<ПИСЬМО> УФНС РФ по г. Москве от 03.08.2005 n 28-08/55595 О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДА ЧАСТНЫХ НОТАРИУСОВ


Вопрос: Правомерно ли включение частным нотариусом в состав расходов, принимаемых к вычету при определении налогооблагаемой базы, следующих видов расходов:
- приобретение копировального аппарата;
- приобретение литературы по налогообложению?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 3 августа 2005 г. N 28-08/55595
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДА ЧАСТНЫХ НОТАРИУСОВ
1. Налогообложение доходов частных нотариусов производится в порядке, предусмотренном главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), с учетом особенностей, предусмотренных статьей 227 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Кодекса налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса (в т.ч. частные нотариусы), имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Порядок учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей установлен приказом МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 "Об утверждении порядка учета доходов и расходов хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей".
Расходами признаются обоснованные, непосредственно связанные с деятельностью и документально подтвержденные затраты. При этом под непосредственно связанными с деятельностью расходами подразумеваются не все поименованные в главе 25 Кодекса затраты, а только те из них, которые произведены для осуществления деятельности или непосредственно связаны с осуществлением деятельности. Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные документами, которые составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Следовательно, включение произведенных расходов в состав затрат частного нотариуса возможно только при выполнении трех условий, а именно: расходы должны быть фактически произведены, то есть оплачены; документально подтверждены; непосредственно связаны с извлечением доходов.
В соответствии со статьей 15 Основ законодательства о нотариате нотариус имеет право составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них.
Таким образом, при осуществлении частным нотариусом работ по копированию документов у него возникает необходимость в приобретении копировального аппарата, и, следовательно, указанные расходы непосредственно связаны с извлечением дохода от нотариальной деятельности. В случае если такие расходы будут фактически произведены и документально подтверждены, они подлежат исключению из налогооблагаемой базы при определении налогооблагаемого дохода в составе профессионального налогового вычета.
Указанные расходы, осуществляемые нотариусом, подпадают под действие статьи 253 Кодекса "Расходы, связанные с производством и реализацией" как расходы, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 16 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок) расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления и прочие расходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом признается, в частности, имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.
Следовательно, при исключении из налогооблагаемого дохода расходов частного нотариуса на приобретение копировального аппарата следует учитывать, что если его стоимость превышает 10000 рублей и срок полезного использования свыше 12 месяцев, то такой копировальный аппарат будет относиться к основным средствам и его стоимость должна погашаться путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном пунктами 30-46 Порядка.
Если приобретаемый копировальный аппарат не соответствует требованиям, предъявляемым к основным средствам, то расходы на его приобретение следует отнести к материальным расходам и учитывать согласно положениям раздела IV Порядка.
2. В соответствии с подпунктом 10 пункта 47 вышеуказанного Порядка к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской или нотариальной деятельности, относятся расходы на оплату информационных услуг, в частности, приобретение специальной литературы, периодических изданий по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью индивидуального предпринимателя, необходимых для осуществления деятельности, при наличии подтверждающих документов об их использовании.
Что касается вопроса о правомерности включения расходов частного нотариуса на приобретение литературы по налогообложению в состав затрат, принимаемых к вычету при определении налогооблагаемой базы, то следует учитывать, что данные расходы не связаны с его профессиональной (нотариальной) деятельностью. Литература по налогообложению используется частным нотариусом при исполнении им обязанностей налогоплательщика, возложенных на него в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, в связи с чем включение расходов на ее приобретение в состав профессионального налогового вычета неправомерно.
Заместитель
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
С.Х. Аминев

ПИСЬМО Департамента здравоохранения от 03.08.2005 n 41-18-490 О ПОВЫШЕНИИ ТАРИФНЫХ СТАВОК (ОКЛАДОВ) ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ  »
Законодательство Москвы »
Читайте также