ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЦИК от 16.10.1924 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО КОДЕКСА Р.С.Ф.С.Р.


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 1924 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО КОДЕКСА Р.С.Ф.С.Р.
1. Проект Исправительно-Трудового Кодекса со всеми поправками, принятыми комиссией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, утвердить.
2. Поручить Президиуму Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета издать постановление об отмене или согласовании с Исправительно-Трудовым Кодексом всех декретов, постановлений и инструкций, регулирующих организацию и деятельность исправительно-трудовых учреждений Р.С.Ф.С.Р., находящихся в противоречии с принятым Кодексом.
3. Обязать Народный Комиссариат Внутренних Дел Р.С.Ф.С.Р. по Главному Управлению местами заключений издать в установленном порядке все предусматриваемые статьями Исправительно-Трудового Кодекса инструкции в месячный срок.


ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОДЕКС Р.С.Ф.С.Р.
Общие положения
Ст. 1. Исправительно-Трудовой Кодекс имеет своей задачей установление правил по осуществлению на территории Р.С.Ф.С.Р. начал уголовной политики путем соответствующей организации лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей.
Ст. 2. Лишение свободы и принудительные работы без содержания под стражей имеют целью как общее предупреждение преступлений со стороны неустойчивых элементов общества, так и предупреждение дальнейших посягательств преступника и обязательно соединяются с мерами исправительно-трудового воздействия.
Ст. 3. Исправительно-трудовые учреждения в указанных целях (ст. 2) создаются:
а) для приспособления преступника к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, соединенного с лишением свободы, и
б) для предотвращения возможности совершения дальнейших преступлений.
Ст. 4. Исправительно-трудовое воздействие на заключенных в целях полного и действительного его осуществления должно проводиться путем дальнейшего усовершенствования и максимального развития, вместо оставшихся от прежнего времени тюрем, сети трудовых сельско-хозяйственных, ремесленных и фабричных колоний и переходных исправительно-трудовых домов, устраиваемых преимущественно вне городов.
Ст. 5. Все места заключения Р.С.Ф.С.Р. составляют единую систему исправительно-трудовых учреждений с различными видами режима.
Ст. 6. Содержание в исправительно-трудовых учреждениях, стремясь к целесообразному влиянию на заключенного и укреплению тех черт его характера и навыков, которые могут удерживать от дальнейших преступлений, должно быть целесообразно и не должно иметь целью причинения физических страданий и унижения человеческого достоинства.
Ст. 7. Применение мер социальной защиты в исправительно-трудовых учреждениях организуется по прогрессивной системе, соответственно которой заключенные подвергаются различному режиму, для чего они распределяются по исправительно-трудовым учреждениям разных типов и разделяются в них на разряды, с переводом из низших в высшие и обратно, в зависимости от особенностей их личности, социального положения, мотивов и причин преступления, поведения и успехов в работах и занятиях.
Ст. 8. В исправительно-трудовых учреждениях устанавливаются все меры к устранению вредного влияния худших и наиболее опасных заключенных на остальных и к развитию самодеятельности заключенных, направленной к приобретению свойств и профессиональных навыков, необходимых для трудовой жизни в обществе.
Ст. 9. Каждое исправительно-трудовое учреждение должно стремиться возмещать трудом содержащихся в нем заключенных затрачиваемые на них издержки, не теряя, однако, из виду исправительных целей.
Ст. 10. Для наиболее успешной борьбы с преступностью и предупреждения развития рецидива, исправительно-трудовую систему Р.С.Ф.С.Р. дополняют учреждения, оказывающие различные виды помощи освобождаемым из мест заключения.
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО ДЕЛА
Глава I. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
МЕСТАМИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Ст. 11. Управление местами лишения свободы, в коих содержатся лишенные свободы по судебным приговорам и постановлениям уполномоченных на то органов, а также подследственные заключенные, сосредоточивается в Главном Управлении местами заключения Р.С.Ф.С.Р., а также в главных инспекциях и управлениях местами заключения отдельных автономных республик.
Местными органами управления местами заключения в губерниях и областях Р.С.Ф.С.Р. являются: губернские (областные) инспекции мест заключения при губернских (областных) административных отделах.
Главное Управление местами заключения Р.С.Ф.С.Р. и главные инспекции и управления местами заключения автономных республик действуют на основании особых о них Положений.
Ст. 12. Губернская (областная) инспекция мест заключения, состоя при административном отделе губернского (областного) исполнительного комитета, действует под общим наблюдением и контролем начальника административного отдела, согласно распоряжений и указаний Главного Управления местами заключения Р.С.Ф.С.Р.
Глава II. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Ст. 13. При губернской (областной) инспекции мест заключения, а в автономных республиках, не имеющих губернского деления, при главных управлениях или инспекциях мест заключения автономных республик состоит распределительная комиссия, в которую членами входят: 1) губернский (областной) инспектор мест заключения, 2) член Губернского (Областного) Суда, 3) представители губернской (областной) рабоче-крестьянской инспекции, 4) член губернского (областного) совета профессиональных союзов и 5) член комитета помощи содержащимся в местах заключения и освобождаемым из них.
Примечание 1. В заседаниях распределительной комиссии присутствует прокурор или его помощник и может участвовать врач - представитель отдела здравоохранения.
Примечание 2. При рассмотрении дел о несовершеннолетних на заседания распределительной комиссии приглашается с правом решающего голоса представитель отдела народного образования.
Примечание 3. Состав распределительной комиссии утверждается губернским исполнительным комитетом и периодически отчитывается перед ним в своей деятельности.
Примечание 4. При рассмотрении дел военнослужащих в состав комиссии входит член местного Военного Трибунала и в заседаниях комиссии имеет право присутствовать военный прокурор.
Ст. 14. Председателем распределительной комиссии является представитель губернской (областной) рабоче-крестьянской инспекции, а заместителем председателя - губернский (областной) инспектор мест заключения.
Ст. 15. Распределительная комиссия может привлекать к участию в своих работах, с правом совещательного голоса, сведущих лиц.
Ст. 16. На распределительную комиссию возлагается:
1) Распределение приговоренных к лишению свободы по местам заключения и перевод их из одного исправительно-трудового учреждения в другое в пределах губернии.
2) Перевод заключенных второй и третьей категории из одного разряда в другой ранее установленных настоящим Кодексом минимальных сроков и ходатайство перед Главным Управлением местами заключения Р.С.Ф.С.Р. о таковом переводе заключенных первой категории.
3) Ходатайство перед судом о продлении срока заключения в отношении несовершеннолетних заключенных, не обнаруживших достаточного исправления к концу отбытия ими срока назначенной судом меры социальной защиты, согласно ст. 56 Уголовного Кодекса.
4) Ходатайство перед соответствующими органами об отмене или замене содержания под стражей тех трудящихся, в отношении которых, по мнению распределительной комиссии, могут быть применены другие меры исправительно-трудового воздействия или пресечения.
5) Условное и безусловное досрочное освобождение заключенных и отбывающих принудительные работы без содержания под стражей по амнистиям или по отбытии ими установленного законом минимального срока.
6) Зачет двух дней работ за три дня срока лишения свободы или принудительных работ без содержания под стражей.
7) Возбуждение вопросов и ходатайств, с согласия губернского (областного) исполнительного комитета, через губернскую (областную) инспекцию мест заключения перед Главным Управлением местами заключения Р.С.Ф.С.Р., а в автономных республиках в установленном для них порядке, об устройстве в губернии (области) или автономной республике новых исправительно-трудовых учреждений или о реорганизации и усовершенствовании уже существующих.
Примечание 1. Постановления распределительной комиссии, предусмотренные п. п. 5 и 6 ст. 16, приостанавливаются исполнением при наличии протеста со стороны соответствующего губернского или областного прокурора, принесенного в трехдневных срок со дня вынесения распределительной комиссией указанных постановлений, при чем весь материал по данному вопросу в таких случаях направляется в центральную прокуратуру.
Примечание 2. Порядок рассмотрения протеста, указанного в примечании 1-м, определяется инструкцией, издаваемой Народным Комиссариатом Юстиции и Народным Комиссариатом Внутренних Дел.
Ст. 17. Все вопросы, связанные с изменениями в положении заключенных и осужденных к принудительным работам без содержания под стражей, распределительная комиссия разрешает преимущественно путем непосредственного ознакомления с ними через личный их опрос, руководствуясь при этом их классовой принадлежностью, их возрастом, характером, мотивами и причинами совершенных ими преступлений, приговором суда и сведениями об их прежней судимости, работоспособности и специальных знаниях и навыках, а также пригодностью тех или иных мероприятий для соответствующего воздействия на них.
Ст. 18. Распределительная комиссия пользуется техническим аппаратом инспекции мест заключения, имеет свою печать и по производящимся в ней делам сносится со всеми учреждениями непосредственно, кроме вопросов, упомянутых в п. 7-м ст. 16.
Глава III. НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Ст. 19. При каждом месте заключения учреждается наблюдательная комиссия в составе: 1) начальника места заключения; 2) народного судьи, в районе которого находится данное место заключения и 3) представителя бюро профессиональных союзов.
Примечание 1. В заседаниях наблюдательной комиссии присутствует прокурор или его помощник и могут участвовать заведующие отдельными отраслями места заключения и врач - представитель отдела здравоохранения.
Примечание 2. При рассмотрении дел о несовершеннолетних на заседание наблюдательной комиссии приглашается с правом решающего голоса представитель отдела народного образования.
Ст. 20. На наблюдательные комиссии возлагается: 1) наблюдение за распределением и, в случае неправильности, перераспределение заключенных, согласно установленной настоящим Кодексом классификации; 2) наблюдение за переводом и, в случае неправильности, отмена перевода заключенных из одних разрядов в другие после установленных минимальных сроков; 3) предварительное обсуждение и представление в распределительную комиссию по собранным о личности заключенных данным вопроса о досрочном их освобождении; 4) представление в распределительную комиссию о переводе заключенных из одного исправительно-трудового учреждения в другое; 5) разрешение отпусков заключенным и наложение дисциплинарных взысканий за просрочку отпусков; 6) разрешение непосредственных свиданий заключенным среднего разряда; 7) представление в распределительную комиссию о желательности отмены содержания под стражей, как меры пресечения; 8) сообщение губернскому (областному) прокурору о содержании под стражей сверх установленных сроков.
Ст. 21. Председателем наблюдательной комиссии является начальник места заключения, а заместителем председателя - народный судья.
Ст. 22. Наблюдательная комиссия пользуется техническим аппаратом места заключения.
Глава IV. БЮРО ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ БЕЗ СОДЕРЖАНИЯ
ПОД СТРАЖЕЙ
Ст. 23. При губернской (областной) инспекции мест заключения на правах отдельной части состоит бюро принудительных работ без содержания под стражей, действующее под общим руководством губернского (областного) инспектора.
Примечание. Расходы по содержанию названных бюро покрываются из отчислений от заработной платы лиц, приговоренных к принудительным работам без содержания под стражей.
Ст. 24. Для организации принудительных работ без содержания под стражей вне губернского (областного) центра, при находящихся в уездах (округах, районах) местах заключения, согласно установленного инспектором мест заключения плана, по соглашению с отделом труда, учреждаются отделения бюро принудительных работ, действующие по указаниям названного бюро.
Ст. 25. На бюро принудительных работ без содержания под стражей и их отделения возлагается:
1) учет приговоренных к принудительным работам без содержания под стражей;
2) распределение их на работы в соответствии с приговорами или постановлениями уполномоченных на то органов;
3) общий надзор за соблюдением ими правил, установленных на время отбытия принудительных работ без содержания под стражей;
4) представление распределительной комиссии о досрочном освобождении и прочих ходатайств о них;
5) перевод присужденных к принудительным работам без содержания под стражей в распоряжение бюро принудительных работ или его отделения по месту жительства осужденного.
Ст. 26. В распоряжение бюро и отделений принудительных работ направляются:
а) приговоренные к принудительным работам без содержания под стражей;
б) лица, которым дальнейшее лишение свободы заменено принудительными работами без содержания под стражей.
Ст. 27. Подлежащие отбыванию принудительных работ без содержания под стражей направляются по усмотрению бюро или отделения на работы в предприятия управления местами заключения и его органов.
Ст. 28. В случае невозможности применения труда приговоренных к принудительным работам в предприятиях своего ведомства, бюро или отделение направляет их на работы в других учреждениях и предприятиях по соглашению с Народным Комиссариатом Труда и его местными органами.
Ст. 29. Условия труда лиц, отбывающих принудительные работы без содержания под стражей, как в предприятиях управлений мест заключения, так и в других предприятиях регулируются, помимо настоящего Кодекса, нижеследующими статьями Кодекса Законов о Труде: ст. ст. 94 (без примечания), 95 (без п. "б"), 96 - 98, 100, 103, 104 (без примечания), 105, 106, 107, 108, 109 - 113, 115 (без ссылки на 114) 117, 119, 129 - 132, 133, 134, 136 (без ссылки на 135), 138 - 141, 143, 144 и издаваемыми в развитие этих статей постановлениями Народного Комиссариата Труда.
Ст. 30. Отбывающим принудительные работы без содержания под стражей предоставляется ежедневно от одного до двух часов на приготовление к обеду, обед и послеобеденный отдых, при чем в случае неполучения обеда от места заключения им предоставляется право отлучаться на время перерыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК СССР от 15.10.1924 РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ДОКЛАДУ О ТАМОЖЕННОМ УСТАВЕ СОЮЗА ССР  »
Документы СССР »
Читайте также