ПРИКАЗ ФНС РФ от 12.05.2005 n ШС-3-10/201@ (ред. от 30.06.2005) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ВЕДЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ БАЗЫ ДАННЫХ РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 12 мая 2005 г. N ШС-3-10/201@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ВЕДЕНИЯ
В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ БАЗЫ ДАННЫХ "РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ"
(в ред. Приказа ФНС РФ от 30.06.2005 N САЭ-3-10/293@)
В целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" согласно Приложению к настоящему Приказу.
2. Признать утратившими силу с 1 августа 2005 года:
(в ред. Приказа ФНС РФ от 30.06.2005 N САЭ-3-10/293@)
Приказ МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов";
Приказ МНС России от 24.01.2003 N БГ-3-10/28 "О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов";
Приказ МНС России от 16.12.2003 N БГ-3-10/683 "О создании информационного ресурса "Расчеты с бюджетом", передаваемого с местного уровня на региональный";
Приказ МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-10/707 "О внесении дополнений в Приказ МНС России от 16.12.2003 N БГ-3-10/683 "О создании информационного ресурса "Расчеты с бюджетом", передаваемого с местного уровня на региональный".
3. Управлению информационных технологий (А.Б. Иконников), ФГУП "ГНИВЦ МНС России" (И.Н. Задворнов) в срок до 1 августа 2005 года внести изменения:
(в ред. Приказа ФНС РФ от 30.06.2005 N САЭ-3-10/293@)
- в программные средства по ведению карточки "РСБ" и ИР "Расчеты с бюджетом" местного уровня;
- в программные средства регионального уровня для обеспечения приема и обработки файлов ИР "Расчеты с бюджетом", поступающих с местного уровня;
- в программное обеспечение по формированию Ведомости невыясненных поступлений (Приложение N 3), Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов (Приложение N 4), Уведомления налогоплательщику об ошибочном указании информации в расчетных документах при перечислении налогов (сборов) и иных платежей (Приложение N 7), Уведомления кредитной организации об ошибочном указании информации в расчетных документах при перечислении налогов (сборов) и иных платежей (Приложение N 8);
- в программные средства передачи данных аналитических таблиц Ведомости невыясненных поступлений (Приложение N 3).
4. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы М.П. Мокрецова.
Исполняющий обязанности
Руководителя Федеральной
налоговой службы
С.Н.ШУЛЬГИН


Приложение
к Приказу ФНС России
от 12 мая 2005 г. N ШС-3-10/201@
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ВЕДЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ БАЗЫ ДАННЫХ
"РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ"
(в ред. Приказа ФНС РФ от 30.06.2005 N САЭ-3-10/293@)
I. Общие положения
1. Настоящие Рекомендации устанавливают порядок организации работ по формированию базы данных "Расчеты с бюджетом" местного (далее - карточка "РСБ") и регионального уровня.
Карточка "РСБ" местного уровня предназначена для учета сведений о расчетах с бюджетом плательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами (далее - плательщик), по текущим платежам и неурегулированной задолженности.
Рекомендации разработаны с учетом использования централизованных программных средств, применяемых в налоговых органах.
Налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемых налоговыми органами.
Если на юридическое (физическое) лицо в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов, открывается карточка "РСБ" с признаком "Налоговый агент". С этим же признаком открываются карточки по адвокатскому образованию (коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация), которое уплачивает единый социальный налог с доходов адвокатов от их профессиональной деятельности в соответствии с пунктом 6 статьи 244 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если индивидуальный предприниматель (адвокат, учредивший адвокатский кабинет) уплачивает единый социальный налог (статья 235 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1, подпункт 1) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат, начисляемых физическим лицам, то по такому плательщику открывается дополнительная карточка с признаком "Плательщик, производящий выплаты физическим лицам".
Карточка "РСБ" местного уровня состоит из двух частей: призначной части (раздел I) и раздела II, характеризующего состояние расчетов плательщика с бюджетом.
В призначной части в обязательном порядке указываются коды: ИНН, КПП (для организации), КБК, ОКАТО, ОКВЭД, а также другие признаки, идентифицирующие плательщика. Статус плательщика проставляется в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с указанными в декларациях (расчетах), представляемых плательщиками, и иных документах, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, отметками о категориях плательщика в карточках "РСБ" также указывается код категории (1 - крупнейшие, 2 - основные, 3 - прочие). Если этот признак отсутствует, то в карточке "РСБ" проставляется "ноль".
Если уплата налогов, сборов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами, осуществляется в иностранной валюте (рублевый эквивалент), то карточка "РСБ" открывается с признаком "В".
Во второй части карточки "РСБ" содержится информация о состоянии расчетов с бюджетом по текущим платежам и неурегулированной задолженности. Она состоит из следующих блоков:
- блок начислений;
- блок поступлений;
- блок сальдо расчетов.
Форма карточки "РСБ" местного уровня приведена в Приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.
База данных "Расчеты с бюджетом" регионального уровня помимо вышеперечисленных блоков карточки местного уровня содержит дополнительные блоки:
- блок "зависших платежей", заполняемый на основании журнала учета денежных средств, списанных с расчетного счета плательщика, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, утвержденного Приказом МНС России от 06.10.2003 N БГ-3-24/527;
- блок информации по урегулированной задолженности, заполняемый на основании журнала результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки, утвержденного Приказом МНС России от 03.09.2004 N САЭ-3-29/489@, и журнала работы налоговых органов по обеспечению процедур банкротства, утвержденного Приказом МНС России от 02.08.2004 N САЭ-3-19/454@.
Состав показателей базы данных "Расчеты с бюджетом" регионального уровня приведен в Приложении N 2 к настоящим Рекомендациям.
Сальдо расчетов плательщика с бюджетом для передачи и ведения на региональном уровне базы данных "Расчеты с бюджетом" формируется по дате зачисления денежных средств на счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации". При необходимости уточнения состояния расчетов с бюджетом плательщика с учетом платежных документов, по которым списание денежных средств со счета произведено банком в более ранние сроки, чем перечисление налога на счета по учету доходов бюджета на региональном уровне, может быть использована дополнительная информация из расчетных документов плательщика и ведомости расчетов по невыясненным поступлениям по счету N 40101, получаемых из управлений федерального казначейства.
2. Ввод информации в систему для фиксирования в карточках "РСБ" местного уровня осуществляется работниками отдела ввода и обработки данных (для инспекций ФНС России предельной численностью свыше 89 человек и предельной численностью от 60 до 89 человек), отдела информационно-аналитической работы (для инспекций ФНС России численностью от 40 до 60 человек) (далее - Отдел ввода).
3. Исправление ошибок, допущенных специалистами Отдела ввода при вводе информации, производится путем проведения операции "сторно".
Ошибочная запись сторнируется и вводится запись "Сторно операции от ___ (указывается дата ввода неверной записи)". После чего вводятся правильные данные. Сторнирование ошибочной записи и ввод правильных данных производятся по дате обнаружения ошибки и ввода соответствующих исправлений. Не допускается нарушение хронологии ввода информации.
Все произведенные записи и комментарии к ним отражаются в карточке "РСБ" местного уровня.
Все операции, связанные с отражением в карточке "РСБ" решений судебных органов, проводятся только после предварительного согласования с юридическим отделом соответствующего налогового органа.
4. Отделы учета, отчетности и анализа (для инспекций ФНС России предельной численностью свыше 89 человек и предельной численностью от 60 до 89 человек), отделы анализа, отчетности и урегулирования задолженности (для инспекций ФНС России численностью от 40 до 60 человек) (далее - Отдел учета) обязаны осуществлять постоянный контроль соответствия программного продукта требованиям настоящих Рекомендаций и других нормативных документов по ведению базы данных "Расчеты с бюджетом" местного уровня.
5. На 1 января каждого года специалистами отдела информационных технологий (для инспекций ФНС России предельной численностью свыше 89 человек и предельной численностью от 60 до 89 человек), отдела информационно-аналитической работы (для инспекций ФНС России численностью от 40 до 60 человек) (далее - отдел информационных технологий) делается копия всей базы данных за год на электронных носителях информации и архивируется. По окончании архивирования базы данных карточек "РСБ" составляется "Протокол о проведении архивирования базы данных на 1 января текущего года" за подписью руководителя налогового органа и начальника отдела информационных технологий.
Архивированные базы данных карточек "РСБ" на электронных носителях информации подлежат хранению в несгораемом шкафу в течение 5 лет.
Архивированные данные карточек "РСБ" ликвидированных или реорганизованных организаций хранятся в налоговом органе в течение 5 лет с даты ликвидации или реорганизации организации, по физическому лицу - в течение 5 лет с даты снятия с учета в налоговом органе или смерти.
В течение года на каждое первое число месяца делаются резервные копии базы данных на электронных носителях, которые хранятся в течение текущего года.
В конце каждого операционного дня, после ввода информации в карточки "РСБ" местного уровня делается резервная копия базы данных за день на электронных носителях информации, которая хранится в течение двух дней.
На региональном уровне специалистами отдела информационных технологий на 1 января каждого года делается копия всей базы данных за год на электронных носителях информации и архивируется. По окончании архивирования базы данных регионального уровня составляется "Протокол о проведении архивирования базы данных на 1 января текущего года" за подписью руководителя налогового органа и начальника отдела информационных технологий.
Архивированные базы данных регионального уровня на электронных носителях информации подлежат хранению в несгораемом шкафу в течение 5 лет.
В течение года на каждое первое число месяца делаются резервные копии информационной базы данных регионального уровня на электронных носителях информации, которые хранятся в течение текущего года.
6. В налоговых органах должны использоваться программные средства разграничения доступа, которые позволяют обеспечить:
- определение состава пользователей, имеющих право доступа обращения к системе баз данных и хранящейся в ней информации;
- определение и изменение паролей пользователей;
- идентификацию и проверку подлинности пользователя при каждом его входе в систему;
- определение и изменение полномочий (функций) пользователей в системе;
- идентификацию действий пользователей по добавлению или изменению информации, хранящейся в системе;
- использование средств автоматизированного аудита действий пользователей, защиты целостности архивных копий документов с использованием электронно-цифровой подписи (далее - ЭЦП), а также шифрования информации на электронных носителях.
7. Отдел учета и отчетности управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС) координирует работу нижестоящих налоговых органов по вопросам:
- обеспечения правильности заполнения плательщиками расчетных документов на уплату налогов и сборов и иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами;
- приема и обработки информации из расчетных документов;
- отражения в карточке "РСБ" сведений о суммах налогов (сборов) и иных обязательных платежей в соответствии с типом и основанием платежа, указанным в расчетных документах, а также порядка фиксирования в карточке "РСБ" результатов деятельности других структурных подразделений инспекции на основании сведений из других информационных ресурсов местного уровня (результаты камеральных и выездных проверок, отражение конечных результатов принятых решений о зачетах и возвратах и т.д.).
Кроме того, вышеназванные отделы осуществляют координацию работ, с привлечением соответствующих структурных подразделений, по обеспечению представления нижестоящими налоговыми органами в установленные сроки информации, необходимой для ведения на региональном уровне базы данных "Расчеты с бюджетом", проверке полученной информации, ее актуализации, архивированию и использованию для формирования статистической отчетности.
8. Карточки "РСБ" местного и база данных регионального уровня содержат сведения, относящиеся к служебной налоговой тайне. Документы и носители, содержащие сведения, относящиеся к служебной и налоговой тайне, подлежат защите в установленном порядке.
9. Доступ к базе данных "Расчеты с бюджетом" в режиме просмотра предоставляется должностным лицам вышестоящего налогового органа, межрегиональных инспекций по федеральным округам в период осуществления проверок налоговых органов.
Специалисты проверяемого налогового органа по требованию должностного лица, осуществляющего проверку, обязаны распечатать любую интересующую его информацию. На передаваемой распечатке проставляется дата и подпись начальника отдела, предоставившего информацию из базы данных карточек "РСБ".
Распечатка такой информации передается проверяющему лицу под подпись.
II. Порядок открытия карточек "РСБ" местного уровня
1. Открытие карточек "РСБ" местного уровня вновь созданных, реорганизованных или переданных из другого налогового органа организаций или физических лиц (индивидуальных предпринимателей; частных нотариусов; адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты; физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям) осуществляется при условии постановки их на учет в налоговом органе соответственно с присвоением организации ИНН и (или) КПП или присвоением физическому лицу ИНН (использованием ранее присвоенного ему ИНН).
При постановке плательщика на учет в налоговом органе карточки "РСБ" местного уровня открываются:
- с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, т.е. с момента представления плательщиком (плательщиком сборов) налоговых деклараций (расчетов), а также поступления из органов лицензирования и регистрирующих органов документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами;
- с момента уплаты налогов (сборов), а также иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами.
Открытие карточек "РСБ" в случае передачи плательщика на учет из одного налогового органа в другой осуществляется после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе по новому месту учета.
Для целей учета платежей по налогам и сборам карточки "РСБ" открываются по каждому территориально обособленному объекту налогообложения, в том числе по объектам налогообложения одного типа.
Так, наличие у плательщика нескольких объектов налогообложения одного типа (например, нескольких земельных участков или других видов имущества, находящихся на территории разных муниципальных образований) является основанием для ведения в налоговых органах отдельных карточек "РСБ" по каждому объекту налогообложения конкретного типа, характеризующегося принадлежностью к территории определенного муниципального образования с определенным кодом административно-территориального образования (ОКАТО), на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора).
В графе 5 раздела I карточки "РСБ" по соответствующему налогу проставляется код ОКАТО по месту нахождения того муниципального образования, на территории которого находится объект налогообложения для исчисления сумм, подлежащих уплате по этому налогу. Указанный код ОКАТО должен проставляться плательщиком в декларациях (расчетах) и платежных документах при исчислении и уплате налога, мобилизуемого на территории конкретного муниципального образования.
Налоговые органы обязаны довести до сведения плательщиков коды ОКАТО места нахождения администраций конкретных муниципальных образований.
III. Взаимодействие с органами федерального казначейства
Порядок обмена информацией между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации определен совместными Приказами Минфина России и МНС России от 23 мая 2003 г. N 46н/БГ-3-10/266 "Об обмене информацией между управлениями федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации и управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации", от 03.09.2003 N 81н/БГ-3-28/487 "Об утверждении документов, регламентирующих обмен информацией между управлениями федерального казначейства Минфина России и управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации", от 16.10.2003 N 94н/БГ-3-13/543 "Об утверждении структуры и форматов электронных сообщений при обмене информацией между управлениями федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации и управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина России и ФНС России от 04.11.2004 N 98н/САЭ-3-13/23.
1. При получении информации в электронном виде из управления федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации (далее - УФК) сотрудники отдела ввода и обработки данных УФНС осуществляют следующие функции.
Проверяют полноту полученной информации из электронных расчетных документов и ее соответствие данным сводной информации, поступающей из органов федерального казначейства:
- полноту и корректность заполнения всех реквизитов электронных платежных документов (ЭПД);
- сверяют итоговые суммы в сводном реестре поступивших доходов по каждому КБК с итогами, полученными на базе суммирования переданных (ЭПД), отсортированных по КБК и ОКАТО;
- сверяют информацию из ведомости учета внебанковских операций с информацией из решений налогового органа о зачете, а информацию из ведомости учета возвратов (возмещений) с информацией из платежных поручений налоговых органов на возврат (возмещение).
В случае обнаружения расхождений формируется протокол с указанием типов (кодов) ошибок, текстовой расшифровки типов (кодов) ошибок и сумм, на которые расходятся данные сводных итогов и платежных (инкассовых) поручений, приложенных к выписке учреждения банка.
Осуществляют сортировку расчетных документов по:
- инспекциям и межрайонным инспекциям (далее - МРИ) данного субъекта Российской Федерации, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), - по месту представления налоговых деклараций на территории данного субъекта Российской Федерации;
- межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам, в которых состоят на учете крупнейшие плательщики, уплачивающие налоги на территории данного субъекта Российской Федерации (далее - МРИ по крупнейшим налогоплательщикам);
- УФНС других субъектов Российской Федерации по месту представления плательщиками деклараций по НДПИ.
Информация из расчетных документов плательщиков НДПИ, полученная из УФНС других субъектов Российской Федерации, сортируется по инспекциям и МРИ данного субъекта Российской Федерации по месту представления плательщиками налоговых деклараций по НДПИ.
2. При сортировке расчетных документов используются значения ИНН и КПП плательщика, кода ОКАТО, указанного в расчетном документе, и ИНН, КПП инспекций, межрайонных (межрегиональных) инспекций - администраторов платежей (по месту ведения карточек "РСБ").
Полученные из УФК файлы структурированной информации, содержащие реквизит КБК, обрабатываются по налогам, сборам и иным обязательным платежам, администрируемым налоговыми органами. Данные из файлов структурированной информации с КБК, не администрируемыми налоговыми органами, в базы данных не заносятся и не сортируются по инспекциям. Файл протокола проверки поступающей информации направляется в УФК.
3. По отобранным расчетным документам для каждой территориальной налоговой инспекции, МРИ, МРИ по крупнейшим плательщикам, УФНС других субъектов Российской Федерации формируются отдельные файлы, содержащие реестр передаваемых документов и информацию из расчетных документов, полученных из УФК. Формирование и передача данных файлов осуществляется ежедневно по мере получения из УФК. Файлы, содержащие реестры и расчетные документы, заверяются электронной цифровой подписью руководителя УФНС и направляются по принадлежности.
4. Перед отправкой отсортированной информации в соответствующие налоговые органы осуществляется повторный контроль направляемой информации с данными органов федерального казначейства по количеству полученных документов, суммам и кодам бюджетной классификации. Данные, отсортированные по инспекциям, суммируются, и полученные итоги проверяются с данными УФК в целом по субъекту Российской Федерации.
Аналогичным образом производится контроль и сортировка информации из ведомости учета внебанковских операций, ведомости учета возвратов (возмещений), ведомости невыясненных поступлений.
Таким образом, полученная информация выверяется в УФНС дважды: при получении из органов федерального казначейства и после сортировки, перед направлением в нижестоящие налоговые органы, МРИ по крупнейшим плательщикам и другие субъекты Российской Федерации.
5. В случае получения из инспекции сообщения об ошибочном направлении в их адрес расчетного документа и ведомости органа федерального казначейства (плательщик не состоит на учете в данной инспекции) прилагаемые к сообщению документы направляются УФНС по принадлежности.
6. Отделы учета и отчетности УФНС должны контролировать работу нижестоящих налоговых органов по своевременному доведению до плательщиков информации об изменении реквизитов счетов по учету доходов бюджетов Российской Федерации, кодов Классификации доходов бюджетов Российской Федерации (КБК) и кодов ОКАТО.
IV. Порядок учета в карточках "РСБ"
местного уровня налогов (сборов) и иных обязательных
платежей, поступивших на соответствующие счета по учету
доходов бюджетов Российской Федерации
1. Поступившие (возвращенные) и зачисленные на соответствующие счета по учету доходов бюджетов Российской Федерации суммы налогов (сборов), пеней и штрафов отражаются в карточке "РСБ" местного уровня на основании:
- информации из расчетных документов, представляемой Управлениями федерального казначейства в соответствии с совместным Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Минфина России от 23.05.2003 N 46н/БГ-3-10/266 "Об обмене информацией между управлениями федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации и управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации", которая передается УФНС в нижестоящие налоговые органы;
- платежных документов, прилагаемых к выписке учреждения банка, по счетам, открытым финансовым органам, исполняющим бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по учету доходов от уплаты налогов (сборов), зачисляемых в соответствии с бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации в доходы регионального и местного бюджетов, если указанные органы не перешли на кассовое обслуживание в органах федерального казначейства;
- платежных документов формы N ПД (налог), N ПД-4сб (налог), используемых для уплаты налогов, сборов или иных обязательных платежей физическими лицами;
- почтовых извещений (документ, выдаваемый организацией связи, свидетельствующий о перечислении средств).
2. При электронной обработке документов, когда налоговые органы получают полноформатные электронные расчетные документы, распечатка электронных документов не производится.
3. Учет платежей физических лиц осуществляется в следующем порядке.
Сводные платежные документы на общую сумму, формируемые банками, сверяются с прилагаемыми к ним платежными документами физических лиц по формам N ПД (налог) и ПД-4сб (налог).
Специалисты Отдела ввода сверяют итоговые суммы по поступившим платежным документам плательщиков, отсортированным по КБК и ОКАТО, с суммами, указанными в сводных платежных документах Сбербанка России по соответствующим КБК и ОКАТО.
При отсутствии расхождений информация из платежных документов физических лиц вводится в систему для учета исполненных обязанностей по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей плательщиками - физическими лицами.
В случае отсутствия на территории, где проживают плательщики, кредитных учреждений уплата налогов и сборов может производиться через отделения почтовой связи путем оформления денежных переводов, а также через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления.
4. Организация работы по учету денежных средств от уплаты налогов, поступающих на счета, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации на балансовых счетах N 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации" и финансовым органам муниципальных образований на балансовых счетах N 40204 "Средства местных бюджетов" в случае, если органы федерального казначейства не осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, определена Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 N 410.
5. Работа с информацией, полученной из финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в электронном виде, аналогична работе, проводимой с документами, полученными из органов федерального казначейства. Если информация получена на бумажных носителях, то ввод данных осуществляется вручную.
6. При поступлении соответствующего файла в инспекцию сотрудники Отдела ввода проверяют полноту и правильность заполнения всех реквизитов ЭПД, соответствие реквизитов плательщика, указанных в платежных документах, данным базы налоговых органов по учету плательщиков и осуществляют ввод информации в карточки "РСБ" местного уровня.
Информация из расчетных документов плательщиков разносится в карточки "РСБ" местного уровня в следующем порядке:
в графе 1 фиксируется дата записи операции;
в графе 2 расшифровывается наименование операции в соответствии со справочником операций, применяемым в программных средствах по ведению карточек "РСБ";
в графе 3 указывается код операции в соответствии со справочником операций;
в графе 4 фиксируется документ, являющийся основанием для отражения уплаты: платежное поручение налогоплательщика, инкассовое поручение налогового органа, платежное поручение службы судебных приставов, платежные документы, оформленные централизованными бухгалтериями в соответствии с Положением о централизованных бухгалтериях, платежные документы формы N ПД (налог), N ПД-4сб (налог), почтовое извещение;
(в ред. Приказа ФНС РФ от 30.06.2005 N САЭ-3-10/293@)
в графе 5 указывается дата документов, указанных в графе 4;
в графе 9 карточки "РСБ" фиксируется дата списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика на основании информации, содержащейся в поле 71 расчетного документа. В случае частичного списания денежных средств со счета плательщика в графе 9 карточки "РСБ" указывают дату составления платежного ордера, оформленного банком плательщика.
Платежные документы, в которых не заполнено поле "Списано со счета плательщика", подлежат вводу работниками Отдела ввода и обработки данных в карточки "РСБ" в автоматизированном режиме на общих основаниях. При этом в графе 9 указывается та же дата, что и в графе 11 карточки "РСБ".
Работники отдела учета осуществляют дополнительный контроль за такими расчетными документами, а именно: распечатывают в автоматизированном режиме Протокол разноски расчетных документов, в которых не заполнено поле "Списано со счета плательщика", в котором указываются наименование банка плательщика, наименование, ИНН/КПП плательщика, дата и N расчетного документа. Указанный Протокол направляется в отдел выездных налоговых проверок. В случае постановки банка на учет в данном налоговом органе информация из указанного Протокола используется для включения в план проверок по факту неисполнения банком Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П (в редакции указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У).
Если банк состоит на учете в другом налоговом органе, то сформированный Протокол разноски расчетных документов, в которых не заполнено поле "Списано со счета плательщика", направляется в налоговый орган по месту учета банка для проведения соответствующих контрольных мероприятий.
В графе 10 отражается сумма денежных средств, списанных со счета плательщика банком и поступивших на счета по учету доходов бюджетов.
В графе 11 проставляется дата зачисления денежных средств на регулирующий счет органов федерального казначейства балансового счета N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" с символами банковской отчетности 01 и 02 на основании даты "Сводного реестра поступивших доходов".
В графе 12 указываются суммы платежей, зачисленные в доходы бюджетов, по расчетным документам, относящимся к данному плательщику. В указанную графу вводятся суммы из расчетных документов, в которых поле 110 (тип платежа) может иметь значения: "НС", "ВЗ", "ПЛ" или "АВ", а поле 106 (основание платежа) может иметь значения: "ТП", "ЗД", "ТР", "АП", "АР". При этом 14 - 17 разряды КБК (код программ доходов) в поле 104 должны иметь значение "1000" (налог). В этой же графе отражаются суммы налога (сбора), поступившие в порядке зачета.
В графе 13 отражаются суммы налога (сбора), возмещенные в порядке зачета или возврата.
В графе 18 аналогично учитываются уплаченные суммы пеней. В указанную графу вводятся данные из расчетных документов, в которых поле 110 (тип платежа) имеет значение "ПЕ", а поле 106 может иметь значения: "ЗД", "ТР", "АП", "АР". При этом 14 - 17 разряды КБК (код программ доходов) в поле 104 должны иметь значение "2000" (пени).
В этой же графе отражаются суммы пеней, поступившие в порядке зачета.
В графе 19 отражается сумма возмещенных пеней в порядке зачета или возврата.
В графе 22 отражаются суммы уплаченных налоговых санкций, на основании платежных поручений плательщиков, в которых поле 110 (тип платежа) имеет значение "СА", а поле 106 (основание платежа) может иметь значения: "ЗД", "ТР", "АП", "АР". При этом 14 - 17 разряды КБК (код программ доходов) в поле 104 должны иметь значение "3000" (штраф). В этой же графе отражаются суммы налоговых санкций, поступившие в порядке зачета.
В графе 23 отражаются суммы налоговых санкций, возмещенных в порядке зачета или возврата.
Одновременно с записью поступивших налоговых платежей по графам 12, 18, 22, 26 в графе 27 со знаком плюс отражается сумма поступлений на бюджетные счета нарастающим итогом с начала года за вычетом возвратов, указанных в графах 13, 19 и 23.
7. Документами, подтверждающими факт исполнения УФК решений налоговых органов о зачете, платежных поручений налоговых органов на возврат (возмещение) и служащими основанием для отражения соответствующих операций в карточке "РСБ", являются ведомости учета внебанковских операций и ведомости учета возвратов (возмещений) платежей.
V. Организация работы налоговых органов
с невыясненными платежами
1. Работа с невыясненными платежами осуществляется по расчетным документам, в которых не указана или неверно указана информация в полях расчетных документов плательщиком либо кредитным учреждением при формировании электронных платежных документов (ЭПД), ошибочно учтенных органом федерального казначейства по другому коду бюджетной классификации, расчетным документам, оформленным плательщиком, не состоящим на учете в данном налоговом органе.
2. Вся информация по работе с платежами, указанными в пункте 1 данного раздела Рекомендаций, фиксируется в Ведомости невыясненных поступлений по форме N 48 (Приложение N 3) - далее - Ведомость.
В Ведомости отражаются платежи, отнесенные органами федерального казначейства на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации, а также платежи, которые требуют уточнения для отражения в карточках "РСБ" конкретных плательщиков.
Информация из расчетных документов, требующих дополнительного уточнения и включенных в Ведомость, проводится в карточки "РСБ" после их выяснения и получения сведений из органов федерального казначейства об осуществлении исправлений.
Согласно Приказу Минфина России от 24.11.2004 N 106н плательщики - юридические лица, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и иные физические лица должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с Правилами, утвержденными вышеназванным Приказом для данных категорий плательщиков. Денежные средства, зачисленные в доходы бюджетов по расчетным документам, оформленным плательщиками с нарушением Правил, считаются поступившими не по принадлежности, и информация по таким расчетным документам отражается в Ведомости. При возникновении недоимки пени начисляются в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Если в ходе осуществления мероприятий по выяснению платежей плательщик в письменном виде заявит, что ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронных платежных документов (ЭПД), и приложит копию оформленного им расчетного документа, налоговый орган через Отдел финансового и общего обеспечения обязан направить в банк уведомление об ошибочном указании информации и необходимости представления в налоговый орган документов, подтверждающих или опровергающих факты, изложенные в заявлении плательщика (Приложение N 8). При получении из банка документов, подтверждающих заявления плательщика о надлежащем исполнении обязанности по уплате налога (сбора), осуществляется пересчет пеней, начисленных плательщику из-за ошибки, допущенной банком.
3. Налоговые органы информируют органы федерального казначейства либо соответствующие финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований о необходимости осуществления исправительных проводок путем оформления уведомлений по форме N 54 (Приложение N 4) либо платежных поручений на возврат (в случае поступления денежных средств не по принадлежности).
4. Уведомление по форме N 54 оформляется в случае исправления значений любого из разрядов КБК (104), в том числе и кода администратора платежа (первые 3 знака КБК), с указанием всех 20 разрядов КБК, уточнения значений кода ОКАТО (105), а также значений ИНН получателя (61) и КПП получателя (103).
(абзац в ред. Приказа ФНС РФ от 30.06.2005 N САЭ-3-10/293@)
Коды ОКАТО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов. В связи с этим неверно указанные коды ОКАТО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения и информация из указанных расчетных документов сразу разносится в карточку "РСБ" без отражения в Ведомости.
5. В целях правильного отражения в карточке "РСБ" информации о поступивших платежах из расчетных документов, требующих уточнения отдельных реквизитов, необходимо учитывать следующее.
5.1. В случае, когда код программ доходов (14 - 17 разряды КБК) имеет значение "0000", но при этом в поле 110 расчетного документа указано значение типа платежа либо значение кода программ доходов не соответствует значению типа платежа (поле 110), специалисты налогового органа могут самостоятельно, не запрашивая предварительно налогоплательщика, изменить код программ в соответствии со значением, указанным в поле 110, а именно при значениях "НС", "ПЛ", "ГП", "ВЗ" или "АВ" в 14 - 17 разрядах указать "1000"; "ПЕ", либо "ПЦ" - "2000"; "СА", "АШ", или "ИШ" - "3000". Уточненные реквизиты расчетного документа фиксируются в Ведомости. По результатам внесенных изменений формируется уведомление (форма N 54) на основании информации из Ведомости.
Одновременно через Отдел финансового и общего обеспечения плательщику направляется уведомление о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа по форме, приведенной в Приложении N 7 к настоящим Рекомендациям.
В случае, если плательщик в извещении об уточнении реквизитов расчетного документа укажет значения 14 - 17 разрядов КБК, отличные от тех, которые уточнил налоговый орган в соответствии со значением поля 110 расчетного документа, оформляется повторное уведомление по форме N 54 с указанием нового значения КБК.
5.2. При наличии в расчетном документе значения КБК с заполненным кодом программы в 14 - 17 разрядах и отсутствии значения типа платежа в поле 110 специалисты налогового органа в соответствии с положениями Приказа Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" могут самостоятельно, не запрашивая предварительно плательщика, определить тип платежа в соответствии со значением кода программ, указанного в 14 - 17 разрядах КБК (поле 104).
В Отдел ввода направляется соответствующая служебная записка с указанием типа платежа для ввода информации из расчетного документа в карточку "РСБ". В Ведомости фиксируется дата ввода.
Одновременно через Отдел финансового и общего обеспечения следует направить плательщику уведомление о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа (Приложение N 7).
В случае, если плательщик в извещении об уточнении реквизитов расчетного документа укажет значение типа платежа, отличное от того, которое уточнил налоговый орган в соответствии со значением кода программ в 14 - 17 разрядах КБК (поле 104), и одновременно укажет новые значения 14 - 17 разрядов КБК, соответствующие указанному типу платежа, оформляется уведомление по форме N 54.
5.3. При отсутствии значений типа платежа в поле 110 и значений в 14 - 17 разрядах КБК в поле 104 налоговый орган в соответствии с положениями Приказа Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" имеет право самостоятельно доопределить отсутствующие значения в поле 110 в зависимости от состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом.
Уточненные реквизиты расчетного документа фиксируются в Ведомости. По результатам внесенных изменений формируется уведомление (ф. N 54).
Одновременно через Отдел финансового и общего обеспечения направляется уведомление плательщику (Приложение N 7). Если в дальнейшем плательщик представит извещение с указанием иных значений в 14 - 17 разрядах КБК и поле 110 расчетного документа, оформляется повторное уведомление по форме N 54 с указанием нового значения КБК.
5.4. При изменении кодов бюджетной классификации плательщик может ошибочно указать старый КБК в поле 104 расчетного документа.
Специалисты налогового органа могут самостоятельно определить соответствующий данному платежу новый КБК, руководствуясь положениями налогового и бюджетного законодательства, а также данными, отраженными налогоплательщиком в налоговой и бухгалтерской отчетности, в связи с чем специалисты Отдела учета направляют соответствующий запрос в Отдел камеральных проверок (для инспекций ФНС России предельной численностью свыше 89 человек и предельной численностью от 60 до 89 человек), в отдел контроля налогообложения физических лиц или отдел налогообложения юридических лиц (для инспекций ФНС России численностью от 40 до 60 человек) (далее - Отдел камеральных проверок).
Исправленный КБК указывают в уведомлении (форма N 54). Налогоплательщика уведомляют об ошибочном указании информации в расчетном документе (Приложение N 7).
При невозможности однозначного установления значения нового (новых) КБК уведомление по форме N 54 формируется после получения от налогоплательщика извещения с указанием правильных значений КБК и поля 110 расчетного документа.
5.5. Если в расчетном документе при наличии соответствующих комментариев в поле 24 не указано значение основания платежа (поле 106), то в зависимости от состояния расчетов налогоплательщика с бюджетом и комментариев в поле 24 специалистами налогового органа может быть самостоятельно определено основание платежа с одновременным направлением уведомления плательщику (Приложение N 7).
После принятия решения по уточнению основания платежа, которое фиксируется в Ведомости, в Отдел ввода направляется соответствующая служебная записка о готовности ввода информации в карточку "РСБ". В Ведомости фиксируется дата ввода.
5.6. При поступлении платежей по расчетным документам, не относящимся к плательщикам, состоящим на учете в данном налоговом органе, необходимо подготовить и направить через Отдел финансового и общего обеспечения в территориальный налоговый орган, присвоивший плательщику ИНН, КПП (для организаций) с целью получения информации о реквизитах налогового органа по месту постановки на учет данного плательщика для его уведомления.
Если инспекция, в которой плательщик состоит на учете, находится в пределах этого же субъекта Российской Федерации, то из поступившего файла расчетных документов выбираются документы данного плательщика для возврата в УФНС и последующего направления по принадлежности. В Ведомости фиксируется дата возврата расчетного документа в УФНС для направления по принадлежности.
Дополнительные платежные документы, переданные УФНС по принадлежности, проверяются на предмет правильности указания ОКАТО.
Если имеет место ошибочное указание ОКАТО по налогам (сборам), подлежащим зачислению в местные бюджеты, обязательно оформление формы N 54 с указанием правильного кода ОКАТО.
Если плательщик состоит на учете в налоговом органе другого субъекта Российской Федерации, то в соответствии с "Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", утвержденным Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н и регламентирующим работу управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, ошибочно перечисленные суммы подлежат возврату плательщику, о чем уведомляется Отдел урегулирования задолженности.
5.7. Если плательщик, состоящий на учете в данном налоговом органе, в поле 24 расчетного документа укажет наименование, ИНН и КПП другой организации, то информация вводится в карточку "РСБ" организации, оформившей расчетный документ, без учета информации, указанной в поле 24, и без отражения в Ведомости.
Исключение составляют расчетные документы, оформленные централизованными бухгалтериями в соответствии с Положением о централизованных бухгалтериях, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.01.1971 N 34 "Об утверждении Положения о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов", и платежные документы, оформленные в соответствии с положениями, установленными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.04.2000 N 46н "Об утверждении Правил кассового обслуживания исполнения бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства".
6. По результатам работы налоговых органов с невыясненными платежами ежемесячно на региональный уровень передается соответствующая аналитическая таблица для проведения анализа сложившейся ситуации с невыясненными платежами (Приложение N 3).
VI. Порядок ведения реестра поступлений, возвратов,
зачетов и выплат
1. Кроме информации, поступающей из органов федерального казначейства в региональные управления в электронном виде, налоговые органы учитывают также и суммы поступивших в бюджет денежных средств, зачисленных на счета финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, минуя счета органов федерального казначейства, а также возвращенных платежей и выплат.
Для учета поступающих в доходы бюджетов Российской Федерации сумм денежных средств, а также возвращенных из бюджета платежей и выплат по платежам, поступившим на счета, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации на балансовых счетах N 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации", в том числе поступления в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте), в случае, если органы федерального казначейства не осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, специалисты отдела учета и отчетности региональных управлений ведут реестр поступлений, возвратов, зачетов и выплат по форме N 25-3 (Приложение N 5).
Для учета поступающих в доходы бюджетов Российской Федерации сумм денежных средств, а также возвращенных из бюджета платежей и выплат по платежам, поступившим на счета, открытые финансовым органам муниципальных образований на балансовых счетах N 40204 "Средства местных бюджетов", в случае, если органы федерального казначейства не осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов муниципальных образований, специалисты Отдела учета ведут реестр поступлений, возвратов, зачетов и выплат по форме N 25-4 (Приложение N 5).
2. Реестры ведутся по данным финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в разрезе КБК.
Данные реестра по форме N 25-3, сформированного на региональном уровне, и реестра по форме N 25-4, переданного с местного уровня на региональный, подключаются к данным, полученным из органов федерального казначейства в электронном виде, и используются для формирования статистической налоговой отчетности о поступлении платежей, администрируемых налоговыми органами, по соответствующему субъекту Российской Федерации за истекший отчетный период.
Записи в реестрах по формам N 25-3 и N 25-4 производятся ежедневно на основании данных соответствующих финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
3. Суммы платежей, поступившие на счета по учету доходов бюджетов без подтверждающих документов, до получения соответствующих платежных документов относятся к невыясненным поступлениям.
Все невыясненные платежи заносятся в Ведомость невыясненных платежных документов (форма N 48).
4. Итоги поступлений, возвратов, зачетов и выплат по счетам, открытым финансовым органам субъекта Российской Федерации или муниципального образования, с начала года подводятся в реестрах по форме N 25-3 и 25-4 ежедневно при записях сумм поступлений и возвратов.
Специалистами отдела учета и отчетности УФНС ежемесячно проводится выверка данных о поступлениях в бюджет и возвратах из бюджета, отраженных в реестрах по форме N 25-3, с данными финансовых органов субъекта Российской Федерации, а специалистами территориальных налоговых органов выверка данных о поступлениях в бюджет и возвратах из бюджета, отраженных в реестрах по форме N 25-4, с данными финансовых органов муниципальных образований.
Результаты выверки отражаются в Акте сверки данных налогового органа о поступлениях в бюджет и возвратах из бюджета с данными финансовых органов по форме N 53 (Приложение N 6).
Акт сверки с УФК формируется на основании данных отчета УФНС о поступлениях по форме, утвержденной приказом ФНС России, и соответствующими данными УФК. При этом допускаются расхождения по поступлениям в региональный и местный уровни бюджетов по соответствующим КБК только на суммы, отраженные в реестрах 25-3, 25-4 (для регионального уровня) и в реестре 25-4 (для местного уровня).
VII. Порядок отражения в карточках "РСБ"
местного уровня информации о начисленных к уплате
(доплате), уменьшению суммах налогов (сборов) и иных
обязательных платежей
Основные принципы принятия и ввода в автоматизированную систему АИС "Налог" и в карточки "РСБ" данных из документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, установлены Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых плательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76 "О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65".
Отделы ввода и обработки данных вводят в систему данные из деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов) и иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами. В карточках "РСБ" отражаются также начисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налога (сбора).
Исчисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налогов (сборов) отражаются в карточках "РСБ" в хронологическом порядке.
При этом в графе 1 фиксируется дата проводимой записи операции.
В графе 2 расшифровывается наименование операции в соответствии со справочником операций, применяемом в программных средствах по ведению карточек "РСБ", относящихся к блоку начислений.
В графе 3 указывается код операции в соответствии со справочником операций (код операции проставляется специалистами отдела ввода и обработки данных).
В графе 4 фиксируется документ, являющийся основанием для проведения соответствующих операций, указанных в графе 2 карточки "РСБ": налоговая декларация (расчет), корректирующая налоговая декларация (расчет), авансовый расчет, решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решение судебных органов, решение вышестоящих налоговых органов, отменяющее (изменяющее) решение нижестоящих налоговых органов и другие документы, служащие основанием для отражения в карточке "РСБ" начисленных сумм.
В графе 5 указывается дата получения (регистрации в налоговом органе) налоговой декларации (расчета), корректирующей налоговой декларации (расчета), авансового расчета, дата решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или другого документа, определяющего (изменяющего) сумму начислений.
В графе 6 указывается срок уплаты исчисленной суммы, установленный законодательством о налогах, сборах и иных обязательных платежах, администрируемых налоговыми органами. Если представлены корректирующие налоговые декларации (расчеты) или принято решение по результатам налоговой проверки за предыдущие отчетные (налоговые) периоды, в графе 6 указывается установленный срок уплаты за тот отчетный (налоговый) период, по которому вносится исправление.
В графе 7 указываются начисленные, доначисленные суммы.
Если налогоплательщиком представлена корректирующая налоговая декларация (расчет) к доплате или к уменьшению по отношению к первоначальной налоговой декларации (расчету) после истечения установленного срока уплаты налога (сбора) за соответствующий отчетный (налоговый) период, то доначисление или уменьшение сумм налога (сбора) проводится в карточку "РСБ" отдельной записью.
В графе 8 указываются суммы, начисленные к уменьшению.
В случае представления налогоплательщиком корректирующей декларации (расчета) в карточке "РСБ" отражается разница к доплате или уменьшению по отношению к предыдущей декларации (расчету) за соответствующий налоговый (отчетный) период (первичной декларации, в которую налогоплательщиком вносятся изменения).
Если налогоплательщик повторно представляет новую декларацию по тому налоговому (отчетному) периоду, по которому ранее уже представлялась корректирующая декларация, то в карточку "РСБ" проводится разница к доплате или уменьшению с учетом уже проведенных изменений.
Например:
В соответствии с представленной налогоплательщиком первоначальной декларацией за I квартал 2004 года в карточку "РСБ" введена подлежащая уплате сумма в размере 1000 рублей.
В июне 2004 года налогоплательщиком представлена корректирующая декларация за тот же отчетный период, где исчисленная к уплате сумма составляет 1200 рублей. Поскольку в карточку "РСБ" уже была проведена сумма в размере 1000 рублей, то с учетом корректирующей декларации следует провести сумму к доплате в размере 200 рублей.
В августе 2004 года налогоплательщиком представлена вторая корректирующая декларация, где сумма, подлежащая уплате за тот же отчетный период, составляет 900 рублей. Поскольку общая сумма начислений с учетом первой корректирующей декларации составила 1200 рублей, необходимо в карточку "РСБ" провести сумму к уменьшению в размере 300 рублей (1200 - 900).
Таким образом, в карточке "РСБ" будет исчислена конечная сумма, подлежащая уплате налогоплательщиком за I квартал 2004 года, которая будет соответствовать сумме, указанной налогоплательщиком в последней корректирующей декларации, а именно: 1000 + 200 - 300 = 900 рублей.
При отражении в информационных ресурсах данных корректирующих налоговых деклараций (расчетов) сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 1 января текущего года и на даты, предшествующие дате проведения в карточке "РСБ", изменению не подлежат.
Для отражения в карточках "РСБ" начисленных сумм, а также доначисленных (уменьшенных) в результате налоговых проверок сумм используются данные из информационных ресурсов "Камеральные налоговые проверки" и "Выездные налоговые проверки", Единые требования к формированию которых утверждены Приказом МНС России от 17.11.2003 N БГ-3-06/627@ "Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам" (с учетом изменений и дополнений) (далее - Информационные ресурсы "Камеральные налоговые проверки" и Информационные ресурсы "Выездные налоговые проверки").
В графы 7, 8 данные вводятся:
1) из Информационного ресурса "Камеральные налоговые проверки":
а) суммы к уплате (доплате), уменьшению (из соответствующих строк налоговых деклараций (расчетов));
б) суммы, отраженные в реквизитах, поименованных в приложениях N 6, 7, 13 к Единым требованиям к формированию Информационного ресурса "Камеральные налоговые проверки", утвержденным Приказом МНС России от 17.11.2003 N БГ-3-06/627@ (с учетом изменений и дополнений), в том числе:
- в реквизитах по кодам 13 и 15 раздела VI "Реквизиты для формирования решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" (приложение N 6);
- в реквизитах по кодам 11, 13 и 15 раздела VII "Реквизиты для формирования решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" (приложение N 7);
- в реквизите по коду 9 раздела XIII "Уточненные показатели результатов камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, на основании документов вышестоящих налоговых органов и (или) судов" (приложение N 13).
В карточке "РСБ" по налогу на добавленную стоимость не отражаются подтвержденные к возмещению суммы НДС, исчисленного по ставке 0 процентов, по решениям камеральных налоговых проверок, на основании документов вышестоящих налоговых органов и (или) судов;
2) из информационного ресурса "Выездные налоговые проверки" вводятся суммы, отраженные в реквизитах, поименованных в приложениях N 25, 26 и 30 к Единым требованиям к формированию информационного ресурса "Выездные налоговые проверки", утвержденным Приказом МНС России от 17.11.2003 N БГ-3-06/627@ (с учетом изменений и дополнений), в том числе:
- в реквизитах по кодам 20 и 23 раздела XXV "Реквизиты для формирования решения о привлечении налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" (приложение N 25);
- в реквизитах по кодам 18 и 21 раздела XXVI "Реквизиты для формирования решения об отказе в привлечении налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения" (приложение N 26);
- в реквизите по коду 7 раздела XXX "Уточненные показатели результатов выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании документов вышестоящих налоговых органов и (или) судов" (приложение N 30).
В случае выявления факта излишнего возмещения сумм НДС, исчисленного по ставке 0 процентов, который указывается в решении по результатам рассмотрения выездной налоговой проверки, а также в решении вышестоящего налогового органа об отмене (изменении) ранее принятого решения налогового органа о подтверждении налогового вычета, в графе 7 карточки "РСБ" отражается доначисленная сумма.
В графе 16 показываются суммы пеней, начисленных (доначисленных) и уменьшенных программно, а также в результате представления корректирующих налоговых деклараций (расчетов), авансовых расчетов (в соответствии с установленным порядком по конкретному виду налога), на основании решений налоговых органов по результатам материалов налоговых проверок, решений судебных органов, вышестоящих налоговых органов, отменяющих (изменяющих) решения нижестоящих налоговых органов. Сумма уменьшений (списаний) ранее начисленных пеней проводится в графе 16 со знаком "минус".
В графе 21 отражаются суммы начисленных (доначисленных, уменьшенных) налоговых санкций на основании решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решений судебных органов, решений вышестоящих налоговых органов, отменяющих (изменяющих) решение нижестоящих налоговых органов. Сумма уменьшений (списаний) ранее начисленных пеней проводится в графе 21 со знаком "минус".
VIII. Порядок учета пеней
1. Начисление пеней осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
При возникновении проблемной ситуации с начислением пеней необходимо проверить соответствие ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ России, в нормативно-справочной информации программных средств (НСИ). При обнаружении ошибки проинформировать об этом Отдел информационных технологий.
После корректировки Отделом информационных технологий ставки рефинансирования осуществить пересчет пеней и при необходимости сообщить о результате в Отдел работы с плательщиками.
При правильной ставке рефинансирования в НСИ "Системы ЭОД" проверить по карточке "РСБ" количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора). При обнаружении ошибки в количестве дней просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) проинформировать об этом Отдел информационных технологий.
Если проверка ставки рефинансирования и количества дней просрочки ошибок не выявила, необходимо проверить алгоритм расчета пеней в карточке "РСБ":
SP = N x K x SR x 1/300 x 1/100,
где:
SP - сумма пени;
N - недоимка, исчисленная по методике, установленной для определения показателя, указываемого в графе 15 раздела I "Учет работы по направлению требований об уплате налога, требований об уплате сбора и требований об уплате налоговой санкции" журнала результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки, утвержденного Приказом МНС России от 03.09.2004 N САЭ-3-29/489@;
K - количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора);
SR - действующая ставка рефинансирования Банка России, выраженная в процентах.
Суммы пеней рассчитываются отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования.
Отделы учета обязаны контролировать отсутствие возможности ручной корректировки ставки пеней.
В случае изменения ставки рефинансирования ЦБ России должна указываться дата, начиная с которой осуществлен пересчет ставки пени. Если ставка пеней изменена с опозданием, то пересчет пеней с момента изменения ставки рефинансирования по день, когда изменена ставка пеней в НСИ программных средств, должен отражаться отдельной строкой с указанием количества дней пересчета и суммы пеней. Указанный пересчет осуществляется с учетом хронологии ведения карточки "РСБ".
2. Расчет пеней осуществляется в рублях и копейках. Округление рассчитанной суммы копеек производится до целых копеек.
ПРИМЕР РАСЧЕТА ПЕНЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СТАВОК
РЕФИНАНСИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ
(в ред. Приказа ФНС РФ от 30.06.2005 N САЭ-3-10/293@)
--------T------T-------T--------T---------------T---------T------¬
¦Начис- ¦Упла- ¦Дата ¦Недоимка¦Число дней про-¦Начислены¦Сумма ¦
¦лено по¦чено ¦уплаты ¦(рублей)¦срочки, ставка ¦пени за ¦пеней ¦
¦сроку ¦(руб- ¦(поле ¦ ¦рефинансиро- ¦соответ- ¦нарас-¦
¦(дата, ¦лей) ¦71 рас-¦ ¦вания Банка ¦ствующий ¦тающим¦
¦сумма -¦ ¦четного¦ ¦России <**> ¦период ¦итогом¦
¦рублей)¦ ¦доку- ¦ ¦ ¦(рублей) ¦(руб- ¦
¦ ¦ ¦мента ¦ ¦ ¦ ¦лей) ¦
¦ ¦ ¦<*>) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+------+-------+--------+---------------+---------+------+
¦06.04 ¦500,00¦11.04 ¦1000,00 ¦с 07.04 по ¦4,00 ¦4,00 ¦
¦1000,00¦ ¦ ¦ ¦10.04 = 4 дня ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ставка Банка ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦с 06.04 = 30% ¦ ¦ ¦
+-------+------+-------+--------+---------------+---------+------+
¦ ¦200,00¦16.04 ¦500,00 ¦с 11.04 по ¦2,50 ¦6,50 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦15.04 = 5 дней ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ставка Банка ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦- 30% ¦ ¦ ¦
+-------+------+-------+--------+---------------+---------+------+
¦ ¦ ¦ ¦300,00 ¦с 16.04 по ¦4,20 ¦10,70 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦06.05 = 21 день¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ставка Банка ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦с 16.04 = 20% ¦ ¦ ¦
+-------+------+-------+--------+---------------+---------+------+
¦06.05 ¦ ¦ ¦1

ПРИКАЗ ФНС РФ от 12.05.2005 n ШС-3-10/201@ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ВЕДЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ БАЗЫ ДАННЫХ РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ  »
Постановления и Указы »
Читайте также