РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства Москвы от 05.04.2005 n 538-РП ОБ ОБРАЩЕНИИ С ЗАПРОСОМ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 апреля 2005 г. N 538-РП
ОБ ОБРАЩЕНИИ С ЗАПРОСОМ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с тем, что арбитражными судами Российской Федерации всех уровней удовлетворяются исковые требования Прокуратуры города Москвы о признании недействительными сделок купли-продажи городского недвижимого имущества, совершенных органами государственной власти города Москвы в рамках действия постановления Московской городской Думы от 2 октября 1996 г. N 85 "Об утверждении и введении в действие Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы" и Указа Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. N 96 "О втором этапе приватизации в г. Москве", предоставившего городу Москве полномочия по определению порядка и стоимости продажи принадлежащего городу имущества:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положения пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. N 96 "О втором этапе приватизации в г. Москве" и пунктов 1.5 и 4 Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 2 октября 1996 г. N 85 (приложение).
2. Министру Правительства Москвы Силкину В.Н. в течение одного месяца внести предложение о представителе Правительства Москвы при рассмотрении запроса в Конституционном Суде Российской Федерации, подготовить необходимые материалы, направить запрос в Конституционный Суд Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы Силкина В.Н.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков


Приложение
к распоряжению Правительства
Москвы
от 5 апреля 2005 г. N 538-РП
ЗАПРОС
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ПУНКТА 6 УКАЗА
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 1995 Г. N 96
"О ВТОРОМ ЭТАПЕ ПРИВАТИЗАЦИИ В Г. МОСКВЕ" И ПУНКТОВ 1.5 И 4
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОДАЖИ ОБЪЕКТОВ НЕЖИЛОГО ФОНДА
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1996 Г. N 85
6 февраля 1995 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ N 96 "О втором этапе приватизации в г. Москве" (опубликован в изданиях: "Российская газета", 9 февраля 1995 г., N 30; "Собрание законодательства РФ", 13 февраля 1995 г., N 7, ст. 510). Пунктом 6 Указа установлено, что продажа сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории города Москвы осуществляется по цене, определяемой с учетом рыночной конъюнктуры, в порядке, разрабатываемом Правительством Москвы и утверждаемом (принимаемом) Московской городской Думой. Во исполнение Указа постановлением Московской городской Думы от 2 октября 1996 г. N 85 "Об утверждении и введении в действие Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы" (опубликовано в изданиях: "Тверская, 13", N 45 (7-13 ноября), 1996 г.; "Ведомости Московской Думы", N 7, 1996 г.) утверждено Положение о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы.
Положением о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы установлено, что объектами продажи могут быть сданные в аренду объекты, занятые арендаторами, получившими права аренды:
- в процессе приватизации государственной или муниципальной собственности;
- в результате аукционной или конкурсной продажи прав аренды;
- в силу заключенных ранее договоров аренды (пункт 1.5 названного Положения).
Пункт 4 Положения гласит, что покупателями объектов нежилого фонда могут быть физические и юридические лица, признаваемые покупателями в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, в том числе:
- арендаторы, получившие права аренды и последующего выкупа недвижимости в процессе приватизации государственной или муниципальной собственности;
- арендаторы, победившие на конкурсе или аукционе по продаже прав аренды;
- арендаторы, получившие права аренды на основании ранее заключенных договоров аренды;
- товарищества собственников жилья и (или) ЖСК в отношении объектов нежилого фонда государственной или муниципальной собственности, входящих в комплексы недвижимого имущества (кондоминиумы).
В соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации и подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, статьями 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Правительство Москвы просит проверить конституционность положений пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. N 96 "О втором этапе приватизации в г. Москве" и пунктов 1.5 и 4 Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 2 октября 1996 г. N 85 (далее - Положение о порядке продажи объектов).
Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является неприменение Прокуратурой города Москвы, арбитражными судами Российской Федерации: Арбитражным судом города Москвы, Девятым апелляционным судом города Москвы, Федеральным арбитражным судом Московского округа, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации - положений пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. N 96 и пунктов 1.5 и 4 Положения о порядке продажи объектов, применявшихся на практике до вступления в действие Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Допустимость запроса обусловлена тем, что Правительство Москвы считает положения пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. N 96 и пунктов 1.5 и 4 Положения о порядке продажи объектов подлежащими применению в силу их соответствия части 2 статьи 8, частям 1 и 2 статьи 11, частям 1 и 2 статьи 15, части 1 статьи 19, части 1 статьи 35, части 1 статьи 45, части 1 статьи 46, подпункту "о" статьи 71, подпункту "а" части 1 статьи 72, частям 1 и 5 статьи 76, части 4 статьи 78, статье 80, части 2 статьи 85, статье 90 Конституции Российской Федерации.
Позиция Правительства Москвы состоит в следующем:
Отношения по приватизации государственного и муниципального имущества до принятия Указа Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. N 96 регулировались различными нормативными актами. В частности, Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) было установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Кроме того, в тот период действовал Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (опубликован в издании "Ведомости СНД и ВС РСФСР" 4 июля 1991 г., N 27, ст. 927). Данным Законом регулировались отношения по приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые статьей 1 Закона определены следующим образом: приобретение в частную собственность в том числе зданий, сооружений как материальных активов предприятия. Однако регламентация условий и порядка продажи арендуемых нежилых помещений в Законе отсутствовала.
Данный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (опубликован в изданиях: "Собрание законодательства РФ", 28 июля 1997 г., N 30, ст. 3595; "Российская газета", 2 августа 1997 г., N 148).
Таким образом, порядок приватизации арендуемых помещений в отсутствие предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации законодательного регулирования на федеральном уровне регламентировался указами Президента Российской Федерации, в частности, Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, утвердившим Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (опубликован в "Собрании актов Президента и Правительства РФ" 3 января 1994 г., N 1, ст. 2) (далее - Государственная программа). Данный Указ действует до настоящего времени в редакции и с изменениями, внесенными в соответствии с изданными позднее указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.6 Государственной программы приватизация сданных в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в государственной и муниципальной собственности, допускалась при соблюдении следующих условий:
- приобретателями являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предприятия, в уставном капитале которых доли (паи), находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, составляют не более 25% , если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона;
- товариществами и акционерными обществами, созданными в процессе приватизации.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац третий пункта 2.6 Государственной программы, а не абзац четвертый. Абзацем четвертым пункта 2.6 Государственной программы установлен исчерпывающий перечень случаев, когда приватизация сданных в аренду объектов нежилого фонда запрещалась. Это объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена согласно пункту 2.1 Государственной программы, а также здания и сооружения, являющиеся недвижимыми объектами исторического и культурного значения, культовыми зданиями и зданиями и сооружениями, занимаемыми органами государственной власти и управления, а также судами.
Кроме того, абзацем пятым пункта 2.6 указанной Государственной программы аукционная, конкурсная продажа допускалась только в отношении незанятых или неиспользуемых объектов нежилого фонда.
Пункт 2.6 Государственной программы признан утратившим силу 26 марта 2003 г. с принятием Указа Президента Российской Федерации N 370 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (опубликован в изданиях: "Российская газета", 29 марта 2003 г., N 59; "Собрание законодательства РФ", 31 марта 2003 г., N 13, ст. 1229) в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Также до принятия Указа Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. N 96 Президентом Российской Федерации подписан Указ от 22 июля 1994 г. N 1535, которым утверждены Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. (опубликован в изданиях: "Собрание законодательства РФ", 25 июля 1994 г., N 13, ст. 1478; "Российские вести", 26-27 июля 1994 г., N 137-138) (далее - Основные положения Государственной программы).
Данный Указ действует до настоящего времени в редакции и с изменениями, внесенными в соответствии с изданными позднее указами Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 4.5 Основных положений Государственной программы право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений, помещений имели:
- физические и юридические лица, ставшие собственниками приватизированных государственных (муниципальных) предприятий (т.е. основных и оборотных средств предприятия, за исключением недвижимого имущества) в результате выкупа последних;
- акционерные общества, созданные путем преобразования государственных и муниципальных предприятий в процессе приватизации, после продажи не менее 75% их акций;
- граждане и их объединения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, предприятия, не более 25% уставного капитала которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности, в случае, если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона объектов нежилого фонда.
Пункт 4.5 утратил силу 26 марта 2003 г. с принятием Указа Президента Российской Федерации N 370 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (опубликован в изданиях: "Российская газета", 29 марта 2003 г., N 59; "Собрание законодательства РФ", 31 марта 2003 г., N 13, ст. 1229).
6 февраля 1995 года Президентом Российской Федерации подписан Указ N 96 "О втором этапе приватизации в г. Москве" (опубликован в изданиях: "Российская газета", 9 февраля 1995 г., N 30; "Собрание законодательства РФ", 13 февраля 1995 г., N 7, ст. 510). Указом Президента РФ от 6 февраля 1995 г. N 96 введен особый порядок продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории города Москвы. Пунктом 6 Указа установлено, что такая продажа осуществляется по цене, определяемой с учетом рыночной конъюнктуры, в порядке, разрабатываемом Правительством Москвы и утверждаемом (принимаемом) Московской городской Думой.
Таким образом, будучи равным по юридической силе Указам Президента Российской Федерации N 2284 и 1535, но принятым позднее, Указ от 6 февраля 1995 г. N 96 изменял соответствующие правила указанных выше президентских актов, предоставляя органам государственной власти Москвы самостоятельно определять порядок приватизации сданных в аренду объектов нежилого фонда.
По общему правилу при расхождении норм действующего законодательства по одному и тому же вопросу применению подлежит норма, изданная позднее, что подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 октября 2000 г. N 199-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кушнарева Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; в постановлении от 25 июня 2001 г. N 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы; в определении от 5 июля 2001 г. N 130-О по запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"; в определении от 3 декабря 1998 г. N 182-О об отказе в принятии к рассмотрению запроса Алейского городского суда Алтайского края о проверке конституционности абзаца третьего пункта 12 статьи 7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР".
Из этих Указов принятый позже и, следовательно, имеющий приоритет по юридической силе предоставил органам государственной власти города

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 05.04.2005 n 187-ПП О ПРОЕКТЕ ПЛАНИРОВКИ МИКРОРАЙОНОВ 48-48а РАЙОНА МАРФИНО ГОРОДА МОСКВЫ  »
Законодательство Москвы »
Читайте также