ПИСЬМО УФНС РФ по г. Москве от 30.06.2005 n 20-12/46404 О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 30 июня 2005 г. N 20-12/46404
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве по вопросу предоставления льгот по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество организации, которая оказывает пожертвования и спонсорскую помощь бюджетной организации культуры, сообщает следующее.
Налог на прибыль
Порядок исчисления налога на прибыль установлен главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и не предусматривает льгот для организаций, осуществляющих пожертвования и (или) спонсорскую помощь бюджетной организации культуры.
Для российских организаций прибылью в соответствии со статьей 247 НК РФ признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.
Согласно статье 252 НК РФ расходами (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах).
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 указанной статьи.
Абзацами вторым - четвертым пункта 4 статьи 264 НК РФ предусмотрено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т.ч. объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
При этом данный перечень расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения прибыли в размере фактически произведенных затрат (ненормируемых расходов), закрыт и расширению не подлежит. Все прочие, не перечисленные расходы на рекламу, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, нормируются и признаются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента от выручки, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Организации-спонсору необходимо обратить внимание на составление спонсорского договора. Спонсорский договор будет признан платой за рекламу только в том случае, если условие об оказании рекламных услуг прямо приведено в спонсорском договоре. Данный вывод можно сделать исходя из смысла статьи 19 Закона "О рекламе", на основании которого вклад осуществляется спонсором на условиях распространения спонсируемым рекламы, то есть данные условия должны находить отражение в письменном соглашении сторон. В противном случае такие расходы нельзя признать расходами на рекламу. Факт оказания услуг по распространению рекламы должен быть подтвержден соответствующим актом.
Таким образом, в целях налогообложения прибыли организация-инвестор (спонсор) вправе учитывать в качестве рекламных расходов с учетом ограничения, установленного абзацем 5 пункта 4 статьи 264 НК РФ, спонсорский вклад в соответствии со спонсорским договором при соблюдении условий статьи 252 НК РФ.
При этом в соответствии со статьей 249 НК РФ у бюджетного учреждения полученный доход в виде спонсорской помощи на условиях распространения рекламы следует признавать выручкой от оказания рекламных услуг и учитывать при исчислении налога на прибыль.
Пожертвованием в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться лечебным, воспитательным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением тех, что указаны в статье 270 НК РФ.
В соответствии с пунктом 34 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 НК РФ (целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в числе которых указаны пожертвования).
Также в соответствии с пунктом 16 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей.
Таким образом, расходы организаций, связанные с пожертвованием в виде денежных или материальных средств бюджетной организации культуры, не уменьшают налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.
Налог на добавленную стоимость
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральном законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Пунктом 26 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость", утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъяснено, что передача товаров (работ, услуг), указанных в данном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при предоставлении в налоговые органы следующих документов:
- договоров (контрактов) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности;
- копий документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- актов и других документов, свидетельствующих о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).
Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и компаний благотворительной деятельностью не являются.
Главой 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость" льготы для плательщиков данного налога, производящих спонсорский вклад, не предусмотрены.
Налог на имущество
Льготы по налогу на имущество для организаций, оказывающих благотворительную помощь в виде пожертвований в денежных и материальных средствах бюджетной организации культуры и спонсорскую помощь для проведения отдельных мероприятий, не предусмотрены.
Заместитель руководителя
Управления Федеральной налоговой
службы по г. Москве
С.Х. Аминев

ОБРАЩЕНИЕ Московской городской Думы от 30.06.2005 n 14 О ТЫСЯЧНОМ ЗАСЕДАНИИ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ  »
Законодательство Москвы »
Читайте также