Постановление десятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 по делу n а41-24588/10 в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности за осуществление деятельности по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции на основании лицензии отказано правомерно, так как административным органом не представлены доказательства наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения.суд первой инстанции арбитражный суд московской области

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2010 г. по делу N А41-24588/10
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: Кораблев А.В., доверенность от 01.02.2010 N 10/1-17/69/4,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Московской области от 24.09.2010 по делу N А41-24588/10, принятое судьей Зеньковой Е.Л. по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу к закрытому акционерному обществу "Ликероводочный завод "Топаз" о привлечении к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее - заявитель, административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Ликероводочный завод "Топаз" (далее - общество) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.09.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции административный орган обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм права (том 2, л.д. 125-128).
Представитель административного органа в судебное заседание апелляционной инстанции арбитражного суда не явился. До начала судебного заседания от управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель общества против доводов административного органа возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу от 12.10.2010. По мнению общества, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, апелляционная жалоба - необоснованной.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного органа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции на основании лицензии от 28.08.2009 Б 068531, выданной Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области.
На основании письма Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 18.06.2010 N 01-04-11/111-ЕМ и предписания от 22.06.2010 N 01-04-02/723-ЕМ (том 2, л.д. 95 - 96) административным органом проведена проверка деятельности общества по производству, хранению и поставкам произведенных спиртных напитков (водки и ликероводочных изделий).
В ходе проверки установлено, что в апреле-мае 2010 года общество производило закупки этилового спирта у общества с ограниченной ответственностью "Моя столица", действие лицензии которого (от 25.03.2009 Б068727) приостановлено решением Росалкогольрегулирования от 24.03.2010 N 0114-П.
По выявленному в результате проверочных мероприятий факту использования обществом при изготовлении алкогольной продукции спирта, закупленного у организации (ООО "Моя столица"), не имеющей лицензии на производство и оборот продукции или у которой действие лицензии приостановлено, административным органом определением от 24.06.2010 N 08-10/15-1 возбуждено в отношение общества дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ и проведении административного расследования (том 1, л.д. 9 - 10).
Данное определение вручено 25.06.2010 исполнительному директору общества Шпакову П.П., что подтверждается его подписью в соответствующей графе определения (том 1, л.д. 10).
29.06.2010 в присутствии законного представителя - исполнительного директора общества Шпакова П.П., административным органом составлен протокол N 08-10/15-4 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ (том 1, л.д. 12 - 16).
В данном протоколе указано, что общество использовало при производстве алкогольной продукции спирт, приобретенный у ООО "Моя Столица", находящийся в незаконном обороте, общество не проверило законность (легальность) приобретенного в собственность спирта, изготовило из нелегального спирта собственную продукцию, тем самым допустив нарушение требований пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Поскольку на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.17 названного Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями рассматривают судьи арбитражных судов, 02.07.2010 управление обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.17 КоАП РФ (том 1, л.д. 3 - 8).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 18 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 названного Федерального закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором фиксируются данные, подтверждающие наличие объективной стороны правонарушения и определяющие субъект правонарушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 29.06.2010 N 08-10/15-4 в качестве события правонарушения обществу вменено использование при производстве водки и ликероводочных изделий спирта, принадлежащего обществу на праве собственности (приобретенного по сделке с ООО "Моя Столица"), находящегося в незаконном обороте, по причине того, что действие лицензии ООО "Моя Столица" на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта приостановлено.
На основании пункта 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях).
Следовательно, перечень видов деятельности, указанный в статье 18 названного Федерального закона для осуществления которых требуется получение лицензии, содержит исключение из данного перечня лицензируемых видов деятельности - закупка этилового спирта в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции.
Таким образом, деятельность по закупке этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной продукции без лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией не образуют состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции" лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления.
Федеральный закон N 171-ФЗ не содержит в качестве условия, предусмотренного лицензией, запрет на закупку этилового спирта у организации, действие лицензии которых приостановлено. Такое действие, как закупка этилового спирта у организации, действие лицензии которых приостановлено, не указано в статье 20 названного Федерального закона, предусматривающей исчерпывающий перечень для приостановления, прекращения действия лицензии и ее аннулирования.
В пункте 3 статьи 20 названного Федерального закона в качестве оснований для аннулирования лицензии по решению суда указаны, в том числе, поставка алкогольной и спиртосодержащей продукции организациям, не имеющим предусмотренной законом лицензии, а также поставки этилового спирта организациям, не имеющим соответствующих лицензий, и повторные в течение года поставки этилового спирта без уведомлений.
Закупка этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления (статья 9 Федерального закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ уведомление - документ, который подтверждает закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции и наличие которого является обязательным для организаций, осуществляющих закупку, поставки указанной продукции.
В силу положений статьи 9 Федерального закона N 171-ФЗ к покупателю этилового спирта при его закупке для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд предъявляется только одно специальное требование - представление уведомления в Росалкогольрегулирования.
Данное требование обществом выполнено (том 1, л.д. 45 - 74), общество сообщило Росалкогольрегулирования о закупке этилового спирта у ООО "Моя столица".
В соответствии с частью 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная
Постановление десятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2010 по делу n а41-24316/10 исковые требования о взыскании долга по договору подряда на изготовление, установку оконных и балконных блоков и неустойки удовлетворены правомерно, так как выполненные работы не оплачены, размер неустойки снижен на основании ст. 333 гк рф.суд первой инстанции арбитражный суд московской области  »
Читайте также