ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Минюста СССР, Секретариата ВЦСПС от 10.07.1990 n 273/К-14-440/11-41 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР
СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 1990 г. N 273/К-14-440/11-41
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ
ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам, Министерство юстиции СССР и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:
1. Утвердить Нормативы численности работников юридической службы, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам совместно с Министерством юстиции СССР при участии министерств и ведомств.
Установить срок их действия с 1 января 1991 г. до 1997 г.
2. Нормативы численности работников юридической службы рекомендуются для расчета численности работников юридической службы на предприятиях и в объединениях отраслей промышленности независимо от их ведомственной подчиненности.
Нормативы могут быть использованы также для определения численности юридических работников в межотраслевых государственных объединениях, концернах, ассоциациях и других хозяйственных структурах.
3. Центральному бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам обеспечить контроль за изданием сборника "Нормативы численности работников юридической службы" в соответствии с тематическим планом издания.
4. Считать утратившими силу с 1 января 1991 г. Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Министерства юстиции СССР и Секретариата ВЦСПС от 11 декабря 1981 г. N 343/24/7/21-167 "Об утверждении Нормативов численности работников юридической службы" и Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 15 сентября 1987 г. N 556/26-7 "Об установлении сроков действия Нормативов численности работников юридической службы".
Заместитель Председателя
Госкомтруда СССР
Н.ЧЕШЕНКО
Заместитель Министра
юстиции СССР
Н.ОСЕТРОВ
Секретарь ВЦСПС
В.МАКЕЕВ



Утверждены
Постановлением Госкомтруда СССР,
Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС
от 10 июля 1990 г. N 273/К-14-440/11-41
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ
РАБОТНИКОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Общая часть
1.1. Нормативы численности рекомендуются для расчета численности работников юридической службы на предприятиях и в объединениях отраслей промышленности.
1.2. В основу разработки нормативов численности положены следующие данные:
а) фотографии рабочего времени;
б) технические расчеты;
в) данные оперативного учета и отчетности;
г) результаты анализа трудовых процессов в целях рационализации приемов и методов труда и организации рабочих мест.
1.3. При разработке сборника использованы следующие материалы:
Нормирование труда служащих. Методические рекомендации (М., НИИ труда, 1979 г.);
Методические основы нормирования труда рабочих в народном хозяйстве (М., Экономика, 1987 г.);
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, выпуск 1 (М., Экономика, 1987 г.);
Определение численности служащих производственных объединений (комбинатов) и предприятий (М., НИИ труда, 1980 г.);
Нормативные акты, регламентирующие деятельность юридической службы в народном хозяйстве.
1.4. Нормативы численности установлены по видам работ, исходя из годового объема их выполнения.
1.5. Нормативы разработаны на явочную численность. Списочная численность работников юридической службы рассчитывается на месте.
Числовые значения факторов, указанных в таблицах нормативов численности, определяются как среднегодовые величины за год.
1.6. При расчете нормативов численности учтены затраты времени на подготовительно - заключительные работы, отдых (включая физкультпаузы) и личные потребности.
1.7. Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано "до", следует понимать включительно.
1.8. Если работники юридической службы по роду деятельности или специфике условий производства не выполняют отдельные виды работ, указанные в сборнике, то при расчете общей численности предусмотренная на выполнение этих видов работ численность не учитывается.
1.9. Основными видами работ, на которые разработаны нормативы численности, являются: планирование работы; систематизированный учет и хранение нормативных актов; обеспечение социалистической законности, контроль за своевременным принятием мер по протестам и представлениям прокуратуры, частным определениям суда и материалам органов Госарбитража; контроль за работой по подготовке и заключению хозяйственных договоров; рассмотрение и составление протоколов разногласий к договорам; контроль за выполнением договорных обязательств; обеспечение правовыми средствами качества продукции; организация и ведение претензионной работы; организация и ведение исковой работы; обеспечение сохранности социалистической собственности; обеспечение правильного применения на предприятиях трудового, жилищного, пенсионного и иного законодательства; пропаганда советского законодательства, организация на предприятии юридического всеобуча; методическое руководство правовой работой в структурных единицах, входящих в состав объединений и подчиненных объединению предприятиях; организация правового обеспечения реализации принципов хозяйственного расчета и самофинансирования; организация применения законодательства и правовых средств в процессе освоения и внедрения научно - технических разработок.
1.10. При определении численности работников юридической службы следует учитывать работы, не предусмотренные сборником, величина которых составляет 10% от трудоемкости работ, предусмотренных сборником.
Нормативы численности работников юридической службы на предприятиях определяются по формуле:
Ч = Ч x K,
общ н
где Ч - суммарная численность, предусмотренная сборником,
н
которая определяется по формуле:
Ч = Ч + Ч + ... + Ч ,
н 1 2 п
где Ч , Ч , ..., Ч - нормативы численности, предусмотренные
1 2 п
сборником на выполнение конкретного вида работы;
K - коэффициент, учитывающий затраты труда на выполнение работ, не предусмотренных в нормативной части сборника (K = 1,1).
Пример определения численности юридической службы объединения (предприятия) приведен в Приложении.
1.11. Канцелярские, машинописные и библиотечные работы нормируются по соответствующим сборникам.
2. Организация труда
2.1. Деятельность работников юридической службы регламентируется: положением о юридическом отделе (бюро), должностными инструкциями, составленными в соответствии с Общим положением о юридической службе в народном хозяйстве и другими актами действующего законодательства, методическими рекомендациями органов юстиции, отраслевыми (ведомственными) положениями, указаниями и рекомендациями.
Внедрение в работу юридической службы научной организации труда, участие в планировании и контроле за исполнением всех мероприятий, направленных на соблюдение и укрепление государственной договорной и трудовой дисциплины, обеспечение социалистической законности должны способствовать повышению экономических показателей деятельности объединений и предприятий.
2.2. Площадь помещения юридической службы определяется на основании СНиП 2.09.04-87 <*> с учетом особенностей труда и требований рационального размещения необходимого оборудования. При этом работникам юридической службы в силу специфики правовой работы предоставляется отдельное помещение (с учетом приема посетителей).
--------------------------------
<*> СНиП 2.09.04-87. "Административные и бытовые здания", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1987 г. N 313.
2.3. Рабочее место.
На рабочем столе размещается картотека и журналы, связанные с оперативной работой исполнителя, перекидной календарь и средства оргтехники. Рядом с рабочим местом должен быть расположен сейф, шкаф или стеллажи для хранения нормативных актов и юридической литературы.
Целесообразно применять стулья и кресла с регулируемой высотой сидения.
Телефонный аппарат устанавливается в зоне рабочего места исполнителя. Если телефонным аппаратом пользуются несколько исполнителей, то он устанавливается в специально отведенном месте.
На рисунках 1 и 2 <*> представлены рекомендуемые схемы организации рабочих мест работников юридической службы.
--------------------------------
<*> Рисунки не приводятся.
2.4. Условия труда.
В служебных помещениях могут применяться лампы накаливания и люминесцентные лампы. Наибольшее распространение получили люминесцентные лампы дневного света (ДС), белого света (БС), холодно - белого света (ХБС) и тепло - белого света (ТБС).
Уровень освещенности рабочих мест, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных соответствующими санитарными нормами.
2.5. Работники юридической службы должны своевременно обеспечиваться необходимыми материалами (бумагой, бланками, канцелярскими принадлежностями).
Представление информационно - правовых материалов, а также своевременное ознакомление работников юридической службы с приказами по министерству (ведомству), объединению (предприятию) обеспечивается администрацией.
2.6. Режим труда и отдыха работников юридической службы следует строить таким образом, чтобы наиболее напряженные умственные работы выполнялись в первой половине дня, когда у работающего отмечается более высокая производительность труда.
За 1 - 1,5 часа до обеда и окончания работы проводятся физкультурные паузы продолжительностью 5 - 10 минут.
3. Нормативная часть
3.1. Планирование работы
Содержание работы. Составление плана работы с указанием сроков их выполнения и лиц, ответственных за выполнение. Согласование плана с руководством объединения (предприятия) и соответствующими структурными подразделениями. Составление справок о работе и представление их руководству объединения (предприятия). Осуществление контроля за своевременным и качественным выполнением плановых мероприятий.
Исполнители - начальник отдела (бюро), юрисконсульт I, II категории, юрисконсульт.
Таблица 1
-----------T----------------------------------------------T------¬
¦Количество¦ Количество пунктов (позиций) в плане, ¦Номер ¦
¦разделов в¦ единиц ¦норма-¦
¦ плане, +-----T-------T-------T-------T-------T--------+тива ¦
¦ единиц ¦до 10¦11 - 15¦16 - 25¦26 - 40¦41 - 65¦66 - 150¦ ¦
¦ +-----+-------+-------+-------+-------+--------+ ¦
¦ ¦ Нормативы численности, чел. ¦ ¦
+----------+-----T-------T-------T-------T-------T--------+------+
¦До 4 ¦0,032¦ 0,038 ¦ 0,043 ¦ 0,050 ¦ 0,057 ¦ 0,066 ¦ 1 ¦
¦5 - 16 ¦0,038¦ 0,043 ¦ 0,050 ¦ 0,057 ¦ 0,066 ¦ 0,076 ¦ 2 ¦
¦17 - 65 ¦0,043¦ 0,050 ¦ 0,057 ¦ 0,066 ¦ 0,076 ¦ 0,087 ¦ 3 ¦
L----------+-----+-------+-------+-------+-------+--------+-------
а б в г д е
3.2. Систематизированный учет и хранение актов
Содержание работы. Изучение нормативных актов. Учет нормативных актов, судебной и арбитражной практики на основе классификатора. Изучение и анализ изменений, вносимых в нормативные акты. Составление систематизированной картотеки. Подборка карточек в картотеке. Ведение контрольных экземпляров нормативных актов. Внесение изменений в нормативные акты. Отметка об изменении в карточках картотеки.
Исполнители - начальник отдела (бюро), юрисконсульт I, II категории, юрисконсульт.
Таблица 2
--------------T-------------------------------------------T------¬
¦ Количество ¦ Количество изменений, внесенных ¦Номер ¦
¦ карточек в ¦ в нормативные акты за год, единиц ¦норма-¦
¦ картотеке, +--------T----------T-----------T-----------+тива ¦
¦ штук ¦ до 25 ¦ 26 - 100 ¦ 101 - 400 ¦ 401 - 1500¦ ¦
¦ +--------+----------+-----------+-----------+ ¦
¦ ¦ Нормативы численности, чел. ¦ ¦
+-------------+--------T----------T-----------T-----------+------+
¦До 55 ¦ 0,029 ¦ 0,034 ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦
¦ 56 - 90 ¦ 0,034 ¦ 0,039 ¦ 0,045 ¦ - ¦ 2 ¦
¦ 91 - 140 ¦ 0,039 ¦ 0,045 ¦ 0,050 ¦ - ¦ 3 ¦
¦ 141 - 210 ¦ 0,045 ¦ 0,050 ¦ 0,060 ¦ 0,068 ¦ 4 ¦
¦ 211 - 320 ¦ 0,050 ¦ 0,060 ¦ 0,068 ¦ 0,078 ¦ 5 ¦
¦ 321 - 500 ¦ 0,060 ¦ 0,068 ¦ 0,078 ¦ 0,090 ¦ 6 ¦
¦ 501 - 800 ¦ 0,068 ¦ 0,078 ¦ 0,090 ¦ 0,10 ¦ 7 ¦
¦ 801 - 1200 ¦ 0,078 ¦ 0,090 ¦ 0,10 ¦ 0,12 ¦ 8 ¦
¦1201 - 1900 ¦ 0,090 ¦ 0,10 ¦ 0,12 ¦ 0,14 ¦ 9 ¦
¦1901 - 3000 ¦ 0,10 ¦ 0,12 ¦ 0,14 ¦ 0,16 ¦ 10 ¦
¦3001 - 4500 ¦ 0,12 ¦ 0,14 ¦ 0,16 ¦ 0,18 ¦ 11 ¦
¦4501 - 7000 ¦ 0,14 ¦ 0,16 ¦ 0,18 ¦ 0,20 ¦ 12 ¦
¦7001 - 10000 ¦ 0,16 ¦ 0,18 ¦ 0,20 ¦ 0,24 ¦ 13 ¦
L-------------+--------+----------+-----------+-----------+-------
а б в г
3.3. Обеспечение социалистической законности, контроль за своевременным принятием мер по протестам и представлениям прокуратуры, частным определениям суда и сообщениям органов Госарбитража
Содержание работы. Проверка соответствия требованиям действующего законодательства представляемых на подпись руководителю объединения (предприятия) проектов приказов, инструкций, положений и других документов правового характера и визирование их. Осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства приказов и других актов, изданных руководителями структурных единиц и подразделений объединения (предприятия) и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующего законодательства. Подготовка совместно со структурными подразделениями предложений об изменении действующих или отмене фактически утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных в объединении (на предприятии). Разработка совместно со структурными подразделениями

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 09.07.1990 n 272/11-28 О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ВЫПУСКИ 15, 24, 29 И 47  »
Документы СССР »
Читайте также