Устав московской области (ред. от 13.01.2011) (подписан губернатором мо от 11.12.1996 n 55/96-оз, принят решением мособлдумы от 05.11.1996 n 5/108 и решением мособлдумы об отклонении заключения главы администрации мо от 04.12.1996 n 6/112)

11 декабря 1996 года N 55/96-ОЗ


Принят
решением
Московской областной Думы
от 5 ноября 1996 года
N 5/108
и решением
Московской областной Думы
об отклонении заключения
Главы Администрации МО
от 4 декабря 1996 года
N 6/112
УСТАВ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Законов МО от 04.02.1998 N 3/98-ОЗ,
от 29.06.1999 N 36/99-ОЗ, от 29.07.1999 N 52/99-ОЗ,
от 05.01.2000 N 2/2000-ОЗ, от 13.03.2000 N 15/2000-ОЗ,
от 21.12.2000 N 93/2000-ОЗ, от 09.04.2001 N 61/2001-ОЗ,
от 22.06.2001 N 117/2001-ОЗ, от 05.12.2001 N 199/2001-ОЗ,
от 04.10.2002 N 96/2002-ОЗ, от 19.12.2002 N 152/2002-ОЗ,
от 02.07.2003 N 70/2003-ОЗ, от 10.11.2003 N 144/2003-ОЗ,
от 06.02.2004 N 21/2004-ОЗ, от 22.06.2004 N 79/2004-ОЗ,
от 28.03.2005 N 93/2005-ОЗ, от 22.07.2005 N 191/2005-ОЗ,
от 06.04.2006 N 49/2006-ОЗ, от 30.05.2006 N 81/2006-ОЗ,
от 16.12.2006 N 226/2006-ОЗ, от 28.02.2007 N 31/2007-ОЗ,
от 24.12.2007 N 217/2007-ОЗ, от 01.06.2009 N 55/2009-ОЗ,
от 08.12.2009 N 151/2009-ОЗ, от 24.05.2010 N 55/2010-ОЗ,
от 08.12.2010 N 150/2010-ОЗ, от 13.01.2011 N 1/2011-ОЗ,
с изм., внесенными Определением Верховного Суда
Российской Федерации от 09.07.2001 N 4-Г0-11)
Московская областная Дума, основываясь на Конституции Российской Федерации, от имени граждан Российской Федерации, проживающих на территории Московской области, утверждая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, стремясь к созданию достойных условий жизни человека, сознавая свою ответственность за социально-экономическое и культурное развитие Московской области, исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации и необходимости сохранения целостности Российского государства, стремясь к упрочению принципов федерализма, демократии, созданию гражданского общества и правового социального, светского государства, принимает настоящий Устав - Основной Закон Московской области.
Раздел 1. НАРОД КАК ИСТОЧНИК ВЛАСТИ
Глава 1.1. ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ И ЕЕ ИНСТИТУТЫ
Статья 1
1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Московской области (далее - население области), осуществляют свою власть на территории Московской области непосредственно или через органы государственной власти, органы местного самоуправления, выборных должностных лиц.
(п. 1 в ред. Закона МО от 21.12.2000 N 93/2000-ОЗ)
2. Исключен. - Закон МО от 21.12.2000 N 93/2000-ОЗ.
2. Право населения области на власть гарантируется правовой системой Российской Федерации и Московской области, ответственностью органов государственной власти и местного самоуправления, государственных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления Московской области.
Статья 2
Никто не может присваивать власть законно избранных населением области должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления.
Статья 3
1. В Московской области обеспечиваются и гарантируются законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области правовые институты демократии, включающие:
а) общероссийский, областной и местный референдумы;
б) систему выборов депутатов и должностных лиц;
в) гражданскую инициативу;
г) народное обсуждение.
2. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы.
3. Референдум и выборы осуществляются на основе всеобщего равного прямого и тайного голосования.
Статья 4
В Московской области может быть учреждено Московское областное Собрание. Правовой статус Московского областного Собрания, порядок его формирования и деятельности устанавливаются законом Московской области.
Глава 1.2. ОБЛАСТНОЙ И МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМЫ
Статья 5
(в ред. Закона МО от 05.01.2000 N 2/2000-ОЗ)
1. Порядок назначения и проведения референдума Московской области, а также основания и порядок изменения или отмены решений, принятых на референдуме Московской области, устанавливаются законом Московской области в соответствии с федеральным законодательством.
2. Порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом Московской области.
(п. 2 в ред. Закона МО от 22.07.2005 N 191/2005-ОЗ)
Статья 6
1. На областной и местный референдумы могут выноситься наиболее важные вопросы общественной жизни и проекты нормативных правовых актов Московской области и муниципальных образований Московской области.
2. На референдум Московской области не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Московской области; о приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Московской области; о проведении досрочных выборов органов государственной власти Московской области либо об отсрочке указанных выборов; о персональном составе органов государственной власти Московской области; об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении бюджета Московской области, выполнении и изменении финансовых обязательств Московской области; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. На референдум Московской области не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации.
(в ред. Законов МО от 05.01.2000 N 2/2000-ОЗ, от 28.03.2005 N 93/2005-ОЗ)
3. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; о персональном составе органов местного самоуправления; об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. На местный референдум не могут быть вынесены также вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
(в ред. Законов МО от 05.01.2000 N 2/2000-ОЗ, от 28.03.2005 N 93/2005-ОЗ, от 22.07.2005 N 191/2005-ОЗ)
Статья 7
1. По решению законодательного органа государственной власти Московской области вопрос, отнесенный к ведению Московской области, может быть вынесен на консультативный референдум, результаты которого имеют рекомендательный характер.
Порядок назначения и проведения консультативного референдума, а также применения рекомендательного решения, принятого на консультативном референдуме, устанавливается законом Московской области.
(абзац введен Законом МО от 21.12.2000 N 93/2000-ОЗ)
2. Исключен. - Закон МО от 05.12.2001 N 199/2001-ОЗ.
Глава 1.3. ОБЛАСТНОЕ НАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
И ГРАЖДАНСКАЯ ИНИЦИАТИВА
Статья 8
Органы государственной власти Московской области вправе выносить важнейшие вопросы социально-экономического развития и проекты нормативных правовых актов Московской области на областное народное обсуждение.
(в ред. Закона МО от 24.12.2007 N 217/2007-ОЗ)
Итоги обсуждения доводятся до сведения населения области через средства массовой информации.
Порядок назначения и проведения областного народного обсуждения определяется законом Московской области.
Статья 9
Население области имеет право на гражданскую инициативу в форме коллективного обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, к государственным должностным лицам и должностным лицам местного самоуправления Московской области по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Порядок осуществления гражданской инициативы определяется законом Московской области.
Статья 10
Гражданская инициатива может иметь своей целью:
а) проведение областного или местного референдума;
б) внесение в органы государственной власти и местного самоуправления, к государственным должностным лицам и должностным лицам местного самоуправления Московской области предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, относящихся к их компетенции и затрагивающих интересы населения области;
в) утратил силу. - Закон МО от 08.12.2010 N 150/2010-ОЗ;
г) отставку должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления Московской области.
Глава 1.4. ПУБЛИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 11
Органы государственной власти и местного самоуправления Московской области обязаны регулярно информировать население области о своей деятельности, о положении дел в Московской области или на территории соответствующего муниципального образования.
Основными источниками информации населения области являются областные и местные средства массовой информации, депутатские, общественные слушания, отчеты перед населением области.
Статья 12
Гарантии и формы получения информации от органов государственной власти и местного самоуправления, государственных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления Московской области, а также их ответственность за непредоставление информации устанавливаются законодательством.
Статья 13
Заседания органов государственной власти и местного самоуправления в Московской области проводятся гласно и носят открытый характер, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Раздел 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА,
ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД
Статья 14
В Московской области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области и обеспечиваются правосудием.
Статья 15
1. Нормативные правовые акты Московской области и муниципальных образований Московской области не должны отменять или ограничивать права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации.
2. Нормативные правовые акты Московской области и муниципальных образований Московской области, отменяющие или ограничивающие права и свободы граждан, не имеют юридической силы, кроме случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, и подлежат отмене в установленном законом порядке.
3. Нормативные правовые акты Московской области и муниципальных образований Московской области могут устанавливать дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Московской области.
Статья 16
1. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконным действием или бездействием органов государственной власти и органов местного самоуправления или их должностных лиц.
2. Государственные должностные лица и должностные лица местного самоуправления Московской области, признанные виновными в установленном законодательством порядке в нарушении прав и свобод человека и гражданина, несут ответственность, предусмотренную законодательством.
Статья 17
1. Для обеспечения прав человека и гражданина в Московской области устанавливается система государственных социальных стандартов Московской области. Государственные социальные стандарты Московской области не могут снижать уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина, установленный минимальными государственными стандартами Российской Федерации.
2. Государственным социальным стандартом Московской области признается установленный законом Московской области норматив (группа нормативов) организационного, финансового, материального и правового обеспечения, примененный к обязательству органов государственной власти Московской области по защите и гарантиям конституционного права граждан.
Органы государственной власти обязаны обеспечить выполнение каждого государственного социального стандарта Московской области на всей территории Московской области.
Приоритеты реализации и порядок введения государственных социальных стандартов Московской области определяются законом Московской области.
3. В Московской области обеспечивается равный доступ к системе государственных социальных стандартов Московской области в соответствии с законом Московской области.
4. Органы местного самоуправления Московской области на своей территории могут повышать уровень государственных социальных стандартов Московской области и вводить муниципальные социальные стандарты в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области.
Статья 18
(в ред. Закона МО от 16.12.2006 N 226/2006-ОЗ)
В Московской области обеспечивается право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, к их должностным лицам.
Рассмотрение обращений граждан органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, их должностными лицами осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.
Статья 19
1. Органы государственной власти и местного самоуправления Московской области обеспечивают право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области.
2. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления Московской области и должностными лицами законом Московской области учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Московской области.
(п. 2 введен Законом МО от 21.12.2000 N 93/2000-ОЗ)
3. В Московской области обеспечивается судебная защита от незаконных посягательств на права и свободы человека и гражданина, от неправомерных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления.
Статья 20
Каждому гарантируется право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина.
В случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и законами Московской области, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Статья 21
Перечисление в Уставе Московской области основных прав и свобод, их гарантий и мер защиты не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав
Закон московской области от 24.12.2010 n 180/2010-оз 'о полномочиях органов государственной власти московской области по взаимодействию с ассоциацией 'совет муниципальных образований московской области' (принят постановлением мособлдумы от 23.12.2010 n 9/140-п)  »
Читайте также