Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении изменений в статьи 2, 11, 83, 84 и 85 федерального закона "об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 2, 11, 83, 84 И 85
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Данный
законопроект подготовлен с целью
разрешения проблем, выявившихся в процессе
реализации переходных положений
Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон), в части
формирования территорий и установления
границ муниципальных образований, а также
подготовки и проведения выборов в органы
местного самоуправления.
В
законопроекте предлагается новая редакция
пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального
закона, так как в соответствии с
действующей редакцией указанной нормы
территории с низкой плотностью населения
не могут быть включены в состав территорий
городских и сельских поселений.
Следовательно, на территориях субъектов
Российской Федерации с низкой плотностью
сельского населения не могут быть
сформированы территории городских и
сельских поселений.
В соответствии с
действующей редакцией пункта 5 части 1
статьи 11 Федерального закона в состав
территории городского поселения могут
входить неограниченное количество
сельских населенных пунктов и
неограниченные территории. Район может
быть признан городским поселением или
городским округом.
В таком случае
территории некоторых муниципальных
районов будут состоять только из городских
поселений, большая часть территории
субъекта Федерации будет включена в состав
территорий городских округов. При этом
обширные территории, которые никогда не
будут использоваться для городской
застройки, развития городского хозяйства и
городской инфраструктуры, окажутся в
юрисдикции органов местного
самоуправления городских поселений.
Такое положение фактически создаст
различия в организации территориальной
структуры местного самоуправления в
субъектах Российской Федерации, поскольку
в этом случае вся территория отдельных
субъектов Федерации или значительная ее
часть может оказаться разграниченной
исключительно между городскими
поселениями и городскими округами. Это
будет противоречить одной из основных
целей принятия Федерального закона -
введения единых принципов организации
территориальной структуры местного
самоуправления, с тем чтобы оптимизировать
разграничение полномочий органов
публичной власти различного уровня и
упорядочить налоговую и бюджетную системы
Российской Федерации.
Следует также
иметь в виду, что Федеральный закон и иные
законодательные акты Российской Федерации
будут развиваться. Будут изменяться и
полномочия органов местного
самоуправления сельских, городских
муниципальных образований и муниципальных
районов. С течением времени правовое
регулирование прав и обязанностей сельских
органов местного самоуправления будет
различаться от правового регулирования
прав и обязанностей городских органов
местного самоуправления. Включение в
состав территорий городских муниципальных
образований сельских населенных пунктов и
территорий, которые не будут
использоваться для городской застройки,
развития городского хозяйства и городской
инфраструктуры, приведет к противоречиям в
правоприменительной практике и различиям в
обеспеченности населения общественными
услугами в сельских населенных пунктах,
находящихся в составе городских либо
сельских муниципальных образований.
С
целью разрешения указанных проблем в
законопроекте предлагается новая редакция
пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального
закона и абзаца третьего части 1 статьи 2.
В указанных нормах исключается понятие
"прилегающие территории", поскольку
оказывается невозможным дать ему
юридически точное содержание, что вызывает
проблемы в правоприменительной
практике.
С целью введения критериев,
позволяющих обосновать включение в состав
городского поселения территорий и сельских
населенных пунктов исходя из потребностей
развития города (поселка), предлагается
установить, что в состав территории
городского поселения могут входить один
город или один поселок, а также, в
соответствии с его генеральным планом,
территории, предназначенные для развития
его социальной, транспортной и иной
инфраструктуры (включая территории
поселков и сельских населенных пунктов, не
являющихся муниципальными
образованиями).
Такая норма позволит, с
одной стороны, включать в состав территорий
городских поселений территории,
необходимые для его развития, упорядочит
территориальное развитие городских
муниципальных образований и, с другой
стороны, позволит ограничить
необоснованное расширение территорий,
подведомственных органам местного
самоуправления городов.
Вместе с тем в
настоящее время в силу различных причин
многие города и поселки не имеют
утвержденных в установленном порядке
генеральных планов, либо городская
застройка фактически выходит за пределы
городской черты, утвержденной в
соответствии с генеральным планом. В ряде
случаев между городами и иными
муниципальными образованиями имеются
территориальные споры, что также вызывает
проблемы при установлении их границ.
В
этой связи часть 3 статьи 85 Федерального
закона предлагается дополнить нормами,
регулирующими порядок установления границ
в переходный период в случае, если город
(поселок), который должен быть наделен
статусом городского поселения (городского
округа), не имеет утвержденного в
установленном порядке генерального плана
либо его сложившаяся территория выходит за
пределы городской черты, а также если между
ним и другими муниципальными образованиями
имеются не разрешенные в судебном порядке
споры по территориям.
В таких случаях
предлагается, чтобы состав территорий и
границы соответствующего городского
поселения (городского округа) утверждались
на основании исторически сложившейся
территории города (поселка), а также в
соответствии с границами земельных
участков, выделенных для городской
застройки, и территорий, предназначенных
для развития социальной, транспортной и
иной инфраструктуры города (поселка), а в
случае наличия спорных территорий - в
соответствии с границами территорий и
земельных участков, которые определены
правовыми актами, устанавливающими
принадлежность оспариваемых территорий и
земельных участков к территории города
(поселка). При этом нормативный правовой
акт, которым утверждена граница
муниципального образования в части
территории, оспариваемой в суде, подлежит
приведению в соответствие с решением
суда.
Данные нормы позволят в
переходный период сформировать территории
и утвердить границы всех городских
поселений и городских округов в
соответствии со сложившейся застройкой и
территориями, выделенными для развития
городов и поселков.
В субъектах
Российской Федерации зачастую возникают
проблемы при определении состава
территорий сельских муниципальных
образований в соответствии с нормами
пункта 6 части 1 статьи 11 Федерального
закона.
Как правило, территории
сельских муниципальных образований
устанавливаются в соответствии с
существующим
административно-территориальным делением
субъектов Российской Федерации (волости,
сельские округа, сельсоветы). Однако во
многих случаях в состав сельских
административно-территориальных единиц
входят два сельских населенных пункта с
численностью населения, превышающей 1000
человек, а также небольшие поселки.
С
точки зрения экономической и
управленческой эффективности
нецелесообразно разделять
административно-территориальную единицу
на два сельских муниципальных
образования.
Также нецелесообразно
изменять статус поселков (включать их в
территории сел или деревень или давать им
статус деревни), поскольку это влечет за
собой неоправданные расходы как для
населения, так и государственных и
муниципальных органов и учреждений, а также
хозяйствующих субъектов (изменение
почтовых адресов, учетных данных, различных
регистрационных документов).
Для
решения указанных проблем законопроектом
предлагается новая редакция пункта 6 части 1
статьи 11 Федерального закона, позволяющая
включать в состав сельских муниципальных
образований (сельских поселений) более
одного сельского населенного пункта с
численностью населения, превышающей 1000
человек, а также поселки, относящиеся к
сельским населенным пунктам.
В пункте 7
части 1 статьи 11 Федерального закона
установлено, что сельский населенный пункт
с численностью населения менее 1000 человек,
как правило, входит в состав городского или
сельского поселения. Данная норма содержит
логическую ошибку в диспозиции, поскольку
сельские населенные пункты входят, как
правило, в сельские
административно-территориальные единицы, а
в городские - как исключение из правила. В
законопроекте предлагается исправить это
несоответствие.
В правоприменительной
практике зачастую вызывает затруднение
определение административного центра
муниципального района. При наделении
городов, являющихся административными
центрами районов, статусом городского
округа (и которые в результате не входят в
состав муниципального района) в ряде
случаев полагают, что город, не входящий в
состав района, не может считаться
административным центром района, хотя
Федеральный закон не содержит такого
ограничения. В соответствии с абзацем 18
части 1 статьи 2 Федерального закона
административным центром района считается
населенный пункт, в котором располагается
представительный орган муниципального
района.
Изменение места расположения
органов местного самоуправления
муниципального района в связи с наделением
статусом городского округа города,
являющегося социально-экономическим и
культурным центром района, представляется
необоснованным. Это создаст трудности как
для населения и хозяйствующих субъектов,
так и для исполнения полномочий органами
местного самоуправления муниципального
района, поскольку транспортная
инфраструктура, инфраструктура средств
связи, районные муниципальные учреждения и
организации в любом случае будут
сосредотачиваться на территории
экономического центра.
В связи с
изложенным предлагается пункт 10 части 1
статьи 11 изложить в редакции, допускающей
возможность определения в качестве
административного центра муниципального
района, расположенного в границах
муниципального района города или поселка,
имеющего статус городского округа. (При
этом старая редакция данного пункта
исключается, поскольку не несет правового
содержания.)
В правоприменительной
практике вызывает затруднение применение
норм пункта 11 части 1 статьи 11 Федерального
закона в связи с императивным характером
данной нормы. В законопроекте предлагается
редакция данной нормы, позволяющая
формировать территории муниципальных
образований с учетом пешеходной
доступности исходя из природных и
демографических условий, сложившихся на
территории субъекта Российской
Федерации.
Применение норм пунктов 12, 13
и 16 части 1 статьи 11 Федерального закона
вызывает затруднения в связи с тем, что для
определения правил установления
территорий местного самоуправления
применяется понятие "граница", а не
"территория". Для деятельности органов
публичной власти определяющим является
подведомственная им территория. Граница
территории - лишь условная геометрическая
линия на карте, плане территории.
Для
устранения неоднозначностей в правилах
установления территорий муниципальных
образований предлагается новая редакция
указанных норм Федерального закона.
Редакции части 3 и 4 статьи 11 предлагается
уточнить в связи с неточным применением
понятий "плотность населения".
В части 3
статьи 83 определены положения статей
Федерального закона, которые вступают в
силу со дня его официального опубликования
и должны применяться в соответствии с
нормами статей, регулирующих порядок
проведения в переходный период
подготовительных мероприятий для
обеспечения реализации положений
Федерального закона со дня его вступления в
силу.
Однако в правоприменительной
практике выявилось, что данный перечень
следует дополнить статьями 2, 10, частями 3 - 7
статьи 24, статьями 25, 79 - 81.
В первом
абзаце части 2 статьи 84 Федерального закона
устанавливается, что органы местного
самоуправления, избранные до официального
опубликования Федерального закона,
начинают исполнять полномочия в
соответствии с положениями Федерального
закона с 1 января 2006 года. С этой же даты
начинают исполнять свои полномочия и
органы местного самоуправления вновь
образованных муниципальных образований
(часть 5 статьи 84). Однако при этом
оказывается неопределенной дата, с которой
начинают исполнять полномочия в
соответствии с положениями Федерального
закона органы местного самоуправления,
избранные в соответствии с частью 1 статьи 84
в период между датой официального
опубликования и датой вступления в силу
Федерального закона (08.10.2003 - 01.01.2006).
Для
устранения этой неопределенности
законопроектом вносятся изменения в
редакцию первого абзаца части 2 статьи 84
Федерального закона.
В некоторых
муниципальных образованиях статус главы
муниципального образования, порядок его
избрания, численность депутатов
представительных органов местного
самоуправления определены решениями
местного референдума, либо в уставе
установлено, что данные положения должны
приниматься или изменяться решением
местного референдума, либо устав в этой
части принят на местном референдуме. В
результате оказывается невозможным
выполнить нормы Федерального закона,
регулирующие минимально допустимую
численность депутатов представительных
органов местного самоуправления, порядок
избрания главы местного самоуправления и
положение должности главы местного
самоуправления в структуре органов
местного самоуправления.
С целью
разрешения этой коллизии предлагается
дополнить часть 2 статьи 84 нормой,
допускающей в этом случае приведение
устава муниципального образования в
соответствие с указанными положениями
Федерального закона решением
представительного органа муниципального
образования.
В настоящее время в ряде
городов, являющихся муниципальными
образованиями, имеются внутригородские
муниципальные образования (городские
районы, поселки). При этом осуществлено
разграничение полномочий, доходных
источников местных бюджетов и
муниципальной собственности между
органами местного самоуправления города и
внутригородских муниципальных
образований, то есть действует
двухуровневая структура местного
самоуправления.
В связи с тем что
Федеральным законом двухуровневая
структура местного самоуправления в
городах не предусматривается,
внутригородские муниципальные образования
должны быть упразднены.
В некоторых
субъектах Российской Федерации также
существуют муниципальные образования, в
состав которых входят несколько городов, не
являющихся муниципальными
образованиями.
Однако в Федеральном
законе порядок упразднения
внутригородских муниципальных
образований, а также муниципальных
образований, состоящих из нескольких
городов, и наделения статусом городского
поселения (городского округа) указанных
городов в Федеральном