КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАТАЛОГИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД (утв. Приказом Госстандарта РФ от 03.02.2000 n 32)


Утверждена
Приказом Госстандарта России
от 3 февраля 2000 г. N 32
Одобрена
Научно - техническим советом
Госстандарта России
(Протокол от 28.10.99 N 3)
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАТАЛОГИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Введение
Перевод экономики России на рыночные отношения диктует необходимость пересмотра существовавших при планово - административной системе хозяйствования принципов государственного управления размещением поставок продукции для федеральных государственных нужд.
Принятие Федеральных законов "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", "О государственном оборонном заказе", "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и других нормативных правовых актов обеспечило создание, в основном, системы государственных закупок продукции. На основе этих нормативных правовых актов и разработанных в их развитие подзаконных актов Минэкономики России Минфин России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ежегодно формируют бюджет, призванный удовлетворять государственные нужды.
Значительную часть средств государство вынуждено тратить на обеспечение эксплуатации ранее закупленных изделий, их ремонт и техническое обслуживание. Особенно остро эта проблема стоит для продукции для нужд обороны и безопасности страны. Как показывает практика, величина этих затрат зависит, в значительной мере, от того, какие составные части, комплектующие изделий и материалы были использованы при создании продукции. При выборе рациональной номенклатуры составных частей, комплектующих изделий и материалов при создании комплексов, систем, образцов техники должны решаться задачи:
удовлетворения потребностей всех государственных заказчиков в процессе эксплуатации, ремонта и технического обслуживания продукции меньшим количеством запасных частей, комплектующих изделий и материалов;
снижения затрат на закупку продукции на основе развития конкуренции среди поставщиков;
поддержки отечественных производителей и поставщиков продукции для государственных нужд;
сокращения закупок импортной продукции и расширения экспорта российской продукции;
оптимального перераспределения запасов предметов снабжения, находящихся на складах, между различными государственными заказчиками и регионами;
повышения качества, технического уровня и конкурентоспособности продукции.
Для достижения этих целей особое значение приобретает мощное информационное обеспечение, позволяющее на всех этапах жизненного цикла продукции эффективно управлять формированием и реализацией государственных заказов.
Имеющееся информационное обеспечение отстает от реальных потребностей и затрудняет оптимальное решение задач управления заказами и поставками изделий, запасных частей, расходных материалов и оборудования, необходимых для обеспечения эксплуатации и ремонта техники. Содержащиеся в существующих информационных системах данные в большинстве своем несопоставимы и недостаточны для принятия всесторонне обоснованных решений по управлению номенклатурой и техническим уровнем продукции. Информационные системы слабо встроены в реальный механизм управления номенклатурой продукции при закупках, поставке, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте.
Такое положение, как показывает практика, приводит к неоправданному росту номенклатуры продукции, наличию значительного количества дублирующих изделий, отсутствию их взаимозаменяемости и совместимости, затруднению технического обслуживания и ремонта однотипных изделий вследствие низкого уровня межпроектной, межвидовой (межотраслевой) унификации.
Как показывает более чем 40-летний опыт промышленно развитых стран мира и результаты отечественных научных исследований в период 1975 - 1999 гг. организаций Минобороны, Госстандарта, Минэкономики, Миноборонпрома, МВД, РКА и других министерств и ведомств, только применение системы каталогизации продукции для государственных нужд может эффективно решить указанные проблемы. В настоящее время принципы каталогизации предметов снабжения применяются более чем в 50 странах мира, что свидетельствует о сложившейся международной системе каталогизации продукции, в основу которой легли разработки специалистов в области военной логистики, стандартизации и информатики.
Под каталогизацией продукции понимаются работы по единообразному представлению, сбору, классификации идентификации, кодированию, регистрации, обработке, хранению и распределению информации о комплектующих изделиях и материалах, приобретаемых (заказываемых) для федеральных государственных нужд.
Каталогизация - это многофункциональная информационно - управляющая деятельность, направленная на существенное повышение эффективности органов государственного управления и служб обеспечения, за счет проведения единой политики в области заказа, закупки и унификации изделий, подлежащих разработке, производству, эксплуатации, учету, хранению и утилизации в интересах удовлетворения потребностей государственных заказчиков.
В последние несколько десятилетий в нашей стране по инициативе различных министерств и ведомств (Госстандарта, Минобороны, Миноборонпрома, Минэкономики, МВД) делались попытки создания систем каталогизации.
Практическая деятельность по созданию локальных систем каталогизации Минобороны, МВД, ГК "Росвооружение" подтвердила потенциальную эффективность работ по каталогизации и, вместе с тем, выявила следующие принципиальные особенности:
ориентация указанных систем на решение ведомственных задач, вследствие чего не обеспечивается решение в полном объеме задач федерального уровня;
отсутствие организационно - технического взаимодействия и информационной совместимости систем, как между собой, так и с зарубежными системами каталогизации;
недостаточная скоординированность указанных систем, что снижает потенциальные возможности каталогизации, как перспективного средства государственного регулирования номенклатурой и качеством продукции в рыночных условиях;
недостаточное финансирование работ.
Зарубежный и отечественный опыт каталогизации продукции свидетельствует о том, что эффективное решение проблемы в стране возможно только на федеральном уровне при поддержке Правительства Российской Федерации.
Формой координированного проведения в стране работ по каталогизации в интересах всех заинтересованных организаций, включая государственных заказчиков продукции, федеральные органы исполнительной власти, предприятия - поставщики, а также отечественных субъектов внешнеэкономического сотрудничества, должна явиться Федеральная система каталогизации продукции для федеральных государственных нужд.
Каталогизация, как вид деятельности, занимает важное место в принятии решений по вопросам повышения качества и технического уровня продукции, выпускаемой с использованием высокоэффективных технологий. Каталогизация, стандартизация и сертификация должны стать блоком дополняющих друг друга элементов государственной технической политики по управлению номенклатурой и качеством продукции.
Комиссия Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам (протокол от 6 апреля 1999 г. N 5) согласилась с предложением Госстандарта России, Минобороны России, МВД России и ФГУП "ГК "Росвооружение" о создании Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд и поручила Госстандарту России, Минобороны России, МВД России, Минэкономики России по согласованию с Минфином России, МИД России, Минюстом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации.
Подготовленным в установленном порядке Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 N 26 "О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд" в целях формирования номенклатуры продукции для федеральных государственных нужд, повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке принято предложение Госстандарта России, согласованное с Минобороны России, МВД России, Минэкономики России, Минторгом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о создании федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд и одобрены "Основные положения по ее созданию", с возложением на Госстандарт России координации работ по созданию федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд и организационно - методического руководства указанными работами.
Настоящая Концепция разработана во исполнение Приказа Госстандарта России от 11.06.99 N 256 для методического обеспечения работ по формированию Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд (ФСКП).
Разработанный проект концепции основан на использовании имеющегося отечественного опыта проведения работ по каталогизации организациями и предприятиями Госстандарта России, Минобороны России, МВД России, отраслей промышленности и гармонизирован с международной практикой каталогизации предметов снабжения государственных организаций. Список основных использованных источников информации приведен в Приложении.
1. Цели и задачи создания ФСКП
Государственные заказчики заказывают, закупают и обеспечивают эксплуатацию миллионов единиц продукции. В результате научно - технического прогресса номенклатура продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд, постоянно расширяется. Чтобы поддерживать закупленную продукцию в рабочем состоянии в течение всего срока службы, необходимы дополнительные затраты, в первую очередь расходы на приобретение запасных частей. Зачастую эти расходы значительно превышают первоначальные затраты на приобретение продукции. Поэтому необходим инструмент, позволяющий на системной основе осуществлять экономию государственных средств, выделяемых на закупку продукции для федеральных государственных нужд, и обеспечение ее эксплуатации.
Сведение к минимуму дублирования разрабатываемой и поставляемой продукции для федеральных государственных нужд является главной целью ФСКП. Сокращение дублирования продукции обеспечивает в свою очередь:
сокращение затрат государственных средств на приобретение, эксплуатацию, хранение и утилизацию продукции;
сокращение сроков проектирования и производства продукции;
повышение мобилизационной готовности промышленности.
Одним из важнейших направлений использования ФСКП является предзакупочная проверка продукции, предлагаемой государственному заказчику для приобретения. При этом должны анализироваться данные о параметрах и характеристиках, наименованиях и обозначениях планируемой к закупке продукции и их сопоставление с информацией, содержащейся в базе данных системы каталогизации для:
ограничения поступления в систему материально - технического обеспечения потребителей новых предметов лишь теми, которые действительно необходимы и без которых невозможна эксплуатация техники;
удовлетворения потребностей государственных заказчиков путем максимального использования уже ранее закупаемой и имеющейся в эксплуатации продукции.
В этом содержится ключевой элемент системы каталогизации, определяющий ее чисто рыночную ориентацию и позволяющий рыночными методами повысить эффективность действия государственных заказчиков при заказе и закупке продукции.
Каталогизация должна являться инструментом обеспечения эксплуатационной совместимости продукции, позволяющим расширить возможности по взаимной поддержке, оказываемой различными государственными структурами, и повысить на этой основе эффективность использования государственных ресурсов.
Система каталогизации, в отличие от ранее существовавших в стране информационных систем, создается в интересах потребителей продукции государственного сектора. Вместе с тем система каталогизации также предоставляет значительные возможности для повышения эффективности деятельности разработчиков, производителей и поставщиков продукции.
Любой владелец материальных ценностей (производитель или потребитель) нуждается в установлении стандартных правил их идентификации и учета. Разработанные системы идентификации продукции в интересах производителей соответствуют их требованиям. При этом аналогичная продукция, удовлетворяющая сопоставимые потребности, но произведенная различными предприятиями, идентифицируется различными обозначениями и наименованиями. Это не вполне удовлетворяет потребителей, которые ведут учет своих материальных запасов по виду продукции, а не по их происхождению. Потребители продукции имеют свои цели, которые отличаются от целей поставщиков, и поэтому нуждаются в наличии самостоятельной системы идентификации продукции. В отличие от ранее существовавших в стране информационных систем, ФСКП обеспечивает возможности сопоставления финального образца техники, предлагаемого к (заказу) закупке, со всеми его составными частями самостоятельной поставки (предметами снабжения). Практически это означает, что потребитель, заказывающий финальный образец техники, может получить исчерпывающую информацию о том, насколько его закупка усложнит деятельность эксплуатирующих организаций в связи с необходимостью введения в систему материально - технического снабжения новых запасных частей, инструмента и расходных материалов.
Собственная эффективная система идентификации продукции позволяет рассматривать в качестве целей ФСКП:
упрощение учета продукции и улучшение управления ее запасами;
улучшение информационного обеспечения заказа, закупки и эксплуатации продукции.
ФСКП, формируя общий язык описания продукции и условий ее поставки, понятный для всех и не допускающий двусмысленностей, предоставляет на качественно новом уровне возможности оперативного обмена данными о номенклатуре, технико - экономических характеристиках продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд.
В качестве одной из важных целей ФСКП рассматривается создание необходимых условий для широкого внедрения CALS-технологий. Наличие в ФСКП стандартных форматов описания продукции, системы утвержденных наименований продукции и единого кодирования продукции создает благоприятные возможности для безбумажного обмена информацией на стадиях жизненного цикла продукции. Вместе с тем система каталогизации предусматривает широкое использование стандартов CALS, в том числе SGML для документации.
ФСКП ставит своей целью содействие повышению конкурентоспособности и расширению экспорта российской продукции, в первую очередь вооружения и военной техники. Мировая практика торговли вооружением и военной техникой показывает, что значительное число стран мира, создав национальные системы каталогизации, требуют при закупке импортной техники проведения

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 03.02.2000 n 21-11/2343 <О ПЕРЕЧНЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФАКТИЧЕСКИ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также