Постановление фас поволжского округа от 03.12.2002 n а72-1823/02-л127 дело по иску о взыскании задолженности по договору поставки нефтехимической продукции передано на новое рассмотрение, т.к. выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности и
обоснованности решений (определений,
постановлений)
арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 3 декабря 2002
года Дело N А
72-1823/02-Л127
(извлечение)
Федеральный
арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании
кассационную жалобу Главного управления
финансов Ульяновской области, г.
Ульяновск,
на решение от 13 мая 2002 г.
и
Постановление апелляционной инстанции от 1
августа 2002 г. Арбитражного суда Ульяновской
области по делу N А 72-1823/02-Л127
по иску
Общества с ограниченной ответственностью
"Татнефть - Ресурс", г.Альметьевск, к
Главному управлению финансов Ульяновской
области, г. Ульяновск, Администрации
Ульяновской области, г. Ульяновск, о
взыскании 97947638 руб.; третье лицо - Комитет по
областному продовольственному фонду
"Регионконтракт" Администрации Ульяновской
области, г.
Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 13.05.2002
Арбитражный суд Ульяновской области
взыскал с Главного управления финансов
Ульяновской области в пользу Общества с
ограниченной ответственностью "Татнефть -
Ресурс" 76202200 руб. основного долга.
Постановлением апелляционной инстанции от
01.08.2002 решение суда оставлено без
изменения.
В кассационной жалобе
Главное управление финансов Ульяновской
области просит отменить названные судебные
акты как принятые с нарушением норм
материального и процессуального права,
принять новое решение.
Кассационная
коллегия Федерального арбитражного суда
Поволжского округа, проверив законность и
обоснованность обжалованных судебных
актов, нашла их подлежащими отмене с
направлением дела на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, между
Обществом с ограниченной ответственностью
"Татнефть - Ресурс" и Комитетом по
областному продовольственному фонду
"Регионконтракт" был заключен 13.06.2000 договор
поставки N 361, согласно которому истец
обязался поставить в адрес третьего лица
нефтепродукты. Условиями договора
определен срок оплаты продукции - до 01.12.2000,
размер неустойки. В соответствии с
протоколом N 1 от 13.06.2000 к названному
договору, утвержденному Главой
Администрации области, стороны пришли к
соглашению, что истец поставляет
Администрации Ульяновской области в
установленные сроки определенное
количество дизельного топлива, бензина А-76,
по согласованной цене. В данном протоколе
также отражено, что обязательства по оплате
полученных нефтепродуктов в сумме 80000 руб.
до 01.12.2000 принимает Администрация
Ульяновской области (л. д. 9, 14, т. 1).
Между
Администрацией Ульяновской области,
Комитетом по областному
продовольственному фонду "Регионконтракт",
Обществом с ограниченной ответственностью
"Татнефть - Ресурс" заключен 13.06.2000 договор
поручительства, согласно которому
Администрация Ульяновской области
обязалась в случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязательств по
договору N 361 принять на себя
ответственность в полном объеме (л. д. 13, т.
1).
Акты приемки-передачи подписаны
представителями сторон по договору N 361 от
13.06.2000, из которых следует, что получателями
продукции выступали третьи лица. На
основании данных актов третьему лицу,
Комитету по областному продовольственному
фонду "Регионконтракт", были предъявлены
счета-фактуры на оплату полученной
продукции на сумму 76702200 руб.
В
распоряжении Главы Администрации
Ульяновской области N 1257-р от 03.10.2000 указано
о заключении договора перевода долга за
поставленное моторное топливо на сумму
76702200 руб. между Главным управлением
финансов Ульяновской области и Комитетом
по областному продовольственному фонду
"Регионконтракт" (л. д. 39, т. 1).
Во
исполнение указанного распоряжения 10.10.2000
заключается договор N 210/01 о переводе долга с
согласия кредитора - Общества с
ограниченной ответственностью "Татнефть -
Ресурс" (л. д. 40, т. 1).
Из Положения о
Главном управлении финансов Ульяновской
области следует, что оно является органом
исполнительной власти, образуется
Администрацией области и подчиняется в
своей деятельности Главе Администрации
области и Министерству финансов Российской
Федерации (л. д. 92, т. 1).
В соответствии с
распоряжением Главы Администрации
Ульяновской области N 83-р от 22.01.99 создан
Комитет по областному продовольственному
фонду "Регионконтракт", финансируемый за
счет средств областного бюджета и
пользующийся имуществом на правах
оперативного управления. Основными
задачами данного Комитета являются:
исполнение функций государственного
заказчика; заключение по поручению
Администрации области от своего имени
договоров на закупку и поставку продукции
для регионального фонда (л. д. 100, т. 1).
Суд
первой и апелляционной инстанций в силу ст.
168 Гражданского кодекса Российской
Федерации признал недействительными
договоры поручительства и о переводе долга,
при этом взыскивает основной долг с
Главного управления финансов Ульяновской
области, не являющегося стороной по
договору поставки N 361 от 13.06.2000.
Выводы
суда не соответствуют фактическим
обстоятельствам дела и представленным
доказательствам.
Согласно ст. ст. 50, 120, 296
Гражданского кодекса Российской Федерации
организация, созданная собственником для
осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций
некоммерческого характера и финансируемая
им полностью или частично, признается
учреждением, которое отвечает по своим
обязательствам находящимися в его
распоряжении денежными средствами. При их
недостаточности субсидиарную
ответственность по его обязательствам
несет собственник соответствующего
имущества. Учреждение в отношении
имущества, закрепленного за ним
собственником на праве оперативного
управления, осуществляет право владения,
пользования и распоряжения им в пределах,
установленных Законом, и в соответствии с
целями своей деятельности, заданиями
собственника.
В силу п. 2 ст. 125
Гражданского кодекса Российской Федерации
от имени муниципальных образований в
отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, участвуют органы
местного самоуправления в рамках их
компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов.
Пунктом 1 ст. 126 Гражданского кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что
субъект Российской Федерации отвечает по
своим обязательствам принадлежащим ему на
праве собственности имуществом.
Для
правильного разрешения заявленного иска
необходимо определить правовой статус
Комитета по областному продовольственному
фонду "Регионконтракт", Главного управления
финансов Ульяновской области, установить
их полномочия на заключение договоров
поставки, перевода долга, условия и порядок
исполнения принятых обязательств.
Кроме того, следует определить, располагает
ли Комитет по областному
продовольственному фонду "Регионконтракт"
денежными средствами по исполнению
обязательств, принятых по договору
поставки N 361 от 13.06.2000.
На основании
изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287 (3),
288, 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражный суд
кассационной
инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.05.2002
и Постановление апелляционной инстанции от
01.08.2002 Арбитражного суда Ульяновской
области по делу N А 72-1823/02-Л127 отменить,
передать дело на новое рассмотрение в
первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со
дня его принятия.