ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК СССР от 14.07.1924 НАКАЗ ВЕРХОВНОМУ СУДУ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 1924 года
НАКАЗ ВЕРХОВНОМУ СУДУ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Раздел I. СОСТАВ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР
Глава I. Организация Верховного Суда Союза ССР,
общие права и обязанности членов Верховного Суда Союза ССР
1. Верховный Суд Союза ССР действует согласно Конституции Союза ССР (ст. 44) и положения о нем (Вестник ЦИК, СНК и СТО, 1923, N 10, ст. 311, п. 5) в составе:
а) пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР;
б) гражданско - судебной коллегии;
в) уголовно - судебной коллегии;
г) военной коллегии;
д) военно - транспортной коллегии и
е) специальных судебных присутствий по уголовным и гражданским делам, образуемым в порядке, указанном ниже, для рассмотрения отдельных дел.
2. Председатель, его заместитель и все члены Верховного Суда Союза ССР, кроме председателей верховных судов союзных республик, входящих в состав Верховного Суда Союза ССР по должности, а также члены коллегий и запасные члены Верховного Суда Союза ССР и военно - транспортной коллегии (ст. ст. 12 и 18 Положения о Верховном Суде Союза ССР) назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и только им же могут быть отозваны или отстранены от должности.
3. Верховный Суд Союза ССР разрешает все вопросы и дела, относящиеся к его компетенции, руководствуясь интересами Союза Советских Социалистических Республик в целом и отдельных союзных республик и защитой их суверенных прав на точном основании Конституции Союза ССР, положения о Верховном Суде Союза ССР, общесоюзных законов и законодательства союзных республик.
Глава II. Права и обязанности председателя
Верховного Суда Союза ССР
4. На председателе Верховного Суда Союза ССР лежит председательствование в пленарных заседаниях Верховного Суда Союза ССР, а также наблюдение, в согласии с директивами пленарных заседаний Верховного Суда Союза ССР, за деятельностью всех коллегий Верховного Суда Союза ССР и непосредственное руководство административно - хозяйственным аппаратом Верховного Суда Союза ССР.
5. Председателю принадлежит представительство от имени Верховного Суда Союза ССР.
6. Председателю принадлежит созыв очередных и чрезвычайных пленарных заседаний Верховного Суда Союза ССР на основании положения и наказа.
7. Все вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях Верховного Суда Союза ССР, вносятся через председателя Верховного Суда Союза ССР.
8. По всем вопросам, подлежащим компетенции Верховного Суда Союза ССР, кои восходят на рассмотрение и утверждение в Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР, таковые докладываются и поддерживаются в Центральном Исполнительном Комитете Союза ССР председателем Верховного Суда Союза ССР или лицом, им уполномоченным.
9. Просмотр и утверждение отчетностей отдельных коллегий и составление общей отчетности по Верховному Суду Союза ССР для представления в пленарное заседание Верховного Суда Союза ССР лежит на обязанности председателя Верховного Суда Союза ССР.
10. Председателю Верховного Суда Союза ССР предоставляется право участвовать с совещательным голосом во всех заседаниях всех коллегий и присутствий Верховного Суда Союза ССР; председатель Верховного Суда Союза ССР может быть назначен председательствующим в судебном заседании Верховного Суда Союза ССР.
11. Управление делами с общей канцелярией, финансовой, хозяйственной и статистической частями находятся в подчинении председателя Верховного Суда Союза ССР.
12. Обязанности заместителя председателя Верховного Суда Союза ССР определяются председателем Верховного Суда Союза ССР; в отсутствие председателя Верховного Суда Союза ССР его права и обязанности осуществляются его заместителем.
Раздел II. ПЛЕНАРНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР
Глава III. Общее положение о пленарных заседаниях
13. Пленарные заседания разрешают вопросы, указанные в ст. 8 Положения о Верховном Суде Союза ССР.
14. Пленарное заседание состоит: из председателя, его заместителя, четырех председателей верховных судов союзных республик, председателя Объединенного Государственного Политического Управления и четырех членов Верховного Суда Союза ССР, назначенных Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР председателями коллегий Верховного Суда Союза ССР - гражданской, уголовной, военной и военно - транспортной.
15. Председательствует в пленарном заседании председатель или в его отсутствии заместитель председателя Верховного Суда Союза ССР. Все вопросы разрешаются простым большинством голосов.
16. На пленарных заседаниях обязательно участвует и дает заключения по всем вопросам компетенции пленума Верховного Суда Союза ССР прокурор Верховного Суда Союза ССР или его заместитель.
Ни одно пленарное заседание Верховного Суда Союза ССР не может иметь места в отсутствии прокурора или его заместителя.
Прокуроры союзных республик или их заместители имеют право совещательного голоса на всех пленарных заседаниях Верховного Суда Союза ССР, при чем по вопросам, ими вносимым, прокуроры союзных республик имеют право доклада, что не исключает права Верховного Суда Союза ССР назначать и своего докладчика.
17. По вопросам их ведения могут участвовать на пленарных заседаниях с правом совещательного голоса члены коллегий Верховного Суда Союза ССР и два помощника прокурора Верховного Суда Союза ССР - военный и по Объединенному Государственному Политическому Управлению.
Допущение на пленарные заседания иных лиц разрешается исключительно пленумом Верховного Суда Союза ССР.
На закрытых пленарных заседаниях могут присутствовать лишь члены пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР, прокурор Верховного Суда Союза ССР или его заместитель, а равно и оба помощника прокурора Верховного Суда Союза ССР по вопросам их ведения и прокуроры союзных республик.
18. Очередные пленарные заседания Верховного Суда Союза ССР собираются не реже одного раза в два месяца; чрезвычайные - созываются по мере надобности. Созыв экстренных заседаний Верховного Суда Союза ССР обязателен по требованию прокурора Верховного Суда Союза ССР, прокурора каждой из союзных республик, или по требованию не менее 3 членов пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР.
19. Техническая подготовка дел, рассылка повесток пленарных заседаний и материалов к ним, секретарство в пленарных заседаниях, техническое наблюдение за выполнением постановлений последних и т.д. лежит на обязанности секретаря пленума.
20. Повестки и соответствующие материалы очередных пленарных заседаний посылаются членам последних, прокурору Верховного Суда Союза ССР и его заместителю за две недели до заседания.
21. Пленарное заседание не может иметь места, если присутствует менее шести членов.
22. Пленарные заседания обязательно рассматривают и разрешают вопросы, направленные на рассмотрение Верховного Суда Союза ССР Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР или его Президиумом, центральными исполнительными комитетами союзных республик или их президиумами, прокурором Верховного Суда Союза ССР, прокурорами союзных республик, Объединенным Государственным Политическим Управлением, председателем Верховного Суда Союза ССР, а также по отдельным постановлениям пленарных заседаний Верховного Суда Союза ССР вопросы, вносимые заместителем председателя и членами Верховного Суда Союза ССР. Вопросы, исходящие не от вышеуказанных учреждений, принимаются Верховным Судом Союза ССР к рассмотрению по особому каждый раз постановлению и могут быть вносимы этими учреждениями не иначе, как через прокурора Верховного Суда Союза ССР или прокуроров союзных республик.
Примечание. Если постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР о направлении того или другого дела на рассмотрение Верховного Суда Союза ССР не содержит в себе конкретного указания на его рассмотрение той или иной коллегией или присутствием Верховного Суда Союза ССР, то таковой порядок определяется отдельным постановлением пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР, а в случае невозможности созвать последнее - председателем Верховного Суда Союза ССР.
23. Пленарные заседания утверждают годовой отчет о деятельности Верховного Суда Союза ССР и всех его коллегий для представления в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
24. Все постановления Верховного Суда Союза ССР вступают немедленно в силу, за исключением тех, кои требуют утверждения Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. Все остальные могут быть отменены только Центральным Исполнительным Комитетом Союза ССР по протесту прокурора Верховного Суда Союза ССР, Совета Народных Комиссаров Союза ССР и центральных исполнительных комитетов союзных республик, каковые протесты приостанавливают их проведение в жизнь.
Глава IV. Общий надзор Верховного Суда Союза ССР
за законностью
25. Верховный Суд Союза ССР дает руководящие разъяснения и толкования общесоюзного законодательства верховным судам союзных республик по предложению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или его Президиума, центральных исполнительных комитетов союзных республик, по представлению прокурора Верховного Суда Союза ССР или прокуроров союзных республик.
26. Заключения о законности с точки зрения Конституции Союза ССР и тех или иных постановлений центральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик, а также Совета Народных Комиссаров Союза ССР даются Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по его требованию.
27. Представления пленарных заседаний Верховного Суда Союза ССР о приостановлении и отмене постановлений, действий и распоряжений центральных органов и отдельных народных комиссариатов Союза ССР (кроме постановлений Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и его Президиума) по мотивам несогласованности таковых с Конституцией Союза ССР представляются в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. Представления эти делаются как по собственной инициативе Верховного Суда Союза ССР, так и по предложениям центральных органов союзных республик, а также по предложению прокурора Верховного Суда Союза ССР и прокуроров союзных республик.
Глава V. Судебный надзор Верховного Суда Союза ССР
28. В случае противоречия постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, вошедших в законную силу, с общесоюзным законодательством, или поскольку ими затрагиваются интересы других союзных республик, пленарные заседания Верховного Суда Союза ССР, по представлению прокурора Верховного Суда Союза ССР рассматривают вопрос об опротестовании таковых перед Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
Если приговор, постановление или решение верховного суда одной союзной республики затрагивает интересы другой союзной республики, то прокурор этой последней может опротестовать означенное постановление, приговор или решение путем представления в Верховный Суд Союза ССР с одновременным немедленным докладом центральному исполнительному комитету республики, интересы которой он представляет.
Постановление Верховного Суда Союза ССР, не согласное с этим протестом, прокурор союзной республики может опротестовать в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
29. Если приговор, решение, определение или постановление верховного суда какой-либо союзной республики противоречит общесоюзному законодательству или затрагивает интересы других союзных республик, пленарное заседание Верховного Суда Союза ССР входит с представлением в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР об отмене указанных актов.
30. В случае отмены приговора, решения или постановления верховного суда союзной республики Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, дело направляется в центральный исполнительный комитет союзной республики для исполнения; в случае же оставления протеста Верховного Суда Союза ССР без уважения, дело возвращается в верховный суд союзной республики.
31. Приговоры, решения и определения всех коллегий и специальных судебных присутствий Верховного Суда Союза ССР, а также всех иных учреждений Союза ССР, имеющих судебные функции (арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны Союза ССР), рассматриваются пленарным заседанием Верховного Суда Союза ССР как по предложению Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и его Президиума, Совета Народных Комиссаров Союза ССР и центральных исполнительных комитетов союзных республик, так и по предложению председателя Верховного Суда Союза ССР, по протестам прокурора Верховного Суда Союза ССР и по представлениям прокуроров союзных республик, которые одновременно делают доклад центральному исполнительному комитету союзной республики.
32. Если указанные в ст. 31 приговоры, решения и определения противоречат общесоюзному законодательству или соответствующим статьям уголовных и гражданских процессуальных и материальных кодексов, подлежащих применению при рассмотрении данного дела, пленарное заседание Верховного Суда Союза ССР отменяет их и передает дело на новое рассмотрение в другом составе судей в те же коллегии или другое судебное учреждение по подсудности.
33. Распоряжения и постановления Объединенного Государственного Политического Управления Союза ССР, вносимые по соображениям закономерности, рассматриваются пленарными заседаниями Верховного Суда Союза ССР. В случае согласия пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР с представлением прокурора Верховного Суда Союза ССР, Верховный Суд Союза ССР постановляет о представлении Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР об отмене этих незакономерных постановлений и распоряжений Объединенного Государственного Политического Управления.
Примечание. Надзор за закономерностью действий и распоряжений государственного политического управления союзных республик принадлежит прокурорам этих республик.
Раздел III. СУДЕБНО - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР
Глава VI. Общие положения о коллегиях
Верховного Суда Союза ССР
34. Военная и военно - транспортная коллегии Верховного Суда Союза ССР назначаются персонально Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в порядке и составе, указанном в положении о Верховном Суде Союза ССР (ст. ст. 15 и 18).
35. Гражданско - судебная и уголовно - судебная коллегии Верховного Суда Союза ССР состоят каждая из председателя, персонально назначаемого Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, двух членов, назначаемых пленарным заседанием Верховного Суда Союза ССР из состава членов Верховного Суда Союза ССР, и по одному запасному члену каждой из этих коллегий, назначаемому пленарным заседанием Верховного Суда Союза ССР из состава членов Верховного Суда

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР от 10.07.1924 ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПРИ НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ОСОБОЙ КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ПРЕТЕНЗИЙ ГРАЖДАН СОЮЗА ССР, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ  »
Документы СССР »
Читайте также