ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 16.08.1990 n 835 О МЕРАХ ПО ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА


СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 1990 г. N 835
О МЕРАХ ПО ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Совет Министров СССР отмечает, что на пути последовательного проведения в жизнь экономической реформы возникли трудности, непосредственно связанные с проявлениями монополизма, которые выступают тормозом дальнейших прогрессивных преобразований в народном хозяйстве.
Сложность происходящих в экономике перестроечных процессов и глубина их противоречий в переходный период требуют незамедлительной выработки отвечающих требованиям общественного развития принципиальных решений по демонополизации производства и управления народным хозяйством, а также безотлагательного их осуществления.
Правительство СССР рассматривает эти решения как систему неотложных действий, закладывающих основу для выработки активной общенациональной государственной антимонопольной политики, направленной на развитие конкуренции и создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию ими монопольных структур. Совет Министров СССР считает, что органы государственного управления, правительства союзных и автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов дополнят эти меры конкретными решениями исходя из многообразных и сложных задач, связанных с демонополизацией экономики на всех ее уровнях как в отраслевой, так и в территориальной сферах.
В целях формирования необходимых условий перехода к регулируемой рыночной экономике, реализации антимонопольной политики в соответствии с требованиями развития конкуренции и исходя из экономической заинтересованности непосредственных товаропроизводителей и потребителей в использовании справедливых и эффективных рыночных отношений, а также необходимости их правовой защиты от монополизма Совет Министров постановляет:
1. Придать четкую антимонопольную направленность осуществляемым в ходе экономической реформы изменениям хозяйственного механизма.
Общесоюзным органам государственного управления, правительствам союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов сосредоточить усилия на решении следующих основных задач:
демонополизация существующих структур государственного управления и недопущение возникновения новых структур монополистического типа;
содействие формированию в народном хозяйстве автономных товаропроизводителей с наиболее полным учетом их интересов, рыночных институтов и структур;
активизация децентрализованного перераспределения материальных и финансовых ресурсов, способствующего устранению монополистической структуры производства и сферы обращения;
обеспечение правовой защиты товаропроизводителей и потребителей от государственного и нарождающегося рыночного монополизма.
Основы государственного антимонопольного
регулирования
2. Общесоюзным органам государственного управления, правительствам союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, объединениям, предприятиям и организациям при практической реализации мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности участников хозяйственного оборота впредь до принятия антимонопольного законодательства руководствоваться следующими основными принципами:
а) не допускать со стороны участников хозяйственного оборота, занимающих доминирующее положение на рынке:
ограничения или прекращения производства, а также изъятия из обращения товаров в целях создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен;
отказа от заключения договоров при наличии реальной возможности производства или продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;
принуждения к невыгодным условиям договора или условиям, не относящимся к предмету (требование передачи сырья, материалов, изделий, жилых домов, квартир; включение в договор товаров, не требующихся покупателю; необоснованные требования передачи финансовых средств, в том числе и в иностранной валюте, предоставления рабочей силы заказчиком и т.п.).
В течение переходного периода в качестве занимающих доминирующее положение на рынке рекомендуется рассматривать участников хозяйственного оборота, доля которых на нем составляет свыше 70 процентов. К участникам, доля которых составляет от 35 до 70 процентов, применяется дифференцированный подход исходя из их возможности оказывать решающее влияние в каждом конкретном случае на общие условия реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на данном рынке с учетом его географических границ;
б) исключить возможности установления дискриминирующих или, напротив, благоприятствующих условий для деятельности отдельных участников хозяйственного оборота, если такие условия ограничивают конкуренцию, а также возможности заключения неправомерных соглашений между участниками хозяйственного оборота, препятствующих нормальному функционированию рынка, развитию конкуренции и ущемляющих интересы предприятий и организаций - потребителей народного хозяйства и граждан.
Неправомерными считаются соглашения, а также индивидуальные действия участников хозяйственного оборота, направленные на раздел рынка с целью ограничения конкуренции, исключение или ограничение доступа на рынок других участников хозяйственного оборота в качестве продавцов или покупателей, искусственное повышение, снижение или поддержание цен в целях получения необоснованно высокой прибыли или устранения конкурентов. Такие соглашения и действия допустимы лишь в случае, если они разрешены соответствующим антимонопольным органом;
в) не допускать таких проявлений недобросовестной конкуренции, как:
введение в заблуждение потребителей (покупателей) относительно наименования изготовителя товара и его места нахождения, характера и способа изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товаров;
использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;
самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или торговой информации.
3. Установить, что в случае нарушения принципов деятельности, изложенных в пункте 2 настоящего Постановления, участники хозяйственного оборота, органы управления, а также их должностные лица привлекаются к ответственности.
Антимонопольный орган, государственный арбитраж или суд вправе в порядке, установленном законодательством, направлять предписания о прекращении нарушения, восстановлении первоначального положения, перечислении сумм необоснованно полученного дохода в соответствующий бюджет, об изменении структуры производства или разукрупнении, а также взыскивать причиненные убытки.
4. В целях осуществления государственного контроля за развитием конкуренции и ограничением монополистической деятельности образовать при Совете Министров СССР Антимонопольный комитет (Антимонопольный комитет СССР), имея в виду возложить на него следующие основные задачи:
разработку с участием государственных органов управления, правительств союзных и автономных республик, других заинтересованных органов и организаций мер по развитию конкуренции и преодолению монопольных тенденций;
осуществление совместно с органами государственного управления, а также центральными органами общественных организаций, союзами (объединениями) кооперативных и иных негосударственных предприятий и организаций и с привлечением участников хозяйственного оборота мер по демонополизации производства и обращения, созданию малых предприятий, разукрупнению высокомонополизированных предприятий, организаций и иных организационных структур;
комплексный анализ состояния рынков и конкуренции на них;
экспертизу нормативных актов, касающихся функционирования рынка;
подготовку предложений по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения;
рассмотрение материалов о создании, реорганизации и ликвидации крупных участников хозяйственного оборота, а также в пределах своей компетенции дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
антимонопольную экспертизу крупных инвестиционных проектов.
Запретить вносить в Совет Министров СССР проекты законодательных актов и решений Правительства СССР по вопросам хозяйственного механизма и организационно-структурным преобразованиям без согласования с Антимонопольным комитетом СССР.
Рекомендовать союзным республикам создать аналогичные антимонопольные органы, координация деятельности которых осуществлялась бы Антимонопольным комитетом СССР исходя из равноправных отношений и сочетания взаимных интересов в условиях общесоюзного рынка.
5. В целях обеспечения увязки антимонопольных мер со всеми другими элементами хозяйственной реформы установить, что органы государственного управления, государственные объединения, предприятия и организации, а также кооперативные, общественные и иные негосударственные предприятия и организации и их органы управления не вправе принимать решения по вопросам хозяйственной деятельности без обеспечения их антимонопольной направленности.
О мерах по демонополизации в сфере управления
6. В целях кардинального преобразования системы управления народным хозяйством на основе демонополизации как одного из условий становления рыночной экономики освободить центральные экономические органы, министерства и ведомства СССР от функций по непосредственному руководству выполнением текущих хозяйственных задач и оперативному управлению предприятиями и организациями.
Установить, что министерства и ведомства СССР не несут ответственности за выполнение предприятиями и организациями заключенных ими договоров.
7. Поручить министерствам и ведомствам СССР, правительствам союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов приступить в 1990 году к выборочному разукрупнению сложившихся высокомонополизированных предприятий и организаций с учетом предложений трудовых коллективов, где это допустимо по производственным и технологическим условиям и очевидна экономическая целесообразность такой реорганизации.
Государственному комитету СССР по статистике направить в 2-недельный срок министерствам и ведомствам СССР, правительствам союзных и автономных республик, исполкомам областных, краевых Советов народных депутатов информацию об уровне монополизации производства в соответствующих отраслях и регионах с указанием предприятий и организаций, охватывающих 35 и более процентов рынка.
8. В целях создания более благоприятных условий для становления рынка отменить с 1 сентября 1990 г. действующую систему дифференциации предприятий и производств по оплате труда руководителей, специалистов и служащих.
При этом должностные оклады указанным категориям работников предприятия устанавливают самостоятельно, используя централизованно утвержденные размеры должностных окладов в качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий выполняемых ими работ.
Собственникам имущества предприятий при заключении с руководителями предприятий контрактов (договоров, соглашений), предусматривающих их права, обязанности, ответственность, планируемые результаты, сроки работы, условия материального обеспечения и другие условия найма, рассматривать централизованно утвержденные размеры должностных окладов в качестве минимальных. Рекомендовать систему материального поощрения руководителей ориентировать на достижение долговременных результатов хозяйственной деятельности, установив прямую связь между размерами оплаты их труда и показателями, характеризующими выполнение обязательств перед собственником.
9. Одобрить как одну из эффективных мер по демонополизации управления практику последовательного перехода от централизованной системы ведомственного управления отраслями к его построению на принципах самоуправления путем создания добровольных объединений предприятий с выходом предприятий из подчинения соответствующих министерств и ведомств.
Добровольные объединения призваны стать новой прогрессивной формой организации деятельности предприятий различных форм собственности. Объединения создаются строго на договорной основе в целях расширения возможностей предприятия в производственном, научно-техническом и социальном развитии, повышения эффективности использования материальных, финансовых и иных ресурсов, усиления позиций советского экспорта и включения страны в мирохозяйственные связи, противодействия региональному монополизму. При их образовании предприятия руководствуются экономической целесообразностью, интересами трудовых коллективов и установленными антимонопольными требованиями.
В целях предотвращения образования указанных объединений в качестве скрытой формы отраслевого управления и создания монополий нового типа рекомендовать общесоюзным органам государственного управления, правительствам союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов установить контроль за соблюдением следующих основных принципов образования объединений:
создание и усиление конкуренции на рынке соответствующих товаров, работ и услуг;
добровольность вхождения и выхода предприятий, а также свобода выбора организационной формы объединения;
равноправие участников объединения и организация отношений между ними на основе хозяйственной самостоятельности и договоров;
самоуправление объединения;
определение функций, прав и ответственности аппарата управления объединением исходя из добровольно делегированных ему предприятиями полномочий.
Состав объединяющихся предприятий и виды осуществляемой ими хозяйственной деятельности не должны приводить к образованию объединения с доминирующим положением на рынке товаров, работ и услуг и ущемлению прав и интересов потребителей.
Антимонопольному комитету СССР с участием центральных экономических органов и постоянных органов Совета Министров СССР провести анализ деятельности действующих государственных концернов, межотраслевых государственных объединений, ассоциаций и иных подобных образований с целью выявления скрытых форм монополизма.
О результатах проведенной работы и предложениях доложить Совету Министров СССР во II квартале 1991 г.
Антимонопольному комитету СССР, другим общесоюзным органам государственного управления, правительствам союзных республик с участием научных учреждений организовать работу по изучению практики создания и деятельности новых видов организационных структур и проведению экспертизы проектов наиболее крупных из них.
10. При осуществлении разгосударствления экономики неуклонно проводить курс на демонополизацию производства, для чего при преобразовании государственной собственности в иные ее виды решать одновременно задачу создания конкурирующих

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомспорта СССР от 15.08.1990 n 9/4а-22 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ВВЕДЕНИИ НОВЫХ УСЛОВИЙ ОПЛАТЫ ТРУДА, СТАВОК И ОКЛАДОВ РАБОТНИКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ОКЛАДОВ ТРЕНЕРОВ И СТИПЕНДИЙ СПОРТСМЕНОВ-ИНСТРУКТОРОВ СБОРНЫХ КОМАНД СССР, ВЕДОМСТВ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ  »
Документы СССР »
Читайте также