РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об охране атмосферного воздуха
Принят Государственной Думой 2 апреля 1999 года
Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года
(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ;
от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ; от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ;
от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом
окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания
человека, растений и животных.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы
охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию
конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и
достоверную информацию о ее состоянии.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные
понятия:
атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей
природной среды, представляющий собой естественную смесь газов
атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных
помещений;
вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое
вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном
воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное
воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный
воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в
концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические
и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное
воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного
и других физических факторов, изменяющих температурные,
энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства
атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную
среду;
трансграничное загрязнение атмосферного воздуха - загрязнение
атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих)
веществ, источник которых расположен на территории иностранного
государства;
неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические
условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в
приземном слое атмосферного воздуха;
предельно допустимый уровень физического воздействия на
атмосферный воздух - норматив физического воздействия на
атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый
максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух,
при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и
окружающую природную среду;
предельно допустимый норматив вредного физического воздействия
на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для
каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и
других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором
вредное физическое воздействие от данного и ото всех других
источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней
физических воздействий на атмосферный воздух;
технический норматив выброса - норматив выброса вредного
(загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который
устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов,
технологических процессов, оборудования и отражает максимально
допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в
атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности пробега
транспортных или иных передвижных средств и другие показатели;
предельно допустимая (критическая) нагрузка - показатель
воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на
окружающую природную среду, превышение которого может привести к
вредному воздействию на окружающую природную среду;
предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого
выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух,
который устанавливается для стационарного источника загрязнения
атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и
фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения
данным источником гигиенических и экологических нормативов качества
атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок
на экологические системы, других экологических нормативов;
временно согласованный выброс - временный лимит выброса
вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который
устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с
учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических
условий развития соответствующей территории в целях поэтапного
достижения установленного предельно допустимого выброса;
мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за
состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за
происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз
состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;
охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых
органами государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях
улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его
вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную
среду;
гигиенический норматив качества атмосферного воздуха -
критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно
допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие
на здоровье человека;
экологический норматив качества атмосферного воздуха -
критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно
допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие
на окружающую природную среду;
качество атмосферного воздуха - совокупность физических,
химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих
степень его соответствия гигиеническим нормативам качества
атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества
атмосферного воздуха.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области
охраны атмосферного воздуха
1. Законодательство Российской Федерации в области охраны
атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской
Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых
в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области
охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение
дополнительных экологических требований охраны атмосферного
воздуха.
3. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении
деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются
гражданским законодательством.
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 3. Основные принципы государственного управления в
области охраны атмосферного воздуха
Государственное управление в области охраны атмосферного
воздуха основывается на следующих принципах:
приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и
будущего поколений;
обеспечение благоприятных экологических условий для жизни,
труда и отдыха человека;
недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного
воздуха для окружающей природной среды;
обязательность государственного регулирования выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических
воздействий на него;
гласность, полнота и достоверность информации о состоянии
атмосферного воздуха, его загрязнении;
научная обоснованность, системность и комплексность подхода к
охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в
целом;
обязательность соблюдения требований законодательства
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха,
ответственность за нарушение данного законодательства.
Статья 4. Государственное управление в области охраны
атмосферного воздуха
Государственное управление в области охраны окружающей среды
осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно
или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны
окружающей среды. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской
Федерации в области охраны атмосферного воздуха
К полномочиям органов государственной власти Российской
Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:
формирование и проведение единой государственной политики в
области охраны атмосферного воздуха на территории Российской
Федерации;
установление порядка разработки и утверждения гигиенических и
экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно
допустимых (критических) нагрузок на экологические системы,
предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный
воздух и других экологических нормативов в целях охраны
атмосферного воздуха;
формирование единой нормативно-методической базы в области
охраны атмосферного воздуха;
формирование и обеспечение реализации федеральных целевых
программ охраны атмосферного воздуха;
установление порядка государственного учета выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических
воздействий на него;
установление порядка разработки технических нормативов
выбросов, утверждение технических нормативов выбросов, а также
перечня объектов (кадастров), в отношении которых они
разрабатываются;
установление порядка разработки и утверждения предельно
допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных
физических воздействий на атмосферный воздух;
установление порядка определения и взимания платы за
загрязнение атмосферного воздуха, а также порядка возмещения вреда,
причиненного здоровью граждан и окружающей природной среде
загрязнением атмосферного воздуха и вредными физическими
воздействиями на атмосферный воздух;
установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические
воздействия на атмосферный воздух;
установление порядка использования сборов, полученных за
выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на
атмосферный воздух;
установление порядка организации и проведения государственного
контроля за охраной атмосферного воздуха;
организация и финансирование государственного мониторинга
атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;
установление порядка ограничения, приостановления или
прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный
воздух, которые осуществляются с нарушением условий,
предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на
атмосферный воздух;
координация деятельности органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха;
установление порядка сертификации топлива, технических,
технологических установок, двигателей, транспортных и иных
передвижных средств и установок, подтверждающей их соответствие
требованиям охраны атмосферного воздуха;
определение величины уменьшения выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые
будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными
целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными
обязательствами Российской Федерации в данной области;
организация информирования населения о загрязнении
атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ
охраны атмосферного воздуха;
осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного
воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в
области охраны атмосферного воздуха;
определение функций и полномочий федеральных органов
исполнительной власти в области охраны окружающей среды: (Дополнен
- Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
организация и проведение государственного контроля за охраной
атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности,
подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
(Дополнен - Федеральный закон от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха
К полномочиям органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
относятся:
(Утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации в соответствии с федеральным
законодательством, а также осуществление контроля за их
исполнением; (В редакции Федерального закона
от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
(Утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
разработка и реализация региональных целевых программ охраны
атмосферного воздуха;
(Утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
участие в организации и проведении государственного
мониторинга атмосферного воздуха; (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных
ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в
результате загрязнения атмосферного воздуха;
(Утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
осуществление в пределах своей компетенции координации
деятельности физических и юридических лиц в области охраны
атмосферного воздуха;
информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его
загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного
воздуха и соответствующих мероприятий;
(Утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ);
участие в проведении государственной политики в области охраны
атмосферного воздуха на соответствующей территории субъекта
Российской Федерации; (Дополнен - Федеральный закон
от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
право принятия и реализации региональных программ в области
охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива,
сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и
стимулирования производства и применения экологически безопасных
видов топлива и других энергоносителей; (Дополнен - Федеральный
закон от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
организация и проведение государственного контроля
(государственного экологического контроля) за охраной атмосферного
воздуха, за исключением контроля на объектах, подлежащих
федеральному государственному экологическому контролю; (Дополнен -
Федеральный закон от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
введение ограничений на передвижение транспортных средств в
населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых
территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух; (Дополнен - Федеральный закон
от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде,
причиненного в результате нарушения законодательства в области
охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организации и
проведения государственного контроля за охраной атмосферного
воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. (Дополнен - Федеральный закон
от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области
охраны атмосферного воздуха
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными
государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 8. (Утратила силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 9. (Утратила силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 10. (Утратила силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 11. Нормирование качества атмосферного воздуха и
вредных физических воздействий на атмосферный
воздух
1. В целях определения критериев безопасности и (или)
безвредности воздействия химических, физических и биологических
факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные
территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного
воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы
качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни
физических воздействий на него.
2. Гигиенические и экологические нормативы качества
атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических
воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и
пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской
Федерации.
Статья 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и вредных физических воздействий
на атмосферный воздух
1. В целях государственного регулирования выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются
следующие нормативы таких выбросов:
технические нормативы выбросов;
предельно допустимые выбросы.
2. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный
орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или
другой уполномоченный Правительством Российской Федерации
федеральный орган исполнительной власти по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти в области охраны
окружающей среды для отдельных видов стационарных источников
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а
также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха
транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
(В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
3. Предельно допустимые выбросы устанавливаются
территориальными органами федерального органа исполнительной власти
в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного
источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух и их совокупности (организации в целом). (В редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
4. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами,
имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные
органы федерального органа исполнительной власти в области охраны
окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно
согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами
других федеральных органов исполнительной власти. (В редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Временно согласованные выбросы устанавливаются на период
поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях
соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана
уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух.
Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов
устанавливаются органами государственной власти субъектов
Российской Федерации по представлению соответствующих
территориальных органов специально уполномоченного федерального
органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими
лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы,
с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека
и окружающей природной среды.
5. В целях государственного регулирования вредных физических
воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно
допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный
воздух.
6. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных
физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения
пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и
техники с учетом международных стандартов.
7. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных
физических воздействий на атмосферный воздух, временно
согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для
которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в
порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Государственная регистрация вредных (загрязняющих)
веществ и потенциально опасных веществ
Федеральный орган исполнительной власти в области охраны
окружающей среды совместно с другими федеральными органами
исполнительной власти осуществляет организацию регистрационных
испытаний вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных
веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие
на человека и окружающую природную среду, и их государственную
регистрацию в соответствии с положением, утвержденным
Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального
закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух и разрешение на вредное
физическое воздействие на атмосферный воздух
1. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
стационарным источником допускается на основании разрешения,
выданного территориальным органом федерального органа
исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющими государственное управление в области охраны
окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской
Федерации. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 г. N
122-ФЗ; от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и
другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
2. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных
передвижных средств устанавливается федеральным органом
исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (В
редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
3. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух
допускаются на основании разрешений, выданных в порядке,
определенном Правительством Российской Федерации.
4. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на
атмосферный воздух могут взиматься сборы в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
5. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на
атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных
данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут
быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции
Федерального закона от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ)
Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной
деятельности, оказывающей вредное воздействие на
атмосферный воздух
1. В целях предупреждения вреда, который может быть причинен
окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду
человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы,
вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное
воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования
охраны атмосферного воздуха.
2. Запрещается внедрение новых техники, технологий,
материалов, веществ и другой продукции, а также применение
технологического оборудования и других технических средств, если
они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны
атмосферного воздуха.
3. Производство и использование топлива на территории
Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов,
подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного
воздуха.
4. Производство и использование на территории Российской
Федерации технических, технологических установок, двигателей,
транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются
только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие
содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических,
технологических установок, двигателей, транспортных и иных
передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.
5. Сертификаты, подтверждающие соответствие содержания вредных
(загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических
установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и
установок техническим нормативам выбросов, а также сертификаты,
подтверждающие соответствие топлива установленным нормам и
требованиям охраны атмосферного воздуха, выдаются в порядке,
определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить
ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива,
сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на
соответствующей территории, а также стимулировать производство и
применение экологически безопасных видов топлива и других
энергоносителей. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 г. N
122-ФЗ; от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень
опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей
природной среды не установлена.
8. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного
воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при
отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для
окружающей природной среды на основании разрешений, выданных
федеральным органом исполнительной власти в области охраны
окружающей среды. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при
проектировании, размещении, строительстве,
реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной
и иной деятельности
1. При проектировании, размещении, строительстве,
реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной
деятельности, при застройке городских и иных поселений должно
обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного
воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими,
а также со строительными нормами и правилами в части нормативов
площадей озелененных территорий.
2. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и
иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество
атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а
также при застройке и реконструкции городских и иных поселений
должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха
и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной
деятельности.
3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания
населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.
Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе
расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией
организаций.
4. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной
деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество
атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их
обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными
федеральным органом исполнительной власти в области охраны
окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной
власти. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
5. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности,
оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха,
согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в
области охраны окружающей среды или с его территориальными органами
и другими федеральными органами исполнительной власти или с их
территориальными органами. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных
объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно
обеспечиваться непревышение технических нормативов выбросов и
предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов
вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов
хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных
правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и
средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух.
8. Запрещаются проектирование, размещение и строительство
объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование
которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и
озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению
генетического фонда растений и генетического фонда животных,
наступлению необратимых последствий для людей и окружающей
природной среды.
Статья 17. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух при производстве и
эксплуатации транспортных и иных передвижных
средств
1. Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных
передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в
выбросах которых превышает установленные технические нормативы
выбросов.
2. Правительство Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по
уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. (В
редакции федеральных законов от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от
31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
3. (Утратил силу - Федеральный закон
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
4. Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых
оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат
регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим
нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти. (В редакции Федерального закона
от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
5. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения на
въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты,
места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и
регулировать передвижение транспортных и иных передвижных средств
на указанных территориях. (Дополнен - Федеральный закон
от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
Статья 18. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих)
веществ при хранении, захоронении, обезвреживании
и сжигании отходов производства и потребления
1. Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях
организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух
отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих
веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок,
предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом
исполнительной власти в области охраны окружающей среды,
запрещается. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
2. Юридические лица, отходы производства и потребления которых
являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны
обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на
специализированные места их хранения или захоронения, а также на
другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие
такие отходы в качестве сырья.
3. Места хранения и захоронения загрязняющих атмосферный
воздух отходов производства и потребления должны быть согласованы с
территориальными органами федерального органа исполнительной власти
в области охраны окружающей среды и территориальными органами
других федеральных органов исполнительной власти. (В редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 19. Мероприятия по защите населения при изменении
состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и
здоровью людей
1. В городских и иных поселениях органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных
метеорологических условий.
2. Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи
работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов,
определяется органами государственной власти субъектов Российской
Федерации по представлениям территориальных органов федерального
органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и
территориальных органов других федеральных органов исполнительной
власти. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических
условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить
мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами
федерального органа исполнительной власти в области охраны
окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и
эффективностью указанных мероприятий. (В редакции Федерального
закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
4. При изменении состояния атмосферного воздуха, которое
вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью
человека, принимаются экстренные меры по защите населения в
соответствии с законодательством Российской Федерации о защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Статья 20. Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха
В целях уменьшения трансграничного загрязнения атмосферного
воздуха источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ,
расположенными на территории Российской Федерации, Российская
Федерация обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а
также осуществляет иные меры в соответствии с международными
обязательствами Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха.
ГЛАВА IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
НА АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ИХ ИСТОЧНИКОВ
Статья 21. Государственный учет вредных воздействий на
атмосферный воздух и их источников
1. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных
физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и
состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него
подлежат государственному учету в порядке, определенном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона
от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
2. Перечень организаций, осуществляющих в установленном
порядке статистические наблюдения в области охраны окружающей среды
на соответствующих территориях, определяется территориальными
органами федерального органа исполнительной власти в области охраны
окружающей среды по согласованию с территориальными органами
государственной статистики. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 22. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух, вредных физических
воздействий на атмосферный воздух и их источников
1. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических
воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических
воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке,
определенном федеральным органом исполнительной власти в области
охраны окружающей среды. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на
атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни
вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих
государственному учету и нормированию, для организаций, городских и
иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской
Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах
инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный
воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (В
редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
ГЛАВА V. КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха
1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха,
комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций и населения текущей и экстренной информацией о
загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской
Федерации, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления организуют
государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей
компетенции, обеспечивают его осуществление на соответствующих
территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является
составной частью государственного мониторинга окружающей среды и
осуществляется федеральными органами исполнительной власти в
области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной
власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти. (В редакции федеральных законов
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)
3. Территориальные органы федерального органа исполнительной
власти в области охраны окружающей среды совместно с
территориальными органами федерального органа исполнительной власти
в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают
и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны
осуществлять мониторинг атмосферного воздуха. (В редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
Статья 24. Государственный контроль за охраной атмосферного
воздуха
1. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха
должен обеспечить соблюдение:
условий, установленных разрешениями на выбросы вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические
воздействия на него;
стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны
атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного
контроля за охраной атмосферного воздуха;
режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные
источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух;
выполнения федеральных целевых программ охраны атмосферного
воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны
атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;
иных требований законодательства Российской Федерации в
области охраны атмосферного воздуха.
2. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха
осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области
охраны окружающей среды и его территориальные органы в порядке,
определенном Правительством Российской Федерации. (В редакции
Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
организуют и проводят государственный контроль (государственный
экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха, за
исключением контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности,
подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
(Дополнен - Федеральный закон от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
Статья 25. Производственный контроль за охраной атмосферного
воздуха
1. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха
осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных
химических, биологических и физических воздействий на атмосферный
воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение
производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или)
организуют экологические службы.
2. Юридические лица, которые имеют источники вредных
химических, биологических и физических воздействий на атмосферный
воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в
соответствии с законодательством Российской Федерации в области
охраны атмосферного воздуха.
3. Сведения о лицах, ответственных за проведение
производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об
организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной
деятельности, а также результаты производственного контроля за
охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган
исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны
окружающей среды. (В редакции Федерального закона
от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
Статья 26. Общественный контроль за охраной атмосферного
воздуха
Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха
осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в
области охраны окружающей природной среды, законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации об общественных объединениях.
Статья 27. Права и обязанности государственных инспекторов по
охране природы, осуществляющих контроль за охраной
атмосферного воздуха
1. Должностные лица федерального органа исполнительной власти
в области охраны окружающей среды, его территориальных органов,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих государственное управление в области охраны
окружающей среды, являются государственными инспекторами по охране
природы, осуществляющими контроль за охраной атмосферного воздуха
на основании положения, утвержденного Правительством Российской
Федерации. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 г. N
122-ФЗ; от 31.12.2005 г. N 199-ФЗ)
2. Государственные инспектора по охране природы,
осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют
право в установленном порядке:
беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной
деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых
имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на
атмосферный воздух;
проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных
сооружений, средств контроля за такими выбросами;
проверять соблюдение установленных нормативов вредных
физических воздействий на атмосферный воздух;
определять размеры вреда, причиненного окружающей природной
среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях
законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для
решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в
указанных нарушениях;
аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на
него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный
срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;
вносить предложения о проведении экологического аудита
объектов хозяйственной и иной деятельности;
проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том
числе автомобильным транспортом;
давать предписания, обязательные для физических и юридических
лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
в области охраны атмосферного воздуха; (В редакции Федерального
закона от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ)
привлекать к административной ответственности граждан,
юридических и должностных лиц, виновных в нарушении
законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха;
предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение
законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха;
осуществлять иные не противоречащие законодательству
Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в
пределах своей компетенции.
3. Государственные инспектора по охране природы,
осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:
иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны
атмосферного воздуха;
осуществлять свою деятельность в соответствии с
законодательством Российской Федерации в области охраны
атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о
государственной службе и административным законодательством
Российской Федерации;
осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей
территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух, а также других условий,
предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на
него;
обеспечивать контроль за выполнением заключений
государственной экологической экспертизы;
взаимодействовать с общественными природоохранными
организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного
воздуха;
обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей
природной среде загрязнением атмосферного воздуха;
информировать органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления,
правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской
Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей
компетенции;
подготавливать и направлять материалы о нарушении
законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха в правоохранительные органы.
ГЛАВА VI. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 28. Плата за загрязнение окружающей природной среды
выбросами вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и другие виды воздействия на
него
За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды
воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА VII. ПРАВА ГРАЖДАН, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 29. Права граждан, юридических лиц и общественных
объединений в области охраны атмосферного воздуха
1. Граждане, юридические лица и общественные объединения имеют
право на:
информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении,
а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного
физического воздействия на него;
участие в проведении мероприятий по охране атмосферного
воздуха и их финансирование;
участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и
иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на
качество атмосферного воздуха;
обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в
них своих предложений об улучшении его качества.
2. Граждане и общественные объединения имеют право предъявлять
иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей
природной среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.
3. Представители общественных объединений имеют право доступа
на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих
источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического
воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены
законодательством Российской Федерации.
Статья 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих
стационарные и передвижные источники выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух
1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно
допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного
физического воздействия на атмосферный воздух;
согласовывать места строительства объектов хозяйственной и
иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный
воздух, с территориальными органами федерального органа
исполнительной власти в области охраны окружающей среды и
территориальными органами других федеральных органов исполнительной
власти; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях
снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию,
утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению
аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и их источников, проводить производственный
контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования,
предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов
хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие
на атмосферный воздух;
обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный
воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и
иной деятельности на специализированные места складирования или
захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной
и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
выполнять предписания должностных лиц федерального органа
исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его
территориальных органов, других федеральных органов исполнительной
власти и их территориальных органов об устранении нарушений
требований законодательства Российской Федерации, законодательства
субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
(В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
немедленно передавать информацию об аварийных выбросах,
вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать
или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью
людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы
надзора и контроля;
предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим
государственное управление в области охраны окружающей среды и
надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации,
своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны
атмосферного воздуха;
соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха,
установленные федеральным органом исполнительной власти в области
охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими
федеральными органами исполнительной власти и их территориальными
органами. (В редакции Федерального закона
от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ)
2. Юридические лица при производстве и эксплуатации
транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при
эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок
должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение
установленных технических нормативов выбросов.
ГЛАВА VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области охраны атмосферного
воздуха
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской
Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную,
административную и иную ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу
граждан, имуществу юридических лиц и окружающей
природной среде загрязнением атмосферного воздуха
Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу
юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением
атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в
соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и
методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном
объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление
здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет
средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении
атмосферного воздуха.
ГЛАВА IX. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 33. Международное сотрудничество Российской Федерации в
области охраны атмосферного воздуха
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество
в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с принципами,
установленными международными договорами Российской Федерации в
области охраны атмосферного воздуха.
Если международным договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным
законом, применяются правила международного договора.
ГЛАВА Х. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон РСФСР "Об охране
атмосферного воздуха" (Ведомости Верховного Совета РСФСР,
1982, N 29, ст. 1027).
3. Признать утратившим силу постановление Верховного Совета
РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об охране
атмосферного воздуха" (Ведомости Верховного Совета РСФСР,
1982, N 29, ст. 1028).
4. Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
4 мая 1999 года
N 96-ФЗ