозяйства Союза ССР по уполномочию народных комиссариатов земледелия союзных республик.
Кооперативные объединения союзных республик по их соглашению посылают в комитет одного представителя с совещательным голосом.
Советы народных комиссаров союзных республик могут делегировать своего представителя в Таможенно-Тарифный Комитет с решающим голосом.
Все члены Таможенно-Тарифного Комитета утверждаются Советом Народных Комиссаров Союза ССР.
12. Для действительности заседаний и решений Таможенно-Тарифного Комитета обязательно присутствие не менее одной трети числа членов комитета, в том числе обязательно участие следующих его членов: председателя или одного из его заместителей и по одному представителю от Народного Комиссариата Внешней Торговли, Народного Комиссариата Финансов и Высшего Совета Народного Хозяйства, а по вопросам, указанным в ст. 8, п. "г", и представителя от Народного Комиссариата Иностранных Дел.
13. Таможенно-Тарифный Комитет своего технического аппарата не имеет, а обслуживается Главным Таможенным Управлением Народного Комиссариата Внешней Торговли Союза ССР, по смете которого отпускаются необходимые кредиты на расходы по Таможенно-Тарифному Комитету.
Отдел 3. Районные таможенные инспекторские управления
14. Для наиболее целесообразного и правильного разрешения вопросов, связанных с деятельностью таможенных учреждений, в непосредственном подчинении Главного Таможенного Управления состоят районные таможенные инспектора.
Районы таможенных инспекторских управлений (участки и границы), перечень входящих в состав каждого из них учреждений (таможен и таможенных постов), а также местонахождения инспекторских управлений устанавливаются Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР и согласовываются с советом народных комиссаров союзной республики, на территории которой они действуют.
Примечание. Совету Народных Комиссаров Союза ССР по представлениям Народного Комиссариата Внешней Торговли и Народного Комиссариата Финансов Союза ССР предоставляется право выделять таможни в непосредственное подчинение Главному Таможенному Управлению.
15. На районного таможенного инспектора возлагается:
а) общее руководство деятельностью таможенных учреждений, входящих в состав района;
б) непосредственный надзор и контроль путем фактической и документальной проверки за правильным и точным исполнением таможенными учреждениями всех постановлений, инструкций и распоряжений, касающихся монополии внешней торговли и таможенного дела;
в) прием жалоб на неправильные действия таможенных учреждений и производство по ним расследований, а равно, в случаях особой важности, временное устранение от должности соответствующих лиц, с доведением о том до сведения Главного Таможенного Управления или ближайшего начальства устраняемого;
г) представительство интересов Главного Таможенного Управления в судебных учреждениях лично и через уполномоченных лиц;
д) представление в Главное Таможенное Управление и в копиях уполномоченному Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров союзной республики периодических отчетов о деятельности района. Районный таможенный инспектор сносится со всеми местными властями непосредственно по всем вопросам, вытекающим из предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. С высшими центральными учреждениями данной союзной республики районный таможенный инспектор сносится не иначе, как через уполномоченного Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров данной республики.
Отдел 4. О таможнях и таможенных постах
16. Местные таможенные учреждения разделяются: на таможни первого разряда, таможни второго разряда, таможни третьего разряда и таможенные посты.
17. Таможни учреждаются: первого разряда - при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом; второго разряда - преимущественно в небольших морских портах, при реках, озерах и шоссейных дорогах, а также при небольших железнодорожных станциях; третьего разряда - при грунтовых дорогах.
18. Через таможни первого и второго разрядов пропускаются всякие товары, не запрещенные к привозу и вывозу, а также почтовые посылки, пассажиры и пассажирский багаж; через таможни третьего разряда - пропускаются лишь товары, не требующие технической экспертизы, пассажиры и пассажирский багаж.
Через таможенные посты могут быть пропускаемы только пассажиры и их багаж. Пропуск через таможенные посты товаров может иметь место лишь в порядке особых правил, издаваемых Народным Комиссариатом Внешней Торговли.
Примечание. Особые правила для пропуска товаров и пассажирского багажа через таможенные посты, а равно список товаров, не разрешаемых к провозу через таможни третьего разряда, устанавливаются Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР.
19. Открытие и упразднение таможенных учреждений, изменение мест их нахождения, отнесение таможен к тому или иному разряду, переименование таможенных постов в таможни и таможен в таможенные посты производится Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР и с одновременным доведением до сведения совета народных комиссаров союзной республики.
20. Во главе каждого местного таможенного учреждения стоит управляющий, ответственный за все действия соответствующего учреждения.
21. На управляющего таможней первого разряда возлагается надзор, руководство деятельностью как этой таможни, так в подлежащих случаях и других таможенных учреждений, входящих в район этой таможни, и инструктирование последних. Границы этих районов и перечень входящих в них таможенных учреждений устанавливаются Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР.
22. К правам и обязанностям управляющего таможней первого разряда в отношении таможенных учреждений его района относится:
а) разрешение вопросов, возникающих при применении действующих законов и распоряжений по таможенной части;
б) надзор за финансово-хозяйственной частью подведомственных управляющему учреждений и разрешение расходов на всякую сумму в пределах сметных ассигнований;
в) утверждение условий поставок и заключение договоров в пределах до 10000 рублей;
г) сложение со счетов безнадежных к поступлению или неправильно начисленных недоимок по таможенным пошлинам и сбором и денежных штрафов в суммах до 500 руб. в порядке особой инструкции, издаваемой Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР;
д) разрешение вопросов об уничтожении принадлежащих подведомственным управляющему учреждениям негодных вещей, припасов и материалов или об их продаже, а равно утверждение торгов с соблюдением особых правил, издаваемых Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР.
23. Управляющие таможнями 2 и 3 разрядов по правам и обязанностям в отношении подведомственных им таможенных учреждений приравниваются к управляющему таможней 1 разряда, кроме прав, указанных в п. п. "в" и "г" предыдущей статьи, в отношении которых управляющему таможней 2 разряда предоставляются те же права, однако, на сумму не свыше - по п. "в" 5000 рублей, а по п. "г" - 250 рублей; управляющий таможней 3 разряда этих прав не имеет.
24. В отношении приема, хранения, расходования и сдачи в кассы Народного Комиссариата Финансов Союза ССР денег, конфискованной валюты, драгоценных металлов, ценностей, а равно в отношении отчетности - действуют правила и инструкции, издаваемые Народным Комиссариатом Внешней Торговли, при чем таковые обязательно согласуются последним с Народным Комиссариатом Финансов Союза ССР.
Отдел 5. О таможенных служащих
25. Порядок назначения, перемещения, увольнения и приема на службу служащих как Главного Таможенного Управления, так и его местных органов определяется соответствующими законоположениями кодекса законов о труде и правилами о государственной службе.
26. Районные таможенные инспектора, управляющие таможнями 1 разряда, управляющие таможнями 2 разряда, особые контролеры при таможнях, направляемые по особым нарядам Главного Таможенного Управления, назначаются, перемещаются и увольняются Главным Таможенным Управлением по представлению уполномоченного Народного Комиссариата Внешней Торговли при совете народных комиссаров союзной республики; прочие служащие таможенных учреждений назначаются, перемещаются и увольняются в общем порядке.
27. Таможенным служащим запрещается: а) участвовать в организациях, выполняющих работу по погрузке, разгрузке, приему, подготовке к досмотру, клеймению и выпуску из таможен импортных и экспортных грузов, пассажирского багажа и почтовых посылок, а равно участвовать в какого бы то ни было рода коммерческих торговых предприятиях лично или через подставных лиц; б) принимать на себя доверенности или поручения по таможенным делам, кроме прямых поручений по службе, и в) покупать товары на таможенных аукционах.
28. Рабочее время (продолжительность его и распределение) в таможнях устанавливается правилами внутреннего распорядка на точном основании действующих законоположений и кодекса законов о труде, в зависимости от местных условий, потребностей товарного, почтового, пассажирского движения, а равно с соблюдением заключенных на этот предмет с иностранными государствами торговых договоров и соглашений.
В случае необходимых отступлений от указанного порядка эти правила устанавливаются в особом порядке Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с советом народных комиссаров союзной республики либо через Совет Народных Комиссаров Союза ССР в порядке общесоюзного законодательства.
Раздел II. О ПРИВОЗЕ И ВЫВОЗЕ ГРУЗОВ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
29. К пропуску через таможенные границы Союза ССР допускаются лишь грузы, разрешенные к ввозу и вывозу действующими в Союзе ССР законоположениями, международными договорами и основанными на них распоряжениями Народного Комиссариата Внешней Торговли и его органов.
30. Привоз грузов из-за границы и вывоз их за-границу допускаются только через таможенные учреждения.
Изъятие из этого порядка и временный привоз или вывоз товаров не через постоянные таможенные учреждения, при условии установления в этих местах временного таможенного надзора, устанавливаются не иначе, как в порядке особых правил, издаваемых Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с советом народных комиссаров соответствующей союзной республики.
Глава 2. О ПРИВОЗЕ ГРУЗОВ МОРЕМ
Отдел 1. О приходе судов, приеме их таможенным надзором
и о документах по морскому привозу
31. Приход судов из-за границы дозволяется, за исключением случаев, особо предусмотренных (ст. 30), только к таким пунктам, в которых имеются таможенные учреждения.
32. Прием судов, приходящих из-за границы в порты Союза ССР, производится таможенным надзором. Порядок таможенного приема в зависимости от очереди захождения и прибытия судов в порт, а также прочие таможенные формальности по приему и осмотру судов, не указанные в настоящем Уставе, устанавливаются особыми правилами, издаваемыми Народным Комиссариатом Внешней Торговли.
33. Суда, заходящие в порт не для торговых операций, не подвергаются обязательному таможенному осмотру во все время пребывания их в порту, но находятся под постоянным надзором таможни. В этих случаях капитан обязан представить таможенному надзору письменное заявление о причине захода в порт.
34. Если судно, вследствие аварии, ледостава или других непреодолимых обстоятельств, не будет в состоянии дойти до порта, в котором имеется таможенное учреждение, выгрузка грузов и вообще всего, находящегося на судне, в местах, где не имеется таможенных учреждений, допускается по особым правилам, издаваемым Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Объединенным Государственным Политическим Управлением.
35. При приеме судна таможенным надзором капитан обязан представить последнему письменное показание с приложением: а) коносаментов на грузы, адресованные в данный порт, если таковые документы не были доставлены в таможню до прихода судна; б) списка пассажиров и в) списка лиц, принадлежащих к экипажу судна (мустер-роль). Для судов, не превышающих 20 регистровых тонн и приходящих без груза или с товарами, из помеченных в особом, издаваемом Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Объединенным Государственным Политическим Управлением списке, представление капитаном этих судов письменного показания необязательно и может быть в этих случаях заменено словесным заявлением, заносимым в протокол, составляемый таможенным надзором.
36. Там, где нет портового управления, капитан судна обязан представить таможенному надзору по требованию последнего документы на поднятие флага, санитарное свидетельство, мерительное свидетельство и иные судовые документы.
37. Представления коносаментов не требуется: а) на вещи, принадлежащие капитану и экипажу судна, пассажирский багаж и ручную кладь; б) на грузы, адресованные не в тот порт, куда прибыло судно; в) на привозимые в виде балласта необработанные ископаемые вещества, погруженные насыпью или в навалку (мел, алебастр, гипс, фосфориты и проч.); г) на грузы, привозимые поморами к портам Белого моря, и д) на персидские грузы, привозимые к портам Каспийского моря.
38. Показание капитана должно заключать в себе: а) род, название и национальность судна, б) имя и фамилию капитана, в) места погрузки грузов и порты, в которые товары адресуются, г) перечень товаров, привезенных без коносаментов, с указанием адресатов и числа привезенных каждому из них мест, знаков, номеров и остальных сведений, помещаемых в коносаментах, д) опись предметов судовой провизии и судовой потребности и вещей, принадлежащих экипажу судна и капитану. Взамен описи предметов судовой потребности и провизии (п. "д"), капитану предоставляется объявить в показании все помещения, занятые предметами судовой потребности и судовой провизии, но при этом провизия и судовая потребность, находящиеся в помещениях, которые не могут быть подвергнуты опечатанию, обязательно перечисляются в описи.
Примечание. Судовому экипажу предоставляется право иметь при себе, помимо предметов, необходимых им в пути, и вещи, служащие для личного их употребления и обихода (платье, белье, обувь и т.п.) по установленным нормам.
39. Судовая провизия, предметы судовой потребности и вещи, привезенные капитаном и лицами, принадлежащими к экипажу судна для личного их употребления, могут быть показаны с приблизительным означением веса, меры или счета их.
40. Коносаменты должны быть составлены на месте погрузки груза и могут быть именными или на предъявителя (ордер).
Если в коносаменте не указан адресат, то коносамент считается составленным на предъявителя.
41. Коносаменты должны заключать в себе: а) название судна и отправителя груза, б) места погрузки и назначения груза, в) торговое наименование его, г) число мест, род упаковки, знаки и номера товарных мест или заменяющие их адреса, д) для грузов в упаковке вес брутто, а в других случаях вес нетто или число штук и е) подпись капитана или агента транспортного предприятия.
42. Всякие поправки в коносаментах должны быть надлежащим образом оговорены и засвидетельствованы в месте погрузки грузов подписью капитана или агента транспортного предприятия.
43. В случае сомнения капитана в соответствии числа погруженных на судно мест показаниям коносаментов дозволяется делать в коносаментах оговорки о местах в споре. Оговорки признаются действительными только при условии, если они сделаны при самом составлении коносамента и засвидетельствованы порядком, указанным в ст. 42.
44. Пассажирский список должен заключать в себе: а) имена и фамилии всех находящихся на судне лиц, не принадлежащих к экипажу судна; б) перечень следующих с ними багажных мест, кроме ручной клади и тех мест, на которые выданы коносаменты, с указанием количества мест у каждого лица и общего их числа и в) подпись капитана.
45. При представлении показания (ст. 35) капитан обязан заявить таможенному надзору о грузах, которые по показаниям коносаментов или отправителя заключают взрывчатые или легко воспламеняющиеся вещества, означенные в особом списке, издаваемом Таможенно-Тарифным Комитетом. Взрывчатые вещества, привезенные в числе предметов судовой потребности, должны быть предъявлены капитаном таможенному надзору при осмотре судна. Место выгрузки и порядок хранения взрывчатых и легко воспламеняющихся веществ указываются таможенным надзором.
46. По принятии от капитана показания и документов таможенным надзором производится осмотр судна, при чем на капитана возлагается обязанность указать и открыть доступ во все имеющиеся на судне помещения.
47. Количество судовой провизии, предоставляемой в распоряжение капитана для продовольствия пассажиров и экипажа судна, определяется особыми правилами, издаваемыми Народным Комиссариатом Внешней Торговли. Остальная часть провизии, после сверки ее с описью, опечатывается и опломбировывается и хранится капитаном в указанном для этого таможенным надзором помещении судна.
48. Провизия, привезенная из-за границы на советском судне, переходящем в каботажное плавание, должна быть оплачена пошлиною или вывезена обратно за-границу в течение сроков, установленных для оплаты пошлиной товаров.
49. По окончании приема судна таможенным надзором составляется люковая записка, в которой означается: а) число помещений, занятых провизией и предметами судовой потребности; б) количество судовой провизии, сданной в распоряжение капитана, и в) число наложенных на судне пломб и печатей. Означенная люковая записка вручается капитану для хранения на время пребывания судна в порту.
50. Запрещается передача с судна на берег или на другие суда каких-либо предметов, кроме: а) приспособлений для подъема тяжестей, для охраны груза от повреждений и для освещения района работы по выгрузке и нагрузке; б) предметов, необходимых для исправления судов, и в) некоторых вещей экипажа судна и капитана. Порядок передачи и перечень предметов и вещей, допускаемых к передаче, определяются особой инструкцией, издаваемой Таможенно-Тарифным Комитетом.
51. По принятии от капитана показаний и документов (ст. 35) вскрытие и переупаковка товарных мест на судах воспрещается, а исправление повреждений упаковки товарных мест может быть произведено не иначе, как под наблюдением таможенного надзора.
52. На судах, принимаемых таможенным надзором, люки грузовых трюмов и занятые грузами помещения, а равно проходы в трюмы и помещения, в которых сложена судовая провизия и предметы судовой потребности, должны быть опломбированы или опечатаны. Опломбированию и опечатанию не подвергаются только судовые аптеки. Для охраны товарных мест, находящихся на палубе, принимаются меры, устанавливаемые инструкцией, издаваемой Народным Комиссариатом Внешней Торговли.
53. Место стоянки судна в части порта, отведенной в ведение таможни, а также в портах, где нет портовых управлений, определяется таможенным надзором, который в случае надобности разрешает и перемену места стоянки судов.
54. Адресат судна или агент того транспортного предприятия, которому принадлежит судно, имеют право на беспрепятственное посещение судна с момента открытия границы во все время стоянки его в порту. Другие частные лица допускаются на судно только после вручения капитану люковой записки и лишь при условии уведомления таможенного надзора о каждом допускаемом на судно лице.
К свободному сообщению с берегом суда допускаются только по вторичном их осмотре (ст. 66).
Отдел 2. О выгрузке с судов и приеме грузов
таможенными учреждениями
55. Таможня обязана допускать выгрузку в том порту, в котором потребует капитан, хотя бы груз был назначен по грузовым документам в другой порт.
56. Выгрузка с судов производится под наблюдением таможенного надзора по очереди их приема по составленным таможней грузовым росписям или по представляемым капитаном судна до начала выгрузки заменяющим их документам (манифестам). Означенные росписи и документы должны заключать следующие сведения: а) число мест по каждому коносаменту, их знаки, номера и род упаковки и б) обозначение груза торговым его наименованием.
Выгрузка судов, указанных во второй части статьи 35, производится на основании составленных при их приеме протоколов.
57. Районы, в пределах которых могут быть выгружаемы суда, определяются таможней, при чем в портах, где введены портовые управления, означенные районы определяются таможнею по соглашению с начальником порта.
58. Выгрузка грузов, угрожающих взрывом или тяжеловесных, либо подверженных скорой порче, а также животных, - производится немедленно по приеме судна, вне очереди.
59. Выгрузка производится от восхода до заката солнца ежедневно, кроме установленных праздничных дней и дней отдыха, с соблюдением требований кодекса законов о труде.
В нижеследующих случаях выгрузка производится также и в нерабочие и праздничные дни, а равно и в ночное время: а) при аварии судна, б) по случаю предстоящего закрытия навигации, в) если возможность выгрузки обусловливается состоянием морского прилива или отлива, г) судов, совершающих срочные рейсы, и д) грузов, угрожающих взрывом, подверженных скорой порче, а также и животных.
60. Перегрузка грузов в перевозочные суда (лихтера, баржи и т.п.) производится не иначе, как с разрешения таможни.
61. Грузы, назначенные для данного порта по коносаментам или показанию, должны быть сданы таможенному надзору. Относительно грузов, не доставленных по причине аварии, капитан должен в течение 48 часов со времени прихода судна представить таможенному надзору удостоверение административного отдела местного исполнительного комитета или местной милиции о сделанном капитаном надлежащем заявлении об аварии.
62. Грузы принимаются таможенным надзором одновременно с выгрузкой. Принятым грузам производится поверка по грузовым документам, которая должна быть выполнена не позднее двух недель со дня окончания выгрузки.
63. Таможенными грузовыми документами на привозимые морскими судами грузы признаются: а) коносаменты и б) манифесты. При перевозке грузов прямыми железнодорожными и смешанными (железнодорожно-водными) сообщениями грузовыми документами признаются как коносаменты, так и железнодорожные накладные, в зависимости от того, какие из этих документов составляются при принятии груза к перевозке.
Манифесты представляются в таможню не позднее сорока восьми часов по прибытии судна в порт. Манифесты должны заключать в себе: а) перечисление всех коносаментов на принятые судном грузы; б) число мест по каждому коносаменту отдельно, а относительно грузов, привозимых насыпью или в навалку, число партий по каждому коносаменту, торговое наименование товара и приблизительный его вес и в) подпись агента транспортного предприятия.
64. Товарные места, которые по роду упаковки, знакам и номерам не соответствуют показаниям сопровождающих их коносаментов, подвергаются досмотру до подачи досмотровых на них документов, за исключением случаев: а) когда при незначительном несходстве в знаках, номерах и роде упаковки мест таможня признает места эти относящимися к сопровождающим их коносаментам или б) когда адресат судна выдаст таможне письменное удостоверение, что означенные места относятся к сопровождающим их коносаментам.
Адресат судна, выдавший означенное удостоверение, несет ответственность за все последствия неправильности его.
65. Недостача или излишек груза против грузовых документов устанавливаются особым актом, который должен быть составлен таможенным надзором не позднее двух недель со дня окончания выгрузки. В оправдание причин недоставки груза или установленных документов на груз или причин, допущенных при составлении последних неправильностей, могут быть представляемы капитаном судна доказательства с мест отправки: а) для грузов, привозимых на срочных пароходах, - свидетельства, за подписью и печатью агента или представителя транспортного предприятия и б) для грузов, привозимых на прочих судах, - удостоверения портовых или таможенных органов.
66. По окончании выгрузки судно осматривается таможенным надзором и о результатах осмотра делается надпись на том документе, по которому производилась выгрузка.
Отдел 3. Об отходе судов из порта
67. На отход судна из порта должно быть испрошено капитаном или лицом, им уполномоченным, разрешение таможни. В тех портах, где имеются портовые управления, разрешение дается таможней лишь по представлении удостоверения о неимении к отходу судна препятствий со стороны портового управления.
На временное удаление судна из порта, вызываемое бурею, условиями морского отлива и прилива и другими непреодолимыми причинами, разрешения таможни не требуется.
68. Разрешение на отход судна из порта дается таможней по уплате капитаном причитающихся с него сборов и взысканий, а если капитан пожелает отойти из порта немедленно по выгрузке судна до поверки по документам груза и до истечения причитающихся с него сборов и взысканий, то он должен внести в обеспечение их достаточную по указанию таможни сумму или же представить письменное обязательно известного таможне и заслуживающего доверия учреждения или лица в уплате могущих причитаться с капитана сумм.
69. Разрешение на отход судна не выдается в случае заявления о задержании судна со стороны судебных и судебно-следственных органов, портовых властей, органов государственного политического управления и санитарной охраны.
Глава 3. О СУДАХ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Отдел 1. О судах военных
70. Военные суда, находящиеся в кампании под вымпелом или состоящие в вооруженном резерве, не подлежат таможенному досмотру. Прочие суда Рабоче-Крестьянского Красного Флота и военные, окончившие кампанию, когда с них свезена команда, могут быть подвергнуты таможенному досмотру лишь при наличии данных, указывающих на сокрытие на судах контрабанды, и с ведома и с разрешения в каждом случае местного морского командования. Выгрузка каких-либо предметов на берег или перегрузка их на другие суда с военных судов, прибывающих из-за границы в порты Союза ССР, допускается не иначе, как под наблюдением таможенного надзора, по предварительном извещении последнего командиром судна о времени выгрузки или перегрузки.
Таким же порядком производится таможенный осмотр вещей экипажа военного судна, прибывшего из-за границы и окончившего кампанию, при свозке личного состава с корабля на берег.
Примечание. Военным судном считается всякий корабль, имеющий боевое вооружение, укомплектованный военной командой и плавающий под военным флагом, а также и те суда управления по обеспечению безопасности кораблевождения, которые по специальному заявлению военно-морского командования, в каждом отдельном случае, выполняют задания военно-оперативного характера.
71. Выгрузка привезенной на морских судах провизии допускается в склады морского ведомства для хранения до обратной нагрузки на суда заграничного плавания, с составлением ей описи за подписью представителей таможенного надзора и морского ведомства. В случае выпуска такой провизии на внутренний рынок она подлежит оплате пошлиною на общем основании.
72. Правила таможенного досмотра, установленные для судов Рабоче-Крестьянского Красного Флота, распространяются также и на иностранные военные суда.
Отдел 2. О судах правительственных учреждений
и спортивных организаций
73. При приходе в порты Союза ССР и отходе из них судов, принадлежащих правительственным учреждениям, соблюдаются общие правила настоящего Устава с изъятиями, которые будут установлены в отношении таможенных формальностей для отдельного вида судов особыми правилами, издаваемыми Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с заинтересованными ведомствами.
74. В отношении таможенных формальностей при приходе в порты Союза ССР или при отходе из них судов, принадлежащих спортивным организациям, а также в отношении ответственности за невыполнение этих формальностей должны быть соблюдаемы общие правила настоящего Устава, с изъятиями, которые будут допущены особыми правилами, издаваемыми на этот предмет Народным Комиссариатом Внешней Торговли.
Глава 4. О ПРИВОЗЕ И ОТПУСКЕ ГРУЗОВ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ
Отдел 1. О приеме поездов и о документах
по железнодорожному привозу
75. Прибывающие из-за границы поезда должны останавливаться для приема их на пограничной станции в месте, назначенном таможнею, по соглашению с железной дорогою.
76. Немедленно по прибытии из-за границы поездов железною дорогою представляются таможенному надзору поездные и багажные списки, вагонные листы и накладные в двух экземплярах.
Время прибытия из-за границы поездов, порядок их приема, охраны и выгрузки, сроки и порядок представления железною дорогою поездных и багажных списков, накладных, вагонных листов определяются особыми правилами, издаваемыми Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
77. Всякие поправки в накладных, касающиеся наименования и количества грузов, а в отношении грузов, отправляемых отдельными местами, также и числа мест, - должны быть надлежащим образом оговорены и удостоверены, согласно законам и правилам той страны, где сделаны поправки. Поправки же, внесенные в накладные на основании поверки груза в пути, должны быть надлежащим образом оговорены и удостоверены подписью агента железной дороги.
78. Пограничным таможням предоставляется право производить во всякое время осмотр находящихся на пограничном путевом дворе паровозов, тендеров и вагонов, не исключая и почтовых.
Отдел 2. О выгрузке грузов и багажных мест
и о приеме их таможнями
79. Прибывшие из-за границы грузы подлежат выгрузке в пограничной таможне под наблюдением таможенного надзора. От выгрузки освобождаются: а) грузы, которые имеют быть отправлены без досмотра внутрь страны на прибывшем из-за границы подвижном составе, и б) грузы, означенные в особом списке, издаваемом Таможенно-Тарифным Комитетом, досмотр которых разрешается производить без выгрузки.
80. Привезенные по железным дорогам грузы и багажные места принимаются таможенным надзором одновременно с выгрузкой по сверке их с документами.
81. Грузы, привезенные без накладных или по накладным, не заключающим сведений относительно наименования, количества товаров и числа мест, равно как грузы, не соответствующие по роду упаковки, знакам и номерам показаниям накладных, считаются привезенными без документов и подлежат немедленному досмотру. Правило настоящей статьи не применяется, когда при незначительном несоответствии в знаках, номерах и роде упаковки таможня признает места относящимися к сопровождающим их накладным.
82. Грузы, на которые железною дорогою будут представлены в таможню в течение четырнадцати дней удостоверения в том, что доставленные места относятся к сопровождающим их накладным, зачисляются прибывшими по документам, но при этом железная дорога несет ответственность за все последствия, могущие произойти от выдачи удостоверения.
83. Надлежащие накладные на означенные в статье 81 грузы, равно как недостающие против накладных товарные места, должны быть доставлены железною дорогою в таможню, принявшую поезд, в течение двух месяцев со дня прибытия поезда.
В случае недоставки означенных накладных или груза должны быть представлены железною дорогою в установленные сроки (ст. 267) оправдательные документы, объясняющие причины недоставки груза или накладных или причины допущенных при составлении последних неправильностей.
84. Если железною дорогою будет заявлено, что какие-либо грузы направлены в пограничную таможню по ошибке, то отправка их на станцию назначения или обратный вывоз за-границу разрешается таможней по представлении надлежащих железнодорожных документов или удостоверений заграничных станций в ошибочном направлении этих грузов.
85. Багажные места, не показанные ни в багажном списке, ни в иных железнодорожных документах и не имеющие притом железнодорожных наклеек с багажным нумером, считаются привезенными без документов, и к ним применяются правила о грузах, привезенных без накладных (ст. 81).
86. По окончании разгрузки товарного поезда производится осмотр разгруженных вагонов и платформ, после чего таможенным надзором выдается письменное разрешение на отход поезда или на уборку с места выгрузки отдельных входящих в состав поезда вагонов и платформ.
Глава 5. О ПРИВОЗЕ ГРУЗОВ ПО ГРУНТОВЫМ ДОРОГАМ
И ВОЗДУШНЫМ ПУТЯМ
Отдел 1. О приеме транспортов и о документах
по грунтовому привозу
87. Прием транспортов, следующих из-за границы по грунтовым дорогам, производится в передовом таможенном учреждении или непосредственно в таможне, если она находится на черте границы.
88. Если разгрузка транспорта и сдача груза не произведены в передовом таможенном учреждении (ст. 87), то транспорт должен следовать от границы до подлежащей таможни по указанной таможенным надзором дороге в сопровождении в подлежащих случаях таможенной охраны, с соблюдением установленных для сего особых правил, издаваемых Народным Комиссариатом Внешней Торговли.
89. При приеме транспорта старший возчик представляет в двух экземплярах накладные на привезенные грузы. Относительно грузов, привезенных без накладных, и относительно багажа возчик должен сделать словесное показание, которое записывается таможенным надзором в особый акт, по форме, установленной Народным Комиссариатом Внешней Торговли.
90. Накладные на грузы должны заключать в себе: а) фамилию или фирму отправителя и адресата, б) место отправления и назначения груза, в) фамилию возчика, г) для грузов в упаковке - число мест, род упаковки, знаки и номера или заменяющие их адреса и вес брутто или число штук, д) для грузов, привозимых без упаковки (насыпью или в навалку), - вес или объемную меру груза, е) обозначение торговым наименованием груза, находящегося в каждом отдельном месте, и ж) подпись старшего возчика.
91. В накладных, сопровождающих транспорты по грунтовым дорогам, не допускается делать, хотя бы с оговоркой, поправок в отношении сведений, предусмотренных в п. п. "г", "д" и "е" предыдущей статьи.
92. Представление накладных не требуется: а) на произведения почвы и изделия пограничных жителей, если сумма пошлины не превышает пятнадцати рублей, и б) на предметы и вещи, принадлежащие лицам, сопровождающим транспорт, а также на багаж прибывших с транспортом лиц и в) на грузы, привозимые по шоссейным и грунтовым дорогам по границе с Персией и Турцией.
93. Условия и порядок пропуска из пограничных таможенных учреждений внутрь страны перевозочных средств, прибывающих из-за границы, а равно возвращение их за-границу, - устанавливаются особыми правилами, издаваемыми Таможенно-Тарифным Комитетом.
Отдел 2. О выгрузке и приеме таможенных грузов,
доставляемых по грунтовым дорогам
94. Разгрузка транспорта и сдача груза таможне производится под наблюдением таможенного надзора возчиками или средствами получателя. Таможенный надзор принимает грузы одновременно с выгрузкой, по проверке их с накладными или с показаниями возчика.
95. Грузы, не означенные ни в накладных, ни в показании возчика, считаются привезенными без документов. Товарные же места, отмеченные в накладных или показании, но не оказавшиеся при выгрузке, признаются недоставленными.
96. Грузы, признаваемые привезенными без документов или по накладным, в которых не указано каких-либо из сведений, требуемых в п. п. "г", "д" и "е" ст. 90, подвергаются досмотру немедленно по приеме их таможнею. Правило это распространяется на грузы, которые по роду упаковки, знакам и номерам не соответствуют показаниям сопровождающих их накладных, за исключением того случая, когда, при незначительном несоответствии в знаках, номерах и роде упаковки, таможня признает эти места относящимися к сопровождающим их накладным.
Отдел 3. О привозе воздушным путем
97. Для выполнения таможенных обрядностей по приему и отпуску прибывающих воздушным путем судов, таковые должны, как по прилете из-за границы, так и до отлета за-границу, снижаться и опускаться в установленном для сего месте расположения пограничного таможенного учреждения.
98. Таможенные обрядности в отношении пассажирского багажа, почтовых посылок и грузов, перевозимых воздушным путем, определяются договорами и соглашениями между Союзом ССР и иностранными государствами, а равно особыми правилами, устанавливаемыми Таможенно-Тарифным Комитетом по соглашению с Революционным Военным Советом Союза ССР.
Глава 6. О ПРИВОЗЕ ГРУЗОВ ПО РЕКАМ И ОЗЕРАМ
99. Суда и плоты, прибывающие из-за границы по рекам и озерам, принимаются в первом от границы таможенном учреждении. При этом капитаном или сплавщиком представляется письменное показание, с приложением накладных или коносаментов, пассажирского и багажного списков. При неграмотности означенных лиц им разрешается делать словесное заявление, с записью такового таможенным надзором в особый акт.
100. Представление накладных и коносаментов не требуется: а) на произведения почты и изделия пограничных жителей, если сумма пошлины не превышает пятнадцати рублей; б) на предметы и вещи, принадлежащие капитану или сплавщику, а также на багаж лиц, прибывающих на судах и плотах; в) на привозимые в виде балласта, необработанные ископаемые вещества, погруженные насыпью или в навалку (мел, алебастр, гипс, фосфориты и т.п.), и г) на грузы, привозимые по рекам и озерам из Персии и Турции.
101. Показание капитана, а также коносаменты и накладные должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к этим документам статьями 38, 41, 90.
102. При приеме производится осмотр судов и плотов и проверка привезенной на них судовой провизии и предметов судовой потребности. Количество и перечень судовой провизии, подлежащей выдаче для довольствия лиц, находящихся на судах и плотах, а также порядок ее хранения определяются особыми правилами, издаваемыми Таможенно-Тарифным Комитетом.
При осмотре судна и плота судовщик или сплавщик обязаны указать таможенному надзору и открыть доступ во все находящиеся на судне или плоте помещения.
103. От пограничного таможенного учреждения до таможни суда и плоты следуют с соблюдением требований, применяемых к сухопутным транспортам (ст. 88).
104. От капитана иностранного судна, отправляющегося с грузом в таможню, расположенную внутри страны, пограничною таможнею берется подписка об уплате причитающихся за его судно и такелаж пошлин, если судно не возвратится за-границу в течение срока, указанного в особых правилах, издаваемых Таможенно-Тарифным Комитетом.
105. В отношении остальных операций над привозимыми по рекам и озерам грузами и пассажирским багажом по приему и разгрузке, по отходу судов и плотов от таможни, перемене места стоянки, посещению их посторонними лицами, передаче с судов и плотов предметов и вещей соблюдаются положения, установленные для грузов, привозимых морем (ст. ст. 29 - 69).
Глава 7. О ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ ИЗ ОДНИХ ТАМОЖЕН В ДРУГИЕ
И ИЗ ПОГРАНИЧНОГО РАЙОНА В ДРУГИЕ МЕСТНОСТИ
Отдел 1. О перевозке грузов из одних таможен в другие
106. Грузы и багажные места, привезенные к пограничным таможням, могут быть перевозимы для досмотра или оплаты пошлиною в другие таможни, под ответственностью железных дорог без представлений обеспечений в исправном доставлении грузов или других учреждений и организаций, при условии представления ими соответствующих обеспечений; список таможен, в которые могут быть перевозимы недосмотренные грузы для досмотра, и правила перевозки издаются Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Объединенным Государственным Политическим Управлением.
Действие настоящей статьи распространяется и на отпускные товары (ст. 141).
107. Из пограничных таможен перевозятся для досмотра или оплаты пошлиною в другие таможни указанные в особом списке (ст. 106) грузы: а) назначенные по документам в места, где имеются таможни, уполномоченные на пропуск данных грузов, б) адресованные в места, где не имеется таможен, если досмотр в пограничной таможне оказался затруднительным и может быть произведен в другой таможне по пути следования груза по назначению, и в) назначенные по документам в пограничные таможни, если распорядителем грузов будет сделано заявление об отправке их для досмотра или оплаты пошлиною в другие таможни.
Принятие необходимых мер по отправке грузов по назначению в случаях, предусмотренных в настоящей статье, лежит на обязанности транспортных предприятий или тех лиц, по заявлениям которых отправка производится.
108. Грузы допускаются к перевозке как в составе целой партии, так и отдельными частями партии, но не иначе, как целыми местами.
109. Назначенные к перевозке недосмотренные грузы и багажные места могут быть подвергнуты досмотру в пограничной таможне по распоряжению управляющего таможней, если имеются основания предполагать, что в этих местах заключаются товары, не соответствующие их наименованиям в грузовых документах, или предметы, запрещенные к ввозу, или же если перевозка отдельных мест партии может иметь последствием обход таможенного тарифа.
110. Порядок обеспечения сохранности не оплаченных пошлиною грузов, перевозимых из одной таможни в другую, порядок перегрузки в пути, формы и порядок составления документов, по которым перевозка производится, а также порядок проверки правильности доставки груза по назначению устанавливаются особыми правилами, издаваемыми Народным Комиссариатом Внешней Торговли по соглашению с Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
111. Если принятые для перевозки грузы не будут сданы таможне назначения в трехмесячный срок в пределах Европейской части Союза ССР и в шестимесячный срок в пределах Азиатской части, то железная дорога или другое транспортное предприятие, принявшее груз для перевозки, должны уплатить причитающиеся за несданные грузы пошлину и прочие сборы.
Сумма пошлин в этих случаях определяется за досмотренные грузы по досмотровым документам, а за недосмотренные: а) по грузовым документам с веса брутто в размере высшей ставки пошлины, соответствующей тому роду груза, к которому по грузовому документу относятся перевозимые предметы, б) по заграничным фактурам и спецификациям, если таковые будут представлены в таможню и признаны ею относящимися к данному грузу и содержащими необходимые данные для исчисления пошлин, и в) за багажные места в размере 10 рублей за каждый килограмм брутто.
112. При гибели груза, происшедшей от причин, не зависящих от действия транспортных органов и установленных надлежащим актом, транспортное предприятие освобождается от уплаты таможенных сборов и пошлин.
Отдел 2. О перевозке грузов из пограничного района
в другие местности
113. Пограничные станции железных дорог могут принимать для отправки внутрь страны только те грузы, которые осмотрены таможенным надзором.
114. Порядок производства осмотра грузов и выдачи удостоверений о неимении препятствий к погрузке устанавливается особыми правилами, издаваемыми Народным Комиссариатом Внешней Торговли.
Отдел 3. О транзите
115. Транзитная перевозка иностранных товаров через территорию Союза ССР допускается лишь в силу международных договоров и соглашений, концессионных договоров и на основе общих постановлений Совета Труда и Обороны. Направление и порядок перевозки транзитных грузов устанавливаются Таможенно-Тарифным Комитетом.
Глава 8. ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЕСА ГРУЗОВ ПРИ ИХ ПРИЕМЕ
116. Грузы при их приеме взвешиваются вместе с упаковкой, в которой они поступили в таможню.
117. Означенному в ст. 116 обязательному взвешиванию не подвергаются грузы: а) привозимые в количестве менее пяти мест, кроме товаров жидких, которые взвешиваются независимо от того, в каком количестве привезены, б) грузы, общий вес которых может быть определен без выгрузки на соответствующих весах, в) грузы, вес которых определяется при досмотре по грузовым документам, г) грузы, на которые до начала составления отвеса представлена фактура или спецификация с точно обозначенными знаками, номерами и весом брутто отдельных мест, д) грузы, имеющие незначительный вес и объем, и е) все места, которые могут быть взвешены без затруднения при самом досмотре.
118. На товары, поименованные в особых списках, издаваемых Таможенно-Тарифным Комитетом, разрешается составлять частичные отвесы в количестве не менее одной десятой части всей партии.
Глава 9. О ДОСМОТРЕ ГРУЗОВ
Отдел 1. Общие положения
119. Поступившие в таможню грузы подвергаются таможенному досмотру для определения тарифного наименования, количества и в подлежащих случаях (ст. 149) качества. Без досмотра грузы из таможенных учреждений не выпускаются.
120. Досмотр грузов производится на основании: а) словесных заявлений, б) грузовых документов, в) фактур и спецификаций, г) отвозных ведомостей и д) объявлений.
121. Распределителем груза в таможне признается лицо, на имя которого груз адресован по грузовым документам или которому он передан в установленном порядке (ст. 122). Если грузовые документы составлены на предъявителя или на ордер, то распорядителем груза признается держатель коносамента с бланковой надписью отправителя товара или дубликата накладной.
122. Передача права распоряжения грузами производится: а) до досмотра - надписью на грузовом документе, б) после досмотра - надписью на досмотровой росписи и в) по особому заявлению, подаваемому как до осмотра, так и после него. Означенные надписи и заявления подписываются как лицом передающим, так и принимающим груз. При этом подпись на досмотровой росписи должна быть засвидетельствована таможней, а подпись на особом заявлении лица, передающего товар, должна быть засвидетельствована общеустановленным порядком.
Передача грузов, на которые наложены таможенные взыскания, допускается не иначе, как по уплате этих последних.
Отдел 2. О словесных заявлениях
123. По словесным заявлениям досматриваются следующие грузы: а) произведения почвы и изделия пограничных жителей, перевозимые по грунтовым, озерным и речным путям, если сумма пошлин не превышает пятнадцати рублей, б) вещи, принадлежащие лицам, сопровождающим транспорт, на сумму пошлин не свыше пятнадцати рублей, в) пассажирский багаж, следующий как одновременно с пассажиром, так и отдельно от пассажира, а также продовольствие, находящееся при лицах, переходящих границу, г) животные и подверженные скорой порче грузы, если распорядителем их будет сделано заявление о том, что эти грузы будут немедленно, вслед за досмотром их, взяты из таможни, д) грузы, провозимые по границам с Персией и Турцией по шоссейным и грунтовым дорогам, рекам и озерам, и е) грузы, на производство досмотра которых по словесным заявлениям будет дано разрешение управляющим таможнею, каковое разрешение может быть выдаваемо лишь лицам и учреждениям, не являющимся постоянными получателями грузов из-за границы.
Отдел 3. О грузовых документах
124. Случаи, в которых может быть допущен досмотр товаров по грузовым документам, определяются правилами, издаваемыми Таможенно-Тарифным Комитетом.
125. Грузовые документы представляются для досмотра распорядителем груза при письменном заявлении, в котором должны содержаться следующие сведения:
а) указание на грузовой документ, к которому относится товар;
б) указание на то, желает ли распорядитель груза присутствовать при досмотре; отсутствие этого указания рассматривается, как отказ распорядителя от этого права;
в) на основании какого документа разрешен ввоз или вывоз товаров в пределы Союза ССР и
г) подпись распорядителя груза и указание на место его жительства.
Отдел 4. О фактурах и спецификациях
126. Подаваемые для осмотра фактуры и спецификации должны быть выданы фабричною, заводскою или торговою конторою или складом, из которого произведен выпуск товара, и заключать в себе следующие сведения: а) время и место их составления, б) род упаковки, число мест, знаки и номера их, в) количество товара, обозначаемое либо весом брутто или нетто, либо мерою или счетом, в зависимости от способа обращения товаров в торговле, г) торговое наименование товара, дающее достаточное определение его для применения таможенного тарифа, и д) подпись, угловой штамп или факсимиле продавца.
127. Фактуры и спецификации, если на них не имеется подписи, штампа или факсимиле продавца, но имеется виза торгового представительства Союза ССР, должны считаться действительными и приниматься таможнями к производству.
128. Фактуры и спецификации с поправками в отношении наименования и количества товара не принимаются; всякие поправки в отношении остальных сведений должны быть удостоверены фирмою, выдавшею документ.
129. Перевод указанного в фактурах и спецификациях веса товара на принятые в Союзе ССР весовые единицы возлагается на таможню.
130. Фактуры и спецификации, составленные на иностранном языке, не включенном в составленный Таможенно-Тарифным Комитетом список языков, на которых допускаются сношения с таможенными учреждениями, должны сопровождаться засвидетельствованным официальным порядком или подписью распорядителя груза переводом на русский язык или язык, принятый в делопроизводстве той союзной республики, на территории которой находится данное таможенное учреждение.
131. Фактуры и спецификации прилагаются к сопровождающим товар грузовым документам или представляются при заявлении, удовлетворяющем требованиям, указанным в ст. 125.
Отдел 5. Об отвозных ведомостях
132. Отвозная ведомость должна заключать в себе следующие сведения: а) наименование товароотправителя и товарополучателя, б) род упаковки, число мест, знаки и номера их, в) наименование и количество товара и цена товаров, г) страна и место назначения товара, д) желает ли распорядитель груза присутствовать при досмотре, при чем отсутствие этого заявления рассматривается, как отказ от этого права, е) на основании какого документа разрешен вывоз товара из пределов Союза ССР, ж) подпись отправителя груза и место его жительства и з) время составления отвозной ведомости.
Отдел 6. Об объявлениях
133. Учреждения и лица, не имеющие права или не желающие воспользоваться досмотром товаров по словесным заявлениям (ст. 123), грузовым документам (ст. 124), фактурам и спецификациям (ст. 126), отвозным ведомостям (ст. 132), подают для досмотра объявления, которые должны заключать в себе следующие сведения:
а) указание на грузовой документ, к которому относится товар;
б) число мест, их знаки, номера и род упаковки;
в) тарифное наименование товара или ссылка на соответствующие подразделения тарифа прописью;
г) тарифное количество товара прописью;
д) указание на страну происхождения привозного товара и цену каждого из показанных в объявлении товаров;
е) указание на то, желает ли распорядитель груза присутствовать при досмотре, при чем отсутствие такого указания рассматривается, как отказ от этого права;
ж) указание на тот документ, в силу которого разрешен ввоз или вывоз товара, при чем, если груз адресован не на имя Народного Комиссариата Внешней Торговли, то означенное разрешение должно быть приложено к объявлению в том случае, когда оно не было представлено при самом провозе товара;
з) подпись распорядителя груза и указание на место его жительства.
134. Допускается показывать в одном объявлении товары, привезенные по разным грузовым документам для одного учреждения или лица, если товары эти доставлены в одном транспорте или хотя и в разных транспортах, но при условии, что привезенный товар в тарифном отношении составляет части одного целого, в удостоверение чего должны быть представлены фактуры, спецификации или чертежи.
135. О замеченных после подачи объявления ошибках распорядителю груза предоставляется право подать до начала взвешивания по отвесам товара письменное заявление с представлением подтверждающего ошибку документа.
136. В отношении показания тарифного наименования и количества товара (ст. 133, п. п. "в" и "г") допускаются следующие льготы:
а) некоторые товары, перечисленные в особом списке, дозволяется показывать без подробного тарифного наименования;
б) некоторые товары, перечисленные в особом списке, привозимые насыпью или в навалку, дозволяется показывать без подробного обозначения количества;
в) вес товаров, для которых установлен вычет на тару и которые привезены в упаковке, предусмотренной табелью, указанной в ст. 147, показывается или весом брутто, или весом нетто;
г) оплачиваемые пошлиной по тарифу с веса, но обращающиеся в оптовой торговле счетом, товары, перечисленные в особом списке, дозволяется показывать счетом и
д) дозволяется в объявлении показывать товары неизвестными по тарифу наименованию и количеству, но лишь в отношении целых товарных мест, при чем в этом случае сверх установленных сборов взыскивается пеня: за пошлинные товары в размере 5% суммы причитающейся пошлины, а за товары беспошлинные - в размере 1% их стоимости.
Упомянутые в настоящей статье списки устанавливаются Таможенно-Тарифным Комитетом.
Отдел 7. О сроках представления досмотровых
документов и последствия непредставления или
неудовлетворительности их
137. Досмотровые документы (ст. 120) подаются в портовых таможнях в течение десяти дней, а в остальных - в течение трех дней, считая со дня передачи грузовых документов в ту таможню, где товар подлежит досмотру; словесное заявление о досмотре принимается в течение тех же сроков.
Примечание. Главному Таможенному Управлению предоставляется в отношении отдельных таможенных учреждений увеличивать сроки подачи досмотровых документов.
138. Если распорядитель груза в установленный срок не представит надлежащих документов для досмотра или не сделает в надлежащем случае словесного заявления, то товары досматриваются на основании выписки из грузовых документов, со взысканием в этих случаях, сверх всех установленных сборов, пени в размере 5% суммы причитающейся пошлины, а за товары беспошлинные - в размере одного процента их стоимости.
139. При исчислении сроков, означенных в ст. 137, равно как и в остальных случаях исчисления сроков, предусмотренных в настоящем Уставе, не принимается в расчет день совершения того действия, от которого срок исчисляется; если окончание срока по этому расчету упадет на день нерабочий, то последним днем срока считается следующий за тем рабочий день.
140. В том случае, когда представленные для досмотра досмотровые документы не будут удовлетворять установленным правилам, товары признаются показанными неизвестными со взысканием пени в размере пяти процентов суммы причитающейся пошлины, а за товары беспошлинные - в размере одного процента их стоимости.
Глава 10. О МЕСТЕ, СРОКАХ И ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ ДОСМОТРА
141. Товары привозные досматриваются в тех таможнях, в которые они адресованы по грузовым документам, за исключением случаев, указанных в ст. 107, а также случаев повреждения упаковки товарных мест, когда товар досматривается в таможне, где повреждение упаковки обнаружено.
Отпускные товары досматриваются: а) в таможнях пограничных, б) во внутренних таможнях и в) в товарных складах, - по особым правилам, издаваемым Таможенно-Тарифным Комитетом.
142. Товары привозные и отпускные досматриваются не позже двухнедельного срока со дня подачи досмотровых документов или истечения срока для их подачи. В случае досмотра товаров по истечении срока в досмотровых документах указывается причина опоздания досмотра.
143. В пределах срока, указанного в ст. 142, товары досматриваются в следующей постепенности:
а) животные, товары, подверженные скорой порче, взрывчатые или легко воспламеняющиеся вещества, товары подмоченные, а также привезенные в поврежденной упаковке;
б) товары, привезенные без грузовых документов или с неудовлетворительными грузовыми документами;
в) товары, на которые досмотровые документы приложены к грузовым документам, сопровождающим товар;
г) товары, на которые поданы досмотровые документы и сделаны заявления о досмотре их в присутствии их распорядителей; в этих случаях распорядитель груза своевременно извещается таможнею о дне, назначенном для досмотра товара, при чем неявка его к досмотру не останавливает такового;
д) прочие, кроме указанных в п. "г", товары, на которые поданы досмотровые документы;
е) товары, на которые досмотровых документов не подано.
144. Товары, поименованные в п. "б" ст. 143, а равно подмоченные и в поврежденной упаковке, досматриваются, не ожидая подачи досмотровых документов, в присутствии представителя транспортного предприятия, если таковой находится налицо.
145. Управляющий таможнею, если признает необходимым в силу уважительных причин, может распорядиться о досмотре товаров вне указанного в ст. 143 порядка.
Глава 11. О ПРОИЗВОДСТВЕ ДОСМОТРА
146. Досмотр товаров производ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума ЦИК СССР от 12.12.1924 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННОГО УСТАВА СОЮЗА ССР  »
Документы СССР »
Читайте также