Постановление фас поволжского округа от 17.04.2003 n а57-7041/02-3 дело по иску о взыскании убытков передано на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 апреля 2003 года Дело N А 57-7041/02-3

(извлечение)
Филиал открытого акционерного общества "Облкоммунэнерго" "Пугачевские городские электрические сети" обратился в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Государственному учреждению "Главное управление внутренних дел Саратовской области" о взыскании убытков, образовавшихся в результате представления скидок по 50% оплате электроэнергии сотрудникам милиции по Федеральному закону "О милиции" за период с 01.01.99 по 01.04.2002 - 115486 руб. 08 коп.
Решением от 06.08.2002 исковые требования удовлетворены в части взыскания убытков 115486 руб. 08 коп. с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в иске к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе предлагается решение суда первой инстанции от 06.08.2002 отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа считает его подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, предметом настоящего иска является требование филиала "Пугачевские городские электрические сети" от имени ОАО "Облкоммунэнерго" о возмещении 115486 руб. 08 коп. убытков, понесенных в связи с реализацией Федерального закона "О милиции".
Убытки возникли в связи с предоставлением сотрудникам милиции и проживающим членам их семей г. Пугачева и Пугачевского района Саратовской области 50% льготы по оплате коммунальных услуг в период с 01.01.99 по 01.04.2002.
Принимая решение о взыскании убытков с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, суд руководствовался ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмещении вреда государственными органами, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
Между тем судом не исследовался вопрос о разграничении бюджетов различных уровней, из которых должно производиться финансирование определенных категорий работников милиции.
Судом установлено, что компенсация скидок по указанной категории льготников производится за счет средств бюджетов различных уровней, то есть федерального и областного.
Однако взыскание произведено только из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О милиции" установлены разграничения на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета (ст. 8 Закона).
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются подразделения милиции общественной безопасности.
Письмом (л. д. 15) Отделом внутренних дел г. Пугачева и Пугачевского района Саратовской области истцу сообщено, что финансирование производится за счет федерального и областного бюджетов.
Из представленного истцом списка работников ГОВД, пользующихся льготой по оплате за электроэнергию, не усматривается разграничения на работников криминальной милиции и милиции общественной безопасности.
Указанное обстоятельство имеет существенное значение для установления факта финансирования из указанных бюджетов.
Ссылка суда на недофинансирование со стороны Министерства финансов Российской Федерации в размере 18723100 руб. не подтверждается материалами дела.
Министерством финансов Российской Федерации сообщено, что в первом полугодии 2002 г. в Саратовскую область поступили бюджетные средства в размере 33947000 руб., в том числе Пугачевскому району Саратовской области в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Правительства Саратовской области от 27.06.2002 N 54-П выделено 1011800 руб.
Указанное обстоятельство требует дополнительной проверки при новом рассмотрении.
В отзыве на иск Минфином Саратовской области указано, что целевым назначением до 2002 г. передача из федерального бюджета финансовых ресурсов на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О милиции", не предусматривалась и не осуществлялась. Лишь с 01.01.2002 Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 г." предусмотрено предоставление субъектам Российской Федерации из фонда компенсаций субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг работникам милиции.
Вместе с тем Минфином Саратовской области также не проведены разграничения федерального и областного бюджетов, а расходование средств федерального бюджета по принципу общего (совокупного) покрытия расходов без учета требований Федерального закона "О милиции" является неправомерным.
Следует отметить, что главным распорядителем бюджетных средств является МВД Российской Федерации, которое обязано предусматривать соответствующие расходы при утверждении смет подведомственных ему учреждений и бюджетной росписи в процессе составления и принятия федерального бюджета на соответствующий год.
Согласно приложению N 12 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ МВД Российской Федерации предусмотрены средства на оплату отдельных льгот, установленных законодательством, обеспечение льгот и компенсаций и прочих расходов, связанных с обеспечением личного состава.
Поэтому ответственность по возмещению расходов энергоснабжающим организациям по предоставлению льгот сотрудникам органов внутренних дел также может быть возложена на МВД Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду следует привлечь МВД Российской Федерации для участия в деле и установить, предусматривались ли расходы из федерального бюджета при утверждении смет в спорный период для подведомственных ему учреждений.
Установить, выделялись ли средства из областного бюджета для работников милиции общественной безопасности Министерством финансов Саратовской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287 (ч. 1 (п. 3)) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.08.2002 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А 57-7041/02-3 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление фас поволжского округа от 17.04.2003 n а57-6649/2002-17 дело по заявлению о признании недействительным решения налогового органа о взыскании суммы неуплаченного ндс и обязании налоговой инспекции возместить сумму ндс из бюджета направлено на новое рассмотрение, при котором суду следует исследовать обоснованность поступления денежных средств на счет истца в банке и истребовать у ответчика заключения о достоверности банковских платежей истца.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также