Статья. "проверки фармацевтических организаций и юридическая защита в случае неправомерных действий контролирующих органов"(м.в.игнащенко)("фармацевтическое обозрение. нормативные акты и комментарии" n 5, 2003)


"Фармацевтическое обозрение.
Нормативные акты и комментарии" N 5, 2003
ПРОВЕРКИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА В СЛУЧАЕ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ
КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ
Предпринимательская деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, не может быть бесконтрольной. Контроль как за общим развитием экономики, так и за деятельностью конкретных хозяйствующих субъектов берет на себя государство. Его контролирующие органы многочисленны и разнообразны.
В условиях развивающейся рыночной экономики деятельность любого коммерческого предприятия либо частного предпринимателя по многочисленным причинам обречена на нарушение каких-либо норм и правил. Поэтому субъекты рыночных отношений всегда должны быть готовы не только к приходу проверяющих, но и к уверенной защите своей позиции.
В настоящее время число органов, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью предприятий и организаций, достаточно велико. Вместе с тем среди них можно выделить ряд основных, проверке которых обязательно подвергается каждое предприятие.
Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность. К таким нормативным актам относятся кодексы (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и др.), федеральные законы (Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" и др.), а также нормативные акты исполнительных органов власти.
В связи с тем, что незнание законов не освобождает от ответственности, хотелось бы напомнить предпринимателям, что владение информацией об основных контролирующих органах снизит риск грубых ошибок при общении с ними и поможет избежать дополнительной ответственности.
Вместе с тем деятельность контролирующих органов в настоящее время вызывает нарекания. Причин тому множество. Это несовершенство действующего законодательства, низкий уровень квалификации, а часто и недобросовестность сотрудников контролирующих органов, использование органов государственного контроля для оказания давления на отдельные предприятия.
Однако визит представителей контролирующих органов нельзя расценивать как стихийное бедствие. Порядок проверки и полномочия контролирующих органов определены действующим законодательством (например, действия налоговых органов - частью первой Налогового кодекса РФ). При этом и проверяемые также должны соблюдать определенные правила поведения.
Изложенные выше проблемы рассмотрены в настоящей статье. Отметим, что затронутая тема достаточно велика, и в рамках этой статьи вы познакомитесь только с наиболее часто встречающимися вопросами при проведении контрольных, в том числе налоговых, проверок.
Рассмотрим права и обязанности основных контрольных органов, а также ответственность за создание препятствий проведению проверок на предприятиях и в организациях.
ПОЛНОМОЧИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) достаточно четко устанавливает правовые основы, принципы организации и деятельности, права и обязанности налоговых органов при проведении ими проверок. Тем не менее на практике зачастую возникают вопросы о правомерности тех или иных действий налоговых органов. Нередко сами налогоплательщики не подозревают, что права есть не только у налоговых органов, осуществляющих проверки, но и у налогоплательщиков. Эти права необходимо четко знать, чтобы быть готовым отстаивать свои интересы и знать, как правильно это делать.
Право проверки закреплено за налоговыми органами ст. 31 НК РФ. Налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля, порядок их проведения установлен гл. 14 НК РФ. Ст. 87 НК РФ предусмотрено два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.
Независимо от вида проверки период деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента (далее - налогоплательщик), который может быть охвачен налоговой проверкой, составляет три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавших году проверки. Однако иногда налоговые органы в проверяемый период включают также отдельные периоды текущего года. Это противоречит НК РФ, который прямо не разрешает проводить проверки деятельности за текущий календарный год. Следует отметить, что конституционным принципом деятельности государственных, в том числе налоговых, органов является принцип, в силу которого государственные органы вправе делать только то, что прямо разрешено законом. Кроме того, при анализе рассматриваемой нормы следует иметь в виду, что текущий год не может предшествовать сам себе. Таким образом, текущий год не может охватываться проверкой.
Однако Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) придерживается иного мнения. В соответствии с п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 норма, согласно которой налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года, непосредственно предшествовавших году проверки, имеет целью установление давностных ограничений при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проверки налоговых периодов текущего календарного года.
ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
Выездная проверка налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), его филиала или представительства проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Форма решения должна соответствовать приложению N 2 Порядка назначения выездных налоговых проверок, утвержденного приказом МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318 (в ред. от 07.02.2000).
Указанное решение должно в обязательном порядке содержать следующие сведения: наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения; наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, в отношении которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет); идентификационный номер налогоплательщика; период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка); Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина. В том случае, если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки (постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки) до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводящий проверку, может вынести решение (постановление) о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки (постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки).
Как было отмечено выше, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться как по одному, так и по нескольким видам налогов.
Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение из этого правила составляют случаи, когда такая проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора-организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Решение руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о назначении повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа оформляется в виде мотивированного постановления с указанием обстоятельств, явившихся основаниями для назначения указанной проверки. При этих обстоятельствах выездная налоговая проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
Срок проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать двух месяцев, если иное не установлено ст. 89 НК РФ. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность такой проверки до трех месяцев. При проведении налоговым органом выездной налоговой проверки организации, имеющей филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства, т.е. может превышать общеустановленный срок.
Выездные налоговые проверки филиалов и представительств могут проводиться налоговым органом как в рамках проверки самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), так и независимо от него, т.е. самостоятельно.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт проверки по форме, установленной Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".
Акт проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и руководителем проверяемой организации (индивидуальным предпринимателем) либо их представителями. В случае отказа представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В двухнедельный срок со дня получения акта проверки налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям с приложением документов (заверенных копий), подтверждающих обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
Реализация названного права позволяет налогоплательщику активно отстаивать свою позицию на стадии рассмотрения акта проверки и способствует в дальнейшем принятию налоговым органом правильного и справедливого решения.
По истечении двухнедельного срока в период, не превышающий 14 дней, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также представленные налогоплательщиком дополнительные документы и материалы и принимает решение:
о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Специального решения руководителя (его заместителя) на проведение такой проверки не требуется. Налоговый орган должен провести камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Периодичность проведения камеральных проверок не установлена, частота их проведения налоговым органом зависит от возникновения соответствующей необходимости. Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки действующим законодательством не предусмотрено (в соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт составляется только по результатам проведения выездной налоговой проверки). Вместе с тем ст. 115 НК РФ содержит ссылку на акт, составленный по результатам проведения как камеральной, так и налоговой проверки. Такая несогласованность правовых норм дает основания налоговому органу в каждом конкретном случае принимать самостоятельное решение о необходимости составления акта проведенной камеральной проверки.
Согласно ч. 2 ст. 88 НК РФ, при камеральной проверке налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. НК РФ не содержит точного перечня документов, которые могут быть истребованы налоговыми органами дополнительно. Однако налогоплательщику следует помнить, что требования налоговых органов относительно состава и объема представляемых для камеральной проверки документов имеют четкие границы.
Основной целью камеральной проверки является выявление ошибок, допущенных при заполнении налоговой декларации. Как следует из ч. 1 ст. 88 НК РФ, предметом камеральной проверки являются налоговые декларации, а также документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов. Перечень указанных документов определен НК РФ и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах. И именно за непредставление данных документов налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за налоговое правонарушение согласно п. 1 ст. 126 НК РФ. В связи с этим возникает вопрос: вправе ли налоговые органы в ходе камеральных проверок запрашивать иные, не предусмотренные НК РФ и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах, документы? Порядок затребования дополнительных документов, процедура, сроки и форма их представления НК РФ не определены. Ссылку на ст. 93 НК РФ, как представляется, нельзя признать обоснованной по следующим причинам. Статья 93 НК РФ устанавливает порядок истребования документов, необходимых для проверки. Однако для камеральной проверки налоговому органу документы представляются без всякого истребования вместе с налоговой декларацией или финансовой отчетностью в силу требований НК РФ и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах. Более того, при соотнесении ст. 93 со ст. 94 НК РФ можно сделать также вывод, что ст. 93 НК РФ распространяется исключительно на выездные налоговые проверки. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ в случае отказа представить затребованные налоговым органом документы должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ (ст. 94 НК РФ распространяется только на выездные налоговые проверки).

Медицинское законодательство »
Читайте также