ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ ТРАНСПОРТУ НА 2002 - 2004 ГОДЫ (Зарегистрировано Минтрудом РФ 22.03.2002 n 1641-ВЯ)


ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ ТРАНСПОРТУ НА 2002 - 2004 ГОДЫ
Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (далее - Соглашение) заключено в соответствии с действующим законодательством, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы в целях согласования интересов государства, работодателей и работников в обеспечении эффективного функционирования транспортной системы, удовлетворении потребностей в перевозках грузов и пассажиров, создании социально - экономических условий для производительного труда и социальной защиты работников, установлении норм оплаты и других условий труда, а также социальных гарантий и льгот для работников организаций автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта независимо от форм собственности.
1. Стороны и участники Соглашения
Сторонами настоящего Соглашения являются:
Сторона работников организаций автомобильного и городского наземного электрического транспорта: ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее по тексту - профсоюз).
Сторона работодателей: Министерство транспорта Российской Федерации - представитель работодателей федеральных государственных унитарных предприятий автотранспорта, а также государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных унитарных предприятий, других организаций отрасли автомобильного и горэлектротранспорта - при наличии соответствующих полномочий на их представление, Российский автотранспортный союз (далее - Союз) - представитель работодателей - учредителей Союза, организаций, представленных организациями - учредителями Союза, а также других организаций, относящихся к отрасли автомобильного транспорта, уполномочивших Российский автотранспортный союз на представительство от их имени в Отраслевом тарифном соглашении.
Участники от федеральных органов исполнительной власти:
Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
2. Срок действия Соглашения
Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 2004 года. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Настоящее Соглашение может быть досрочно прекращено, изменено, дополнено по взаимной договоренности сторон. В случае, если до 31 декабря 2004 г. не будет заключено новое соглашение, настоящее Соглашение продолжает действовать до момента заключения другого соглашения, но не более чем 3 месяца.
3. Сфера действия положений Соглашения
3.1. Настоящее Соглашение:
3.1.1. Распространяется на работников и работодателей, а также на профсоюзных работников федеральных государственных унитарных предприятий автомобильного транспорта, организаций, представленных Российским автотранспортным союзом, а также государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных унитарных предприятий, других организаций, относящихся к отрасли автомобильного транспорта, горэлектротранспорта, независимо от форм собственности, уполномочивших Минтранс России или Российский автотранспортный союз заключить Отраслевое тарифное соглашение от их имени, на которых действуют организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
К работникам, не являющимся членами Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и не уполномочившим профсоюз на представительство, нормы Соглашения применяются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.
3.1.2. Устанавливает минимальные социальные гарантии работникам организаций и членам их семей и не ограничивает права организаций в расширении этих гарантий за счет собственных средств.
3.1.3. Является основой для заключения коллективных договоров в организациях всех форм собственности и отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и административно - территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации, а также для трудовых договоров. Стороны рекомендуют в развитие настоящего Соглашения заключать отраслевые соглашения между республиканскими, краевыми, областными комитетами профсоюза, представителями работодателей, соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления.
3.2. Настоящее Соглашение является правовым актом, и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, а также коллективных договоров, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений и договоров.
3.3. Обеспечение социальных гарантий (включая минимальные тарифные ставки), предусмотренных настоящим Соглашением, осуществляется за счет средств (доходов) организаций, а в организациях, дотируемых из бюджетных источников, - с использованием средств соответствующих бюджетов и учитывается при формировании договорной цены (расчетного тарифа) за оказание услуг в соответствии с действующими нормативными актами.
4. Обязательства сторон
4.1. Рабочее время и время отдыха
Работодатели обязуются:
- соблюдать установленную Трудовым законодательством Российской Федерации нормальную продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю);
- устанавливать сокращенный режим рабочего времени для работников, занятых на вредных работах, и других отдельных категорий работников в соответствии с действующим законодательством о труде;
- устанавливать режим рабочего времени в организации согласно правилам внутреннего трудового распорядка, графикам работы, согласованным с профсоюзными комитетом, при обязательном соблюдении баланса рабочего времени за учетный период (суммированный учет и др.). При этом норма рабочего времени на определенный период исчисляется по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из следующей продолжительности ежедневной работы (смены):
- при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов, в предпраздничные дни - 7 часов;
- при продолжительности рабочей недели менее 40 часов - количество часов, полученное в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней;
- устанавливать режимы работы водителей автомобилей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках) в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 25 июня 1999 г. N 16, с принятыми изменениями и дополнениями к нему;
- предоставлять работникам ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день, вредные и (или) опасные условия труда, особый характер работы, за выслугу лет, за многосменный режим работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и другие предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами.
Время нахождения в отпусках в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций включается в стаж работы, дающий право на основной ежегодный отпуск.
4.2. Оплата труда
4.2.1. Минимальная тарифная ставка рабочих I разряда в организациях автомобильного и горэлектротранспорта устанавливается на 1 января 2002 года в размере прожиточного минимума работоспособного гражданина по Российской Федерации в III квартале 2001 года - 1658 рублей в месяц.
Минимальная тарифная ставка рабочих I разряда в организациях автомобильного и горэлектротранспорта ежеквартально индексируется пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации за прошедший квартал на основании данных Госкомстата России.
4.2.2. Указанный в п. 4.2.1 размер минимальной тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах.
Рекомендуемая тарифная сетка по оплате труда работников приведена в Приложении N 1.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 4.2.1.
4.2.3. Стороны согласились, что в организациях, где действующий размер тарифной ставки I разряда в IV квартале 2001 года был ниже предусмотренного Отраслевым тарифным соглашением по автомобильному транспорту на 2000 - 2001 годы, а также в организациях, где уровень действующей тарифной ставки I разряда ниже размера, предусмотренного п. 4.2.1 настоящего Соглашения, более чем на величину индекса роста потребительских цен в IV квартале 2001 года, допускается поэтапное введение минимальных гарантий, предусмотренных п. 4.2.1 настоящего Соглашения. Этапы (сроки) введения минимальных гарантий устанавливаются в отраслевых региональных тарифных соглашениях, а при их отсутствии - в коллективных договорах предприятий, общая продолжительность этапов не может превышать 1 года со дня введения в действие настоящего Отраслевого тарифного соглашения.
4.2.4. Размер заработной платы за месяц работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже прожиточного минимума в регионе расположения организации.
4.2.5. Стороны договорились, что в организациях производятся:
- выплата надбавки за разъездной характер работ для водителей автомобилей и других работников автомобильного транспорта, работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, в размерах не ниже норм, установленных в Российской Федерации при служебных командировках;
- доплата за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время;
- оплата времени простоя не по вине работников в размере не менее 100% тарифной ставки установленных им разрядов, а для водителей, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах, - не менее 80% их среднечасового заработка;
- оплата сверхурочных работ не менее чем в двойном размере;
- доплата за работу в ночное время всем работникам в размере 40% тарифной ставки (оклада).
При введении в организации доплат работникам за работу в многосменном режиме размеры этих доплат составляют 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в вечернюю смену, 40% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночную смену. Ночной считается смена, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время (ночное время - время с 22 часов до 6 часов);
- доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере не менее, чем предусмотрено ранее действовавшими нормативными актами. Доплаты за работу в тяжелых и вредных, а также особо тяжелых и особо вредных условиях труда устанавливаются организациями по результатам аттестации рабочих мест (в том числе водителя) и оценки условий труда на них и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах;
- равная оплата за равноценный труд граждан Российской Федерации и иностранных работников в случае использования иностранной рабочей силы;
- выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, в рабочее время, как правило, в месте выполнения работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Работодателям рекомендуется включать в хозяйственные договоры на выполнение работ (услуг) положения о компенсировании заказчиком дополнительных расходов организаций, связанных с несвоевременной оплатой работ (услуг).
В организациях, где на 1 января 2002 года имеется задержка выплаты заработной платы, в течение месяца с момента вступления в силу настоящего Соглашения с участием соответствующих профсоюзных органов составляется график погашения задолженности и принимаются меры по полной ее ликвидации;
- тарификация работ и присвоение тарифных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим в соответствии с требованиями "Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих", Тарифно - квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденных Постановлениями Министерства труда РФ от 06.06.96 N 32, от 21.08.98 N 37, от 22.02.99 N 3.
4.2.6. При работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн. человек разряд оплаты труда водителя повышается на один разряд, а в городах с численностью населения свыше 1 млн. человек - на два разряда.
В организациях горэлектротранспорта разряды оплаты труда водителей трамваев и троллейбусов повышаются в зависимости от габаритной длины подвижного состава в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Соглашению.
4.2.7. При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя оплата производится за фактически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период времени (выполненную работу).
4.2.8. В организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза, могут устанавливаться надбавки:
- за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, в размере 24% тарифной ставки;
- за классность водителям 1 класса в размере 25%, водителям 2 класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.
Необходимым условием выплаты надбавки за классность является наличие:
- Положения о начислении надбавки за классность

<ТЕЛЕТАЙПОГРАММА> ГТК РФ от 22.03.2002 n ТФ-7492-7507 <О ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ТОВАРОВ ОТДЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также