ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 12.07.2005 n 507-ПП О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ О РЕГУЛИРОВАНИИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ОТДЕЛЬНЫХ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ


ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2005 г. N 507-ПП
О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О РЕГУЛИРОВАНИИ
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ОТДЕЛЬНЫХ
ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ"
Автомобильный транспорт является основным источником загрязнения атмосферного воздуха в городе Москве. На его долю приходится более 80% валовых выбросов загрязняющих веществ. Непрерывный стремительный рост автомобильного парка, его значительный средний возраст, низкий технический уровень в сочетании с неудовлетворительным техническим состоянием автомобилей приводят к тому, что проблема негативного воздействия выбросов автотранспорта на окружающую среду и здоровье населения стала одной из наиболее острых экологических и социальных проблем города.
В целях повышения эффективности организации государственного и производственного экологического контроля автотранспортных средств в городе Москве, стимулирования обновления автомобильного парка Москвы современными автотранспортными средствами, реализации иных мер, направленных на повышение экологической безопасности автомобильного парка, Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию закона города Москвы "О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях" (приложение).
2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:
2.1. Обеспечить разработку проекта закона города Москвы "О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях".
2.2. В III квартале 2006 года внести на рассмотрение Правительства Москвы проект закона города Москвы "О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
И.о. Мэра Москвы
В.П. Шанцев


Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 12 июля 2005 г. N 507-ПП
КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
"О РЕГУЛИРОВАНИИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
НА ОТДЕЛЬНЫХ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ"
Основным источником загрязнения атмосферного воздуха в Москве является автотранспорт. Численность автомобильного парка составляет около 2,6 млн. автотранспортных средств. С учетом иногороднего автотранспорта на улицах города в часы пик единовременно находится в движении свыше 600 тысяч автотранспортных средств.
Ежегодно объем валовых выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта составляет почти 900 тысяч тонн, то есть более 80% от суммарных выбросов в атмосферный воздух от всех источников.
По данным регулярных измерений концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, проводимых с помощью передвижной лаборатории на автотрассах города, а также по данным стационарных автоматических постов, расположенных вблизи автотрасс:
- на автотрассах города наблюдается регулярное превышение установленных допустимых норм содержания загрязняющих веществ в воздухе от 2 и более раз в зависимости от вещества;
- на территории, прилегающей к автотрассам, наблюдается загрязнение воздуха веществами, содержащимися в выхлопах автотранспортных средств: среднегодовые концентрации превышают нормы в 1,2-1,5 раза, частота превышений допустимых среднесуточных значений доходит до 70-80%. Этим объясняется высокий уровень воздействия дорожного движения на состояние окружающей среды, в особенности в случаях заторов на дорогах, когда уровень шума и выбросов является наиболее высоким.
Рост автомобильного парка в столице (за последние 5 лет численность автотранспорта в городе Москве возросла на 22%) определяет необходимость минимизации вреда окружающей среде города от автомобилей.
Как показывает зарубежный опыт, одним из наиболее эффективных путей создания экологически устойчивых городских транспортных систем является внедрение мер, направленных на ограничение использования автомобильного транспорта при одновременном адекватном развитии системы общественного пассажирского транспорта, создании оптимальных логистических систем и т.д. Так, решая проблему заторов на дорогах, в целях снижения общего пробега и выбросов от автотранспорта в Лондоне введены зоны платного въезда. Согласно закону Франции о качестве воздуха и рациональном использовании энергии (1996 г.) ограничивается движение частных автомобилей по городу, когда загрязнение воздуха достигает критического порога, с исключениями для автомобилей, отмеченных зеленой карточкой как отвечающих определенным экологическим стандартам. Первая зона ограниченного движения введена в историческом центре Милана в 1984 г. и действовала в утренние часы рабочих дней. В последующие годы подобные меры были приняты и в других четырех крупных городах Италии (Турин, Падуя, Болонья и Флоренция). Зоны варьировались по времени действия и по площади (от 6 га в Падуе до 400 га в Болонье). В настоящее время политика этих городов в отношении ограничения движения легковых автомобилей различается: в Милане и Турине зоны ограниченного движения были упразднены и заменены введением повышенной платы за парковку. В Швеции экологические зоны, предусматривающие ограничения на въезд автомобилей, не отвечающих соответствующему уровню экологической классификации, были впервые введены в 1996 г. в крупнейших городах - Стокгольме, Гетеборге и Мальмо. Аналогичные меры по ограничению движения легковых автомобилей в городах предусмотрены законодательством других европейских государств.
Настоящая Концепция разработана в целях создания правовых основ для реализации экологических требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами автотранспортных средств путем введения ограничений на въезд автотранспорта на отдельные городские территории, характеризующиеся сверхнормативной антропогенной нагрузкой на окружающую среду.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду впервые введены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В соответствии с Законом указанные нормативы устанавливаются как величина допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и акваторий в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения биологического разнообразия.
I. Современная ситуация в сфере правового регулирования
снижения негативного воздействия автотранспорта
на состояние окружающей среды
Концепция закона разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с учетом требований Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" и Земельного кодекса Российской Федерации.
Необходимость разработки Концепции закона города Москвы "О регулировании передвижения автотранспортных средств на отдельных городских территориях" обусловлена следующими причинами.
Федеральное законодательство (Федеральные законы "Об охране атмосферного воздуха", "Об охране окружающей среды") устанавливает общие принципы правового регулирования общественных отношений в области снижения негативного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды и здоровье населения в городах. В нем не определены конкретные правовые механизмы, позволяющие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления реализовать свои права в виде конкретных действий (в частности, введение ограничений на движение автотранспорта).
В федеральном законодательстве отсутствуют правовые акты, регламентирующие вопросы управления передвижением автотранспортных средств в целях снижения выбросов в атмосферный воздух.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. В случае урегулирования вопросов управления передвижением автотранспортных средств в целях снижения выбросов в атмосферный воздух на федеральном уровне законодательство города Москвы в данной области будет приведено в соответствие с федеральным законодательством.
Правительством Москвы приняты решения по упорядочению парковок автотранспорта (распоряжение Мэра Москвы от 18 января 2000 г. N 7-РМ "О дополнительных мерах по упорядочению парковки автотранспорта в г. Москве"; постановление Правительства Москвы от 29 августа 2000 г. N 698 "О Концепции организационно-правового регулирования системы временного размещения автотранспортных средств на территории города Москвы"; постановление Правительства Москвы от 23 июля 2002 г. N 570-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 09.12.97 N 864 "О мерах по развитию системы муниципальных платных парковок в городе Москве" и от 11.03.97 N 188 "О совершенствовании системы городских платных парковок в городе Москве"; постановление Правительства Москвы от 18 января 2005 г. N 24-ПП "Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы"), изменен режим движения грузового автотранспорта (постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 604-ПП "Об изменении режима движения грузового автотранспорта с целью повышения пропускной способности улично-дорожной сети").
Вместе с тем по-прежнему отсутствуют законодательные акты города Москвы, устанавливающие механизмы комплексного правового регулирования в области снижения негативного воздействия автотранспортных средств на состояние окружающей среды.
Существуют две принципиальные формы ограничения доступа определенных автомобилей в определенные зоны: 1) схема, основанная на разрешениях, которые позволяют доступ только указанным в них пользователям, и 2) схема, основанная на учете номерных знаков, которая разрешает водителям с определенными номерными знаками использовать свои автомобили в определенные дни. При этом может быть определен перечень автомобилей, которые будут исключены из этих схем (например, автомобили скорой помощи, мопеды и мотороллеры, автотранспортные средства, имеющие "экологический знак", пожарные машины и т.п.). Осуществление этих мер будет способствовать решению задач повышения эффективности транспортной системы города, улучшению качества окружающей среды, повышению уровня экологической безопасности территорий г. Москвы, обеспечению устойчивого развития городской транспортной системы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.
Таким образом, изложенное выше свидетельствует о возможности и необходимости разработки закона города Москвы, регулирующего вопросы ограничения использования на отдельных городских территориях автотранспортных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам.
II. Цели проекта закона города Москвы "О регулировании
передвижения автотранспортных средств на отдельных
городских территориях"
Основной целью проекта закона является снижение экологической нагрузки, связанной с движением автотранспорта, на городскую территорию.
Другими целями, реализуемыми в рамках законопроекта, являются:
- снижение объемов движения автотранспорта в зонах с вводимыми ограничениями на 10-30%;
- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в этих зонах на 20-40% (по различным веществам);
- сокращение заторов на дорогах и увеличение средней скорости движения автотранспортных средств на 20-30%;
- снижение загрузки улично-дорожной сети на отдельных городских территориях и создание вследствие этого более благоприятных условий для движения в их пределах общественного пассажирского транспорта и пешеходного движения, а также повышение эффективности и качества транспортного обслуживания объектов городской инфраструктуры, расположенных на этих территориях.
В законе предполагается определить основания и порядок установления территорий, испытывающих сверхнормативную антропогенную нагрузку на окружающую среду, виды регулирования допустимого совокупного воздействия всех источников, включая возможные ограничения на въезд автотранспортных средств на такие городские территории, а также автотранспортные средства, на которые будут распространяться указанные ограничения.
III. Структура проекта закона города Москвы "О регулировании
передвижения автотранспортных средств на отдельных
городских территориях"
Преамбула
В преамбуле будут определены цели и задачи законопроекта, а также круг регулируемых им отношений.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В главе будут определены основные понятия, используемые в законе, общие принципы обеспечения экологической устойчивости городской транспортной системы, роль мероприятий по ограничению использования автотранспорта.
Глава 2. ГОРОДСКИЕ ТЕРРИТОРИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ
СВЕРХНОРМАТИВНОЙ ТЕХНОГЕННОЙ НАГРУЗКОЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ,
СВЯЗАННОЙ С ДВИЖЕНИЕМ АВТОТРАНСПОРТА
В главе будут предусмотрены положения, устанавливающие:
- критерии выделения таких городских территорий (в частности, отдельные территории центра Москвы, некоторые территории вдоль трасс с интенсивным автомобильным движением и др.);
- полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления города Москвы в части установления границ таких территорий и их пересмотра;
- порядок установления таких городских территорий и пересмотра их границ.
Глава 3. ВВЕДЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ВЪЕЗД АВТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ТЕРРИТОРИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ
СВЕРХНОРМАТИВНОЙ ТЕХНОГЕННОЙ НАГРУЗКОЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ, СВЯЗАННОЙ С ДВИЖЕНИЕМ АВТОТРАНСПОРТА
В главе будут установлены:
- виды вводимых ограничений (данные ограничения будут вводиться в целях снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду по данным экологического мониторинга), в частности, запрет на въезд автотранспортных средств на определенную территорию вообще, ограничение на въезд на отдельную территорию в определенное время суток и др.;
- принципы введения ограничений;
- полномочия органов государственной власти города Москвы в области введения ограничений;
- категории автотранспортных средств, на которые распространяются различные виды вводимых ограничений в соответствии с экологическими характеристиками данных средств;
- категории автотранспортных средств, допускаемых на установленные городские территории по специальным

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 12.07.2005 n 502-ПП О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 29 АПРЕЛЯ 2003 Г. n 304-ПП  »
Законодательство Москвы »
Читайте также