ДЕКРЕТ ВЦИК, СНК РСФСР от 10.04.1923 О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА НАЧАЛАХ КОММЕРЧЕСКОГО РАСЧЕТА (ТРЕСТАХ)


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
ДЕКРЕТ
от 10 апреля 1923 года
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ,
ДЕЙСТВУЮЩИХ НА НАЧАЛАХ КОММЕРЧЕСКОГО РАСЧЕТА (ТРЕСТАХ)
В дополнение и изменение основных положений о мерах к восстановлению крупной промышленности и поднятию и развитию производства (Собр. Узак., 1921, N 63, ст. 462), Постановления Совета Народных Комиссаров от 27 октября 1921 года о порядке реализации продукции (Собр. Узак., 1921, N 72, ст. 577), Постановления Совета Народных Комиссаров о порядке привлечения потребительской кооперации органами государства к выполнению товарообменных и заготовительных операций от 26 октября 1921 года (Собр. Узак., 1921, N 72, ст. 576), а равно ст. 19 и примечания к ст. 58 Гражданского Кодекса Р.С.Ф.С.Р., Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановили:
I. Общее положение
1. Государственными трестами признаются государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденного для каждого из них устава, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли.
Государственные тресты несут ответственность по своим обязательствам лишь в пределах состоящего в их распоряжении имущества (ст. 17).
Государственная казна за долги трестов не отвечает.
2. Государственный трест со дня регистрации приобретает права юридического лица (Гражданский Кодекс Р.С.Ф.С.Р., ст. 13 и 1-я часть ст. 19).
3. Каждый трест является единым предприятием, в состав которого входят несколько производственных единиц (заведений, как-то: фабрик, заводов, промыслов отделений, магазинов и т.п.), перечисленных в его уставе.
Примечание. Настоящий декрет может быть применяем и к предприятиям, в состав которых входит лишь одна производственная единица.
4. Тресты могут организовываться Высшим Советом Народного Хозяйства и другими народными комиссариатами и состоять в ведении Высшего Совета Народного Хозяйства или соответствующего народного комиссариата.
Примечание. Все постановления настоящего декрета, касающиеся Высшего Совета Народного Хозяйства, распространяются в надлежащих случаях на соответствующие народные комиссариаты.
5. Право распоряжения имуществом треста осуществляется Советом Труда и Обороны и Высшим Советом Народного Хозяйства, с соблюдением правил ст. ст. 28, п. "ж", 48, 49, 51, 52 и 53 настоящего декрета.
За означенным исключением ни одно государственное учреждение или предприятие не может получить от треста его имущество или продукцию иначе, как по соглашению с ним.
6. Трест владеет, пользуется и распоряжается предоставленным ему государством имуществом, а равно производит свои операции на общем основании гражданских законов с теми изъятиями, которые установлены или будут установлены в особых законах. Равным образом, на основании гражданских законов (ст. 21 Гражданского Кодекса Р.С.Ф.С.Р.), земля, недры, воды и леса предоставляются тресту на праве пользования.
7. Отношение трестов к профессиональным союзам регулируется действующими и специально на этот предмет издаваемыми постановлениями.
II. Учреждение и регистрация
8. При учреждении каждого треста Высшим Советом Народного Хозяйства составляется особый устав, с точным обозначением:
а) наименования (фирмы) треста, местонахождения его правления, а равно перечень заведений треста и их местонахождения;
б) предмета предприятия;
в) срока действия, если таковой установлен;
г) размера предоставляемого тресту при его основании уставного капитала (ст. 15), выраженного в золотых рублях;
д) численного состава и полномочий правления и ревизионной комиссии.
В названный устав могут быть включаемы и другие не противоречащие законам постановления.
9. Высший Совет Народного Хозяйства определяет состав имущества (уставного капитала), предназначенного для передачи тресту, и составляет этому имуществу инвентарную опись и оценку по существующим рыночным ценам, с переводом на золотые рубли.
Примечание. Общий порядок составления инвентарных описей и оценки определяется особой инструкцией, утвержденной Советом Труда и Обороны.
10. Высший Совет Народного Хозяйства представляет устав треста на утверждение Совета Труда и Обороны.
Вместе с уставом представляется и указанная (ст. 9) опись с оценкой имущества.
Утвержденный Советом Труда и Обороны устав публикуется после регистрации треста (ст. 12) во втором отделе Собрания Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства.
11. По утверждению Советом Труда и Обороны устава Высший Совет Народного Хозяйства назначает правление и ревизионную комиссию треста (ст. ст. 30 и 42) и передает правлению по особому акту все имущество треста, согласно вышеуказанной описи и оценки.
Правление проверяет опись и оценку и составляет вступительный баланс, который проверяется ревизионной комиссией, о чем составляется протокол.
12. После приемки имущества, в двухнедельный срок, по заявлению правления производится регистрация треста тем же учреждением и порядком, какие установлены для регистрации смешанных акционерных обществ, причем правление представляет, в заверенных копиях:
а) утвержденный Советом Труда и Обороны устав треста;
б) постановление Высшего Совета Народного Хозяйства о назначении членов правления и ревизионной комиссии;
в) опись и оценку принятого имущества;
г) вступительный баланс;
д) протокол ревизионной комиссии о проверке вступительного баланса.
13. Учреждение, производящее регистрацию, после совершения таковой, производит за счет треста публикацию в газете "Экономическая Жизнь" о состоявшейся регистрации треста; в публикации обозначаются:
а) фирма треста и местонахождение его правления;
б) указанный в уставе треста предмет предприятия;
в) вступительный баланс.
14. Последующие изменения в уставе треста или его уставном капитале, или в личном составе его правления утверждаются и регистрируются, и публикуются тем же порядком.
III. Имущество и порядок ответственности треста
15. Капитал, передаваемый государством тресту и фиксированный в уставе последнего, является уставным капиталом треста. Уставный капитал выражается в золотых рублях.
Примечание. Земля, ее недра, воды и леса в состав капитала треста не включаются и по балансу не проводятся. Однако, в уставе треста, его отчете и публикуемых балансах обязательно показывается особой внебалансовой статьей количество десятин земли и леса, коими трест пользуется, со справкой об их средних довоенных ценах в золотых рублях, а равно и связанная с пользованием землей, ее недрами, водами и лесами, рента.
16. Уставный капитал треста распадается: на а) основной и б) оборотный.
Под основным капиталом понимается все имущество, которое не уничтожается целиком в одном акте производства, как-то: фабричные и другие строения, машины, оборудование, инструменты, живой и мертвый инвентарь и т.п.
Под оборотным капиталом понимаются деньги, ценные бумаги, продукция, а равно все предметы, которые могут быть только однажды использованы в процессе производства, как-то: топливо, сырье, разные металлы и т.п.
17. При обращении взыскания на имущество треста соблюдаются следующие правила:
а) На имущество, относящееся по роду своему, согласно ст. 16, к оборотному капиталу, взыскания обращаются таким же порядком, как на имущество частных лиц.
Примечание. Споры о принадлежности имущества к оборотному или основному капиталу, возникающие при производстве взысканий, разрешаются подлежащим судом по месту нахождения спорного имущества.
б) На имущество, относящееся к основному капиталу, как переданному тресту при его учреждении, так и приобретенному им впоследствии, взыскание может быть обращено лишь при соблюдении ст. 22 и примечания к ней Гражданского Кодекса Р.С.Ф.С.Р. и ст. 28 п. "а" настоящего декрета.
IV. Финансирование трестов
18. Финансирование трестов государством совершается, как правило, в порядке предоставления трестам соответствующих денежных средств. Замена денежных средств иными ценностями может совершаться лишь по соглашению с трестом, с обязательным проведением этих ценностей в качестве денежных средств.
19. Средства, предоставляемые тресту из доходов государства при учреждении на образование уставного капитала (ст. 15), а также в дальнейшем на увеличение последнего, ассигнуются в бюджетном порядке по заявкам Высшего Совета Народного Хозяйства, в порядке бюджетного ассигнования и проводятся по балансу треста по статье "уставный капитал".
Примечание. Все денежные и материальные средства, предоставленные государством тресту до момента утверждения устава на основании данного декрета (ст. 53), подлежат оценке и внесению в уставный капитал треста, с одновременным особым учетом в Народном Комиссариате Финансов, если средства эти не выданы в порядке ссуды.
20. Если годовой баланс треста будет заключен с убытком и выясняется необходимость восстановления уставного капитала, то Высший Совет Народного Хозяйства может, имея ввиду особое государственное значение работ треста, сделать представление в Совет Труда и Обороны о целесообразности покрытия дефицита треста за счет государственной казны.
21. В тех случаях, когда на государственную казну возлагается погашение убытков треста, возникших по неоплатам государственных органов тресту, вопреки ст. 49, суммы, отпускаемые государственной казной, выдаются государством и проводятся трестом, как оплата его продукции.
22. Долгосрочные ссуды трестам предоставляются правительством по представлению Высшего Совета Народного Хозяйства, передаются трестам на условиях, оговоренных в специально на сей предмет заключаемых договорах и возвращаются непосредственно в государственную казну.
Долгосрочные ссуды от других кредитных учреждений могут быть допускаемы с разрешения Высшего Совета Народного Хозяйства.
Примечание. Означенные в этой статье ссуды проводятся в балансе треста в особой статье, под названием "долгосрочные промышленные ссуды".
23. Тресты могут получать краткосрочные ссуды как от государственных, так и от негосударственных кредитных учреждений на общем для частных предприятий основании, с обязательным проведением по своему балансу соответствующих статей по каждому виду кредита отдельно.
24. С разрешения Высшего Совета Народного Хозяйства, согласованного с Народным Комиссариатом Финансов и утвержденного Советом Труда и Обороны, тресты могут совершать долгосрочные займы, в форме выпуска облигаций, причем государство не отвечает по означенным облигациям.
Примечание. При разрешении выпуска облигаций государство может особым постановлением Совета Народных Комиссаров принять на себя гарантию, как платежа процентов, по облигациям, так и погашение самих облигаций.
25. Привлечение других государственных предприятий и кооперации к участию в уставном капитале треста допускается только в порядке изменения устава треста.
26. Частные капиталисты не могут быть привлечены к участию в тресте иначе, как путем реорганизации его в смешанное акционерное общество в установленном порядке.
V. Органы управления и ревизии
27. Органами управления и ревизии треста являются:
а) Высший Совет Народного Хозяйства;
б) правление;
в) ревизионная комиссия.
А. Высший Совет Народного Хозяйства
28. Непременному ведению Высшего Совета Народного Хозяйства подлежат:
а) Разрешение на приобретение и отдачу в аренду (с соблюдением правил, указанных ст. ст. 152 - 179 Гражданского Кодекса Р.С.Ф.С.Р.) строений и других частей основного капитала, а равно и расширение предприятий с определением порядка погашения затрат, связанных с приобретением строений и расширением предприятий, взятие в аренду предприятий, взятие в аренду подсобных предприятий на срок свыше шести лет, а также отчуждение и залог тех частей основного капитала, кои не запрещены к отчуждению и закладу, ст. 22 Гражданского Кодекса.
Примечание. Высший Совет Народного Хозяйства может в отдельных случаях, в порядке издания соответствующей инструкции, передавать те или другие принадлежащие ему по данному пункту права правлению треста.
б) Назначение и смещение членов правления, ревизионной и ликвидационной комиссии, с соблюдением ст. ст. 30 и 42.
в) Утверждение избранного правлением директора - распорядителя, если такая должность будет установлена, а равно утверждение представления правления о назначении и смещении главного бухгалтера.
г) Утверждение и изменение инструкции правлению, директору - распорядителю и главному бухгалтеру в пределах действующих законоположений и устава данного треста.
д) Рассмотрение и утверждение смет, а также плана действий на наступающий год на основе утвержденного Советом Труда и Обороны производственного плана по данной отрасли промышленности, а также утверждение отчета и баланса за истекший год.
е) Распределение прибыли за истекший год, с соблюдением правил раздела VI.
ж) Разрешение вопросов об изменении устава и размера уставного капитала и ликвидации треста с представлением постановлений по этим вопросам на утверждение Совета Труда и Обороны.
з) Разрешение расходования резервного капитала.
и) Разрешение правлению вносить существенные изменения в утвержденный производственный план, а также вступать в синдикаты и иные торгово - промышленные объединения.
Примечание. В уставе треста могут быть указаны и другие конкретно - определенные предметы ведения Высшего Совета Народного Хозяйства, исключаемые тем самым из компетенции правления данного треста.
29. Высший Совет Народного Хозяйства не вмешивается в текущую административную и оперативную работу правления треста.
30. Правление треста назначается на один год Высшим Советом Народного Хозяйства в количестве от трех до пяти членов, в том числе председатель.
В отдельных случаях допускается вместо правления назначение единоличного управляющего трестом.
По заключении отчетного года и представления баланса, Высший Совет Народного Хозяйства пересматривает состав правления и определяет его состав на следующий оперативный год. Тем же порядком пересматривается вопрос о продлении полномочий и единоличному управляющему. В течении операционного года председатель правления или единоличный управляющий может быть смещен Высшим Советом Народного Хозяйства лишь по обнаружении ревизионной комиссией или судебными властями несоответствия возложенных на него обязанностей, бесхозяйственности, или других преступных деяний.
Члены правления могут быть смещены при тех же условиях, а также по соглашению Высшего Совета Народного Хозяйства с председателем правления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Наркомфина РСФСР от 06.04.1923 ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДЕКРЕТА О МЕРАХ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ В КАЗНУ  »
Документы СССР »
Читайте также