ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС, Совмина СССР от 06.02.1988 n 166 О ПЕРЕСТРОЙКЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 1988 г. N 166
О ПЕРЕСТРОЙКЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
(с изм. и доп., внесенными Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР
от 11.07.1989 N 557 - СП СССР, 1989, N 28, ст. 100;
от 30.03.1990 N 322 - СП СССР, 1990, N 10, ст. 49)
(с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР
от 10.08.1990 N 800)
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что реализация выработанного XXVII съездом партии, январским и июньским (1987 г.) Пленумами ЦК КПСС курса на перестройку, ускорение социально - экономического развития страны требует от руководящих работников и специалистов народного хозяйства высокого уровня компетентности, творческой инициативы, современного экономического мышления, овладения новыми методами хозяйствования, навыками работы в условиях полного хозяйственного расчета и демократизации всех сфер жизни общества.
В ходе научно - технической революции, коренной перестройки управления экономикой непрерывное обучение трудящихся становится одним из важнейших факторов обеспечения эффективной деятельности объединений, предприятий, организаций, учреждений, каждого трудового коллектива.
В то же время состояние этой работы в стране, действующая сеть учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ни по масштабам, ни по качеству обучения не удовлетворяют возросших потребностей народного хозяйства в оперативном обновлении профессиональных знаний работников.
Многие министерства, ведомства, объединения, предприятия, организации и учреждения ослабили внимание к вопросам повышения квалификации и переподготовки работников, к организации систематического экономического обучения кадров, изучения ими прогрессивной техники и технологии, передового производственного опыта.
В организации непрерывного обучения работников не в полной мере используются возможности высшей и средней специальной школы, а также академических и отраслевых научно - исследовательских институтов, ведущих конструкторско - технологических бюро. Министерство высшего и среднего специального образования СССР слабо осуществляет методическое руководство системой повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства.
Для решения задач по ускорению социально - экономического развития страны, радикальной реформе управления экономикой, проведению в жизнь современной кадровой политики требуется осуществить коренную перестройку системы повышения квалификации и переподготовки кадров народного хозяйства.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:
1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, окружкомам, горкомам и райкомам партии, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик осуществить конкретные мероприятия по созданию на новой основе единой государственной системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов, перейти в двенадцатой пятилетке от периодического к непрерывному обучению кадров. Сформировать мобильную и гибкую сеть учебных заведений и подразделений повышения квалификации и переподготовки, развивать различные формы непрерывного производственно - экономического обучения непосредственно на предприятиях и в организациях. В полной мере использовать в этих целях потенциал высших и средних специальных учебных заведений.
Возложить на руководителей министерств и ведомств, объединений, предприятий, организаций, учреждений, совхозов и колхозов персональную ответственность за организацию непрерывного повышения квалификации работников, поддержание их высокого профессионального уровня, своевременную подготовку к новым трудовым функциям как в производственной, так и в непроизводственной сферах.
Считать постоянное повышение квалификации прямой служебной обязанностью каждого руководителя и специалиста.
2. Рекомендовать руководителям министерств и ведомств, предприятий, объединений, организаций и учреждений совместно с партийными и профсоюзными организациями создать действенную систему материального и морального стимулирования непрерывного повышения квалификации, роста профессионального мастерства кадров, повысить личную заинтересованность и персональную ответственность работников за постоянное пополнение и обновление знаний. Должностные перемещения руководителей и специалистов, установление им соответствующего размера заработной платы должны быть связаны с результатами обучения, практического использования полученных знаний.
Учебным заведениям (подразделениям) системы повышения квалификации и переподготовки кадров осуществлять по итогам обучения слушателей комплексную оценку их профессиональных знаний и деловых качеств и на этой основе вырабатывать рекомендации по дальнейшему использованию работников. Соответствующую информацию передавать руководителям министерств, ведомств, предприятий, объединений, организаций и учреждений, направивших на учебу руководящих работников и специалистов.
Рассматривать рост профессиональной компетентности в качестве важнейшего критерия при аттестации работников. Установить, что сведения о прохождении работниками обучения в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров в течение всей их трудовой деятельности отражаются в квалификационном аттестате единого образца как основном документе, удостоверяющем их профессиональный уровень. Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС и Министерством юстиции СССР разработать и в трехмесячный срок утвердить форму указанного аттестата и порядок его выдачи.
Трудовым коллективам в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) проявлять требовательность и постоянную заботу о неуклонном росте профессионального мастерства кадров, полнее учитывать уровень подготовленности работников при выборах на руководящие должности. Повсеместно создавать обстановку глубокого уважения и авторитета наиболее квалифицированных тружеников, утверждать престиж профессиональной учебы, активного приобретения новых знаний и навыков, овладения передовым производственным опытом. Заслушивать отчеты работников в трудовых коллективах об использовании полученных ими знаний и навыков в повышении качества труда.
3. Установить следующие основные виды обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающие его непрерывность:
систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) по индивидуальному плану, утвержденному его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем;
участие не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и на других предприятиях и в организациях;
краткосрочное (по мере необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту работы или в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
длительное периодическое обучение (не реже одного раза в пять лет) в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях, в высших учебных заведениях, в том числе за рубежом;
обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим данную организацию или предприятие;
переподготовка - получение новой специальности в академиях, институтах повышения квалификации, на специальных факультетах вузов и отделениях средних специальных учебных заведений.
Утвердить рекомендации по примерному распределению различных категорий руководящих работников (их резерва) и специалистов по типам учебных заведений согласно Приложению N 1, а также сроки и формы их обучения согласно Приложению N 2.
4. Министерству высшего и среднего специального образования СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, руководителям и партийным организациям учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки кадров перестроить учебный процесс, привести его содержание в соответствие с требованиями XXVII съезда партии, январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС. Обеспечить дифференцированный подход к обучению руководящих работников и специалистов с учетом интересов и реальных потребностей в теоретической и практической подготовке каждого работника. Развивать практику индивидуализации обучения работников, в том числе на основе конкретных заданий, утверждаемых руководителями министерств и ведомств, предприятий, объединений, организаций и учреждений.
Обеспечить активное овладение слушателями новейшими методами хозяйствования, глубокое изучение ими вопросов, связанных с перестройкой управления народным хозяйством, переходом отраслей на условия хозяйственного расчета и самофинансирования, реализацией Закона СССР о государственном предприятии (объединении). Вырабатывать у руководящих работников навыки управления трудовым коллективом в условиях демократизации всех сфер общественной жизни. Значительно расширить подготовку в области системного анализа, системотехники, социологии, психологии, права, финансирования, кооперации, внешнеэкономических связей и других важнейших для специалистов и руководителей областях.
Обучение в профессиональной сфере нацелить на оперативное овладение руководящими работниками и специалистами новейшими достижениями в соответствующих отраслях науки и техники, технологии и организации труда, передовым отечественным и зарубежным опытом рационального и комплексного природопользования, бережного использования трудовых и материальных ресурсов. Каждый специалист должен уметь активно применять в работе электронно - вычислительную технику, ориентироваться в современной научно - технической информации, эффективно ее использовать для решения практических задач.
Не допускать включения в учебные планы дисциплин, не связанных с углублением экономических, профессиональных знаний и навыков слушателей, развитием марксистско - ленинского мировоззрения. За актуальность содержания учебных планов и программ несут ответственность министерства, ведомства и учебные заведения (подразделения) системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Шире использовать активные методы обучения, такие, как деловые игры, разбор конкретных ситуаций, коллективный поиск резервов, дискуссии, семинары и школы по обмену опытом, выездные занятия на передовых предприятиях и в организациях. Усилить практическую направленность обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, нацелив его на выработку у слушателей умения и навыков активно использовать полученные знания в работе.
Государственному комитету СССР по науке и технике, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, другим министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик кардинально улучшить использование при обучении руководящих работников и специалистов возможностей Выставки достижений народного хозяйства СССР, а также аналогичных выставок союзных, автономных республик, краев, областей и выставок отраслей народного хозяйства.
Всю работу по повышению квалификации и переподготовке кадров подчинить успешному выполнению планов экономического и социального развития страны и регионов, отраслей народного хозяйства, объединений, предприятий, колхозов и совхозов, ускорению темпов научно - технического и социального прогресса.
5. Постоянным органам Совета Министров СССР, Госагропрому СССР, Госстрою СССР, Советам Министров союзных республик, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, другим министерствам и ведомствам СССР на основе аттестации учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров осуществить в течение 1988 - 1989 годов упорядочение их сети, сочетая отраслевой принцип ее организации с широкой межотраслевой и региональной кооперацией.
Создать в каждой отрасли головной институт повышения квалификации и развернутую сеть учебных заведений (подразделений) по повышению квалификации и переподготовке кадров.
Министерствам и ведомствам через головные институты осуществлять организационно - методическое руководство непрерывным обучением кадров в соответствующих отраслях народного хозяйства. Сформировать в составе этих институтов информационно - справочные и вычислительные центры, редакционно - издательские отделы и другие подразделения, необходимые для эффективного выполнения возложенных на них функций, особенно для организации деловой информации.
Создать межотраслевые институты повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров на базе факультетов по подготовке организаторов промышленного производства, строительства и планирования при вузах согласно Приложению N 3.
Принять предложения Совета Министров РСФСР, Совета Министров Украинской ССР, Совета Министров Казахской ССР, Совета Министров Киргизской ССР, Совета Министров Таджикской ССР, Совета Министров Армянской ССР и Совета Министров Туркменской ССР о создании при Советах Министров этих республик межотраслевых институтов повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Советам Министров союзных республик, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, другим министерствам и ведомствам обеспечить образцовую постановку учебного процесса в межотраслевых институтах повышения квалификации, на специальных факультетах и отделениях при вузах и техникумах, направив их деятельность на обучение кадров прежде всего в области новейших направлений науки и техники. Создать для этих учебных заведений (подразделений) современную материальную базу, поставлять в них первые образцы новой техники, привлекать к учебной работе ее разработчиков, наиболее крупных специалистов в данной области.
Центросоюзу, заинтересованным министерствам и ведомствам организовать широкое обучение руководителей и специалистов кооперативов.
Руководителям учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров, высших и средних специальных учебных заведений организовать проведение консультаций для лиц, повышающих квалификацию самостоятельно. Разрешить создание при этих учебных заведениях хозрасчетных курсов для граждан, желающих получить знания по определенной программе.
Министерству высшего и среднего специального образования СССР совместно с соответствующими министерствами и ведомствами проводить один раз в пять лет аттестацию учебных заведений (подразделений) системы повышения

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 06.06.1967 n 515 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ И ТОРГОВЛИ  »
Документы СССР »
Читайте также