ПИСЬМО УФНС РФ по г. Москве от 25.03.2005 n 21-08/19366 ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 25 марта 2005 г. N 21-08/19366
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ
Управление ФНС России по г. Москве направляет для руководства в работе обзор ответов на вопросы по применению 24 главы Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог".
Заместитель руководителя
Управления Федеральной
налоговой службы по г. Москве
С.Х. Аминев


Приложение
к письму Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
от 25 марта 2005 г. N 21-08/19366
Вопрос: В связи с тем, что организация заполняет авансовый расчет по ЕСН в рублях, исчисленная сумма платежей по данным расчета может отличаться от итоговой суммы, исчисленной по данным карточек по ЕСН, которые заполняются в рублях и копейках. Должен ли налоговый орган начислять пени на недоимку до 50 копеек, возникшую из-за округления?
Ответ: Согласно пункту 4 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм единого социального налога (далее - ЕСН), относящегося к ним, а также сумм налогового вычета по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Для ведения такого учета налогоплательщиками должна применяться индивидуальная карточка, утвержденная приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443 "Об утверждении форм индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и порядка их заполнения" (далее - приказ N САЭ-3-05/443). В индивидуальных карточках все показатели рекомендуется отражать в рублях и копейках.
В целях уменьшения разницы между значениями показателей, исчисленными по индивидуальным карточкам, и показателями, отражаемыми в расчетах по авансовым платежам, в индивидуальных карточках числовые данные рекомендуется отражать с несколькими знаками после запятой.
Согласно приказу N САЭ-3-05/443 подлежащие уплате суммы авансовых платежей по налогу и страховым взносам, а также иные показатели, исчисленные в рублях и копейках по всем индивидуальным карточкам, открытым на физических лиц, работающих по трудовым, гражданско-правовым, а также авторским договорам, после их суммирования в целом по организации отражаются налогоплательщиком в сводных карточках. После округления (один раз) по правилам округления до целых рублей показатели из сводных карточек переносятся в соответствующие строки и графы расчетов по авансовым платежам по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Согласно Порядкам оформления Расчетов по авансовым платежам на 2004 год, утвержденным приказами МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-05/722 и от 27.01.2004 N БГ-3-05/51, все значения показателей в указанной налоговой отчетности, в том числе суммы налога и взносов, подлежащие уплате, отражаются в рублях.
Уплата налога и взносов должна производиться также в суммах, округленных до целых рублей и равных начисленным к уплате суммам ЕСН и страховых взносов.
В этом случае в карточках лицевых счетов налогоплательщика не будет возникать разница между начисленными и уплаченными суммами ЕСН и страховых взносов. Соответственно основание для начисления пеней в связи с округлением показателей не возникнет.
Если перечисление авансовых платежей по налогу и взносам осуществляется в рублях и копейках, а начисленные в расчете суммы ЕСН и страховых взносов отражены в рублях, то в карточках лицевых счетов налогоплательщика образуется недоимка или переплата в размере, не превышающем 50 копеек. На недоимку в соответствии со статьей 75 Кодекса начисляются пени.
Пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Статьей 75 Кодекса не установлено ограничение на начисление пеней в зависимости от размера недоимки и от способа возникновения ее в результате округления, поэтому налоговым органом должно быть произведено начисление пеней на указанную недоимку.
Таким образом, для исключения возможности начисления пеней на недоимку по ЕСН и страховым взносам, образовавшуюся вследствие округления начисленных сумм, организации необходимо производить уплату налога и страховых взносов в рублях в сумме, равной начислениям, приведенным в авансовых расчетах.
При этом в бухгалтерской отчетности организации может возникнуть расхождение между суммами налога и страховых взносов, фактически начисленными в рублях и копейках, и суммами, перечисленными в рублях.
В этом случае следует руководствоваться пунктом 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (в редакции приказа Минфина России от 30.12.99 N 107н). Согласно указанному пункту учет хозяйственных операций, в том числе уплата налога, может производиться в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации.
Вопрос: Согласно Федеральному закону от 20.07.2004 N 70-ФЗ ставка ЕСН снижена с 35,6 до 26 процентов, из них ставка налога в федеральный бюджет стала равна 20 процентам. При этом согласно Федеральному закону N 167-ФЗ от 15.12.2001 ставка страховых взносов в ПФР осталась равной 14 процентам. Согласно пункту 2 статьи 243 Кодекса сумма налогового вычета (пенсионных взносов) не может превышать сумму ЕСН, подлежащую уплате в федеральный бюджет. Как разрешается сложившееся противоречие?
Ответ: Пунктом 2 статьи 243 Кодекса установлено, что сумма ЕСН (авансовых платежей по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ). При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму ЕСН (сумму авансового платежа по ЕСН), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В соответствии с разъяснениями ФНС России, в связи с вступлением в силу с 2005 года Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" ограничение по сумме налогового вычета следует соотносить с суммой ЕСН в части федерального бюджета, исчисленной по ставке 20 процентов.
Вопрос: Организация предоставляет четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми - инвалидами с детства до достижения ими 18 лет за счет средств ФСС России в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Облагается ли ЕСН оплата дополнительных выходных дней? Увеличивается ли количество предоставляемых дополнительно оплачиваемых выходных дней в месяц, если в семье работника более одного ребенка-инвалида?
Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению ЕСН государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
К государственным пособиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся прежде всего пособия, выплачиваемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета.
Согласно статье 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами.
Постановлением ФСС России от 09.03.2004 N 22 установлено, что за счет средств обязательного социального страхования страхователи, выступающие в качестве работодателей, осуществляют расходы на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет.
Согласно постановлению ФСС России от 01.12.2003 N 130 оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами относится к расходам на цели обязательного социального страхования.
Таким образом, оплата четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет за счет средств ФСС России на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 238 Кодекса не облагается ЕСН.
Постановлением Минтруда России и ФСС России от 04.04.2000 N 26/34 установлено, что при наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в месяц дополнительно оплачиваемых выходных дней не увеличивается.
Вопрос: Организация осуществляет торговлю в странах СНГ и дальнего зарубежья. Для работы в Республике Беларусь организация привлекла по трудовому договору гражданина Белоруссии, постоянным местом жительства и работы которого является Республика Беларусь. Облагаются ли ЕСН, страховыми взносами в ПФР выплаты, производимые работнику?
Ответ: Согласно статье 8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года утратила силу норма пункта 2 статьи 239 Кодекса, в соответствии с которой освобождались от уплаты ЕСН налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемые соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
Таким образом, с 1 января 2003 года норм, определяющих особенности налогообложения ЕСН выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в Кодексе не содержится, то есть налогообложение данной категории граждан должно производиться в порядке, установленном для налогообложения выплат гражданам России.
Согласно статье 19 Кодекса налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса установлено, что плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии со статьей 236 Кодекса объектом налогообложения ЕСН для организаций-налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 1 статьи 237 Кодекса при определении налоговой базы ЕСН учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах.
На территории Российской Федерации правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц (если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации) по следующим основаниям.
Статьей 11 ТК РФ установлено, что ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, которые обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.
В статье 13 ТК РФ указано, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
Так как организация, зарегистрированная на территории РФ, для работы с клиентами в Республике Беларусь привлекла по трудовому договору гражданина Белоруссии, то выплаты, начисленные в его пользу этой организацией, являются выплатами в рамках трудового договора и признаются объектом налогообложения ЕСН в части федерального бюджета, ФСС России, федеральных и территориальных фондов медицинского страхования.
По порядку исчисления ЕСН в федеральный бюджет и взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - взносы на ОПС) до 1 января 2005 года необходимо отметить следующее.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ определено, что застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с указанным Федеральным законом. Застрахованными лицами являются "граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные

СООБЩЕНИЕ Комитета государственных заимствований от 25.03.2005 n 03-894/5 О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА  »
Законодательство Москвы »
Читайте также