ПИСЬМО УФНС РФ по г. Москве от 30.06.2005 n 21-08/46874 ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 30 июня 2005 г. N 21-08/46874
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ
Управление ФНС России по г. Москве направляет для руководства в работе обзор ответов на вопросы по применению главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог".
Заместитель руководителя
Управления Федеральной
налоговой службы по г. Москве
С.Х. Аминев


Приложение
к письму Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
от 30 июня 2005 г. N 21-08/46874
Вопрос: Обязаны ли налоговые органы регистрировать трудовые договоры, заключенные индивидуальными предпринимателями с наемными работниками?
Ответ: Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с ТК РФ.
При этом согласно положениям статьи 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель, где работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель, в том числе, - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.
Таким образом, сторонами трудовых отношений могут быть физическое лицо - работник и физическое лицо - работодатель, в том числе и индивидуальный предприниматель.
Статьей 303 ТК РФ установлены особенности трудового договора, заключаемого работником с работодателем - физическим лицом, включающие в себя обязанность работодателя - физического лица оформить трудовой договор с работником в письменной форме и зарегистрировать этот договор в соответствующем органе местного самоуправления.
С учетом положений статьи 309 ТК РФ, согласно которой документом, подтверждающим время работы у работодателя - физического лица, является письменный трудовой договор, а также то, что работодатель - физическое лицо не имеет права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые, регистрация названных договоров в органах местного самоуправления является обязательной.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования и иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного назначения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Следовательно, налоговые органы Российской Федерации, являющиеся органами государственной власти, не могут осуществлять регистрацию трудовых договоров, заключенных между физическим лицом - работодателем и работником - физическим лицом, так как не являются органами местного самоуправления.
Вопрос: При проведении мероприятий налогового контроля за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальными предпринимателями в виде фиксированного платежа необходимо уточнить:
- каковы сроки их уплаты;
- начисляются ли на них пени, если да, то на основании какого нормативного документа;
- когда у индивидуальных предпринимателей возникает обязанность уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей: с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или с момента постановки на учет в Пенсионном фонде Российской Федерации;
- возникает ли у налоговых органов с 01.01.2005 обязанность проводить начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в лицевые счета налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей);
- за какой период осуществляется налоговым органом контроль за исчислением индивидуальными предпринимателями страховых взносов, предусмотренных пунктом 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ: начиная с 01.02.2005 или за три года, предшествующих проведению проверки (2002-2004 годы);
- какие меры ответственности могут быть применены налоговыми органами при выявлении индивидуальных предпринимателей, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ, не зарегистрированных в Пенсионном фонде Российской Федерации, не представляющих отчетность в соответствии с действующим законодательством и не уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи - индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа.
Законодательством не установлены применительно к страховому взносу в виде фиксированного платежа сроки уплаты в течение расчетных периодов 2002-2004 годов, определенные конкретной датой. Поэтому у налоговых органов отсутствуют основания для начисления пеней при уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа за указанные периоды.
Срок уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа установлен Федеральным законом от 02.12.2004 N 157-ФЗ "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Если при проведении налоговыми органами выездных налоговых проверок начиная с налогового периода за 2005 год установлен факт неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов в виде фиксированного платежа, следует:
- доначислить по акту проверки причитающуюся к уплате сумму страховых взносов в виде фиксированного платежа;
- начислить пени в порядке, установленном статьей 26 Федерального закона N 167-ФЗ.
При этом по результатам выездной налоговой проверки в карточке лицевого счета индивидуального предпринимателя следует провести доначисленные суммы страховых взносов в виде фиксированного платежа (страховую и накопительную части).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа возникает у страхователя с момента его регистрации в органах страховщика.
Согласно норме статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ с 01.01.2004 регистрация физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет ПФР, осуществляется в отделениях ПФР (территориальных органах ПФР) в пятидневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, с 01.01.2004 Федеральным законом N 167-ФЗ не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей самостоятельно регистрироваться в органах ПФР.
Федеральным законом N 167-ФЗ не установлена для индивидуальных предпринимателей обязанность представлять по итогам отчетных периодов - расчеты, по итогам налогового периода - декларацию об исчисленных и уплаченных суммах страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Вопрос: Должен ли уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (фиксированный платеж) индивидуальный предприниматель, временно прекративший предпринимательскую деятельность?
Ответ: В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи, поименованные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона, а именно, индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Обязательным для уплаты является минимальный размер фиксированного платежа, установленный в сумме 150 рублей в месяц, в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии - 100 рублей, на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 50 рублей.
Фиксированный платеж не входит в состав единого социального налога, и его уплата не связана с фактом получения дохода индивидуальным предпринимателем, поэтому он подлежит уплате независимо от размера полученного дохода от предпринимательской деятельности в данном налоговом периоде.
Действующим законодательством Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей (в т.ч. перешедших на упрощенную систему налогообложения, инвалидов, пенсионеров, работающих постоянно в организациях) от уплаты минимального размера фиксированного платежа.
В случае прекращения регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями законодательства одновременно прекращается и обязанность по уплате фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование.
Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в частности:
а) заявление физического лица о принятом им решении о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
б) сведения о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, представляемые в порядке, установленном пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса;
в) копия решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом;
г) копия решения суда о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;
д) копия вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического лица права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
е) информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей не предусмотрено временное прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем с одновременной сдачей его свидетельства о государственной регистрации в налоговые органы.
Вопрос: Должны ли уплачивать фиксированные платежи в ПФР индивидуальные предприниматели в случае временного приостановления предпринимательской деятельности, а также пенсионеры и инвалиды?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи, поименованные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 данного Закона, в том числе индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом на финансирование страховой части трудовой пенсии направляется 100 рублей, на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 50 рублей.
Фиксированные платежи не входят в состав единого социального налога (далее - ЕСН) и не связаны с доходом индивидуального предпринимателя, поэтому подлежат уплате независимо от размера полученного дохода от предпринимательской деятельности в данном налоговом периоде.
Действующим законодательством Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей (в т.ч. пенсионеров, инвалидов и ветеранов войны и труда) от уплаты данных платежей, в том числе в случае временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске или временного приостановления деятельности (без прекращения деятельности в установленном законом порядке), отсутствия доходов от такой деятельности.
Только в случае прекращения регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями действующего законодательства одновременно прекращается и обязанность по уплате фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование.
Вопрос: Начисляется ли ЕСН на сумму оплаты дополнительных перерывов рабочего времени, предоставляемых предпринимателем-работодателем матери для кормления ребенка, если она работает сокращенный рабочий день (7 часов)?
Ответ: Согласно статье 258 ТК РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый.
При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.
По заявлению женщины перерывы для кормления

ПИСЬМО УФНС РФ по г. Москве от 30.06.2005 n 20-12/46404 О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ  »
Законодательство Москвы »
Читайте также