ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 28.06.2005 n 482-ПП О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2005 г. N 482-ПП
О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 8 июля 2003 г. N 542-ПП "О корректировке мероприятий по реализации Московской городской программы регулирования миграции на 2003-2004 годы" и распоряжением Правительства Москвы от 16 апреля 2004 г. N 715-РП "О государственном заказе на разработку Комплексной целевой программы регулирования демографических процессов в городе Москве и проведение открытого конкурса юридических лиц на право заключения контракта на выполнение работ" подготовлен проект Концепции демографического развития города Москвы.
Объективно оценивая сложившуюся демографическую ситуацию в городе и учитывая геополитические последствия влияния демографических процессов, протекающих в столице, на общероссийские тенденции Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию демографического развития города Москвы (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Департаментам, комитетам, управлениям города Москвы, префектурам административных округов и управам районов города Москвы учитывать положения Концепции при планировании и осуществлении мероприятий в области социально-демографического развития города.
3. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить публикацию и освещение Концепции в средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков


Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 28 июня 2005 г. N 482-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Введение
Концепция демографического развития города Москвы (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере государственного и экономико-правового регулирования демографических процессов. В основе этого регулирования лежит целостная демографическая политика, включающая все необходимые атрибуты. Демографическая политика - это система общепринятых идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых исполнительная власть, а также другие общественные институты предполагают достижение целей как для данного, так и последующего этапов развития. Двумя неотъемлемыми, но различными по своему смыслу частями любой политики, в том числе и демографической, являются Концепция и программа (план) действий. Такое понимание трех категорий (политика, концепция, программа), хотя и органично связанных между собой, но разных по сути, призвано исключить смешение концептуальных и программных положений.
На основе Концепции должны формироваться программные документы по вопросам естественного воспроизводства населения, поддержки семьи, укрепления здоровья, увеличения продолжительности жизни, миграции (в части ее влияния на демографию) и иных направлений регулирования демографического развития.
Концепция исходит из сложившейся политической, социально-экономической и демографической ситуации в России и в Москве с учетом долговременных тенденций и факторов, включая геополитический статус Москвы и характер демографических процессов в Европе и столицах других государств. Концепция принимает во внимание динамику развития других регионов, в том числе и соседних, и в первую очередь Московской области. Исходя из современной специфики демографического развития России и ее столицы Концепция учитывает период затяжной депопуляции в стране и определенную инерционность демографических процессов, а следовательно, и долгосрочность достижения ожидаемых результатов. Это необходимо для обоснования цели демографического развития как стержневой компоненты демографической политики. Формулировки задач по всем ее направлениям, выбор приоритетов в рамках этих направлений (рождаемость и семья, здоровье и продолжительность жизни, миграция населения) - все это обусловлено целью демографического развития города Москвы.
Концепция обязательно учитывает также демократические принципы, определяющие характер деятельности органов государственной власти города Москвы в регулировании воспроизводственных и миграционных процессов, формирующих численность, динамику и состав населения в целом и его конкретных групп на территории районов и административных округов города Москвы. Она служит ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся увеличения рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, роста продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.
Концепция опирается на общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров, Конституции Российской Федерации, национального законодательства, а также учитывает опыт регулирования и проведения демографической политики в регионах страны и других государствах.
Правовую базу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы города Москвы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, правовые акты города Москвы, регулирующие деятельность органов государственной власти в сфере демографической политики; документы Всемирной организации здравоохранения, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Принципы демографической политики
Принципы, регулирующие проведение демографической политики:
- обеспечение основных стандартов в области прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека и Международных пактах о правах человека, ратифицированных Российской Федерацией, при обязательном соблюдении баланса прав и обязанностей человека и с учетом ответственности органов власти за обеспечение адекватного развития экополитического базиса демографической политики;
- соблюдение принципа единства семьи и содействие быстрейшему ее воссоединению, что соответствует гуманитарным принципам современного международного и отечественного права;
- недопущение дискриминации людей по признаку расы, языка, принадлежности к определенной этнической, социальной, политической группе, в любой сфере жизнедеятельности города;
- сочетание федеральных приоритетов с этнокультурными особенностями населения города Москвы в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
- предоставление равного доступа к системе правовой, социальной и медицинской защиты, действующей в Российской Федерации, для населения города Москвы;
- равноправие мужчин и женщин, которое регламентируется законодательством Российской Федерации и соответствует ее международным обязательствам по Конвенции о политических правах женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенции о гражданстве замужней женщины;
- защита женщин и детей в случае нарушения их прав в соответствии с национальной практикой Российской Федерации и с нормами Конвенции о правах ребенка и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека;
- соблюдение прав семьи и ее членов в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации, охрана частной жизни индивида и семьи, право семьи обеспечивать воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями и нормами, предусмотренными Международным пактом о гражданских и политических правах;
- предоставление каждой семье свободного выбора желательного для нее количества детей и сочетание этого права с правом законодательных и исполнительных органов на стимулирование тех типов семьи, которые соответствуют целям проведения демографической политики в городе Москве, обеспечение приоритетного права ребенка на проживание в семье;
- создание условий органами государственной власти города Москвы для охраны и укрепления здоровья населения города Москвы с целью сохранения потенциала здоровья и продолжительности жизни на основе принципов, выработанных Всемирной организацией здравоохранения, и законодательства Российской Федерации;
- социально-правовая защита и создание достойных условий существования для тех категорий населения, которые с учетом сложившихся жизненных стандартов и целей демографической политики требуют такой защиты (инвалиды, престарелые, дети), как выражение гуманной направленности органов государственной власти города Москвы и гражданского общества;
- содействие реализации права на свободу перемещения, выбор места жительства и места пребывания;
- баланс интересов мигрантов, прибывающих на территорию Москвы и получивших соответствующий правовой статус, с геополитическими, демографическими и социально-экономическими интересами жителей города Москвы в части их расселения, обустройства и использования городской инфраструктуры, а трудовых легальных мигрантов в части их временного проживания и трудоустройства;
- обеспечение баланса прав и законных интересов жителей города Москвы и мигрантов, прибывающих в Москву и обустраивающихся на ее территории, и формирование дифференцированного подхода к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами структурной политики социально-экономического и демографического развития Москвы;
- содействие населению города Москвы, принадлежащему к национальным меньшинствам, в реализации права на получение образования на родном языке и создание национально-культурных центров на территории Москвы в рамках соглашений СНГ о сотрудничестве в области образования и культуры, иных международных договоров и соглашений.
Обоснование стратегии демографического развития
города Москвы
Москва - самый крупный город в России и на всем постсоветском пространстве, более того, это крупнейший мегаполис в мире. К началу XXI века, за исключением двух североамериканских городов - Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, все остальные мегаполисы находятся либо в развивающихся странах, либо в таких перенаселенных государствах, как Китай и Япония. Ныне Москва входит в число 10 городов, население которых превышает 10 млн. человек.
Являясь столицей, Москва соответственно выполняет все функции, присущие городам такого ранга, и сталкивается со всеми свойственными им проблемами. Концентрация столичных функций выступает одним из факторов роста населения. В частности, до двадцатых годов прошлого века, когда произошел перенос столицы, по темпам демографического роста Москва уступала Санкт-Петербургу, но затем резко его обошла, и ныне в ней постоянных жителей в 2,2 раза больше, чем в бывшей северной столице. Это обстоятельство, а также транспортно-географическое положение и история формирования российской государственности превратили Москву в самый крупный экономический, политический и культурный центр России. На дату последней переписи населения на долю Москвы приходилось 7,1% постоянных жителей России, тогда как доля Москвы в совокупном валовом внутреннем продукте страны 20,7%. В консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации доля Москвы превышает 17%. В Москве сосредоточены не только огромные людские и трудовые ресурсы России, но и сформирован мощный технико-экономический потенциал. Производимый в настоящее время в российской столице валовой региональный продукт лишь немного уступает внутреннему валовому продукту всей Украины (ее население составляет 47,8 млн. человек), примерно равен его объему в Португалии (населения столько же, сколько и в Москве) и больше, чем в Болгарии и Венгрии (население - 18 млн. человек) вместе взятых.
Превращение Москвы во всесоюзный экономический и культурный центр страны с постоянно растущим населением в прошлом не противоречило геополитическим интересам народов бывшего Советского Союза. Нет никаких объективных причин для существенного изменения этой роли Москвы и в рамках СНГ, разумеется, на новой основе. В советское время демографических ресурсов хватало для заселения восточных районов страны, обеспечения рабочей силой всесоюзных строек, освоения целины и т.д. И тем не менее при огромных демографических возможностях СССР численность жителей столицы за десятилетие не возрастала более чем на один млн. человек (с 1970 по 1979 г. на 947 тыс. человек и с 1979 по 1989 г. на 830 тыс. человек). За последний межпереписной период численность населения Москвы выросла почти на 2 млн. человек. Быстрый миграционный рост населения Москвы идет на фоне уменьшения численности москвичей и серьезного ухудшения основных демографических показателей города и России в целом.
Рождаемость. В начале 90-х годов в Москве, как и в целом по стране, было отмечено существенное снижение рождаемости. Число родившихся в столице в 1993 г. было в 1,5 меньше, чем в 1990 г. В дальнейшем до 1999 г. эти показатели изменялись незначительно, а с 2000 г. начался их заметный рост. В результате число родившихся в 2003 г. было на 30% больше, чем в 1999 г. В 2004 г. тенденция к повышению рождаемости сохраняется. Рост общих показателей рождаемости, происходивший начиная с 2000 г., был обусловлен как благоприятными сдвигами в половозрастном составе населения, так и некоторым повышением возрастных коэффициентов рождаемости.
Соотношение вклада изменения возрастных коэффициентов рождаемости и половозрастной структуры населения Москвы год от года менялось. Прирост общего коэффициента рождаемости в 2000-2003 гг. по сравнению с 1999 г. на 4/5 был связан с увеличением половозрастных коэффициентов рождаемости и только на 1/5 с изменениями в половозрастном составе населения.
Следует отметить, что в ближайшие годы изменение возрастной структуры населения будет благоприятно отражаться на общих показателях рождаемости и соответственно на демографической динамике в целом. В возрасте наиболее интенсивного деторождения будут входить относительно многочисленные поколения женщин, родившихся в первой половине и середине 1980-х гг. Это можно было бы использовать для проведения активной демографической политики, направленной на повышение рождаемости. Ее эффект мог бы быть усилен благоприятными сдвигами в возрастном составе. Совсем иная ситуация сложится через 10-15 лет, когда активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в 1990-е гг. По состоянию на середину 2003 г. численность девочек в возрасте 5-14 лет в 2 раза меньше численности женщин в возрасте 20-29 лет. Вряд ли будет возможно добиться такого повышения возрастных коэффициентов рождаемости, которое сумело бы компенсировать столь резкое сокращение численности женщин репродуктивного возраста. Возможный результат от демографической политики в этом случае будет сильно приуменьшен неблагоприятными сдвигами в возрастном составе населения города Москвы.
Негативное влияние на динамику рождаемости в настоящее время оказывает откладывание рождений или смещение их к более старшим возрастам. Во-первых, сокращается период репродуктивного возраста и уменьшается

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 28.06.2005 n 483-ПП О ПРИОБРЕТЕНИИ В СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА МОСКВЫ АКЦИЙ ОАО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭЛАСТОМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ  »
Законодательство Москвы »
Читайте также