Постановление фас поволжского округа от 29.07.2002 n а57-1145/02-22 иск о признании недействительным решения о внесении изменений в план приватизации удовлетворен правомерно, т.к. в результате приватизации истца пакеты акций и золотая акция в федеральной собственности не закреплялись, последующее внесение изменений в план приватизации предприятия, приватизация которого завершена, не соответствует законодательству о приватизации.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке законности и
обоснованности решений (определений,
постановлений)
арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 29 июля 2002
года Дело N А
57-1145/02-22
(извлечение)
Судебная
коллегия Федерального арбитражного суда
Поволжского округа по рассмотрению споров,
вытекающих из гражданских и иных
правоотношений, рассмотрев в судебном
заседании кассационную жалобу Комитета по
управлению имуществом Саратовской области,
г. Саратов,
на решение Арбитражного суда
Саратовской области от 18.04.2002 по делу N А
57-1145/02-22
по иску Открытого акционерного
общества "Элмаш", г. Саратов, к Комитету по
управлению имуществом Саратовской области,
г. Саратов, 3-е лицо: Фонд имущества
Саратовской области, г. Саратов, о признании
недействительным решения о внесении
изменений в план
приватизации,
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Элмаш"
обратилось в Арбитражный суд Саратовской
области с иском к Комитету по управлению
имуществом Саратовской области о признании
недействительным решения Комитета N 889 от
04.11.95 о внесении изменений в план
приватизации Саратовского завода
электронного машиностроения, согласно
которому конвертирована одна акция,
зарезервированная в соответствии с
решением Комитета от 31.07.95 N 622, в "Золотую
акцию".
В качестве третьего лица к
участию в деле привлечено Саратовское
областное отделение Российского фонда
федерального имущества.
Решением от
18.04.2002 арбитражный суд иск удовлетворил. При
этом суд исходил из того, что приватизация
истца осуществлена в 1993 г., в результате
которой пакеты акций, в том числе и "Золотая
акция", в федеральной собственности не
закрепились. Последующее внесение
изменений в план приватизации предприятия,
приватизация которого завершена, не
соответствует законодательству о
приватизации.
В апелляционной
инстанции законность и обоснованность
принятого решения не проверялись.
Обжалуя упомянутое решение в Федеральный
арбитражный суд Поволжского округа,
Комитет по управлению имуществом
Саратовской области в кассационной жалобе
просит его отменить как незаконное и
необоснованное.
Заявитель жалобы
ссылается на Постановление Правительства
Российской Федерации от 24.05.94 N 514, согласно
которому Саратовский завод электронного
машиностроения, правопреемником которого
стал истец в результате акционирования,
включен в Перечень предприятий оборонной
отрасли промышленности, преобразуемых в
акционерные общества, пакеты акций которых
в размере 25,5% закрепляются на три года в
федеральной собственности.
С учетом,
что на момент издания данного
Постановления остался нереализованным
пакет акций менее 25,5%, комиссия по внесению
изменений в план приватизации вышла в
Госкомимущество Российской Федерации с
предложением о закреплении в федеральной
собственности "Золотой акции".
Распоряжением Госкомитета Российской
Федерации по управлению государственным
имуществом от 24.10.95 N 541-Р указано Комитету по
управлению имуществом Саратовской области
на необходимость внесения
соответствующего изменения в план
приватизации Саратовского завода
электронного машиностроения. Указанное
распоряжение истцом не оспорено.
До
принятия Постановления по кассационной
жалобе в судебном заседании был объявлен
перерыв до 12 час. 29.07.2002 на основании ч. 3 ст.
117 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Проверив
законность обжалуемого судебного акта в
соответствии со ст. 162 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации, изучив материалы дела, доводы
кассационной жалобы и отзыва на нее,
заслушав представителя истца в судебном
заседании, коллегия находит принятое
решение соответствующим Закону и
подлежащим оставлению без изменения по
следующим основаниям.
Как видно из
материалов дела, истец - Открытое
акционерное общество "Элмаш" создано 15.07.93 в
результате приватизации Саратовского
государственного завода электронного
машиностроения.
Приватизация данного
предприятия проводилась в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации N 721
от 01.07.92 "Об организационных мерах по
преобразованию государственных
предприятий, добровольных объединений
государственных предприятий в акционерные
общества", Государственной программой
приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской
Федерации на 1992 г., утвержденной
Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 11.06.92 N 2980-1, Законом
Российской Федерации от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О
приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской
Федерации" путем преобразования в АООТ с
последующей продажей акций АООТ по второму
варианту льгот.
Согласно разделу 2 Плана
приватизации, утвержденному Комитетом по
управлению имуществом Саратовской области
16.06.93, 51% акций подлежали размещению среди
членов трудового коллектива, 5% акций были
зарегистрированы в фонд акционирования
работников предприятия, 44% акций подлежали
свободной продаже.
Какие-либо пакеты
акций общества не закреплялись в
федеральной собственности.
В силу ст. 10
Положения о коммерциализации
государственных предприятий с
одновременным преобразованием в
акционерное общество открытого типа,
утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721,
акционерное общество с момента его
регистрации выходит из структуры
управления соответствующих министерств,
ведомств и органов отраслевого управления
местной администрации.
Между тем
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 25.04.94 N 514 утвержден Перечень
государственных предприятий и организаций
оборонных отраслей промышленности,
преобразуемых в акционерные общества,
пакет акций которых в размере 25,5%
закрепляется на три года в федеральной
собственности.
В данном Перечне
значится и Саратовский завод электронного
машиностроения.
Названным
Постановлением предусмотрено закрепление
пакета акций в размере 25,5% на три года в
федеральной собственности в момент
преобразования государственных
предприятий оборонных отраслей
промышленности в акционерные общества.
Однако к моменту издания Постановления
Саратовский завод электронного
машиностроения уже был преобразован в АООТ,
и к 25.04.94 нереализованные акции,
находившиеся в свободной продаже,
составляли 20%.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.09.95
N 949 утвержден Перечень акционерных обществ,
созданных в процессе приватизации,
приозводящих продукцию, имеющую
стратегическое значение для обеспечения
национальной безопасности страны,
закрепленные в федеральной собственности
акции которых не подлежат досрочной
продаже.
В данном Перечне ОАО "Элмаш"
отсутствует, и, кроме того, из смысла
Постановления следует, что акции
закреплялись в федеральной собственности в
процессе приватизации.
24.10.95 во
исполнение Постановления Правительства
Российской Федерации от 18.09.95 N 949
Госкомимуществом Российской Федерации
издано Распоряжение N 1541-Р, которым
комитетам по управлению государственным
имуществом было поручено в недельный срок
внести изменения в планы приватизации
предприятий согласно Приложению для
обеспечения продажи указанных пакетов
акций и закрепления в федеральной
собственности "Золотой акции". В Перечне
названных предприятий указан Саратовский
государственный завод электронного
машиностроения, для которого предписано
установить размер пакета акций,
направляемых на продажу, - 25,5%, размер пакета
акций, сохраняемых в федеральной
собственности, - "Золотая акция".
Однако,
как указывалось выше, пакет акций в размере
25,5% в федеральной собственности фактически
закреплен не был, поэтому не мог пойти на
продажу. "Золотая акция" на предприятии
также введена не была, поэтому не могла
сохраняться в федеральной
собственности.
Согласно п. 14 Положения о
коммерциализации государственных
предприятий, утвержденный соответствующим
комитетом по управлению имуществом план
приватизации предприятия является
проспектом эмиссии его акций.
В плане
приватизации Завода электронного
машиностроения от 1993 г. сведения о
закреплении в федеральной собственности
"Золотой акции" отсутствовали.
Указом
Президента Российской Федерации от 22.07.94 N
1353 утверждены Основные положения программы
приватизации государственных и
муниципальных предприятий Российской
Федерации после 01.07.94, п. 2.7 которых
предусмотрено, что при преобразовании в
акционерные общества предприятий,
относящихся к разделам 2.2 и 2.3 программы,
Правительство Российской Федерации и
Госкомимущество России определяют цели,
условия и сроки закрепления пакетов акций,
"Золотой акции" в федеральной
собственности; решения о замене пакетов
акций, закрепленных по их решениям в
федеральной собственности, на "Золотую
акцию" принимаются Правительством
Российской Федерации с учетом мнения
Госкомимущества России.
Таким образом,
"Золотая акция" закрепляется в федеральной
собственности во время приватизации
предприятия или меняется на пакет акций,
ранее при приватизации закрепленный в
федеральной собственности.
При
приватизации Саратовского
государственного завода электронного
машиностроения и создания АООТ "Элмаш"
пакет акций или "Золотая акция" в
федеральной собственности не
закреплялись.
Согласно Государственной
программе приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской
Федерации акции приватизируемых
предприятий, не закрепленные в федеральной
собственности в соответствии с разделом 2.3.
Программы, должны быть проданы не позднее 4
месяцев с момента регистрации акционерного
общества и не подлежат какому-либо
резервированию.
При изложенных
обстоятельствах суд пришел к обоснованному
выводу о том, что решение Комитета по
управлению имуществом Саратовской области
N 889 от 04.11.94 не является правомерным.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока
исковой давности отклонены судом также
обоснованно, поскольку при исчислении
срока в данном случае необходимо
руководствоваться п. 1 ст. 181 Гражданского
кодекса Российской Федерации
применительно к ничтожным сделкам.
На
основании изложенного, руководствуясь ст.
ст. 175 (п. 1), 177 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Поволжского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Саратовской области от
18.04.2002 по делу N А 57-1145/02-22 оставить без
изменения, кассационную жалобу - без
удовлетворения.
Постановление вступает
в законную силу с момента его принятия и
обжалованию не подлежит.