Постановление фас поволжского округа от 05.12.2002 n а72-2264/02-е133 дело по иску о признании недействительными (ничтожными) договоров по учреждению акционерного общества, отчуждения в его уставный капитал имущества юридического лица и применения последствий недействительности сделок по договорам купли-продажи швейного оборудования передано на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом материалов дела.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 5 декабря 2002 года Дело N А 72-2264/02-Е133

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Барышская швейная фабрика", г. Барыш Ульяновской области,
на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ульяновской области от 19.08.2002 по делу N А 72-2264/02-Е133
по иску Прокурора Ульяновской области в защиту государственных и общественных интересов истца - Департамента имущественных отношений Ульяновской области - к Открытому акционерному обществу "Швея", г. Барыш, Обществу с ограниченной ответственностью "Интерфэк", г. Москва, Закрытому акционерному обществу "Барышская швейная фабрика", г. Барыш, 3-е лицо - Администрация г. Барыш, о признании недействительными сделок,
УСТАНОВИЛ:
Исковые требования с учетом их уточнения заявлены в соответствии со ст. ст. 166, 167, 168, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" о признании недействительными (ничтожными) сделок:
- по учреждению ЗАО "Барышская швейная фабрика", оформленной учредительным договором от 31.05.2001, заключенным между ОАО "Швея" и ООО "Интерфэк";
- по отчуждению в уставный капитал ЗАО "Барышская швейная фабрика" имущества ОАО "Швея": производственного корпуса в виде 4-этажного здания площадью 6200 кв. м с прилегающей территорией на земельном участке площадью 2347 кв. м, расположенного по адресу: Ульяновская область г. Барыш, ул. Ленина,70;
в порядке применения последствий недействительности указанных сделок
- признании ничтожными договора купли-продажи швейного оборудования от 10.06.2001 на сумму 352340 руб., сделки по приобретению швейного оборудования на сумму 102106 руб. по акту приема-передачи от 25.06.2001;
- признании недействительными Постановлений Администрации г. Барыш от 30.05.2001 N 241 и от 22.06.2001 N 272;
- обязании в порядке двусторонней реституции ЗАО "Барышская швейная фабрика" возвратить ОАО "Швея" внесенный в качестве вклада в уставный капитал производственный корпус - 4-этажное здание с прилегающей территорией и проданное швейное оборудование.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2002 в удовлетворении иска отказано на том основании, что имевшие место нарушения при учреждении ЗАО "Барышская швейная фабрика" устранены, поэтому исходя из норм п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для признания регистрации юридического лица недействительной.
При осуществлении советом директоров ОАО "Швея" оценки имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал ЗАО "Швея" требования ст. 77 ФЗ "Об акционерных обществах" не нарушены, равно как не нарушены интересы государства при создании нового общества.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.08.2002 решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен.
При этом апелляционная инстанция исходила из того, что при оценке советом директоров ОАО "Швея" вносимого в качестве уставного капитала недвижимого имущества не привлечен государственный контрольный финансовый орган, т.е. не выполнены требования п. 3 ст. 77 ФЗ "Об акционерных обществах".
Представители государства в совете директоров ОАО "Швея" в нарушение п. 4.1 ст. 4 Временного положения о представителях интересов государства в органах управления акционерных обществ и иных предприятий смешанной формы собственности в Ульяновской области, утвержденного распоряжением Главы Администрации области, N 966-р от 08.05.95, не согласовали с Комитетом по управлению имуществом Ульяновской области свое будущее голосование при принятии советом директоров ОАО "Швея" решения об отчуждении недвижимого имущества, тем самым лишив Комитет права распоряжения имуществом данного акционерного общества, в котором государственный пакет акций составляет 51%.
Обжалуя Постановление апелляционной инстанции в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, ЗАО "Барышская швейная фабрика" в кассационной жалобе просит его отменить, ссылаясь на принятие названного судебного акта в незаконном составе судей.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, отзыв по делу не представили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, исковые требования основаны на том, что доля государства в уставном капитале ОАО "Швея", выступившего одним из учредителей ЗАО "Барышская швейная фабрика", составляет 51%, однако при совершении оспариваемых сделок допущены нарушения действующего законодательства, в том числе такие, которые одновременно нарушают интересы государства.
Между тем материалы дела не содержат надлежащих документальных подтверждений того, какой пакет акций ОАО "Швея" принадлежит государству.
При новом рассмотрении дела суду следует выяснить данное обстоятельство, истребовав у сторон соответствующие доказательства, и с учетом их исследования определить, подпадало ли ОАО "Швея" под действие законодательства РФ о приватизации в части распространения на него особенностей правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных предприятий, установленные п. 5 ст. 1 ФЗ "Об акционерных обществах" от 24.11.95, с учетом этого оценить в совокупности, нарушены ли требования Закона при совершении оспариваемых сделок.
В числе заявленных исковых требований Прокурора Ульяновской области значится признание недействительными Постановлений Главы Администрации г. Барыш от 30.05.2001 N 241 о регистрации ЗАО "Барышская швейная фабрика" и от 22.06.2001 N 272 о закреплении земельного участка на праве аренды за ЗАО "Барышская швейная фабрика".
Названные Постановления в материалах дела отсутствуют.
Указанное не позволяет сделать вывод о выполнении судебными инстанциями требований ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих суд основывать решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в заседании, а также проверить законность судебных актов в этой части.
Кроме того, Администрация г. Барыш неправомерно была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, в то время как, являясь участником спорного материального правоотношения, она должна была выступать ответчиком по делу, в обязанности которой входило в силу ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (1995 г.) доказывание обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых Постановлений.
Таким образом, судебные акты обеих инстанций приняты с нарушением правовых норм, по недостаточно исследованным обстоятельствам, в связи с чем подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Ульяновской области.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные нарушения, выяснить, признавались ли решения совета директоров в установленном порядке недействительными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства и с учетом всестороннего исследования всех обстоятельств разрешить спор.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.06.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 19.08.2002 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-2264/02-Е133 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление фас поволжского округа от 05.12.2002 n а65-9391/2002-сг1-5 в иске о расторжении договора цессии в части уступки права требования долга за потребляемый газ с отдельных предприятий и признании ничтожным данного договора с одним из должников отказано правомерно, т.к. ответчиком не допущены существенные нарушения условий договора, которые бы явились основанием для его принудительного расторжения.  »
Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также