РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства Москвы от 01.09.2005 n 1699-РП ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ И УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ


ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 сентября 2005 г. N 1699-РП
ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
И УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ
ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 19 сентября 2003 г. N 1674-РП "О строительстве транспортно-пересадочных узлов в г. Москве" компанией "Гарант Бауинвестицион ГмбХ" и ГУП НИиПИ Генплана города Москвы разработана концепция строительства транспортно-пересадочных узлов в городе Москве.
В целях улучшения транспортного обслуживания населения, повышения роли общественного городского транспорта, совершенствования транспортной инфраструктуры:
1. Одобрить разработанную ГУП НИиПИ Генплана города Москвы Концепцию строительства транспортно-пересадочных узлов, предусматривающую строительство и реконструкцию 90 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), в том числе 42 узлов регионального и городского значения и 48 узлов окружного значения (приложение 1) с сооружением в них пересадочных устройств, перехватывающих стоянок и других объектов, улучшающих условия движения транспорта и пешеходов.
2. Утвердить перечень первоочередных транспортно-пересадочных узлов (приложение 2).
3. Департаменту транспорта и связи города Москвы обеспечить:
3.1. Выдачу технического задания на разработку предпроектной документации Москомархитектуре и оформление актов разрешенного использования земли по п. 2 настоящего распоряжения.
3.2. Согласование проектной документации на строительство ТПУ (п. 2) в части обеспечения технологических требований функционирования транспортно-пересадочных узлов.
4. Москомархитектуре при представлении технического задания в соответствии с п. 3.1 настоящего распоряжения в установленном порядке обеспечить разработку предпроектной документации и оформление актов разрешенного использования земельных участков по перечню первоочередных транспортно-пересадочных узлов для принятия Правительством Москвы в установленном порядке решения о строительстве.
5. Снять с контроля как выполненные пп. 3 и 4.1 распоряжения Правительства Москвы от 19 сентября 2003 г. N 1674-РП "О строительстве транспортно-пересадочных узлов в г. Москве" в части разработки и утверждения концепции строительства транспортно-пересадочных узлов.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков


Приложение 1
к распоряжению Правительства
Москвы
от 1 сентября 2005 г. N 1699-РП
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ
ГУП НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА МОСКВЫ
НПО транспорта и дорог Титул N 5-04/308-66-КП-Т
КОНЦЕПЦИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Концепция строительства транспортно-пересадочных узлов выполняется по заказу фирмы "Гарант Бауинвестицион ГмбХ" во исполнение распоряжения Правительства Москвы N 1674-РП от 19 сентября 2003 г.
В настоящее время система городского пассажирского транспорта обеспечивает ежесуточную перевозку более 10 млн. человек, осуществляя ежедневно более 100 тысяч рейсов. Рост интенсивности движения транспорта, чрезмерное насыщение стихийными объектами торговли, несанкционированная парковка автотранспорта на улично-дорожной сети города приводят к неудовлетворительным условиям обслуживания пассажиров общественного транспорта, особенно в местах пересадки с городского наземного пассажирского транспорта на метрополитен и другие виды внеуличного транспорта. В связи с этим возникает необходимость решения вопросов упорядочения движения транспорта и пешеходов для улучшения условий транспортного обслуживания населения города.
В настоящее время проблемой формирования и развития транспортно-пересадочных узлов в Москве занимаются различные организации, вкладывая в это понятие, зачастую, различный смысл. В связи с этим в рамках данной работы приняты следующие терминологические определения:
Транспортно-пересадочный узел - узловой элемент планировочной структуры города транспортно-общественного назначения, в котором осуществляется пересадка пассажиров между различными видами городского пассажирского и внешнего транспорта или между различными линиями одного вида транспорта, а также попутное обслуживание пассажиров объектами социальной инфраструктуры. В зависимости от количества видов транспорта, их загрузки, роли и местоположения транспортно-пересадочных узлов они классифицируются на классы, виды и уровни.
Терминал транспортно-пересадочного узла (или транспортно-пересадочное устройство) (далее - терминал или ТПУ) - специально создаваемые одно или несколько сооружений в транспортно-пересадочном узле, предназначенные для:
- оптимизации пешеходных потоков пассажиров, совершающих пересадку, с возможностью посещения ими объектов обслуживания или минуя их;
- размещения необходимой протяженности фронта посадки на наземные виды транспорта;
- создания комфортных условий для пассажиров, ожидающих наземный транспорт;
- разделения потоков пассажиров, пользующихся маршрутами ГУП "Мосгортранс" (с возможностью установки турникетов для них) и пользующихся коммерческими маршрутами.
Основной целью работы являлась разработка концепции развития сети транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающей повышение эффективности использования территорий, прилегающих к станциям внеуличных видов транспорта, минимизацию пешеходных путей при пересадке с наземного пассажирского транспорта на метрополитен, определение возможности размещения пересадочных терминалов (ТПУ).
В составе работы проанализирована сложившаяся на сегодняшний день система транспортно-пересадочных узлов и даны предложения по формированию системы пересадочных терминалов в городе.
Основными задачами анализа существующей ситуации являлись:
- выявление основных типологических признаков транспортно-пересадочных узлов;
- определение классификационных и иерархических признаков транспортно-пересадочных узлов;
- выявление уровня загрузки узла пассажиропотоками на основании данных, полученных от основных перевозчиков (ГУП "Мосгортранс" и Московского метрополитена);
- разработка существующей схемы размещения транспортно-пересадочных узлов в плане города.
Кроме того, были проанализированы существующие транспортно-планировочные решения площадей у станций метрополитена с определением размеров площадей, наличие устройств наземного пассажирского транспорта, наличие инженерно-транспортных сооружений, интенсивность транспортных потоков и частота движения маршрутов НПТ, устройство и тип выходов из станций метрополитена, наличие капитальных и некапитальных объектов торговли и т.п.
На основании анализа существующего положения перспектив развития и территориальных возможностей узлов в работе были даны предложения по формированию в Москве системы транспортно-пересадочных узлов общегородского и окружного значения в увязке с предложениями по размещению перехватывающих стоянок в их составе. Намечены узлы, в которых необходимо первоочередное размещение терминалов. При разработке Концепции учитывалось перспективное развитие системы метрополитена в Москве.
На основании проведенной работы и по согласованию с заказчиком работы были разработаны предложения по организации работы терминалов в четырех пересадочных узлах: Речной вокзал и Тушинская.
При разработке работы использовались следующие материалы:
- Генеральный план развития г. Москвы на период до 2020 года;
- Схема дорожно-мостового строительства в г. Москве на период до 2020 года;
- Программа развития Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года;
- Программа развития общественного транспорта (титул N 5-04/413);
- планы градостроительного развития административных округов;
- Определение принципиальной возможности размещения транспортных терминалов на прилагаемых территориях по градостроительным условиям (титул N 5-02/718);
- предложения по формированию транспортно-пересадочного узла в районе станции метро "Планерная" и схемы транспортного обслуживания терминала в составе предпроектных архитектурно-строительных проработок (титул N 5-04/550);
- предпроектные предложения по определению мест под размещение первоочередных перехватывающих стоянок, этап, выполненный в составе титула N 5-02/490;
- проекты планировки, схемы транспортного обслуживания и другие работы Института Генерального плана по площадям, прилегающим к станциям метрополитена.
1. Классификация транспортно-пересадочных узлов
На первом этапе работы была проанализирована сложившаяся в настоящее время система городского пассажирского транспорта, ее взаимодействие с системой внешнего транспорта и на основе этого анализа даны предложения по классификации системы транспортно-пересадочных узлов в Москве.
Общая классификация транспортно-пересадочных узлов
Все транспортно-пересадочные узлы в Москве можно поделить на две основные категории: транспортно-пересадочные узлы регионального значения и транспортно-пересадочные узлы городского значения (рис. 1 - не приводится).
В региональных узлах обеспечивается пересадка пассажиров с системы внешнего транспорта на систему городского пассажирского транспорта. Примером подобных узлов являются Московские железнодорожные вокзалы (Курский, Павелецкий, Белорусский и др.). Характерной особенностью подобных узлов является сложившаяся и удобная система пересадки с внешнего транспорта на систему городского транспорта, которая в основном организована под крышей и осуществляется в комфортных условиях.
Второй большой типологической группой являются городские транспортно-пересадочные узлы, которые в свою очередь можно разделить на внутрисетевые узлы и на комплексные узлы.
Внутрисетевыми транспортно-пересадочными узлами названы узлы, в которых обеспечивается пересадка внутри какой-либо определенной системы пассажирского транспорта. Например, наземный пассажирский транспорт (НПТ) - наземный пассажирский транспорт; метрополитен - метрополитен и т.п.
Количество пересадочных пунктов внутри системы НПТ отличается значительным количеством и разнообразными условиями их работы, в связи с чем рассмотрение вопросов создания в них системы пассажирских терминалов необходимо рассматривать в составе отдельной работы. Пересадка метрополитен - метрополитен в настоящее время является наиболее организованной пересадкой, обеспечиваемой в наиболее комфортных условиях (в сравнении с другими видами пересадок).
В комплексных узлах осуществляется пересадка между системами НПТ, метрополитена, пригородной железной дороги и т.п. Данный вид пересадки в настоящее время является наименее комфортным для пассажиров и отличается наименьшей степенью организации.
В связи с вышеизложенным в составе Концепции будут рассматриваться только городские комплексные транспортно-пересадочные узлы. То есть из Концепции будут исключены все станции метрополитена, связанные с обслуживанием пассажиров дальнего следования железной дороги. Кроме того, из состава Концепции решено исключить все станции, расположенные в пределах Кольцевой линии Московского метрополитена, поскольку в основной своей массе они являются внутрисетевыми узлами, пересадка в которых на наземный пассажирский транспорт либо отсутствует полностью, либо ее объем невелик.
Таким образом, на основании вышеуказанного анализа был составлен список, состоящий из порядка 100 станций метрополитена, с которым и была продолжена работа.
Классификация комплексных транспортно-пересадочных узлов
Дальнейшая разработка классификации транспортно-пересадочных узлов велась в двух направлениях: с одной стороны, оценивались роль и место каждого конкретного пересадочного узла в системе городской транспортной инфраструктуры, с другой стороны, анализировались численные показатели по объемам пассажиропотоков в узле и планировочное решение узла.
По роли в городской транспортной инфраструктуре все пересадочные узлы были ранжированы относительно трех основных показателей, к которым относятся:
- возможные виды пересадки в узле;
- роль узла в системе транспортного обслуживания города;
- расположение узла относительно магистральной УДС города.
Рассмотрим отдельно каждый показатель.
По возможным видам пересадки все узлы были разделены на три основных уровня:
- уровень А - пересадка с пригородной железной дороги на метрополитен и ГПТ;
- уровень Б - пересадка с пригородных автобусов на метрополитен и ГПТ;
- уровень В - пересадка с метрополитена на ГПТ.
По роли в системе транспортного обслуживания все узлы были также поделены на три уровня:
- уровень I - пункты пересадки, подвоз к которым осуществляется из районов Москвы, расположенных за пределами МКАД, и из прилегающих районов Московской области;
- уровень II - пункты пересадки, обслуживающие районы города, расположенные за пределами нормативной доступности от станций метрополитена;
- уровень III - пункты пересадки, обеспечивающие транспортное обслуживание прилегающих районов города.
По расположению относительно магистральной УДС города:
- уровень 1 - узлы, расположенные на магистральной УДС общегородского значения;
- уровень 2 - узлы, расположенные на удалении не более чем 500 м от магистральной УДС;
- уровень 3 - узлы, расположенные на магистральной сети районного значения и на местной УДС.
Таким образом, все пересадочные узлы, намеченные к рассмотрению в составе настоящей работы, получили буквенно-цифровой индекс, характеризующий их роль в городской транспортной инфраструктуре. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ МОСКВЫ
------------------------------------------------T-------------------------------------------------T----------------------------------------------¬
¦По возможным видам пересадки ¦По роли в системе транспортного обслуживания ¦По расположению относительно магистральной ¦
¦ ¦города ¦УДС города ¦
+---------------T---------------T---------------+------------------T--------------T---------------+---------------T--------------T---------------+
¦Уровень А ¦Уровень Б ¦Уровень В ¦Уровень I ¦Уровень II ¦Уровень III ¦Уровень 1 ¦Уровень 2 ¦Уровень 3 ¦
+---------------+---------------+---------------+------------------+--------------+---------------+---------------+--------------+---------------+

РАСПОРЯЖЕНИЕ заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 01.09.2005 n 218-РЗМ О СОЗДАНИИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ  »
Законодательство Москвы »
Читайте также