Решение арбитражного суда республики карелия от 31.03.2003 по делу n а26-11/03-210 решение налогового органа признано недействительным в части доначисления, в том числе: налога на прибыль, пеней и штрафа, связанных с применением льготы по налогу на прибыль в части сумм, направленных на благотворительные цели, на финансирование капитальных вложений и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; ндс, пеней и штрафа; енвд, пеней и штрафа; штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.суд первой инстанции арбитражный суд республики карелия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2003 г. Дело N А26-11/03-210

(извлечение)
Судья Гарист С.Н., при ведении протокола помощником судьи Левичевой Е.И.,
рассмотрев в судебном заседании 26.03.2003 года дело по заявлению
ОАО "К."
к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия
о признании недействительным решения N 06-07/7288 от 30.09.2002 года
при участии в заседании:
от заявителя - С., представитель (доверенность от 30.12.2003 года N 281), М., представитель (доверенность от 10.01.2003 года), Ш., представитель (доверенность от 09.09.2002 года N 6522), Н., представитель (доверенность от 23.12.2002 года N 9740),
от ответчика - А., представитель (доверенность от 29.01.2003 года N 607), А., представитель (доверенность от 25.03.2003 года N 2179), К., представитель (доверенность от 10.02.2003 года N 1082), Ш., представитель (доверенность от 10.01.2003 года N 158), Б., представитель (доверенность от 10.02.2003 года N 1063).
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "К." (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 30.09.2002 года N 06-07/7288.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования и указали доводы, изложенные в заявлении от 23.12.2002 года N 9734/9907 и в возражениях на отзыв.
Оспаривая решение в части доначисления налога на прибыль по эпизоду, связанному с необоснованным завышением себестоимости за второе полугодие 1999 года, 2000 года и 2001 года на общую сумму 48787,9 тыс. руб. и, соответственно, занижением валовой прибыли, подлежащей налогообложению, на эту же сумму и отнесением на управленческие расходы комиссионного вознаграждения по договорам лизинга, заявитель пояснил, что не согласен с налоговой инспекцией о непризнании договоров внутреннего возвратного лизинга, заключенных между ОАО "К." и ООО "С.", лизинговыми сделками, в связи с неуплатой всей стоимости приобретенного имущества сразу и указал, что стоимость имущества в полном объеме оплачена векселями ООО "С." после заключения договоров купли-продажи. При этом свою правовую позицию обосновал Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации "О лизинге".
В части вывода налоговой инспекции о занижении налога на прибыль в связи с заявлением расходов, связанных с проведением фестиваля камерного искусства за 1999 год в размере 296,1 тыс. руб., за 2000 год в размере 421,3 тыс. и приобретением концертного рояля стоимостью 264,1 тыс. руб. заявитель указал, что поскольку направление средств напрямую на организацию фестиваля по поручению министерства культуры Республики Карелия носит целевой и адресный характер, то это не противоречит статье 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Также общество не согласно с предложенным налоговой инспекцией ограничительным толкованием статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", исходя из которого предприятие имеет право использовать для льготы по прибыли только те суммы, которые остались у предприятия после расчетов с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам и были направлены на перечисленные в законе цели. Заявитель, со ссылкой на статьи 52 и 56 Налогового кодекса Российской Федерации, считает, что из смысла данных статей налогоплательщик должен знать на какой размер льготы он имеет право.
В части доначисления налога на добавленную стоимость, общество не согласно с перерасчетом налоговой инспекцией коэффициента для определения доли НДС по оплаченным материалам в тонне произведенных окатышей и применяемого для расчета НДС оплаченного по экспортным окатышам подлежащего возмещению и ссылается при этом на приказ об учетной политике предприятия, согласно которому и определена методика расчета коэффициента.
Поддержали представители общества и другие требования, указанные в заявлении.
Представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление от 05.02.2003 года N 847.
Выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В период с 26 апреля 2002 года по 25 июня 2002 года на основании решения руководителя Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия от 26.04.2002 года N 14 и решения о внесении дополнений от 10.06.2002 года N 15 проведена выездная налоговая проверка ЗАО "К." по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах: налога на прибыль за период с 01.07.1999 года по 31.12.2001 года; налога на добавленную стоимость за период с 01.09.1999 года по 31.12.2001 года; единого налога на вмененный доход за период с 01.07.1999 года по 31.03.2002 года, о чем составлен акт от 12.06.2002 г. N 20.
Рассмотрев акт проверки и разногласия по нему, 30.09.2002 года Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Республике Карелия приняла решение N 06-07/7288 о привлечении ЗАО "К." к ответственности за нарушения налогового законодательства.
В ходе проверки установлено:
- неуплата налога на прибыль в сумме 9664,4 тыс. руб.;
- неуплата налога на добавленную стоимость в сумме 18968,8 тыс. руб.;
- неуплата единого налога на вмененный доход в сумме 80,5 тыс. руб.
По результатам проверки обществу начислены пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 9367,6 тыс. руб., в том числе:
- по налогу на прибыль - 8421,4 тыс. руб.;
- по налогу на добавленную стоимость - 911,3 тыс. руб.;
- по единому налогу на вмененный доход - 34,9 тыс. руб.
Обществу предложено перечислить налоговые санкции в размере 2834,0 тыс. руб., в том числе:
- по налогу на прибыль - 1932,9 тыс. руб.;
- по налогу на добавленную стоимость - 870,0 тыс. руб.;
- по единому налогу на вмененный доход - 16,1 тыс. руб.
- штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения - 15,0 тыс. руб.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
По налогу на прибыль.
(Пункт 1 Раздела 1 заявления) Возвратный лизинг, согласно статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 29.10.1998 года N 164-ФЗ "О лизинге" (далее - Закон Российской Федерации "О лизинге"), - разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. В связи с чем обязательно наличие системы взаимосвязанных соглашений, в соответствии с которыми предприятие - собственник движимого или недвижимого имущества продает эту собственность с одновременным оформлением договора об аренде бывшей своей собственности на условиях лизинга.
Как видно из материалов дела, между ОАО "К." и ООО "С." заключены договоры N N 313 и 314 от 29.01.1999 года о купле-продаже основных средств и в тот же день заключены договоры N Л1 внутреннего возвратного краткосрочного лизинга и N Л2 внутреннего возвратного среднесрочного лизинга, а 01.02.1999 года договоры N N Л3, Л4, Л5, Л6 среднесрочного и долгосрочного лизинга.
По актам от 30.01.1999 года основные средства переданы Лизингополучателю - открытому акционерному обществу "К.".
Пункт 5.1 договоров N N Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6 внутреннего возвратного лизинга предусматривает, что исключительное право собственности на имущество, передаваемое в лизинг, принадлежит Лизингодателю. Это право переходит к Лизингодателю с момента оплаты стоимости имущества Продавцу после получения Лизингодателем Акта приемки, свидетельствующего о том, что поставщиком соблюдены все условия договора купли-продажи. (Лизингодатель - ООО "С.", Продавец - ОАО "К.").
Статьей 16 Закона Российской Федерации "О лизинге" установлены обязательные признаки и условия договора лизинга, из которой следует, что договор квалифицируется как договор лизинга, если он содержит указания на наличие инвестирования денежных средств в предмет лизинга и на наличие передачи предмета лизинга Лизингополучателю.
Такое условие и содержится в пункте 3.1 договоров N N 313 и 314 от 29.01.1999 года.
Однако данное обязательство обществом с ограниченной ответственностью "С." исполнено иным способом, который не предусмотрен законодательством.
Ссылка общества на то, что имеет место новация обязательства и стоимость имущества оплачена векселями общества с ограниченной ответственностью "С." не может являться обоснованной, поскольку такой способ расчета противоречит статье 16 Закона Российской Федерации "О лизинге".
При таких обстоятельствах, ОАО "К." не вправе применять механизм ускоренной амортизации, предусмотренный статьей 31 Закона Российской Федерации "О лизинге", и относить на себестоимость амортизационные отчисления.
Суд считает, что налоговая инспекция правомерно указала на занижение обществом валовой прибыли на общую сумму 48787,9 тыс. руб., неправомерное отнесение на управленческие расходы комиссионного вознаграждения по договорам лизинга в размере 2929,9 тыс. руб. и доначислила налог на прибыль, пени и применила штрафные санкции по данному эпизоду.
(Пункт 2 Раздела 1 заявления) Суд считает обоснованными доводы общества в части применения льготы по налогу на прибыль по взносам на благотворительные цели, связанные с проведением фестиваля камерного искусства, за 1999 год в размере 296,1 тыс. руб., за 2000 год в размере 421,3 тыс. руб., и приобретением концертного рояля стоимостью 264,1 тыс. руб.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не более 5 процентов облагаемой налогом прибыли; взносов, направляемых в 1995 году на благотворительные цели в Фонд 50-летия Победы, - не более 10 процентов облагаемой налогом прибыли.
Фестиваль камерной музыки, проводимый ежегодно в городе Костомукше учрежден совместно Министерством культуры Республики Карелия, местной администрацией города Костомукши и ОАО "К.". По соглашению между учредителями Фестиваля ОАО "К." ежегодно в качестве благотворительного взноса на организацию Фестиваля берет на себя определенные расходы по организации Фестиваля, в том числе в части расходов на проезд, размещение, питание участников Фестиваля.
В соответствии с положением статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 11.08.1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Статьей 18 названного нормативного акта гарантируется защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности.
По мнению налоговой инспекции, в подпункте "в" установлен конкретный перечень организаций при перечислении благотворительных взносов которым может быть представлена льгота по налогу на прибыль.
Как правильно указал заявитель, данная норма содержит не только перечень фондов организаций, учреждений, союзов, но и целей.
В перечне, приведенном в подпункте 1 статьи 6 Закона понятие "благотворительные цели" отделено запятой от остальных фондов и целей, на которые могут направляться взносы. Таким образом, в законодательстве о налогах и сборах имеется неясность, которая в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации должна толковаться в пользу налогоплательщика.
(Пункт 3 Раздела 1 заявления) Налоговая инспекция, со ссылкой на пункты 49 и 93 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 года N 60н, указывает, что средствами организации, остающимися в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, следует считать средства, полученные как разность между конечным финансовым результатом, определяемом в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 года N 34н, и суммой налога на прибыль и иных аналогичных платежей, отраженных в налоговых декларациях и других документах.
По мнению ОАО "К.", такое ограниченное толкование противоречит общим принципам налогового законодательства и ухудшает положение налогоплательщика, при этом свою правовую позицию обосновывает статьями 52 и 56 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд считает, что доводы общества в части расчетов по использованию льготы по налогу на прибыль на суммы, направленные на финансирование капвложений, оказания благотворительной помощи и на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ также являются обоснованными.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах
Решение арбитражного суда республики карелия от 20.03.2003 по делу n а26-526/03-26 включение налоговым органом общей площади для проходов покупателей в другие места торговли, арендуемые другими предпринимателями, в торговую площадь, которая учитывается при расчете единого налога на вмененный доход, неправомерно, так как нарушает принцип равенства и справедливости налогообложения.суд первой инстанции арбитражный суд республики карелия  »
Читайте также