Приказ минздрава рф от 25.04.2003 n 190"об утверждении отраслевого стандарта "отделение диализа. общие требования по безопасности"(вместе с ост 91500.02.0001-2003)


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
25 апреля 2003 г.
N 190
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОГО СТАНДАРТА
"ОТДЕЛЕНИЕ ДИАЛИЗА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ"
В целях развития системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации и управления качеством медицинской помощи
ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить отраслевой стандарт "Отделение диализа. Общие требования по безопасности" (ОСТ 91500.02.0001-2003) (приложение).
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО


Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 25.04.2003 г. N 190
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТДЕЛЕНИЕ ДИАЛИЗА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Отраслевой стандарт 91500.02.0001-2003 "Отделения диализа. Общие требования по безопасности" применяется для защиты персонала и пациентов в отделениях диализа медицинских организаций, имеющих отделения диализа от воздействия опасных и вредных факторов, связанных со специфическими медицинскими технологиями.
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Отраслевым стандартом "Отделения диализа. Общие требования по безопасности" устанавливаются требования и правила по защите персонала и пациентов в отделениях диализа, в которых выполняются процедуры гемодиализа, перитонеального диализа, амбулаторного диализа, другие процедуры экстракорпорального воздействия на кровь.
2.2. Перечень опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на персонал в отделениях диализа, включает в себя следующие виды воздействий:
- поражение электрическим током;
- повышенный уровень шума;
- химические воздействия антисептиками и дезинфектантами, химическими реактивами;
- биологические воздействия инфицированного материала от больных (кровь, моча и др.);
- воздействие воды, диализирующего концентрата и раствора;
- поражения при взрыве и/или пожаре;
- иными природными и техногенными поражающими факторами.
2.3. С целью обеспечения безопасности в отделении диализа создается система повышения качества, входящая в систему управления качеством медицинской организации, включающая нормативные документы (стандартные операции и процедуры) контрольные журналы, систему организационных мероприятий, в том числе - образовательных. Инструкция по технике безопасности и охране труда, разработанная согласно требованиям настоящего ОСТа принимается сроком на пять лет, срок ее действия может быть продлен не более чем еще на один срок.
III. ВЕДЕНИЕ ОТРАСЛЕВОГО СТАНДАРТА 91500.02.0001-2003
"ОТДЕЛЕНИЯ ДИАЛИЗА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ"
3.1. Ведение Отраслевого стандарта 91500.02.0001-2003 "Отделение диализа. Общие требования по безопасности" осуществляется Московской медицинской академией имени И.М.Сеченова Минздрава России и предусматривает взаимодействие Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова Минздрава России со всеми заинтересованными организациями.
IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ПОМЕЩЕНИЯМ ОТДЕЛЕНИЙ
ДИАЛИЗА
4.1. Помещения отделений диализа должны соответствовать действующим нормативным требованиям.
4.2. Рекомендуемый состав и площади помещений отделения диализа приведены в приложении N 2 к настоящему отраслевому стандарту. Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений должны соответствовать установленным строительным и санитарным нормам.
4.3. Должны быть предусмотрены помещения для амбулаторных больных.
4.4. В диализных залах должны быть предусмотрены: рабочее место врача и пост операционной сестры.
4.5. Площадь помещения водоподготовки должна определяться в соответствии с техническими требованиями используемой установки. Требования к качеству очищенной воды устанавливаются соответствующими нормативными документами.
4.6. Площадь помещения для приготовления и хранения диализных концентратов и его оборудование определяются техническими требованиями к используемой установке и необходимостью хранения диализных концентратов в количествах не менее двухдневного до месячного запаса обеспечения работы отделения диализа из расчета, что на проведение одной процедуры требуется 8-10 л концентрата.
4.7. Площадь помещения для хранения ингредиентов для приготовления диализных концентратов должна предусматривать возможность раздельного хранения жидких и сухих ингредиентов из расчета не менее месячного запаса.
4.8. Помещения водоподготовки, приготовления и хранения диализных концентратов, хранения ингредиентов для приготовления диализных концентратов должны быть изолированы друг от друга. Все помещения должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Не допускается хранение в этих помещениях иных химических веществ, оборудования, расходных материалов, диализаторов.
4.9. Площадь и оборудование помещений для хранения диализаторов, гемофильтров, магистралей, катетеров, растворов для гемодиафильтрации и перитонеального диализа, другого расходного материала определяется необходимостью хранения не менее месячного объема указанных расходуемых материалов с учетом количества выполняемых в отделении диализа процедур.
4.10. Помещение для временного хранения и дезинфекции отработанных расходных материалов должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.
4.11. Помещение для ремонта и наладки аппаратов должно быть обеспечено подводкой электроэнергии и очищенной воды.
4.12. В отделениях, имеющих оборудование для повторной стерилизации использованных диализаторов, должны быть предусмотрены следующие дополнительные помещения:
- для стерилизации диализаторов из расчета не менее 16 кв. м на каждый аппарат (с подачей очищенной воды и приточно-вытяжной вентиляцией);
- для хранения стерильных диализаторов.
4.13. Ширина помещений отделений диализа должна обеспечивать безопасную работу персонала, эргономичность при оказании медицинской помощи. В зависимости от вида помещения его ширина должна составлять, не менее, м:
- для диализных залов - 3,2;
- для технических помещений - 5,0;
- для кабинетов врачей, сестер - 2,4;
- коридоров - 2,8.
4.14. Размещение дверных проемов и конструкция дверей в диализном зале, операционной и перевязочной должны обеспечивать свободную, а при необходимости - быструю транспортировку больных на каталках и кроватях, быстрое и безопасное перемещение персонала. Ширина дверного проема в зависимости от вида помещения должна составлять, не менее, м:
- для диализных залов - 1,1;
- для технических помещений, кабинетов для врачей, сестер - 0,9.
4.15. Материал покрытия пола диализных залов, технических помещений должен соответствовать санитарным требованиям, легко очищаемым и стойким к агрессивным жидкостям, ровным, удобным для транспортировки больных, материалов и оборудования, не допускающим спотыкания и скольжения медицинского персонала и пациентов.
4.16. В диализных залах предусматриваются бесперебойная подача очищенной воды. Трубопроводы подачи очищенной воды к аппаратам для гемодиализа могут быть убраны в закрытые каналы, либо проведены открыто вдоль стен, с обеспечением возможности их санитарной обработки.
4.17. Трубы для слива использованного диализирующего раствора должны быть расположены под наклоном от аппарата к шлюзу, позволяющему диализирующему раствору полностью самотеком вытекать из трубы в шлюз. Допускается использование коллектора. Конструкция труб для слива или коллектора не должна допускать застой использованного диализирующего раствора в сливном трубопроводе. Непрерывное безшлюзовое соединение сливного трубопровода с канализацией не допускается.
4.18. В отделении диализа оптимальная температура должна составлять 20-24 град. С при влажности 40-60%.
4.19. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, попадание которых в окружающую среду возможно в процессе эксплуатации аппаратов для диализа, даны в приложении N 1 к настоящему отраслевому стандарту. Для уменьшения влияния вредных веществ приточно-вытяжная вентиляция должна включаться за 30 мин. до начала работы и выключаться по окончании рабочего дня. В диализных залах может быть кондиционирование воздуха. Кратность воздухообмена в зависимости от вида помещения должна составлять:
- в диализных залах - 3;
- в помещениях водоподготовки, приготовления и хранения диализных концентратов, хранения ингредиентов диализных концентратов; стерилизационной - 5;
- в остальных помещениях - 1.
4.20. Освещенность, источники света, тип ламп должны соответствовать установленным требованиям. В качестве источника света должны использоваться люминесцентные лампы. Освещенность рабочих поверхностей в зависимости от вида помещения должна составлять, лк:
- для диализных залов - 500;
- для технических и вспомогательных помещений - 300.
Конструкция светильников должна полностью исключать возможность попадания внутрь помещений осколков лампы в случае ее разрушения.
Светильники должны быть установлены таким образом, чтобы их детали плотно прилегали к стене (потолку) без щелей и зазоров.
Бактерицидные лампы устанавливаются и эксплуатируются в соответствии с нормативами, изложенными в инструкции по эксплуатации.
4.21. Электроснабжение и электротехнические устройства отделений должны соответствовать действующим нормам и правилам, в отделении диализа должно быть предусмотрено автономное резервное электроснабжение на случай внештатного отключения электроэнергии.
4.22. Помещения для диализа, технические помещения должны быть обеспечены огнетушителями.
4.23. Постоянный уровень шума в диализном зале не должен превышать 58 дБ.
V. ТРЕБОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ К ОБОРУДОВАНИЮ
5.1. Требования обеспечивающие безопасность аппаратов и оборудования при их транспортировке, установке, монтаже, эксплуатации, ремонте, хранении и утилизации регламентированы соответствующими нормативными документами.
5.2. Рекомендуемый перечень оборудования отделений диализа приведен в приложении N 3 к настоящему отраслевому стандарту.
5.3. Технический контроль за аппаратами и оборудованием, их ремонт, тестирование (поверку) осуществляют специалисты инженерно-технической службы отделения, имеющие разрешение (допуск) на обслуживание каждого вида техники, иные специалисты в установленном порядке. Техническое обслуживание, поверку, калибровку аппаратов необходимо проводить согласно инструкции по эксплуатации.
5.4. Необходимо наличие резервного аппарата ("искусственная почка" и др.) на пять работающих аппаратов. В отделении с количеством аппаратов менее пяти также следует иметь резервный аппарат для срочной замены в случае поломки одного из аппаратов.
5.5. Для защиты от поражения электрическим током аппаратура должна быть заземлена согласно установленным требованиям.
5.6. В конце срока эксплуатации аппарата "искусственной почки" (срок, как правило, указывается фирмой-изготовителем) его необходимо подвергнуть экспертной оценке на предмет возможности дальнейшего использования. В процессе экспертной оценки учитывается безопасность работы аппарата для пациента и медицинского персонала, с учетом изношенности гидросоединений, механических конструкций и движущихся элементов, электробезопасности проводов и узлов аппарата, степень коррозии, возможности проведения адекватной санитарной обработки. При необходимости проводятся тесты, подтверждающие требования безопасности.
По результатам экспертной оценки составляется акт, подписываемый инженерно-техническим работником, руководителем отделения, представителем службы госсанэпиднадзора и представителем администрации медицинской организации.
Если стоимость предполагаемого ремонта с заменой вышедших из строя узлов и деталей составит более 50% первичной стоимости, то такие аппараты снимаются с эксплуатации и списываются с баланса в установленном порядке.
Если аппарат подлежит ремонту, то для него устанавливается новый срок безопасной эксплуатации на 1 год с возможностью ежегодного продления срока. Порядок повторного продления срока эксплуатации аналогичен.
Аппарат, не подлежащий интенсивной (многосменной, ежедневной) эксплуатации в медицинской организации по заключению экспертной комиссии, но не представляющий опасности для пациента может быть безвозмездно передан пациенту для проведения индивидуального гемодиализа в домашних условиях. Передача оформляется двусторонним соглашением между пациентом или его представителем и медицинской организацией.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
В ДИАЛИЗНЫХ ЗАЛАХ
6.1. Расположение оборудования в диализных залах должно обеспечивать свободное и безопасное перемещение персонала по залу для выполнения своих профессиональных обязанностей, перемещение по залу медицинских каталок, передвижных кроватей, перекладывание пациента с каталки на кровать и обратно. Расположение диализных аппаратов должно обеспечивать свободный доступ персонала к аппарату для проведения необходимого тестирования, процедур подготовки к диализу, проведения процедуры, стерилизации согласно требованиям нормативной документации.
6.2. Лицевая панель аппарата во время процедуры должна располагаться в поле зрения медицинской сестры и пациента для обеспечения постоянного контроля за ходом процедуры.
6.3. Диализатор, кровопроводящие магистрали и другие изделия должны быть надежно закреплены на аппаратах, магистрали не должны ограничивать движений пациентов по изменению позы в пределах кровати, кресла-кровати.
6.4. Емкость с концентратом должна быть установлена на специальной площадке диализного аппарата или рядом с ним.
VII. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ
ПРОЦЕССАМ
7.1. Требования к технологиям выполнения работ и услуг устанавливаются соответствующей нормативной документацией системы стандартизации в здравоохранении.
7.2. Перед началом работы необходимо проверить:
- выключить бактерицидные лампы;
- проверить показатели относительной влажности и температуры в помещении;
- проверить наличие средств оказания неотложной помощи;
- проверить заземление всех металлических и электропроводящих неметаллических частей оборудования;
- комплектность используемой аппаратуры;
- убедиться в целостности сетевых шнуров, отсутствии нештатных соединений, герметичности гидравлических разъемов и соединений.
Подготовку аппаратов ("искусственная почка" и др.) и изделий однократного применения к работе следует проводить согласно инструкции по эксплуатации на используемый аппарат и соответствующее изделие.
7.3. Персонал, работающий в диализных залах, должен проверить наличие собственного электростатического заряда - прикоснуться рукой к заземленному металлическому предмету, например, к металлической части стола либо к водопроводному крану. В случае возникновения электростатического

Медицинское законодательство »
Читайте также