Постановление фас поволжского округа от 29.07.2002 n а57-1145/02-22 иск о признании недействительным решения о внесении изменений в план приватизации удовлетворен правомерно, т.к. в результате приватизации истца пакеты акций и золотая акция в федеральной собственности не закреплялись, последующее внесение изменений в план приватизации предприятия, приватизация которого завершена, не соответствует законодательству о приватизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 июля 2002 года Дело N А 57-1145/02-22

(извлечение)
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.04.2002 по делу N А 57-1145/02-22
по иску Открытого акционерного общества "Элмаш", г. Саратов, к Комитету по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов, 3-е лицо: Фонд имущества Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительным решения о внесении изменений в план приватизации,
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Элмаш" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании недействительным решения Комитета N 889 от 04.11.95 о внесении изменений в план приватизации Саратовского завода электронного машиностроения, согласно которому конвертирована одна акция, зарезервированная в соответствии с решением Комитета от 31.07.95 N 622, в "Золотую акцию".
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Саратовское областное отделение Российского фонда федерального имущества.
Решением от 18.04.2002 арбитражный суд иск удовлетворил. При этом суд исходил из того, что приватизация истца осуществлена в 1993 г., в результате которой пакеты акций, в том числе и "Золотая акция", в федеральной собственности не закрепились. Последующее внесение изменений в план приватизации предприятия, приватизация которого завершена, не соответствует законодательству о приватизации.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Обжалуя упомянутое решение в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Комитет по управлению имуществом Саратовской области в кассационной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель жалобы ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.94 N 514, согласно которому Саратовский завод электронного машиностроения, правопреемником которого стал истец в результате акционирования, включен в Перечень предприятий оборонной отрасли промышленности, преобразуемых в акционерные общества, пакеты акций которых в размере 25,5% закрепляются на три года в федеральной собственности.
С учетом, что на момент издания данного Постановления остался нереализованным пакет акций менее 25,5%, комиссия по внесению изменений в план приватизации вышла в Госкомимущество Российской Федерации с предложением о закреплении в федеральной собственности "Золотой акции".
Распоряжением Госкомитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 24.10.95 N 541-Р указано Комитету по управлению имуществом Саратовской области на необходимость внесения соответствующего изменения в план приватизации Саратовского завода электронного машиностроения. Указанное распоряжение истцом не оспорено.
До принятия Постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв до 12 час. 29.07.2002 на основании ч. 3 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца в судебном заседании, коллегия находит принятое решение соответствующим Закону и подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, истец - Открытое акционерное общество "Элмаш" создано 15.07.93 в результате приватизации Саратовского государственного завода электронного машиностроения.
Приватизация данного предприятия проводилась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 721 от 01.07.92 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г., утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.92 N 2980-1, Законом Российской Федерации от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" путем преобразования в АООТ с последующей продажей акций АООТ по второму варианту льгот.
Согласно разделу 2 Плана приватизации, утвержденному Комитетом по управлению имуществом Саратовской области 16.06.93, 51% акций подлежали размещению среди членов трудового коллектива, 5% акций были зарегистрированы в фонд акционирования работников предприятия, 44% акций подлежали свободной продаже.
Какие-либо пакеты акций общества не закреплялись в федеральной собственности.
В силу ст. 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерное общество открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721, акционерное общество с момента его регистрации выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации.
Между тем Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.94 N 514 утвержден Перечень государственных предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, преобразуемых в акционерные общества, пакет акций которых в размере 25,5% закрепляется на три года в федеральной собственности.
В данном Перечне значится и Саратовский завод электронного машиностроения.
Названным Постановлением предусмотрено закрепление пакета акций в размере 25,5% на три года в федеральной собственности в момент преобразования государственных предприятий оборонных отраслей промышленности в акционерные общества.
Однако к моменту издания Постановления Саратовский завод электронного машиностроения уже был преобразован в АООТ, и к 25.04.94 нереализованные акции, находившиеся в свободной продаже, составляли 20%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.95 N 949 утвержден Перечень акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, приозводящих продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже.
В данном Перечне ОАО "Элмаш" отсутствует, и, кроме того, из смысла Постановления следует, что акции закреплялись в федеральной собственности в процессе приватизации.
24.10.95 во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.95 N 949 Госкомимуществом Российской Федерации издано Распоряжение N 1541-Р, которым комитетам по управлению государственным имуществом было поручено в недельный срок внести изменения в планы приватизации предприятий согласно Приложению для обеспечения продажи указанных пакетов акций и закрепления в федеральной собственности "Золотой акции". В Перечне названных предприятий указан Саратовский государственный завод электронного машиностроения, для которого предписано установить размер пакета акций, направляемых на продажу, - 25,5%, размер пакета акций, сохраняемых в федеральной собственности, - "Золотая акция".
Однако, как указывалось выше, пакет акций в размере 25,5% в федеральной собственности фактически закреплен не был, поэтому не мог пойти на продажу. "Золотая акция" на предприятии также введена не была, поэтому не могла сохраняться в федеральной собственности.
Согласно п. 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий, утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия является проспектом эмиссии его акций.
В плане приватизации Завода электронного машиностроения от 1993 г. сведения о закреплении в федеральной собственности "Золотой акции" отсутствовали.
Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1353 утверждены Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации после 01.07.94, п. 2.7 которых предусмотрено, что при преобразовании в акционерные общества предприятий, относящихся к разделам 2.2 и 2.3 программы, Правительство Российской Федерации и Госкомимущество России определяют цели, условия и сроки закрепления пакетов акций, "Золотой акции" в федеральной собственности; решения о замене пакетов акций, закрепленных по их решениям в федеральной собственности, на "Золотую акцию" принимаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Госкомимущества России.
Таким образом, "Золотая акция" закрепляется в федеральной собственности во время приватизации предприятия или меняется на пакет акций, ранее при приватизации закрепленный в федеральной собственности.
При приватизации Саратовского государственного завода электронного машиностроения и создания АООТ "Элмаш" пакет акций или "Золотая акция" в федеральной собственности не закреплялись.
Согласно Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации акции приватизируемых предприятий, не закрепленные в федеральной собственности в соответствии с разделом 2.3. Программы, должны быть проданы не позднее 4 месяцев с момента регистрации акционерного общества и не подлежат какому-либо резервированию.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение Комитета по управлению имуществом Саратовской области N 889 от 04.11.94 не является правомерным.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности отклонены судом также обоснованно, поскольку при исчислении срока в данном случае необходимо руководствоваться п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Российской Федерации применительно к ничтожным сделкам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 (п. 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.04.2002 по делу N А 57-1145/02-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также