УКАЗАНИЕ МГА СССР от 07.08.1990 n 369/у О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РЕКОМЕНДОВАННЫХ НОРМАТИВОВ РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР
УКАЗАНИЕ
от 7 августа 1990 г. N 369/у
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РЕКОМЕНДОВАННЫХ НОРМАТИВОВ
РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Режим труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации регулируется Положением о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации, которое в настоящее время не соответствует требованиям.
В соответствии со статьями 6 и 14, пунктами 4 и 2, Закона "О государственном предприятии (объединении) в СССР" предприятие само устанавливает режим рабочего времени и времени отдыха, вводит гибкие графики и утверждает правила внутреннего трудового распорядка.
По заданию МГА ГосНИИ ГА разработало научно обоснованные Рекомендуемые нормативы режима труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые обсуждались в управлениях, производственных объединениях и на расширенном заседании коллегии МГА.
Предлагаю:
1. При установлении режима рабочего временя и времени отдыха работников предприятия (объединения) учитывать Рекомендуемые нормативы режима труда и отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации (Приложение).
2. Положение МГА от 04.02.80 N 2/И считать утратившим силу.
Министр
Б.Е.ПАНЮКОВ



Приложение
к указанию Министра ГА
от 7 августа 1990 г. N 369/у
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМАТИВЫ
ПО РЕЖИМАМ ТРУДА И ОТДЫХА ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
1. Определения
1.1. Рабочее время экипажа ВС - это часть времени, определенные дни и часы, согласно распорядку, графику или специальному распоряжению, когда экипаж выполняет порученную ему профессиональную деятельность и иные трудовые обязанности.
1.2. Норма общего рабочего времени экипажа ВС за сутки или любой непрерывный 24-часовой период - это допустимое время при планировании работы экипажа, в течение которого сохраняется необходимый уровень психофизиологических функций для выполнения надежной профессиональной деятельности.
1.3. Норма полетного времени (времени полета(ов), согласно НПП ГА) за сутки или любой непрерывный 24-часовой период - это часть общего рабочего времени экипажа, занятого выполнением полетов, при соблюдении которого сохраняется необходимый уровень психофизиологических функций человека для выполнения надежной профессиональной деятельности.
1.4. Норма полетного времени экипажа ВС за неделю (любые 7 последовательных дней), месяц (любые 28 - 31 последовательных дней), год (любые 365 последовательных дней) - это установленная сумма полетного времени экипажа за конкретный период, которая сохраняет надежный уровень профессиональной деятельности.
1.5. Время отдыха - это непрерывный отрезок времени: часы, дни, когда экипаж освобожден от исполнения любых производственных обязанностей.
1.6. Время предполетного отдыха - это непрерывный отрезок времени (часы, дни отдыха), который предоставляется администрацией, а экипажем должен соблюдаться с обязательным 8-часовым сном перед планируемым полетом с целью обеспечения необходимого уровня психофизиологических функций и надежной профессиональной деятельности в интересах безопасности предстоящего полета.
1.7. Время послеполетного отдыха - это непрерывный отрезок времени: часы, дни по установленному графику, распорядку или специальному распоряжению, который должен предоставляться экипажу сразу после завершения полетного задания для восстановления психофизиологических функций организма с целью профилактики развития переутомления и заболеваний в интересах охраны здоровья и обеспечения безопасности в последующих полетах.
1.8. Отдых во время полета - это период длительностью от 15 минут до 2-х часов, который предоставляется члену экипажа в "сверхнормативных полетах" для проведения реабилитационных мероприятий по поддержанию необходимого уровня психофизиологических функций и надежности профессиональной деятельности в интересах обеспечения безопасности длительного полета и охраны здоровья.
1.9. Время эстафеты - это непрерывный отрезок времени необходимой продолжительности, когда согласно графику, распорядку, специальному распоряжению экипаж находится в требуемом условиями производства месте, в отрыве от базового аэропорта, для смены другого экипажа с целью продолжения полетов (рейсов).
1.10. Время дежурств в качестве резервного экипажа - это непрерывный отрезок времени, в течение которого экипаж согласно графику, распорядку или специальному распоряжению находится в требуемом условиями производства месте (гостинице, профилактории или других приспособленных для отдыха местах с обеспечением необходимыми условиями для сна), при постоянной готовности к выполнению профессиональной деятельности с целью своевременной замены, при необходимости, другого экипажа.
1.11. Усиленный экипаж - экипаж, в котором каждый его член, в том числе КВС, может быть временно подменен дополнительным членом экипажа без ущерба безопасности полета для проведения реабилитационных мероприятий по поддержанию уровня психофизиологических функций и надежной профессиональной деятельности.
1.12. Сверхнормативный полет (или рейс) - это полет (или серия полетов) с длительностью общего рабочего времени более установленных норм, который из условий производственной необходимости планируется руководителями авиаподразделений при дополнительных мероприятиях <*> по поддержанию должного уровня работоспособности и здоровья экипажа.
------------------------------------
<*> К дополнительным мероприятиям обеспечения безопасности сверхнормативного полета относятся:
- повышенный уровень организации наземного обеспечения полета;
- создание оптимального расписания полетов согласно рекомендациям таблицы 2 и пункта 3.6.4 "а";
- усиление экипажа с целью предоставления регламентированных пауз для отдыха в полете (от 15 мин. до 2-х часов);
- другие меры с учетом конкретных условий трассы;
- ограничение числа таких полетов для одного экипажа в неделю, месяц.
2. Общие положения
В соответствии со ст. 106 "Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде" настоящие нормативы и рекомендации призваны регулировать режим труда и отдыха экипажей в дни полетов или в периоды, имеющие отношение к предстоящим полетам: время дежурств в качестве резервного экипажа, время эстафеты, пред- и послеполетного отдыха и другие периоды времени, характерные только для членов экипажей воздушных судов.
В данном разделе (2) приведены те положения, которые являются едиными для экипажей всех типов ВС независимо от вида деятельности.
Общее рабочее время экипажей воздушных судов слагается из полетного времени и времени работы на земле.
2.1. В рабочее время экипажей на земле включается:
а) время предполетной подготовки;
б) время послеполетной работы, включая время смены экипажа;
в) время стоянок в промежуточных аэропортах по расписанию;
г) время ожидания вылета в базовом и промежуточном (запасном) аэропортах в случаях задержки рейсов по различным причинам;
д) время нахождения экипажей на различного вида дежурствах (в качестве резерва или других дежурств), которое должно учитываться полностью;
е) время эстафеты экипажей в промежуточных аэропортах, исчисляемое со времени окончания послеполетной работы до начала предполетной подготовки из расчета 8 часов за каждые 24 часа (одна треть времени эстафеты);
ж) время работы в подразделении: предварительная подготовка к полетам, разборы полетов, работа на тренажерах, профессиональная учеба, прохождение медицинских осмотров, ВЛЭК и другое время, затраченное на выполнение профессиональных или других видов работ по распоряжению администрации;
з) время регламентированных перерывов для отдыха, предоставляемое между полетами на земле для восстановления работоспособности, продолжительность которого устанавливается в зависимости от вида выполняемых работ в народном хозяйстве, как правило, не более 1 часа.
В общее рабочее время экипажей должны быть учтены все виды работ, в том числе и те, которые специфичны только для данного авиаподразделения (например: прохождение таможенного контроля, время перелетов экипажей в качестве пассажиров для замены основного экипажа, время специальной подготовки ВС к выполнению работ по ПАНХ: загрузка препаратами, подготовка груза к транспортированию на внешней подвеске, заправка ГСМ и др.).
2.2. К полетному времени относится: время работы экипажа в кабине ВС, исчисляемое с момента запуска двигателей перед взлетом до момента выключения двигателей после посадки.
Время отдыха в сверхнормативном полете, предоставляемое члену экипажа для поддержания надежного уровня профессиональной деятельности, учитывается полетным временем.
2.3. В соответствии с трудовым законодательством учет рабочего времени может быть поденным и суммированным. При поденном учете подсчитывается рабочее время в течение каждого дня. Эта система применяется при наличии точно установленного нормального рабочего времени, имеющего одинаковую ежедневную продолжительность. Продолжительность рабочего времени экипажей в дни полетов, как правило, неодинаковая.
Предлагается:
а) ввести суммированный учет рабочего времени экипажей транспортных воздушных судов за месяц; при применении авиации в сельском и лесном хозяйстве - за год;
б) в дни полетов установить предельные нормы общего рабочего времени за 24-часовой период, исчисляемый с момента явки экипажа на работу по плану. Предельной нормой общего рабочего времени за 24-часовой период установить 10 часов днем и 8 часов ночью по базовому времени (биологический день и биологическая ночь) экипажа;
в) общее рабочее время, полетное время сверх установленных предельных норм (см. табл. 1, 4, 5) за сутки, месяц, год считать сверхнормативным (в правовом отношении - сверхурочным) <*>;
г) выходной день при суммированном учете рабочего времени должен предоставляться не реже одного раза за 7 непрерывных дней;
д) минимальное время отдыха за сутки должно быть на менее величин, указанных в табл. 3, если не оговорено иначе.
------------------------------------
<*> Данное положение основывается на том, что физиологическая цена работы члена экипажа с каждым часом сверх установленных норм существенно возрастает.
2.4. Полеты должны выполняться при обязательном соблюдении предполетного и послеполетного отдыха, организованного согласно требованиям, изложенным в п. 2.12.
2.5. Время дежурств в качестве резервного экипажа (или при других видах дежурств) не должно превышать 12 часов, при этом экипаж может выполнять любое полетное задание соответственно регламентам, изложенным в разделах 3 и 4, если ему были предоставлены условия для отдыха согласно пункту 2.12; учет рабочего времени проводить по фактически отработанному времени, при этом время дежурства в резерве к сверхнормативному (сверхурочному) не относится (работа с правом сна).
2.6. Время в пути на работу (с работы) в базовом аэропорту рабочим временем и временем отдыха не считается.
2.7. При выполнении полетов на различных типах воздушных судов, а также при различных видах работ годовые нормы полетного времени необходимо определять пропорционально полетному времени на соответствующем типе воздушного судна или видах работ.
2.8. Планирование времени работы и времени отдыха экипажей воздушных судов следует производить по времени аэропорта постоянного базирования. Распределение летной нагрузки экипажа производить равномерно на протяжении недели, месяца, года, если не оговорено иначе. При командировании экипажа в другой аэропорт или район работ со сдвигом часовых поясов для выполнения полетов с новой базы сроком до 1 месяца и более происходит постепенная перестройка суточных биологических ритмов организма применительно к новым условиям; при сдвиге 5 и более часовых поясов начало полетов с новой базы производить не ранее 3 суток. Биологическую ночь и день экипажа в таких случаях необходимо определять по времени нового места базирования.
2.9. Не рекомендуется:
- отвлекать членов экипажа от сна во время предполетного и послеполетного отдыха, во время дежурств в качестве резерва для выполнения общественных и других видов работ, не связанных с прямыми обязанностями по выполнению конкретного профессионального задания;
- проводить разборы, экзамены в предполетные часы;
- совмещать время послеполетного отдыха с выходным днем;
- планировать работу экипажей две ночи подряд.
2.10. Отпуска летному составу предоставлять не менее двух раз в год.
2.11. Профессиональная работоспособность и утомление экипажей ВС.
Профессиональная работоспособность экипажей (уровень и устойчивость) в значительной мере зависит от следующих основных факторов:
- качества обучения, уровня приобретенных профессиональных навыков, стажа работы;
- физической выносливости и возраста члена экипажа;
- времени выполнения полетов - днем или ночью;
- длительности непрерывной работы или непрерывного бодрствования;
- качества и достаточности предполетного отдыха;
- эмоционального состояния и здоровья перед вылетом;
- психологической совместимости членов экипажа;
- уровня организации наземных работ по обеспечению полетов;
- среды обитания экипажа в кабине ВС;
- географии выполняемых полетов;
- образа жизни, бытовых условий и др.
Утомление экипажа является одним из существенных факторов риска развития ошибочных действий в полете.
Представленные в разделах 3 и 4 нормы общего рабочего и полетного времени экипажей являются предельными, нормативы отдыха - минимально допустимыми. Оптимальные нормы общего рабочего и полетного времени каждого индивидуума могут быть ниже: у молодых специалистов по мере усвоения профессиональных навыков, на период внедрения в эксплуатацию новых типов ВС, после перенесенных острых и обострений хронических заболеваний, с возрастом и др.
Оптимальное потребное время предполетного и послеполетного отдыха может совпадать или быть больше представленных в п. 3.15 минимальных обязательных норм. В соответствии с трудовым законодательством длительность времени работы в часах ко времени отдыха находится в соотношении 1:2. Однако конкретные условия выполнения полетов требуют в ряде случаев уточнения длительности предполетного и послеполетного периода исходя из конкретных задач и условий на земле. Например, при выполнении регулярных длительных трансмеридианных или трансширотных полетов необходимо увеличение времени предполетного и послеполетного отдыха на базе выше установленных законодательных норм; при этом сокращение общего рабочего времени за 7 последовательных дней недоработкой не является.
2.11.1.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 06.08.1990 n 780 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР В СВЯЗИ С ЗАКОНОМ СССР О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ГРАЖДАН СССР, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА  »
Документы СССР »
Читайте также