Расширенный поиск

Указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995 № 940

 



                              У К А З

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


          Об утверждении Стратегического курса Российской
        Федерации с государствами - участниками Содружества
                      Независимых Государств

         (В редакции Указа Президента Российской Федерации
                     от 31.08.2005 г. N 1010)

     В целях  углубления  интеграционных  процессов  в  Содружестве
Независимых Государств и повышения согласованности действий органов
исполнительной  власти  Российской  Федерации  на  этом направлении
п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить   прилагаемый   Стратегический   курс  Российской
Федерации с государствами  -  участниками  Содружества  Независимых
Государств.
     Обязать органы    исполнительной    власти    всех     уровней
неукоснительно    руководствоваться   им   в   своей   практической
деятельности.
     2.  (В   редакции   Указа   Президента   Российской  Федерации
от 31.08.2005 г. N 1010)
     3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


     Президент Российской Федерации                       Б. Ельцин

     Москва, Кремль
     14 сентября 1995 года
     N 940
     _____________________



     УТВЕРЖДЕН
     Указом Президента
     Российской Федерации
     от 14 сентября 1995 г.
     N 940



                   Стратегический курс России с
              государствами - участниками Содружества
                      Независимых Государств

         (В редакции Указа Президента Российской Федерации
                     от 31.08.2005 г. N 1010)


     Развитие Содружества Независимых Государств (далее именуется -
СНГ) отвечает жизненным интересам Российской Федерации, а отношения
с государствами СНГ - важный  фактор  включения  России  в  мировые
политические и экономические структуры.

          I. Цели и основные задачи Стратегического курса
         России с государствами - участниками Содружества
                      Независимых Государств

     1. Приоритетность  отношений  с  государствами  -  участниками
Содружества Независимых Государств (далее именуются  -  государства
СНГ) в политике Российской Федерации определяется прежде всего тем,
что:
     на территории   СНГ   сосредоточены   наши  главные  жизненные
интересы в области экономики,  обороны,  безопасности,  защиты прав
россиян,   обеспечение   которых   составляет  основу  национальной
безопасности страны;
     эффективное сотрудничество   с   государствами   СНГ  является
фактором, противостоящим центробежным тенденциям в самой России.
     2. Главной  целью  политики  России  в  отношении СНГ является
создание интегрированного экономически  и  политически  объединения
государств,  способного  претендовать  на достойное место в мировом
сообществе.
     3. Развивая  отношения  с  партнерами  по  СНГ,  важно  твердо
руководствоваться принципом ненанесения  ущерба  интересам  России.
Разнонаправленные  интересы  партнеров  необходимо согласовывать на
основе сбалансированности взаимных компромиссов.
     4. Основные задачи политики России в отношении с государствами
СНГ:
     обеспечение надежной   стабильности  во  всех  ее  измерениях:
политическом, военном, экономическом, гуманитарном и правовом;
     содействие становлению государств СНГ в качестве политически и
экономически  устойчивых   государств,   проводящих   дружественную
политику в отношении России;
     укрепление России в качестве ведущей силы  формирования  новой
системы  межгосударственных  политических и экономических отношений
на территории постсоюзного пространства;
     наращивание интеграционных процессов в СНГ.

                 II.  Экономическое сотрудничество

     5. Рассматривать  взаимовыгодное  экономическое сотрудничество
как основополагающую предпосылку решения всего  комплекса  вопросов
взаимоотношений с государствами СНГ.  Решать эту задачу, оптимально
сочетая многосторонние в рамках Экономического союза и двусторонние
формы отношений.
     6. В развитии  торговых  связей  исходить  из  того,  что  они
представляют  собой  важный  инструмент  стабилизации экономической
ситуации и выхода из кризиса как в России,  так  и  в  государствах
СНГ.
     7. Одним из важнейших путей  организационного  укрепления  СНГ
является  постепенное  расширение  Таможенного  союза,  включающего
государства, связанные с Россией глубоко интегрированной экономикой
и стратегическим политическим партнерством.
     Вести дело  к  постепенному,  по  мере   созревания   условий,
присоединению  остальных  членов Экономического союза к Таможенному
союзу.
     Добиваться сближения  национальных  экономических систем путем
выработки совместно с  партнерами  путей  совершенствования  единых
модельных  актов  в  рамках Межпарламентской Ассамблеи государств -
участников Содружества Независимых Государств.
     Предлагаемая Россией   в  рамках  СНГ  модель  разноскоростной
интеграции не является обязательной. Однако отношение к этой модели
со  стороны  наших  партнеров  будет важным фактором,  определяющим
масштабы экономической, политической и военной поддержки со стороны
России.
     В целях укрепления и расширения Таможенного союза двусторонние
договоренности  не  должны давать их участникам равных (и тем более
больших) преимуществ,  чем те,  которые имеются  у  членов  данного
союза.
     8. В качестве важнейшего условия развития и  совершенствования
сотрудничества    рассматривать   нормализацию   платежно-расчетных
отношений.  В связи с этим ускорить  практическую  деятельность  по
формированию  Платежного  союза,  имея  в  виду  установление общих
правил  организации  валютных  рынков  государств  СНГ,  применение
обменного  курса  валют,  формируемого  в соответствии со спросом и
предложением,  достижение взаимной обратимости национальных валют и
использование  в обозримой перспективе российского рубля в качестве
резервной валюты.
     9. Формирование   жизнеспособного  интеграционного  сообщества
предполагает эффективное сотрудничество  в  развитии  производства,
науки и техники.
     Важнейшими направлениями этой работы считать:
     выявление общих     научно-технологических    приоритетов    и
реализацию  совместной  стратегии  в  целях  формирования   единого
научного и технологического пространства;
     согласование процессов  структурной  перестройки  национальной
экономики   с   выходом   на  разработку  общих  межгосударственных
инвестиционных программ;
     обеспечение условий    для    совместной   работы   ученых   и
специалистов-производственников;
     объединение усилий   по  решению  проблем  экологии  и  охраны
окружающей среды.
     10. Последовательно   решать   задачу  сближения  национальных
правовых  и   экономических   условий   для   создания   совместной
собственности на основе свободной предпринимательской деятельности,
создания  в   перспективе   общего   рынка   капиталов.   Оказывать
всестороннюю        государственную        поддержку       созданию
финансово-промышленных  групп  с  участием  предприятий  и   банков
государств  СНГ,  формированию  транснациональных производственных,
научно-технических и прочих структур.
     11. Обеспечить   необходимые   условия   для  функционирования
Межгосударственного экономического  комитета  Экономического  союза
государств  -  участников  Содружества  Независимых  Государств как
международной организации,  нацеленной на  повышение  действенности
сотрудничества в рамках СНГ.

                  III.  Национальная безопасность

     12. Вести дело к созданию системы коллективной безопасности на
основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 г.
и   двусторонних   соглашений  между  государствами  СНГ.  Поощрять
намерение государств - участников ДКБ объединиться в оборонный союз
на базе общности интересов и военно-политических целей.
     Последовательно вести   работу   по   упорядочению   механизма
выполнения достигнутых в рамках СНГ соглашений в оборонной области,
сохранению  на  основе  взаимной  договоренности  объектов  военной
инфраструктуры.  В  случае обоюдного интереса переходить на принцип
военного  базирования,  четко  регламентируя  при   этом   правовое
положение  российских военных баз,  а также статус военнослужащих и
членов их семей, находящихся в этих государствах.
     Решать эти  вопросы  адекватно военно-политической обстановке,
складывающейся в каждом государстве СНГ.
     Добиваться от    государств   СНГ   выполнения   обязательства
воздерживаться от участия в союзах и  блоках,  направленных  против
любого из этих государств.
     13. Углублять сотрудничество между государствами СНГ  в  сфере
безопасности государственных границ.
     Исходить из того,  что национальным интересам России  и  общим
интересам  государств  СНГ  соответствует надежная охрана границ по
периметру  СНГ,  которая  является  их   общим   делом   и   должна
осуществляться совместными усилиями.
     Завершить работу  по  урегулированию   комплекса   пограничных
вопросов  с  государствами  СНГ  и созданию договорно-правовой базы
пребывания Пограничных войск Российской Федерации в  этих  странах.
Изучить  возможность создания в дальнейшем региональных объединений
командований  пограничных  войск  государств  СНГ,   стремиться   к
созданию единой системы охраны их границ.
     Одновременно, с    учетом     внешнеполитической     ситуации,
осуществлять   обустройство   государственной   границы  Российской
Федерации со всеми сопредельными  государствами  в  соответствии  с
Законом  Российской Федерации "О Государственной границе Российской
Федерации",  учитывая при  этом,  что  долгосрочным  планам  России
соответствует сохранение принципа открытости границ внутри СНГ.  На
практике руководствоваться дифференцированным подходом к  отдельным
участкам государственной границы Российской Федерации в зависимости
от состояния двусторонних отношений с тем или иным государством.
     14. Исходить  из  того,  что важной составной частью усилий по
обеспечению стабильности на территории СНГ является  миротворческая
деятельность,   направленная  на  урегулирование  и  предотвращение
конфликтов   в    государствах    СНГ    преимущественно    мирными
политико-дипломатическими средствами.
     Вести дело  к  тому,   чтобы   миротворчество   стало   плодом
коллективных усилий государств СНГ путем их более активного участия
на всех этапах деятельности по налаживанию  механизма  оперативного
решения  вопросов  миротворчества  в рамках СНГ.  Всю работу в этом
направлении проводить во взаимодействии с ООН  и  ОБСЕ,  добиваться
реального  участия  этих международных организаций в урегулировании
конфликтов на территории СНГ.
     При этом    во    взаимодействии   с   третьими   странами   и
международными организациями достигать с их стороны понимания того,
что этот регион прежде всего является зоной интересов России.
     Развивать сотрудничество по линии служб  безопасности,  прежде
всего с целью недопущения использования территории СНГ спецслужбами
третьих  стран  во  враждебных  России  целях.  Сотрудничество   со
службами безопасности государств СНГ строить при строгом соблюдении
законодательства  Российской  Федерации  и  уважении  международных
обязательств России в области прав человека.

         IV.  Гуманитарное сотрудничество и права человека

     15. Активизировать  культурный  обмен  России  с государствами
ближнего  зарубежья,  сотрудничество  с  ними  в   области   науки,
образования,  спорта.  Обеспечивать российское теле- и радиовещание
на ближнее зарубежье,  поддерживать продвижение российской прессы в
этот  регион,  осуществлять подготовку в России национальных кадров
для государств СНГ.
     Особое внимание  уделить  восстановлению  позиций  России  как
главного  образовательного  центра  на  территории   постсоветского
пространства,   имея   в  виду  необходимость  воспитания  молодого
поколения государств СНГ в духе дружественного отношения к России.
     Наладить взаимный    обмен    информацией   и   сотрудничество
национальных комиссий по делам ЮНЕСКО государств СНГ.
     16. Добиваться реального обеспечения всем гражданам государств
СНГ независимо от национальности и  иных  различий  равных  прав  и
свобод. Способствовать выражению, сохранению и развитию этнической,
культурной,  языковой  и  религиозной  самобытности  всех  народов,
населяющих эти страны.
     Активно содействовать адаптации россиян к новым политическим и
социально-экономическим реалиям в странах их постоянного проживания
- бывших республиках СССР.
     В случае  нарушений прав россиян в государствах СНГ в качестве
возможной меры воздействия ставить  решение  вопросов  финансового,
экономического,   военно-политического   и  другого  сотрудничества
России с конкретным государством в зависимость от реальной  позиции
в области соблюдения прав и интересов россиян на его территории.
     Оказывать россиянам      содействие      в       осуществлении
производственно-хозяйственной,  предпринимательской,  коммерческой,
культурно-просветительской, образовательной деятельности.
     Завершить разработку  в  рамках  СНГ  договорно-правовой базы,
регулирующей взаимоотношения государств СНГ  в  области  соблюдения
основных  прав и свобод человека и национальных меньшинств,  имея в
виду необходимость снятия остроты национального вопроса в принципе.

       V. Координация деятельности по решению международных
          проблем и взаимодействие с мировым сообществом

     17. Настойчиво  и последовательно подводить наших партнеров по
СНГ  к  выработке  общих  позиций   по   международным   проблемам,
координации   действий   на  мировой  арене.  Совместными  усилиями
добиваться  дальнейшего  утверждения  СНГ  в  качестве  влиятельной
региональной  организации и на ее уровне налаживать с авторитетными
международными  форумами   и   организациями   крупномасштабное   и
взаимовыгодное сотрудничество.
     18. Исходить  из  того,  что  важнейшим  фактором,   способным
препятствовать   центробежным   тенденциям   в  СНГ,  должна  стать
нарастающая эффективность взаимного сотрудничества.
     Основные усилия    сосредоточить   на   согласовании   позиций
государств СНГ в ООН,  ОБСЕ,  а также их подходов  к  отношениям  с
НАТО, ЕС, Советом Европы.

            VI. Основные задачи двусторонних отношений

     19. Двусторонние  отношения  с государствами СНГ формируются с
учетом специфики каждого из  этих  государств  и  их  готовности  к
различным формам углубленной интеграции.  При проведении российской
политики в отношении государств СНГ в двустороннем  плане  исходить
из того, что интересам России соответствуют:
     содействие стабилизации   политического,   экономического    и
социального положения в этих странах;
     глубокое поэтапное вовлечение  их  на  добровольной  основе  в
интеграционные  процессы,  в  коллективное решение вопросов военной
безопасности, охраны границ, миротворческой деятельности;
     недопущение конфронтационного  характера  отношений  России  с
государствами СНГ.
     20. Предметом  постоянной  заботы в двусторонних экономических
отношениях должны стать:
     поддержание равновесия    платежного    баланса    на   основе
долгосрочных соглашений;
     сохранение ведущего положения России на рынках СНГ, особенно в
сфере сбыта готовой продукции;
     выполнение обязательств      по     кооперационным     связям,
предотвращение задолженности по товарным поставкам  и  нормализации
платежно-кредитных отношений;
     благоприятствование транзиту российских товаров по территориям
этих государств.

           VII. О внутрироссийском механизме реализации
         настоящего Стратегического курса в отношении СНГ

     21. Правительство    Российской    Федерации    совершенствует
внутрироссийский  механизм  реализации  стратегии  в отношении СНГ,
уточняет  компетенцию  министерств   и   ведомств,   осуществляющих
определенные  функции  в сфере взаимоотношений с государствами СНГ,
систематически укрепляет правовую  основу  сотрудничества  с  этими
государствами.
     22. Министерство   иностранных   дел   Российской   Федерации,
осуществляющее   государственное  управление  в  области  отношений
Российской Федерации  с  иностранными  государствами,  обеспечивает
реализацию   общей  стратегии  и  координацию  внешней  политики  с
государствами СНГ.
     23. На  Министерство  Российской Федерации по сотрудничеству с
государствами  -  участниками  Содружества  Независимых  Государств
возлагается   ответственность   за   реализацию   экономической   и
социальной политики Российской Федерации в сфере взаимоотношений  с
государствами СНГ.
     Указанное Министерство:
     организует работу   и  координирует  деятельность  федеральных
органов  исполнительной  власти  и  органов  исполнительной  власти
субъектов   Российской   Федерации  по  развитию  сотрудничества  с
государствами СНГ в экономической и социальной областях;
     осуществляет организацию  переговорного  процесса и подготовки
двусторонних   и   многосторонних   договоров   и   соглашений    с
государствами СНГ по экономическим и социальных вопросам;
     содействует внешнеэкономической   деятельности   хозяйствующих
субъектов Российской Федерации с государствами СНГ;
     контролирует выполнение  достигнутых   с   государствами   СНГ
договоренностей   и   реализацию   обязательств   по   договорам  и
соглашениям Российской Федерации с этими государствами.
     24. (Утратил  силу  -  Указ  Президента  Российской  Федерации
от 31.08.2005 г. N 1010)

                      *          *         *

     Продвижение по  всем  этим   направлениям   создаст   реальную
возможность  построения  в  перспективе  региональной международной
организации,     способной     обеспечивать     политическую      и
социально-экономическую стабильность на территории СНГ.


                        ___________________

Информация по документу
Читайте также