Постановление фас поволжского округа от 09.04.2002 n а55-21444/01-1 установленный указом президента рф порядок предоставления земельных участков не исключает порядок, изложенный в статьях 28, 29 земельного кодекса рсфср, и основанием для заключения договора аренды земельного участка могут служить как результаты торгов, так и решение органа местного самоуправления.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 9 апреля 2002 года Дело N А 55-21444/01-1

(извлечение)
Решением от 18.01.2002 г. Арбитражного суда Самарской области удовлетворены исковые требования Потребительского кооператива "Гаражно - строительный кооператив N 555" к Государственному учреждению юстиции "Самарская областная регистрационная палата" с участием третьего лица - Комитета по управлению имуществом г. Самары о признании недействительным отказа в регистрации.
Признан недействительным отказ в государственной регистрации договора и права аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Арцыбушевская / Вилоновская, б/н. Суд обязал также ГУЮ "Самарская областная регистрационная палата" произвести государственную регистрацию за истцом договора и права аренды указанного земельного участка.
В апелляционной инстанции суда дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе, направленной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Самарская областная регистрационная палата просит указанное решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что представление земельных участков или права их аренды юридическим лицам на территориях городских и сельских поселений под застройку было возможно только на торгах.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы ссылается на п. 2 Указа Президента РФ N 1263 от 26 ноября 1997 г. "О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды", п. 4 ст. 36 Закона Самарской области "О земле".
Заявитель жалобы считает, что судом при вынесении решения неправильно применены ст. ст. 28 и 29 Земельного кодекса РСФСР, которые нельзя расценивать в качестве исключения из правила, установленного Указом.
По мнению заявителя, на момент принятия Постановления главы г. Самары от 07.06.99 г. N 365 "О предоставлении ГСК-555 в аренду земельного участка по ул. Арцыбушевская / Вилоновская в Ленинском районе" действовал порядок, при котором земельные участки предоставлялись в аренду под застройку только посредством торгов (конкурсов, аукционов).
Исследовав в соответствии со ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса РФ материалы дела, изучив доводы, заслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда от 18.01.2002 г. принято в соответствии с действующим законодательством и не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 23.06.99 г. ГСК-555, г. Самара, заключен договор N 0022243 аренды земельного участка по вышеуказанному адресу с Комитетом по управлению имуществом г. Самары.
Договор заключен на основании Постановления главы г. Самары от 07.06.99 г. N 365 "О предоставлении Потребительскому кооперативу "ГСК N 555" в аренду земельного участка и разрешении проектирования и строительства 2-ой очереди многоэтажного гаража по ул. Арцыбушевская / Вилоновская в Ленинском районе".
Извещением N 63-01-2/2001-26236 в государственной регистрации указанного договора и праве аренды отказано в связи с тем, что представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: в связи с непредставлением документов о проведении торгов.
В обоснование отказа в регистрации ответчик сослался на п. 2 Указа Президента N 1263 от 26.11.97 г. и п. 4 ст. 36 Закона Самарской области "О земле", в соответствии с которыми земельные участки, предназначенные под застройку, либо их аренды на территории городских и сельских поселений, подлежат продаже гражданам и юридическим лицам Самарской области на конкурсной или аукционной основе.
Однако установленный п. 2 названного Указа Президента РФ порядок предоставления земельных участков предусмотрен в случаях, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьями 28, 29 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия Постановления N 365 от 07.06.99 г., предусмотрен иной порядок предоставления организациям, заинтересованным в строительстве объекта, земельного участка под строительство на основании их ходатайств о предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, установленный Указом Президента РФ порядок предоставления земельных участков не исключает порядок, изложенный в указанных статьях Земельного кодекса РСФСР, и основанием для заключения договора аренды земельного участка могут служить как результаты торгов, так и решение органа местного самоуправления.
Судебная коллегия не может согласиться с мнением заявителя жалобы о том, что Земельный кодекс РСФСР Федеральным законом Российской Федерации не является, не имеет приоритета над Указом Президента и вышеназванный Указ является специальным нормативным актом по отношению к Земельному Кодексу РСФСР в части определения порядка предоставления земельных участков под застройку на территориях городских и сельских поселений.
Согласно п. 2 раздела второго Конституции РФ Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.
Земельный кодекс РСФСР в редакции от 24.12.93 г., включая ст. ст. 28, 29, не противоречит Конституции РФ, действует на всей территории РФ и относится к законодательству РФ. Об этом свидетельствует и Указ Президента РФ от 24.12.93 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства РСФСР в соответствие с Конституцией РФ".
Земельный кодекс РСФСР до 09.11.2001 г. (введение в действие Земельного кодекса РФ) являлся основным законодательным актом, регулирующим земельные общественные отношения, обладающим высшей юридической силой по отношению к Указу Президента РФ.
Закон Самарской области "О земле" также предусматривает предоставление земельных участков как посредством проведения торгов (ст. 36 Закона), так и по решению органа местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица (ст. 34 Закона), о чем правомерно указано в решении суда.
Кроме того, Постановление главы г. Самары от 07.06.99 г. N 365 о предоставлении ГСК-555 в аренду земельного участка в установленном порядке не отменено, не изменено и не признано недействительным.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает необоснованным требование об обязательном предоставлении на регистрацию протокола торгов как единственного основания для заключения договора аренды земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия
ПОСТАНОВИЛА:
решение от 18 января 2002 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А 55-21444/01-1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Судебная практика (Поволжье) »
Читайте также