Постановление правительства рф от 24.07.1998 n 832 о концепции инновационной политики российской федерации на 1998 - 2000 годы
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 1998
г. N 832
О КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 2000
ГОДЫ
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую
Концепцию инновационной политики
Российской Федерации на 1998 - 2000 годы.
2.
Министерству экономики Российской
Федерации, Министерству науки и технологий
Российской Федерации, Министерству общего
и профессионального образования
Российской Федерации, Российской академии
наук, Фонду содействия развитию малых форм
предприятий в научно - технической сфере и
Федеральному фонду производственных
инноваций организовать работу по
реализации Концепции инновационной
политики Российской Федерации на 1998 - 2000
годы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО
Одобрена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 1998 г. N
832
КОНЦЕПЦИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1998 - 2000 ГОДЫ
I.
ВВЕДЕНИЕ
Важной составной частью
государственной социально - экономической
политики является инновационная политика,
определяющая цели инновационной стратегии
и механизмы поддержки приоритетных
инновационных программ и проектов.
Главными и острейшими проблемами в
настоящее время являются повышение
эффективности использования научных
разработок и внедрение результатов
фундаментальных и прикладных исследований
в производство.
Быстрое сокращение
производственного потенциала и уменьшение
затрат на его обновление привели за
последние пять лет к коренным изменениям в
состоянии производственного аппарата. В
большей части он физически изношен и
морально устарел. В отраслях
промышленности происходит снижение
объемов производства наукоемких видов
продукции, определяющих технический и
технологический уровень.
Инновационная
активность снижается под воздействием
низкого платежеспособного спроса на научно
- техническую продукцию как со стороны
государства, так и негосударственного
сектора экономики. В условиях уменьшения
спроса организации в первую очередь
сокращают объемы производства наукоемкой
продукции, зачастую заменяя ее технически
более простой и дешевой.
Макроэкономическая стабилизация является
необходимым, но недостаточным условием для
выхода экономики России из глубокого
кризиса. Значительный физический и
моральный износ производственного
аппарата не позволяет при отсутствии
протекционистских мер, способствующих его
обновлению, выдержать конкуренцию с
западными производителями даже на
внутреннем рынке.
Вопрос стоит так: либо
выбытие производственного аппарата будет
компенсировано на современном научно -
техническом уровне, для чего потребуется
резкое увеличение инвестиционной и
инновационной активности, либо страна
будет отброшена назад не только по объему
выпускаемой продукции, но и по ее
технологическим возможностям.
Формирование и реализация инновационной
политики основываются на создании такой
системы, которая позволит в кратчайшие
сроки и с высокой эффективностью
использовать в производстве
интеллектуальный и научно - технический
потенциал страны. Благодаря использованию
новых информационных технологий этим
потенциалом могут пользоваться как малые,
так и крупные организации всех форм
собственности.
Инновационная политика
является мощным рычагом, с помощью которого
предстоит преодолеть спад в экономике,
обеспечить ее структурную перестройку и
насытить рынок разнообразной
конкурентоспособной продукцией.
Для
целей настоящей Концепции используются
следующие термины:
"инновация
(нововведение)" - конечный результат
инновационной деятельности, получивший
реализацию в виде нового или
усовершенствованного продукта,
реализуемого на рынке, нового или
усовершенствованного технологического
процесса, используемого в практической
деятельности;
"инновационная
деятельность" - процесс, направленный на
реализацию результатов законченных
научных исследований и разработок либо
иных научно - технических достижений в
новый или усовершенствованный продукт,
реализуемый на рынке, в новый или
усовершенствованный технологический
процесс, используемый в практической
деятельности, а также связанные с этим
дополнительные научные исследования и
разработки;
"государственная
инновационная политика" - определение
органами государственной власти
Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации целей инновационной
стратегии и механизмов поддержки
приоритетных инновационных программ и
проектов;
"инновационный потенциал
(государства, региона, отрасли,
организации)" - совокупность различных
видов ресурсов, включая материальные,
финансовые, интеллектуальные, научно -
технические и иные ресурсы, необходимые для
осуществления инновационной
деятельности;
"инновационная сфера" -
область деятельности производителей и
потребителей инновационной продукции
(работ, услуг), включающая создание и
распространение инноваций;
"инновационная инфраструктура" -
организации, способствующие осуществлению
инновационной деятельности (инновационно -
технологические центры, технологические
инкубаторы, технопарки, учебно - деловые
центры и другие специализированные
организации);
"инновационная программа
(федеральная, межгосударственная,
региональная, межрегиональная, отраслевая)"
- комплекс инновационных проектов и
мероприятий, согласованный по ресурсам,
исполнителям и срокам их осуществления и
обеспечивающий эффективное решение задач
по освоению и распространению
принципиально новых видов продукции
(технологий).
II. СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационная деятельность
в России переживает трудные времена. До
начала реформ роль нормативно - финансового
регулятора инноваций выполняла
государственная планово -
распределительная система.
Крупномасштабные инновации осуществлялись
государством, внедрение новшеств
обеспечивалось централизацией и
концентрацией различного рода ресурсов на
приоритетных и важнейших направлениях
развития науки и техники.
Специфика
сложившейся ситуации заключается в том, что
в стране имеются значительные
фундаментальные и технологические заделы,
уникальная научно - производственная база и
высококвалифицированные кадры. В то же
время крайне слаба ориентация этого
инновационного потенциала на реализацию
научных достижений в производстве и других
сферах деятельности.
Основные
трудности в реализации инновационного
потенциала связаны с нехваткой собственных
средств у организаций, ограниченностью
бюджетного и внебюджетного финансирования,
в том числе заемных и привлеченных средств.
Спад производства почти во всех отраслях
промышленности, постоянный дефицит
денежных средств у организаций не
оставляют ресурсов для инновационной
деятельности.
В последние годы в стране
резко упала инновационная активность
промышленности в целом. Количественно она
выражается показателем удельного веса
организаций, осуществляющих разработку и
использование нововведений: в 1992 году - 16,3
процента, в 1993 году - 17,3, в 1994 году - 19,5, в 1995
году - 5,6, в 1996 году - около 5 процентов. В
ближайшее время не прогнозируется
существенного роста инновационной
активности промышленных организаций.
Особенно низким уровнем инновационной
активности отличаются отрасли,
ориентированные на удовлетворение
потребностей внутреннего рынка: легкая и
пищевая промышленность, промышленность
строительных материалов. В условиях низкой
конкурентоспособности отечественных
потребительских товаров, сопровождаемой
интенсивной импортной интервенцией, спад
объемов производства в названных отраслях
продолжает оставаться значительным.
Перелом сложившейся тенденции возможен
только на основе активизации инновационной
деятельности в соответствующих отраслях
экономики страны.
Состав инновационно -
активных организаций в большинстве своем
остается постоянным: более 70 процентов
организаций, намечающих в ближайшей
перспективе технологические нововведения,
осуществляли их и в предшествующие годы.
В целом по промышленности лишь 5 процентов
организаций самостоятельно занимаются
исследованиями и разработками. Состояние
экспериментальной базы и инфраструктуры
научно - технической деятельности является
неудовлетворительным. Свыше 40 процентов
научных организаций в области
машиностроения не имеют экспериментальной
базы.
Дефицит средств является главным,
но не единственным фактором спада
инновационной активности. Страна встала на
путь рыночных реформ, а научно - техническая
сфера оказалась не готовой к работе в новых
условиях. Научно - технические разработки
далеко не всегда становятся инновационным
продуктом, готовым для производства и
эффективной реализации. Существуют
проблемы правового и организационного
порядка в охране и передаче
интеллектуальной собственности,
сертификации инновационной продукции.
Повышенного внимания и существенного
совершенствования заслуживает
инвестиционный механизм инновационной
деятельности.
Попытки поддерживать все
отрасли экономики страны без учета
специфики их инновационной деятельности и
выделения приоритетов не позволяют успешно
развивать ростки рыночных структур в этой
сфере.
Особый режим для нововведений,
страхование рисков, венчурные фонды,
инновационная инфраструктура - это те
необходимые условия, без которых нельзя
обеспечить инновационный прорыв как
государственных организаций, так и
организаций других форм собственности.
Весомое значение наряду с крупными фирмами,
консорциумами и объединениями имеют малые
организации. В развитых странах они
обеспечивают примерно половину всех
нововведений. По данным Национального
научного фонда США, количество
нововведений в малых фирмах на единицу
затрат, как правило, больше, чем в средних и
крупных фирмах. Кроме того, малые фирмы
почти на треть опережают крупные в скорости
освоения новшеств.
На начало 1998 года в
России насчитывалось около 900 тыс. малых
организаций, на которых занято около 7 млн.
человек. Удельный вес малых организаций,
осуществляющих инновационную
деятельность, составляет около 6 процентов.
Тем не менее малые инновационные
организации - это уже не только объективная
реальность, но и важный фактор
государственной инновационной политики.
Большое значение при формировании
инновационной политики приобретает не
только выработка четкой стратегии и ее
нацеленность на формирование
прогрессивного технологического уклада, но
и способность использовать весь арсенал
инструментов прямого и косвенного
государственного регулирования для
инвестирования инновационной
деятельности.
III. НАПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Инновационная
политика призвана обеспечить увеличение
валового внутреннего продукта страны за
счет освоения производства принципиально
новых видов продукции и технологий, а также
расширения на этой основе рынков сбыта
отечественных товаров.
С учетом
сегодняшнего состояния экономики
инновационная политика на современном
этапе рыночных реформ должна
способствовать развитию научно -
технического потенциала, формированию
современных технологических укладов в
отраслях экономики, вытеснению устаревших
укладов и повышению конкурентоспособности
продукции. Определяющей особенностью
передачи результатов научных исследований
для их освоения в производстве является
создание и развитие системы коммерческих
форм взаимодействия науки и
производства.
Сложившийся уровень
спроса на внешнем и внутреннем рынках на
продукцию отраслей промышленности будет
определять и перспективу их развития, и
структурные изменения основных
производственных фондов.
Отрасли,
вышедшие со своей продукцией на мировой
рынок (топливно - энергетический комплекс,
металлургия, химия), для закрепления на нем
нуждаются в повышении эффективности
производственного потенциала. Другие
отрасли, производящие потенциально
конкурентоспособную на мировом рынке
продукцию (машиностроение и оборонный
комплекс), нуждаются в государственной
поддержке, чтобы выйти на мировой рынок.
Большего внимания требует третья группа
отраслей, ориентированная в основном на
внутренний рынок (пищевая и легкая
промышленность, промышленность
строительных материалов).
Инновационная политика в отношении этих
групп отраслей отличается по характеру,
масштабам поддержки, объему ресурсов,
необходимых для обновления и модернизации
производственного потенциала на основе
реализации отечественных достижений науки
и техники.
В этой связи к основным
направлениям государственной
инновационной политики можно отнести:
разработку и совершенствование нормативно
- правового обеспечения инновационной
деятельности, механизмов ее
стимулирования, системы институциональных
преобразований, защиты интеллектуальной
собственности в инновационной сфере и
введение ее в хозяйственный оборот;
создание системы комплексной поддержки
инновационной деятельности, развития
производства, повышения
конкурентоспособности и экспорта
наукоемкой продукции. В процессе
активизации инновационной деятельности
необходимо участие не только органов
государственного управления, коммерческих
структур, финансово - кредитных учреждений,
но и общественных организаций, как на
федеральном, так и на региональном
уровнях;
развитие инфраструктуры
инновационного процесса, включая систему
информационного обеспечения, систему
экспертизы, финансово - экономическую
систему, производственно - технологическую
поддержку, систему сертификации и
продвижения разработок, систему подготовки
и переподготовки кадров. Накопившееся в
течение многих лет отставание имеет в своей
основе не низкий потенциал отечественных
исследований и разработок, а слабую
инфраструктуру инновационной
деятельности, отсутствие мотивации
товаропроизводителей к реализации
новшеств как способа конкурентной борьбы.
Это приводит к невостребованности
потенциала отечественной прикладной науки
и техники;
развитие малого
инновационного предпринимательства путем
формирования благоприятных условий для
образования и успешного функционирования
малых высокотехнологичных организаций и
оказания им государственной поддержки на
начальном этапе деятельности;
совершенствование конкурсной системы
отбора инновационных проектов и программ.
Реализация в отраслях экономики
относительно небольших и быстро окупаемых
инновационных проектов с участием частных
инвесторов и при поддержке государства
позволит поддержать наиболее
перспективные производства и организации,
усилить приток в них частных инвестиций;
реализацию критических технологий и
приоритетных направлений, способных
преобразовывать соответствующие отрасли
экономики страны и ее регионов. Ключевой
задачей формирования и реализации
инновационной политики является выбор
относительно небольшого числа важнейших
базовых технологий, оказывающих решающее
влияние на повышение эффективности
производства и конкурентоспособности
продукции в отраслях экономики и
обеспечивающих переход к новому
технологическому