ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 14.06.2005 n 439-ПП О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА (вместе с КОНЦЕПЦИЕЙ СИСТЕМЫ ГОРОДСКИХ ПОРТАЛОВ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К МОСКОВСКОМУ ГОРОДСКОМУ ПОРТАЛУ (МГП) В СЕТИ ИНТЕРНЕТ)


ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2005 г. N 439-ПП
О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО
ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА
В целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации, в соответствии с Законом города Москвы от 9 июля 2003 г. N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва" и с распоряжением Правительства Москвы от 18 ноября 2004 г. N 2325-РП "О дальнейшем развитии официального сервера Правительства Москвы в сети Интернет" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Концепцию Системы городских порталов (далее - Концепция СГП) согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
2. Органам исполнительной власти города Москвы, государственным учреждениям и государственным унитарным предприятиям при создании (модернизации) и эксплуатации Интернет-ресурсов города Москвы, а также связанных с ними информационных систем и ресурсов руководствоваться положениями Концепции СГП.
3. Утвердить Функциональные требования к Московскому городскому порталу (далее - МГП) в сети Интернет (приложение 2), приведенные в соответствие с Концепцией СГП.
4. Принять к сведению, что в соответствии с Концепцией СГП МГП является основным навигационно-поисковым и справочно-информационным ресурсом СГП, предоставляющим единую (но не единственную) точку доступа пользователей к городским Интернет-ресурсам и обеспечивающим их информационную безопасность.
5. Считать утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 14 ноября 2002 г. N 1762-РП "О Редакционной коллегии Городского портала Москвы в сети Интернет".
6. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 7 октября 2003 г. N 840-ПП "О принципах организации Городского портала Москвы в сети Интернет".
7. Определить государственным заказчиком по созданию и эксплуатации МГП Управление информатизации города Москвы.
8. Управлению информатизации города Москвы, Генеральному конструктору Городской целевой программы "Электронная Москва" обеспечить дальнейшую разработку МГП, общегородских интеграционных систем и требований по интеграции городских Интернет-ресурсов в соответствии с Концепцией СГП.
9. Управлению информатизации города Москвы в целях реализации пункта 8 настоящего постановления:
- обеспечить в установленном порядке начиная с 2005 года финансирование выполнения этапов работ по мероприятию 1.3.1 Плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2004-2005 годы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2004 г. N 526-ПП "Об утверждении Плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2004-2005 годы и нормативных документов по созданию и использованию информационных систем и ресурсов города Москвы", за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы;
- в двухмесячный срок оформить комплекс программно-технических средств МГП, созданных и приобретенных в ходе выполнения работ по созданию МГП (первая очередь) в государственную собственность Москвы в установленном порядке;
- в месячный срок заключить договор доверительного управления имуществом с передачей комплекса программно-технических средств, созданных и приобретенных в ходе выполнения работ по созданию МГП, на баланс ОАО "Электронная Москва" сроком на 5 лет для дальнейшего использования при создании МГП.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления информатизации города Москвы Михайлова А.Н.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков


Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 14 июня 2005 г. N 439-ПП
КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ГОРОДСКИХ ПОРТАЛОВ
1. Общие положения
1.1. Цели
В соответствии с Законом города Москвы N 47 от 09.07.2003 (далее - Закон) одними из основных задач Городской целевой программы "Электронная Москва" (далее - ГЦПЭМ) являются:
- формирование и эффективное использование системы городских Интернет-ресурсов;
- обеспечение широкого, свободного доступа к ним всех категорий пользователей при соблюдении режима информационной безопасности по отношению к личности, обществу и городским органам власти;
- создание необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области получения, распространения и использования городской информации на основе технологий Интернета.
В рамках настоящей Концепции Система городских порталов (СГП) рассматривается как единая, взаимоувязанная система официального информационного представительства г. Москвы в сети Интернет, объединяющая все Интернет-ресурсы, относящиеся к официальному представительству различных структур власти г. Москвы и городского хозяйства, включая соответствующим образом модифицированные ресурсы, уже эксплуатируемые в настоящее время. Основной целью ее создания является достижение качественно нового уровня информационного взаимодействия системы власти и хозяйства г. Москвы с жителями города, представителями бизнеса, общественными организациями на основе преимущественного использования персонифицированных интерактивных Интернет-услуг. В этой связи предполагается, что в ближайшем будущем СГП должна стать основной инструментальной средой для предоставления широкого комплекса персонифицированных интерактивных услуг пользователям Интернета со стороны города в целях формирования системы "электронного правительства" г. Москвы и повышения эффективности взаимодействия городской власти с населением в режиме "одного окна". Следует также отметить, что в ближайшем будущем в качестве практического механизма реализации указанных назначений СГП должно стать широкое использование функциональных возможностей создаваемой в рамках ГЦПЭМ Метасистемы "Электронная Москва" (МЭМ).
Исходя из приведенной выше трактовки СГП в настоящей Концепции формулируются общие положения и принципы, определяющие содержательные, организационные и технические подходы, которыми следует руководствоваться при разработке и развитии официальных Интернет-ресурсов г. Москвы, а также связанных с ними информационных систем и ресурсов (ИСИР) в интересах их перспективной интеграции в единую взаимоувязанную структуру. В этой связи предполагается, что на основе сформулированных положений должен быть разработан и утвержден детальный перечень технических и организационных требований по реализации настоящей Концепции в рамках выполнения мероприятий ГЦПЭМ на период 2004-2007 гг.
1.2. Современное состояние информационного
представительства органов власти г. Москвы в сети Интернет
Разработка настоящей Концепции основывается на результатах анализа количественных и качественных характеристик официально эксплуатируемых Интернет-ресурсов различных структур власти г. Москвы и связанных с ними ИСИР по состоянию их развития на середину 2004 г. Кроме того, используются проектная документация и предварительные результаты разработок городских порталов, проводимых в период 2003-2004 гг. в рамках реализации пп. 1.3.1 и 1.4.1.3 Перечня мероприятий ГЦПЭМ, а также данные анализа имеющегося зарубежного опыта создания систем официальных государственных Интернет-ресурсов (далее - зарубежные функциональные аналоги СГП). На этой основе определяются общие целевые функции для формулирования принципов формирования СГП, представленных в разделе 2 настоящей Концепции.
1.2.1. Формальные количественные показатели
По данным официального сервера Правительства Москвы www.mos.ru на 28.02.2005 перечень городских Интернет-ресурсов (см. приложение 1 к Концепции) насчитывает 134 позиции. Эти ресурсы осуществляют функции официального информационного представительства общегородских, отраслевых и территориальных органов власти и хозяйства г. Москвы в Интернете. Т.е. с формально-количественной точки зрения московские власть и хозяйство достаточно полно представлены в глобальной сети. Однако с точки зрения качества информационного представительства положение едва ли можно признать удовлетворительным.
1.2.2. Качественные показатели
Наиболее критичными представляются три ключевых критерия, определяющих качественный уровень имеющихся официальных Интернет-ресурсов г. Москвы:
- востребованность пользователями предоставляемых информации и сервисов;
- уровень доступности городской информации для пользователей;
- уровень системности информационного представительства.
Ниже представлены основные результаты анализа официального информационного представительства г. Москвы с точки зрения каждого из указанных выше качественных показателей. Исходя из этого в качестве основного целевого критерия оптимальности предлагаемых в Концепции подходов к формированию структуры СГП рассматривается существенное улучшение (относительно достигнутых к середине 2004 г. уровней) указанных характеристик.
1.2.2.1. Востребованность городской информации
Прежде чем оценивать уровень востребованности официальных Интернет-ресурсов, следует зафиксировать, какие информационные продукты могут быть потенциально предоставлены пользователям со стороны города. Как показывает анализ содержательных характеристик городских Интернет-ресурсов, а также уровня технологического и организационного развития соответствующих ИСИР по состоянию на середину 2004 г., указанный перечень продуктов может включать в себя следующие основные позиции:
- издаваемые городской властью всех уровней нормативно-правовые документы;
- официальная (т.е. наиболее актуализированная и надежно верифицированная) справочная информация общего назначения, в том числе:
функциональная атрибутика органов власти и хозяйственных структур (включая персоналии и сферы их компетенции);
коммуникационные и контактные сведения (адреса, телефоны, факсы, электронная почта, web-представительство);
режимы работы учреждений и предприятий и т.п.;
- актуализированная статистическая и фактографическая информация о текущей и перспективной деятельности структур городской власти и хозяйства (отчеты, бюллетени, статистические справки, планы и графики мероприятий и т.д.);
- актуализированные в результате выполнения управленческих и/или регистрационных функций городских структур справочно-информационные каталоги организаций и предприятий, сформированные по территориальному или отраслевому принципу (например, электронные справочники профильных организаций, связанных с деятельностью отраслевой структуры, директории предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, виртуальные территориально-отраслевые торговые площадки, профильные и/или тематические форумы, электронные доски объявлений и т.п.)
- открытые для публичного доступа адресно-географические и адресно-транспортные данные и предоставляемые с их использованием интерактивные услуги (электронные схемы и карты), основанные на официальных реестрах зданий и сооружений;
- анонсы мероприятий и событий, связанных с функционированием городских структур (например, района, округа, департамента, комитета, комплекса, Правительства города);
- общегородские, региональные или отраслевые новостные материалы, эксклюзивно подготавливаемые редакциями городских Интернет-ресурсов;
- подготовленные редакциями Интернет-ресурсов аналитические, обзорные и тематические материалы, связанные с общегородской, территориальной или отраслевой проблематикой;
- фактографические (в т.ч. исторические) информационно-справочные материалы, основанные на информации, связанной с деятельностью отраслевых или территориальных структур городской власти.
Приведенный выше перечень практически исчерпывает все возможное информационное наполнение, которое отдельные городские структуры могут в настоящее время (т.е. в середине 2004 г.) предоставить пользователю Интернет на эксклюзивной основе. Следует признать, что функциональный дизайн отдельных городских Интернет-ресурсов, исключительно основанный на указанной выше информации, едва ли может обеспечить высокий уровень их информационной конкурентоспособности в сети. Это объективно подтверждают статистические данные средней посещаемости официальных городских Интернет-ресурсов. В частности, в соответствии с показателями основных рейтинговых систем российского сегмента Интернета лишь посещаемость наиболее развитых официальных Интернет-ресурсов (например, www.mos.ru, www.uvao.ru, www.stroi.ru) находится на достаточно высоком уровне (2000-3500 пользователей в сутки). Однако в целом средний суточный "индекс цитирования" типичного городского Интернет-ресурса находится на уровне не выше 300-400 уникальных посетителей. Причем в течение последних двух лет для большинства ресурсов (за исключением нескольких упомянутых выше) не наблюдается роста указанного показателя при общей тенденции быстрого увеличения количества активных Интернет-пользователей в г. Москве, которое в настоящий момент уже насчитывает несколько миллионов. Т.е. любой такой сайт, взятый в отдельности, в силу своей естественной содержательной специфики явно уступает с точки зрения востребованности наиболее популярным публичным ресурсам российского сегмента Интернета и, следовательно, в нынешнем своем состоянии (т.е. без учета перспективного развития функциональности) - ресурс, обладающий относительно низкой посещаемостью.
В этом контексте одним из ключевых направлений качественного повышения востребованности официальных городских Интернет-ресурсов для пользователей признается появление в перспективе в их дизайне интерактивных сервисов типа "городская структура - житель" или "городская структура - бизнес". Являясь, по сути, "естественной информационной монополией" городской системы власти и хозяйства, персонифицированные пользовательские сервисы потенциально могут поднять востребованность городских Интернет-ресурсов на качественно новый уровень. Особо следует отметить не просто сервисную ориентированность развития функционального дизайна городских Интернет-ресурсов, а именно необходимость внедрения персонифицированных Интернет-услуг, преимущественно основанных на применении технологий электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Москвы от 03.08.2004 имеет N 526-ПП, а не N 526-ПМ. Предполагается, что широкое внедрение подобных сервисов обеспечит в перспективе формирование системы Интернет-взаимодействия столичной власти и жителей на основе принципа "электронного правительства" и режима "одного окна". Формирование указанной системы Интернет-взаимодействия городской власти и жителей является одной из приоритетных целей реализации ГЦПЭМ (см. постановление Правительства N 526-ПМ от 03.08.2004) и, как свидетельствует зарубежный опыт, обеспечивает исключительно высокий уровень востребованности государственных Интернет-ресурсов.
В этом смысле одним из наиболее показательных примеров успешного опыта создания зарубежных аналогов СГП является динамика роста

ПРИКАЗ МЮТ ЦТУ от 14.06.2005 n 21зтк О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ТАМОЖНИ ОТ 24.01.2005 n 16  »
Законодательство Москвы »
Читайте также