Решение арбитражного суда республики карелия от 21.12.2010 по делу n а26-7449/2010 требование о взыскании затрат, связанных с проведением лесовосстановительных работ, удовлетворено, поскольку министерство по природопользованию и экологии рк как распорядитель бюджетных средств, выделенных на оплату лесовосстановительных работ, не исполнило обязанность по оплате затрат арендатора на лесовосстановление.суд первой инстанции арбитражный суд республики карелия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2010 г. по делу N А26-7449/2010
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2010 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Репина Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фарисеевой О.Г.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску открытого акционерного общества "Лендерский леспромхоз"
к Министерству лесного комплекса Республики Карелия
о взыскании 2789180 руб. 92 коп.
при участии представителей:
истца, открытого акционерного общества "Лендерский леспромхоз", - Филатовой Ж.В., действующей на основании доверенности от 27.04.2010,
ответчика, Министерства лесного комплекса Республики Карелия, - не явился
установил:
открытое акционерное общество "Лендерский леспромхоз" (далее - истец, арендатор, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к Министерству лесного комплекса Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство) с иском о взыскании 2789180 руб. 92 коп. - понесенных обществом на воспроизводство лесов по договору аренды участков лесного фонда от 15.10.2004 N 2 в 2008 году.
Исковые требования обоснованы ст. ст. 307 - 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 101 Лесного кодекса Российской Федерации, условиями договоров аренды.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме.
Определением от 25.11.2010 уточнено наименование ответчика - Министерство по природопользованию и экологии РК.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Министерство возражения изложило в отзыве, исковые требования не признало по следующим основаниям.
Министерство лесного комплекса РК (в 2007 году - Государственный комитет РК по лесу) в спорный период не являлось стороной договоров на аренду участков лесного фонда; не согласовывало истцу объемы работ по воспроизводству лесов и не подписывало акты о выполнении данных работ; не согласовывало и не подписывало Протоколы по выполнению условий договоров аренды участков лесного фонда за 2007 год.
Считает, что истцом в нарушении ст. 65 АПК РФ не доказаны обстоятельства, являющиеся основанием для взыскания с Министерства 2789180 руб. 92 коп.
ООО "Муезерский ЛПХ" не указана ссылка на норму права, в соответствии с которой возможно взыскание задолженности по гражданско-правовому договору не с обязанной стороны, а с главного распорядителя средств федерального бюджета.
Высказало возражения по расчету суммы иска. Нормативно-технологические карты (НТК) 2007 года, на которые имеется ссылка в расчете, разработаны Государственным комитетом Республики Карелия по лесу для целей определения ответственности за нарушение лесохозяйственных требований, а не для целей расчета затрат, связанных с лесовосстановлением. Госкомитет РК по лесу (впоследствии Министерство лесного комплекса РК) не имел полномочий для разработки НКТ с целью последующего расчета по ним затрат и их компенсации арендаторам из средств бюджета.
Порядок расчета затрат регламентирован законодательством и отражен в п. 5.2.5. договора, а именно, стоимость лесовосстановительных работ должна быть рассчитана исходя из нормативно-технологических карт, утвержденных вышестоящим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством РФ, на основании разработанных нормативов МПР России.
Нормативы затрат на воспроизводство лесов для определения объемов финансирования разработаны МПР России на 2005 год и доведены до территориальных органов, подведомственных МПР России письмом от 02.08.2004 N 05-01-46/307. В последующие годы (2006. 2007, 2008, 2009) МПР России нормативы затрат на воспроизводство лесов не разрабатывало и до сведения уполномоченного органа в области лесных отношений на территории Республики Карелия не доводило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, суд установил следующие обстоятельства.
Между ОАО "Лендерский леспромхоз" и ФГУ "Муезерский лесхоз" (арендодатель) 15.10.2004 заключен договор на аренду участков лесного фонда на общей площади 301987 га сроком до 31.12.2029 для заготовки древесины и проведения лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства, проектом организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке и считается заключенным.
Согласно распоряжению Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 N 417р-П с 01.02.2008 ФГУ "Муезерский лесхоз" реорганизовано в форме слияния, образовав ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество".
Согласно пункту 6.2.6 договора арендатор обязан ежегодно выполнять лесохозяйственные, лесовосстановительные работы по воспроизводству лесов в объемах и на условиях, установленных арендодателем, лесоустроительными документами и настоящим договором (приложение N 6).
Пунктом 5.2.5 договора предусмотрена обязанность арендодателя оплачивать затраты арендатора по воспроизводству лесов за счет бюджета Республики Карелия; оплата затрат производится по мере поступления бюджетных средств на лицевой счет арендодателя из бюджета Республики Карелия.
Общество выполнило обязательства, предусмотренные пунктом 6.2.6 договора, надлежащим образом, что подтверждается актами приемки выполненных лесохозяйственных работ, протоколом по выполнению условий договора аренды участка лесного фонда за 2008 год.
Поскольку ответчик не оплатил затраты Общества по воспроизводству лесов, арендатор обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании установлено, что договор аренды заключен в период действия Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года; условия договора, касающиеся производства и оплаты лесовосстановительных работ, соответствуют положениям этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2007, работы по лесовосстановлению производятся за счет арендатора.
Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно статье 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" положения вновь принятого Лесного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим после дня введения его в действие.
Пункт 1 статьи 4 указанного закона предусматривает, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.
В силу приведенных норм положения статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года не применимы к отношениям сторон, возникшим из договора от 15.10.2004, условия которого изменены с 26.12.2008 - момента его переоформления (л.д. 36-46).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт выполнения Обществом лесовосстановительных работ, возложенных на него пунктом 6.2.6 договора, ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными суду актами приемки лесохозяйственных работ.
Доводы Министерства о том, что оно не является стороной в отношениях по договору от 15.10.2004 и у него отсутствует обязанность оплачивать работы по воспроизводству лесов в 2008 году, не соответствуют обстоятельствам дела.
Из объяснений истца следует, что требование к ответчику заявлено как к распорядителю средств федерального бюджета, выделенных в 2008 году в качестве субвенций на оплату работ по воспроизводству лесов.
Общество представило в материалы дела счета-фактуры, акты приемки выполненных работ за 2008 год, протоколы по выполнению условий договоров, а также расчет затрат, произведенный с учетом калькуляции стоимости конкретных работ, утвержденной Обществом.
Согласно указанным протоколам установленные Обществу объемы лесовосстановительных работ выполнены им полностью. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком. В отсутствие утвержденных МПР России нормативно-технологических карт на 2008 год Общество произвело расчет затрат на основании внутренних калькуляций по сложившимся фактическим затратам. Сама арифметика расчета и представленные в его обоснование документы ответчиком не оспорены. Ответчик считает, что компенсация расходов могла быть выплачена истцу по нормативам, разработанным МПР России на 2008 года, при их отсутствии иск необоснован.
Судом исследованы документы, представленные Обществом в обоснование затрат. Суд считает, что понесенные истцом затраты подлежат возмещению в полном объеме.
Надлежащим ответчиком суд считает Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, которое, как орган исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющее функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательствами Российской Федерации и Республики Карелия, а также функции по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного комплекса Республики Карелия, и как распорядитель бюджетных средств, выделенных на оплату лесовосстановительных работ, обязано компенсировать затраты арендаторов на выполнение указанных работ в 2008 году по договорам, заключенным до введения в действие нового Лесного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. Исковые требования открытого акционерного общества "Лендерский леспромхоз" удовлетворить полностью.
2. Взыскать с Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в пользу открытого акционерного общества "Лендерский леспромхоз" 2 789 180 руб. 92 коп. - задолженность по оплате лесовосстановительных и лесохозяйственных работ, выполненных в 2008 году по договору аренды участка лесного фонда, и расходы по госпошлине в сумме 36 945 руб. 90 коп.
3. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65).
Судья
РЕПИНА Л.А.

Решение арбитражного суда республики карелия от 21.12.2010 по делу n а26-1850/2010 во взыскании ущерба за нарушение лесного законодательства отказано, поскольку при составлении протокола лесничеством нарушены требования инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства (общество не извещалось о дате составления протокола, в протоколе не указаны лица, в отношении которых он составлен).суд первой инстанции арбитражный суд республики карелия  »
Читайте также