ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 21.12.2004 n 898-ПП О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2004 г. N 898-ПП
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ
ТОВАРАМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ
Правительство Москвы отмечает, что на потребительском рынке под воздействием роста реальных доходов населения происходят глубокие качественные изменения. В структуре расходов населения опережающими темпами увеличиваются затраты на покупку непродовольственных товаров. В результате доля непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота повысилась до 59% по сравнению с 53% в 1994 году. Для реализации возрастающих объемов непродовольственных товаров развивается и обновляется сеть магазинов. На 1 января 2004 года она составила 12566 единиц стационарных предприятий с торговой площадью 3380 тыс. кв. м, или 65% от всех торговых площадей розничной торговли. Сформировались и действуют более 50 крупных розничных торговых сетей по продаже непродовольственных товаров.
Развивается сеть крупных торговых центров, открываются новые форматы магазинов: молы, гипермаркеты, товары для дома и сада и так далее.
Значительных объемов достигло межрегиональное сотрудничество по поставкам товаров. Москва стала главным общероссийским центром по обмену товарами. На ее долю приходится 47% всего оптового оборота непродовольственных товаров в Российской Федерации. Через Москву в страну поступает 62% импорта по этой группе товаров, 38% всего оптового оборота непродовольственных товаров приходится на вывоз в другие регионы.
Все эти факторы обусловливают повышение роли оптовой торговли как основного регулятора рынка. Однако достигнутый уровень оптовой торговли непродовольственными товарами не соответствует возросшим требованиям рынка и не в полной мере выполняет свою роль основного связующего звена между товаропроизводителями и розничной торговлей, а также не способствует решению ряда городских задач.
За годы реформ роль оптовой торговли в формировании товарных ресурсов для розничной торговли снизилась. Доля поставок непродовольственных товаров в розницу оптовыми организациями составляет 28% от всех поступлений в целом, в то же время физические лица обеспечивают 18% поступлений. Более одной трети поставок вынуждены обеспечивать сами товаропроизводители.
Сложившееся положение объясняется тем, что несмотря на значительный рост числа оптовых посредников в последние годы, качественных преобразований в организации оптовой торговли, в технологии товароснабжения и складской инфраструктуре не произошло. Количественный рост произошел за счет появления большого числа мелких фирм-посредников и физических лиц без образования юридического лица.
Крупные и средние предприятия составляют лишь 8% от всех оптовых организаций, и они формируют только 57% оптового оборота города Москвы. В результате сложилась многозвенная система оптовых посредников, состоящая из преимущественно мелких фирм и физических лиц, которые в силу объективных причин не способны обеспечить стабильность в товароснабжении магазинов, входной контроль качества товаров, предоставить необходимый уровень сервисных услуг.
В оптовой торговле непродовольственными товарами не получили своего развития более прогрессивные типы предприятий - распределительные центры, оптово-розничные объединения, логистические центры. Не внедряются современные прогрессивные технологии управления поставками, основанные на автоматизации процессов товародвижения. По существу, утрачен входной контроль за качеством товаров.
Наиболее узким местом в оптовой торговле является устаревшая складская инфраструктура. По уровню обеспеченности современными складскими площадями Москва значительно отстает от европейских столиц. В результате до 55% складов арендуются в неприспособленных помещениях, что порождает низкий технический уровень обработки грузов и высокие издержки по их хранению.
Недостаточное развитие получил сектор транспортно-логистических и сервисных услуг по организации грузооборота и товародвижения.
В целях повышения роли оптовой торговли в организации рационального товароснабжения розничной торговли, в обеспечении сбыта продукции московских товаропроизводителей и дальнейшего роста межрегионального обмена товарами Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005-2007 годы (далее - Концепция) согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
2. Считать предприятия оптовой торговли и складской инфраструктуры особо социально значимыми объектами для потребительского рынка города Москвы.
3. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы разработать совместно с департаментами, комитетами, управлениями и префектурами административных округов города Москвы, задействованными в реализации Концепции, и в двухмесячный срок утвердить план организационных мероприятий по реализации Концепции, предусмотрев в нем:
- проведение работы с предприятиями московской промышленности по отбору наиболее эффективных проектов оптовых и распределительных центров для формирования товаропроводящей сети;
- меры по развитию и укреплению межрегионального сотрудничества по обмену товарами;
- экспертизу проектов новых объектов оптовой торговли с участием общественных объединений предпринимателей;
- разработку совместно с сетевыми розничными структурами и оптовыми предприятиями планов подготовки кадров новых специальностей.
Установить, что участники реализации Концепции представляют в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы ежегодно до 15 января годовую информацию о ходе ее выполнения в установленном порядке.
Координацию работы по организации выполнения мероприятий, предусмотренных Концепцией, и представление в Правительство Москвы обобщенной ежегодной информации о ходе ее реализации возложить на Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.
4. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы при разработке программы развития потребительского рынка и услуг на 2007-2009 годы определить конкретные задания по дальнейшему реформированию оптовой торговли непродовольственными товарами на основе приоритетных направлений, определенных Концепцией.
5. Установить, что на период до 2010 года в Москве необходимо ввести в действие не менее 1200 тыс. кв. м современных складских площадей европейского уровня качества для развития оптовой торговли непродовольственными товарами, в том числе не менее 750 тыс. кв. м на первом этапе в соответствии с Программой открытия крупных объектов оптовой торговли непродовольственными товарами и складской инфраструктуры на 2005-2007 годы, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
6. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы совместно с Москомархитектурой при участии ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" по заказу Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы:
6.1. Разработать в 2005 году на среднесрочный период отраслевую схему размещения объектов оптовой торговли и на ее основе адресный перечень строительства объектов оптовой торговли непродовольственными товарами с учетом раздела 1 приложения 2 к настоящему постановлению.
6.2. При проведении работ по актуализации Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года предусмотреть в ней размещение объектов оптовой торговли непродовольственными товарами, в том числе в промышленных зонах.
7. Возложить на Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы функции городского заказчика на проведение конкурса по отбору операторов для создания объектов оптовой торговли непродовольственными товарами и складской инфраструктуры.
8. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с Комитетом города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов до 1 февраля 2005 года разработать и утвердить в установленном порядке конкурсную документацию с учетом обременения по сохранению профиля основной деятельности объектов оптовой торговли в течение 25 лет, а также провести конкурс по отбору операторов до 20 марта 2005 года.
9. Департаменту земельных ресурсов города Москвы оформлять победителям конкурсов (п. 8) договоры аренды земли для размещения объектов оптовой торговли непродовольственными товарами и складской инфраструктуры на условиях, определенных конкурсной документацией.
10. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы до 1 января 2005 года представить в Департамент науки и промышленной политики города Москвы и Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы предложения для включения в Целевую программу реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 гг. по размещению в составе реорганизуемых производственных территорий объектов оптовой торговли непродовольственными товарами.
11. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы провести в первом полугодии 2005 года исследование по развитию производства и поставки на рынок непродовольственных товаров московскими предприятиями с разработкой предложений по организации производства новых видов конкурентоспособной продукции для реализации в Москве, регионах Российской Федерации и увеличения экспорта в страны СНГ.
12. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы создать в 2005 году в составе государственного унитарного предприятия "Московский промышленно-торговый центр интеграции и развития" оптово-розничное предприятие для продвижения продукции московских товаропроизводителей на основе проведения мониторинга рынка и формирования предложений по размещению на московских предприятиях легкой и текстильной промышленности заказов на поставку товаров.
13. Одобрить инициативу Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы по заключению в установленном порядке соглашений с банковскими учреждениями о взаимодействии в реализации приоритетных направлений Концепции в развитии оптовой торговли по поставкам продукции московских товаропроизводителей и межрегиональному сотрудничеству.
14. Одобрить предложение Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы по созданию системы добровольной сертификации услуг складских и логистических операторов. Проработать до 1 января 2006 года механизм реализации данного предложения.
15. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы, Департаменту образования города Москвы совместно с заинтересованными организациями:
15.1. Определить до 1 января 2005 года потребность в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов, необходимых отрасли на период до 2007 года.
15.2. Предусмотреть с 1 сентября 2005 года увеличение подготовки рабочих кадров и специалистов для организаций и предприятий, занимающихся оптовой торговлей непродовольственными товарами.
16. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы при участии Московской международной бизнес-ассоциации и Ассоциации автоматической идентификации ЮНИСКАН провести в октябре 2005 года международную конференцию "Проблемы и пути внедрения в оптовой торговле прогрессивных технологий товародвижения и оптимизации цепи поставки товаров".
17. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить информационную поддержку Концепции развития оптовой торговли непродовольственными товарами в городе Москве на 2005-2007 годы.
18. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Малышкова В.И.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков


Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 21 декабря 2004 г. N 898-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ
ТОВАРАМИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ
1. Необходимость разработки Концепции
Концепция разработана в соответствии с Городской целевой программой развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2004-2006 годы, которая определила курс на качественные преобразования во всех направлениях деятельности и секторах потребительского рынка, в том числе и в оптовой торговле непродовольственными товарами.
В последние годы на основе роста денежных доходов населения рынок непродовольственных товаров Москвы развивается наиболее высокими темпами, в результате в розничном товарообороте и материально-технической базе торговли происходят значительные структурные изменения. По данным за 2003 год, доля непродовольственных товаров в структуре розничного товарооборота достигла 59%. Отражением этой тенденции стало быстрое увеличение торговых площадей для продажи населению непродовольственных товаров. На 1 января 2004 года розничная сеть по продаже этих товаров составила 12566 единиц стационарных предприятий и увеличилась за два года на 139%. В результате доля торговых площадей по продаже непродовольственных товаров составила 65% от всех торговых площадей розничной торговли Москвы. Московский рынок стал наиболее привлекательной сферой реализации товаров как для российских товаропроизводителей, так и для импортеров.
Для удовлетворения все более возрастающего спроса населения на непродовольственные товары увеличились масштабы межрегионального сотрудничества по экономическому обмену товарами.
Под воздействием этих объективных факторов Москва превратилась в общероссийский "распределительный центр" непродовольственных товаров, что подтверждается следующими данными. По итогам 2003 года доля Москвы во всем объеме розничной торговли РФ составляла 28%, доля оптовой торговли Москвы во всем объеме оптовой торговли РФ в целом - 40,8%, а доля оптового оборота по непродовольственным товарам - 47%.
В перспективе до 2020 года под воздействием роста реальных доходов населения, а также повышения качества жизни москвичей - роста обеспеченности жильем, личным автотранспортом, дачными участками - усилится спрос на предметы домашнего обихода, мебель, товары для спорта и туризма, строительные материалы и другие.
В этих условиях дальнейшее развитие рынка непродовольственных товаров Москвы и Московского региона в целом в огромной степени зависит от функционирования эффективной оптовой торговли, способной в широких масштабах и с наименьшими издержками обеспечить товароснабжение розницы и межрегиональный обмен товарами.
Анализ современного состояния оптовой торговли непродовольственными товарами показал, что достигнутый уровень организационно-технического развития опта, его складская инфраструктура, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка и не могут обеспечить в полном объеме решения перспективных задач по увеличению розничного товарооборота и наращиванию соответствующего товарного

РАСПОРЯЖЕНИЕ Мэра от 28.09.2004 n 280-РМ (ред. от 16.08.2005) О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭРА МОСКВЫ ОТ 14 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА n 95-РМ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ  »
Законодательство Москвы »
Читайте также